Социальный проект по профилактики табакокурения, наркотических.
проект (11 класс) на тему
Социальный проект по профилактики табакокурения, наркотических средств среди молодежи 15-18 лет. Создание в молодежной среде волонтеров готовых помочь в этом вопросе взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предложены и разработаны трененги для профилактики СПИД. | 789.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Притча «Мудрец и юноша»
В селении пронесся слух о том, что появился мудрец, который может ответить на любые вопросы. И тогда один молодой человек подумал: «Дай-ка я перехитрю мудреца. Пойду в поле, поймаю бабочку и зажму ее между ладоней. Потом пойду к мудрецу и спрошу, жива бабочка или мертва. Если мудрец скажет, что жива, я сожму ладони покрепче и покажу ему, что бабочка мертва. А если он скажет, что мертва, то я раскрою ладони – и бабочка улетит». Как подумал, так и сделал. Пошел он в поле, поймал бабочку и принес ее к мудрецу:
- «Вот, мудрец, у меня в руках бабочка, скажи мне, жива она или мертва». Посмотрел мудрец внимательно на юношу и сказал:
Проект программы волонтерского клуба в школе
по профилактике ВИЧ/СПИДА среди сверстников.
ТАЙШЕТ 2010
Пояснительная записка.
«Легче зажечь свечу,
Чем клясть темноту »
Конфуций.
До сих пор многие в России думают, что проблема ВИЧ/СПИДА их не касается. Однако статистика говорит о другом: на конец 2009 г. в мире насчитывалось 40 млн.людей, живущих с ВИЧ/ СПИДОМ (ЛЖВС). Большинство из них - молодежь. Эпидемия ВИЧ/СПИДА стремительно распространяется и в нашей стране. В 2009 г. в России насчитывалось более 400 тыс. ВИЧ-инфицированных. По данным российской статистики, 20% из них - юноши и девушки в возрасте до 20 лет, около 60% - молодежь от 21 года до 30 лет Сегодня случаи ВИЧ/СПИД зарегистрированы во всех регионах России. Самой уязвимой группой населения сейчас являются юноши и девушки моложе 30 лет. Их доля в общем числе людей, живущих с ВИЧ/СПИДОм в России, превышает показатель в 80%. ВИЧ/СПИД влияет не только на здоровье отдельного человека, но и на государство и общество в целом. Проблемы, которые возникают в обществе из-за распространения ВИЧ/СПИДА касаются так или иначе всех. Лекарство от ВИЧ до сих пор не найдено. На сегодняшний день медикам удалось разработать лишь средства, позволяющие несколько продлить жизнь ВИЧ-инфицированного человека. Именно поэтому так важно попытаться объяснить всем, как избежать заражения. Во многих странах клиники по планированию семьи предоставляют услуги замужним женщин и семейным парам, к тому же молодые люди неохотно разговаривают о сексе с врачами или медсестрами из-за смущения или беспокойства о соблюдении конфиденциальности. Они также могут чувствовать себя некомфортно при разговоре с родителями, а родители, в свою очередь, могут чувствовать смущение и нехватку знаний для обсуждения этого вопроса со своими детьми. Однако большинство молодых людей ходят в школы, и школа является местом, где эти проблемы можно обсудить. Сильной стороной школы является то, что у детей есть учебный план, учителя и группа сверстников. Школа может давать им не только информацию, а также учить их навыкам. Помимо этого школа помогает формировать отношения с окружающими. Профилактика распространения ВИЧ/инфекции среди детей и молодежи стала важным направлением деятельности Министерства образования и науки России, органов управления образованием регионального и муниципального уровня, а также образовательных учреждений всех типов и видов.
Не менее важное направление профилактической работы – подготовка педагогических кадров по вопросам профилактики злоупотребления психо-активными веществами и ВИЧ-инфекции в образовательной среде.
На основании выше изложенного был создан проект «Все в твоих руках».
Цель программы: профилактика распространения ВИЧ/СПИД, ИППП в подростковой среде, формирование у молодежи идей здорового образа жизни, предотвращение дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции за счет активных профилактических вмешательств, программ обучения и просвещения.
Задачи:
1. предоставить достоверную информацию о проблеме ВИЧ/СПИД, ИППП и возможностей избегания заражения.
2. пропаганду и формирование здорового образа жизни (ЗОЖ);
3.умение защитить себя и научить окружающих противостоять рискованному поведению;
4. создание определенного личностного отношения к проблеме ВИЧ/СПИДа, толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом.
5. создание активной группы ребят (волонтеров)
Участники проекта:
Учащиеся школы в возрасте от 14 до 18 лет, администрация и педагоги школы, социальный педагог школы (Жолобова Н.А), психолог школы (Ходенко Д.Р), врачи, социальные работники, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних и др.
Пути реализации проекта:
Для реализации данного проекта используется добровольное участие учащихся школы для профилактике ВИЧ/СПИДА. Это объединение называется волонтерским движением. Волонтеры помогают взрослым специалистам вести работу по профилактике ВИЧ/СПИДА и решать проблемы, связанные с этим заболеванием. Волонтеры распространяют информацию о ВИЧ/СПИДЕ, помогают людям избавляться от опасных привычек, которые могут привести к заболеванию, учат их справляться со сложными жизненными ситуациями. Волонтеры, работающие по принципу «равный-равному», предоставляют подросткам информацию по профилактике ВИЧ/СПИДА, инфекций передаваемых половым путем, наркозависимости, табакокурения, алкоголизма, нежелательной беременности и других последствий рискованного поведения. Волонтеры проводят воспитательные программы для своих сверстников в школах и других учебных заведениях.
Кто такие волонтеры?
Волонтер – тот, кто добровольно принимает участие в каком-либо деле. (Новый словарь русского языка. Толковослово-образовательный / Автор Т.Ф.Ефремова. М: Русский язык, 2000.)
Среди учителей, врачей, психологов, родителей бывают такие, с кем ребенку можно поговорить об алкоголе, наркотиках, сексе, ВИЧ/СПИДЕ. Однако большинству взрослых неловко говорить с подростками на интимные темы. О серьезных вещах легче всего говорить со сверстниками. Во всем мире подростки, которые осознали опасность эпидемии ВИЧ/СПИДА, помогают друг другу. Эти юноши и девушки добровольно работают в профилактических программах для молодежи. Они передают друзьям и одноклассникам знания, которые помогут им сохранить жизнь и здоровье. Таких людей называют волонтерами, работающими по принципу «равный -равному».
Быть волонтером – это большой труд и большая ответственность. Но удовлетворение от работы стоит затраченных усилий. К тому же, работая волонтером, участники учатся сами:
1. решать собственные проблемы;
2. справляться со сложными жизненными ситуациями;
3. общаться с людьми на понятном им языке;
4. лучше понимать окружающих;
5. руководить людьми;
6. организовывать и проводить мероприятия без помощи взрослых.
Участники проекта, дети, школьники приобретают друзей, делают свою жизнь яркой, интересной и осмысленной, узнаешь много нового. Возможно, волонтерская работа станет первым шагом в направлении их будущей карьеры.
Волонтеры работают по всему миру. Практически ни одна сфера общественной жизни, включая экологию, образование, здравоохранение, культуру, не обходится без поддержки волонтеров. Профилактика ВИЧ/СПИДА – одно из важнейших направлений волонтерской деятельности, потому что эта проблема касается всех. Сейчас в России существует более 200 тысяч благотворительных организаций, в которых бок о бок с врачами, учителями и другими специалистами трудятся волонтеры.
Волонтеры – это молодые люди, школьники и недавние выпускники школ. Они не похожи друг на друга, разными путями пришли в волонтерское движение, но теперь участников объединяет большое общее дело. Волонтеры активно действуют, строят будущее собственными руками. Роль волонтеров в борьбе с ВИЧ/СПИДОМ очень важна. Не случайно Организация Объединенных Наций объявила 2001 год «Годом волонтёра»
Какова роль волонтеров в борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИДА?
Волонтеры участвуют в самых разных мероприятиях, посвященных тематике ВИЧ/СПИДА, например:
- проводят занятия со сверстниками в группах и индивидуально;
- помогают проводить акции, фестивали, выставки;
- участвуют в творческих конкурсах;
- помогают выпускать и распространять значки, плакаты, открытки, сувениры;
- работают корреспондентами в молодежных печатных изданиях;
- высказывают свое мнение по проблеме в дискуссиях, телепередачах.
С кем работают волонтеры?
Основная работа волонтеров – это занятия, которые они проводят со своими сверстниками в группах и индивидуально. Общаясь с подростками на равных, они могут гораздо лучше, чем взрослые, объяснить, как избегать рискованных ситуаций, как вести себя максимально разумно, если такая ситуация все-таки возникла. Волонтеры помогают сверстникам понять, насколько важно быть здоровым, и учат их беречь свое здоровье.
Быть здоровым – значит:
- не иметь болезней и травм;
- быть в хорошем настроении;
- вести активный образ жизни;
- общаться с друзьями;
- иметь увлечения;
- с удовольствием учиться и работать;
- с удовольствием отдыхать.
Некоторые люди меньше рискуют заразиться, некоторые – больше. Даже в твоем классе наверняка есть ученики, которые ходят строго по маршруту «дом – школа – музыкальная школа – дом», а есть такие, которые и в школе редко появляются, и домой приходят не всегда, и неизвестно с кем общаются. Но риск заражения ВИЧ есть и у тех, и у других, если они не знают, как защищаться. Всем здоровым людям нужна информация о том, как избежать заражения ВИЧ. Существуют три уровня профилактики: личностный уровень, уровень ближайшего окружения и социальный уровень. Волонтер в основном ведет профилактическую работу на первом уровне, но вполне может выходить и на более высокие.
Как работают волонтеры?
В основе всех методов работы волонтеров лежат два главных принципа:
Принцип «равный – равному»: означает, что волонтер проводит занятия со своими сверстниками не свысока, не как учитель, а на равных. Они доверяют друг другу и могут говорить на одном языке, искренне и свободно, даже когда речь идет о проблемах, связанных с поиском новых ощущений, сексом, нежелательной беременностью, угрозой заражения инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), и ВИЧ.
Большой принцип «равный – равному» можно разбить на восемь маленьких частей: Основные Принципы Общения Равных (ОПОР).
Основные Принципы Общения Равных (ОПОР)
- Доброжелательность: Волонтер не выказывает осуждения, отрицательных эмоций по отношению к другим.
- Уважение: Волонтер уважает достоинство, ценности, чувства и мысли каждого
человека.
- Терпимость: Волонтер учитывает возрастные, социально-психологические особенности и потребности тех, с кем работает. Он не судит людей за тот образ жизни, который они вели раньше или ведут сейчас, а подталкивает их в сторону здорового образа жизни.
- Внимательность: Волонтер умеет слушать и слышать других, а также замечать, слушают ли его. Иногда улыбка, жест, взгляд могут сказать больше, чем слова.
- Точность: Волонтер всегда предоставляет точную информацию, которая будет понята однозначно и не нанесет вреда участникам.
- Искренность: Волонтер говорит о своих чувствах искренне, ничего не придумывая. Однако он имеет право выбирать, что говорить, а что – нет. Неполная правда гораздо лучше, чем заведомая ложь.
- Честность: Волонтер честно признается в том, что у него нет готового ответа на вопрос или решения проблемы. Он имеет право сказать: «В данный момент я не могу ответить на этот вопрос, но обещаю ответ найти». Волонтер держит слово, получает дополнительную информацию от более опытных волонтеров, тренеров или специалистов.
- Открытость: Волонтер открыто рассказывает о целях и методах мероприятий, которые он проводит. Подростки участвуют в мероприятиях добровольно и имеют право знать о них все, прежде чем решат, принимать участие или нет.
Принцип «активного участия»: означает, что те, кому волонтер передает знания, активно участвуют в процессе обучения. Волонтеры не читают сверстникам лекции и нотации на тему «что такое хорошо, и что такое плохо», а проводят с ними игры, ролевые игры, мозговые штурмы и другие упражнения, которые позволяют вовлечь в работу как можно больше людей. Человек, вовлеченный в процесс обучения, усваивает знания гораздо лучше, чем тот, кто просто пассивно слушает.
Как стать волонтёром?
Волонтёром могут стать учащиеся школы с 15-18 лет, кто скажет себе: «Мне интересна такая деятельность, я готов отдавать часть своих сил и времени помощи людям». Теперь все зависит от твоего желания, усилий, готовности развиваться и помогать другим. Проверь, готов ли ты стать волонтером.
- Этап первый. Отбор в группу подготовки волонтеров. Будущий волонтер старается показать себя тренерам, которые проводят набор в группу подготовки волонтеров, и одновременно с этим еще раз проверить, насколько ему подходит такая работа.
- Этап второй. Подготовка к работе. Волонтер вырабатывает собственное отношение к проблеме ВИЧ и к людям, живущим с ВИЧ/СПИДОМ, учится оценивать степень рискованности своего поведения и защищать свое здоровье.
- Этап третий. Учеба. Волонтер получает информацию и учится передавать ее сверстникам в такой форме, чтобы они не только задумались над сказанным, но и захотели получить дополнительные знания, изменить свою жизнь. Волонтера учат работать с группой, организовывать и оценивать свою деятельность.
- Этап четвертый. Практика. Волонтер пробует себя в реальном деле, анализирует свои достижения и промахи с помощью более опытного волонтёра или специалиста.
- Этап пятый. Самостоятельная деятельность. Волонтер постоянно работает в профилактических программах для молодежи, совершенствует свои умения, стремится сделать все, что в его силах, чтобы остановить эпидемию ВИЧ/СПИДА.
В результате волонтерской работы в дальнейшем могут приобрести интересную профессию, которая связана со здоровым образом жизни и помощью людям. Например, станешь врачом, преподавателем, координатором или руководителем профилактических программ. Опыт и знания, которые они получат за время работы волонтером, обязательно пригодятся тебе в жизни.
В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.
Механизм реализации:
Социально-психологический тренинг. В ходе семинара-тренинга участники не только знакомятся с теоретической информацией, но и активно участвует в обсуждении предлагаемых тем. Для активации творческого процесса используются различные психогимнастические упражнения, организуется дискуссия, работа в режиме мозгового штурма. Применяются аудиовизуальные средства. Обучение интерактивным методом предполагает, кроме того, выполнение специальных упражнений с последующим подробным разбором в малых подгруппах и в общем кругу, двигаясь, таким образом, от эмпирического опыта к еще более высокой степени обобщения.
Просветительская деятельность ведется совместно с работниками правоохранительных органов, медработниками, учениками кадетского класса, группой волонтеров по направлениям «За здоровый образ жизни», «Нет наркотикам». Используются различные формы массовой пропаганды здорового образа жизни: «Равный обучает равного», выпуск газеты «Школьный калейдоскоп», общешкольные спортивные праздники, экскурсии, походы. Эта деятельность более эффективна, так как не только взрослые, но и сверстники пропагандируют здоровый образ жизни во время ролевых и деловых игр, обозрений, «круглых столов», дискуссий. Для проведения первичной профилактики среди сверстников и малышей в школе организованы волонтерские группы из числа подростков от 14 лет. Работа ведется через малые группы сотрудничества, в которых выстроена система обучения, взаимообучения, взаимотренировки и передачи информации в социум по принципу «Равный обучает равного».Не менее важным разделом профилактической работы является мониторинговые исследования.
Мониторинг среди учащихся позволяет выявить, насколько актуальна проблема распространенности употребления ПАВ в исследуемой среде, а также изучить динамику ситуации, определить приоритетные пути профилактики (предупреждение курения, алкоголизации, употребления наркотических веществ). Анкетирование - самый распространенный и эффективный способ организации мониторинга. Социологический опрос учащихся проводится анонимно, по единой методике с использованием одной и той же анкеты, правильным выбором объема исследования, сопоставляя полученные данные. Были поставлены цели и задачи исследования, а вопросы, имеющиеся в анкете соответствовали им.
После проведения мониторинговых исследований, анализа ситуации осуществляется:
- планирование и организация профилактических мероприятий,
- определялись мишени воздействия, апробации модели ВД в проблемной среде,
- подготовка и выпуск методических рекомендаций и другой антинаркотической литературы.
Так, если в обследуемой популяции на первое место выходят курение или употребление алкогольных напитков с той или иной степенью интенсивности, то основные усилия волонтеров должны быть направлены на профилактику употребления именно этих ПАВ. На занятиях используются интерактивные методы обучения, волонтеры «вовлекают» участников в работу семинара, предоставляют им возможность активно участвовать, используя свой собственный опыт. Ученики на тренинговых занятиях участвуют в:
- «мозговом штурме»;
- обсуждении в малых группах;
- изучении конкретных ситуаций;
- ролевой игре и рассказе историй, что дает возможность изучить проблемы, которые им неудобно обсуждать в реальной жизни;
- играх и создании рисунков.
Профилактическая работа проводится со всеми категориями несовершеннолетних, однако основной упор делается на учащихся 7-8 классов – как показывает практика работы правоохранительных органов именно в этом возрасте, в силу психологических, социальных и иных причин подростки наиболее подвержены негативному влиянию со стороны как сверстников, так и взрослых, что приводит к определенным проблемам - именно в этот временной отрезок ребенок, ранее бывший вполне адекватным, становится практически неуправляемым, может убежать из дому, бродяжничать, примкнуть к компании других неблагополучных подростков, где пробует первую сигарету или рюмку, иногда – совершает свое первое правонарушение или преступление.
Формы и методы профилактической работы заболевания ВИЧ.
Волонтерское движение состоит из нескольких этапов:
1. Организационный - создание волонтерского отряда, программы и плана деятельности.
2. Обучающий. Состоит из учебно-практического курса, включающего три тематических блока:
- «Познай и совершенствуй себя»;
- «Наша жизненная позиция - здоровый образ жизни и помощь другим»;
- «Наши знания о вредных привычках».
Основные методологические подходы при реализации учебно-практического курса - прецедентное обучение (участники анализируют создавшиеся ситуации), использование методик завязывания эмоционального контакта - ролевых игр, тренингов обучения, упражнений, анкетирования.
3. Развивающий - это занятия в творческих мастерских, кружках, секциях и студиях по интересам (в школе действуют 12 кружков и студий, 4 спортивные секции) на основе бесконфликтного общения.
4. Творческий - участие в конкурсах, играх, фестивалях, конференциях выставках детского творчества, соревнованиях различных уровней.
Организация профилактической работы с семьями здоровых и проблемных учащихся. Принцип системности предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной и эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции в стране;
Принцип стратегической целостности определяет единую целостную стратегию профилактической деятельности, обусловливающую основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции;
Принцип многоаспектности предполагает сочетание различных аспектов профилактической деятельности: представлений и знаний о социально- психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях ВИЧ/инфицирования;
Принцип аксиологичности (ценностной ориентации). Этот принцип включает формирование у детей и молодежи мировоззрения, основанного на понятиях об общечеловеческих ценностях, привлекательности здорового образа жизни, законопослушности, уважении к личности, государству, окружающей среде, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров инфицирования ВИЧ и как следствие — сдерживания эпидемии ВИЧ-инфекции;
Принцип ситуационной адекватности означает соответствие профилактических действий реальной социально-экономической ситуации в стране и в образовательной среде, обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности с учетом оценки эффективности и мониторинга ситуации. Принцип индивидуальной адекватности подразумевает разработку профилактических программ с учетом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей целевых групп. Создание системы мониторинга профилактики ВИЧ/СПИДА. Принцип комплексности — предполагает согласованность взаимодействия:
Реализация данного проект рассчитана на три года и имеет цикличный характер.
Нормативно-правовая база проекта:
Правовую основу концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, а также общепринятые принципы и нормы международного права, в том числе:
- Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. Ратифицирована Российской Федерацией5 мая 1998 г.;
- Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной ассамблеи от 20 ноября 1959 г.;
- Конвенция о правах ребенка. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной ассамблеи ООН №44/25 от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. №15591;
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря1995 г. №223 РФ ;
- Федеральный закон от 30 марта 1995 г. №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека(ВИЧ/инфекции)»;
- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52 РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Закон Российской Федерации от 22 июля 1993 г. №5487-1«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»;
- Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1«Об образовании»;
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № N 82 РФ «Об общественных объединениях»;
- постановление правительства Российской Федерации от13 ноября 2001 г. № 790 «О федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)»;
- приказ Минздравмедпрома России от 16 августа 1994 г.№170 «О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ/инфекции в Российской Федерации»;
- приказ Минздрава СССР от 5 сентября 1988 г. №690 «О совершенствовании учета лиц, инфицированных ВИЧ и больных СПИД»;
- приказ Минздрава России от 7 августа 2000 г. №312 «О совершенствовании организационной структуры и деятельности учреждений по профилактике и борьбе со СПИДОМ»;
- приказ Минздрава СССР от 10 июня 1985 г. №776 «Об организации поиска больных СПИД и контроле доноров на наличие возбудителя СПИДА»;
- постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 14 января 2004 г. №2 «Об активизации мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ/инфекции в Российской Федерации».
Основные понятия проекта:
Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) — вирус, вызывающий поражение клеток иммунной системы.
Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) — комплекс вторичных симптомов, вызываемых ВИЧ, характеризующийся присоединением инфекций и развитием полиорганной недостаточности.
Психоактивные вещества (ПАВ) — химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятся наркотические средства (наркотики), транквилизаторы, алкоголь, никотин и другие средства.
Наркотики — ПАВ, включенные в официальный перечень наркотических средств и психотропных веществ. Злоупотребление ПАВ — употребление ПАВ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.
Красная ленточка – международный общепризнанный символ борьбы со СПИДОМ. В 1991 г. ее создал американский художник Фрэнк Мур. Прикалывая красную ленточку к своей одежде, люди выражают стремление приложить усилия к решению проблемы ВИЧ/СПИД и демонстрируют солидарность с теми, кто стал жертвой эпидемии. Международное движение «Имена» и мемориал «Квилт». В 1987 г. гражданин США Клиф Джонс потерял друга, который умер от СПИДА. В память о друге Джонс сшил флаг и вышил на нем имя умершего. С этого момента начало развиваться всемирное движение под названием «Имена». Люди, присоединяющиеся к движению, шьют памятные флаги, на которых пишут или вышивают годы жизни и имена своих близких, умерших от СПИДА. Готовые полотна соединяются в большие квадраты, предназначенные для публичных показов, например, 1 декабря или в третье воскресенье мая. Так возник Международный СПИД/мемориал «Квилт» («Лоскутное одеяло»), существующий сегодня в 40 странах мира, в том числе и в России. Многоцветная мозаика Квилта лучше всяких слов дает понять, насколько масштабной является проблема ВИЧ/СПИДа и насколько велик риск, что она затронет каждого.
Агрессия – поведение или действие, направленное на нанесение вреда либо даже на
уничтожение другого человека или группы.
Антиген – вещество (например, вирус), стимулирующее реакцию иммунной системы. Иммунная система распознает это вещество как чужеродное и производит антитела для борьбы с ним.
Антитело – белковое соединение, которое организм производит в ответ на антиген, что-бы уничтожить или нейтрализовать бактерии, вирусы, яды или другие чужеродные вещества. Эта реакция, называемая реакцией «антигенантитело», составляет основу иммунного ответа.
Безопасный/защищенный секс – сексуальный контакт с использованием презерватива, при котором отсутствует риск заражения ВИЧ/СПИДом и ИППП.
Биологические жидкости – термин, используемый для общего обозначения всех жидкостей организма. Он включает в себя кровь, лимфу, мочу, слюну, сперму, вагинальную и спинномозговую жидкости, грудное молоко, пот и другие.
Бытовой контакт – контакт, происходящий в быту (прикосновение, пользование общей посудой, нахождение рядом и т.д.).
Вагинальный секрет – полужидкое вещество, естественная смазка влагалища, количество которой увеличивается при сексуальном возбуждении.
Вербальное общение – общение с использованием устной или письменной речи.
ВИЧ – вирус иммунодефицита человека, вызывающий впоследствии СПИД.
Гетеросексуальность – предпочтение сексуальных отношений с людьми противоположного пола.
Гомосексуальность – предпочтение сексуальных отношений с людьми своего пола.
Дискриминация – намеренное ограничение или лишение прав каких-либо лиц по признакам расы, национальности, государственной принадлежности, имущественного положения, политических или религиозных убеждений. В нашем случае важно не допускать дискриминации по отношению к ВИЧ-положительным людям.
Иммунная система – совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие защитных реакций организма. К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим – селезенка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани. Иммунная система распознает чужеродные вещества, нейтрализует их и «запоминает» свой ответ, чтобы воспроизвести его впоследствии при столкновении с аналогичным веществом.
Иммунодефицит – состояние организма, при котором недостаточно обеспечивается защита от болезнетворных микроорганизмов.
Интимность – глубокая личная значимость, сокровенность.
Инфекционное заболевание – заболевание, вызываемое болезнетворными микробами, вирусами, простейшими микроорганизмами или паразитами, передающееся от зараженного человека к здоровому.
Лимфоузлы – органы иммунной системы, расположенные по всему организму и защищающие его от болезнетворных микроорганизмов.
Латекс – вещество, из которого производят презервативы; отличается непроницаемостью для ИППП и ВИЧ.
Лейкоциты – «белые клетки крови», играющие важную роль в борьбе организма с инфекционными заболеваниями.
Невербальное общение – общение, при котором не используется речь, а выражения, мимика, жесты, движения телом и т.д.
Оппортунистические инфекции – заболевания человека с ослабленной иммунной системой, вызванные вирусом, который, как правило, здоровому человеку не вредит. Многие из этих микроорганизмов присутствуют в скрытой форме почти у всех людей, но способны вызывать заболевание только в тех случаях, когда иммунная система серьезно ослаблена.
Поведение высокого риска – привычки и стереотипы поведения, увеличивающие шансы подвергнуться опасности заражения ВИЧ. Такое поведение включает в себя незащищенные половые контакты, использование нестерильных игл и шприцев для инъекций, введение зараженного наркотика и т.п.
Презерватив – изделие из резины или латекса, плотно надеваемое на мужской член непосредственно перед половым актом. При правильном использовании является эффективным средством защиты от беременности и ИППП, в том числе от ВИЧ.
Сексуальность – термин, обобщающий характеристики сексуального влечения, сексуальной активности, сексуальных реакций, сексуальных предпочтений и т.д.
Симптом – признак болезненного состояния организма.
Синдром – сочетание признаков (симптомов) болезненного состояния организма, характерных для определенного заболевания.
СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита.
Стигма – клеймо на теле раба или преступника в Древней Греции. Сейчас под стигмой понимают чрезвычайно сильный социальный ярлык, который заставляет относиться к человеку только как к носителю определенного нежелательного качества.
Тест на антитела к ВИЧ – анализ, определяющий не наличие вируса или заболевания, а присутствие в крови антител, вырабатывающихся в ответ на заражение ВИЧ. Фактически этот тест дает ответ на вопрос о присутствии ВИЧ в организме.
Толерантность – терпимость, способность мириться или с пониманием относиться к чужому мнению, образу жизни, характеру и т.п.
1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом. В этот день во всех странах мира проводятся мероприятия, в ходе которых специалисты и волонтёры разъясняют людям, как важно бороться с эпидемией и поддерживать ВИЧ-инфицированных.
Третье воскресенье мая – День памяти умерших от СПИДА. В 1983 г. группа людей, лично затронутых этой проблемой, впервые организовала и провела День памяти умерших от СПИДа. С тех пор каждый год в третье воскресенье мая во многих странах мира организуются мероприятия (панихиды, концерты, выставки, конференции), призванные почтить память умерших и дать возможность живым задуматься над тем, что эпидемия может коснуться каждого.
Красная ленточка – международный общепризнанный символ борьбы со СПИДОМ. В 1991 г. ее создал американский художник Фрэнк Мур. Прикалывая красную ленточку к своей одежде, люди выражают стремление приложить усилия к решению проблемы ВИЧ/СПИДа и демонстрируют солидарность с теми, кто стал жертвой эпидемии.
Международное движение «Имена» и мемориал «Квилт». В 1987 г. гражданин США Клиф Джонс потерял друга, который умер от СПИДа. В память о друге Джонс сшил флаг и вышил на нем имя умершего. С этого момента начало развиваться всемирное движение под названием «Имена». Люди, присоединяющиеся к движению, шьют памятные флаги, на которых пишут или вышивают годы жизни и имена своих близких, умерших от СПИДа. Готовые полотна соединяются в большие квадраты, предназначенные для публичных показов, например, 1 декабря или в третье воскресенье мая. Так возник Международный СПИД-мемориал «Квилт» («Лоскутное одеяло»), существующий сегодня в 40 странах мира, в том числе и в России. Многоцветная мозаика Квилта лучше всяких слов дает понять, насколько масштабной является проблема ВИЧ/СПИДа и насколько велик риск, что она затронет каждого.
Мероприятия по реализации проекта:
Мероприятия | Время проведения | Участники | Цель: |
Подготовительный этап | |||
Обучаемся работе волонтера:
| Сентябрь | Волонтеры, Педагоги, Социальный педагог, Врачи. | формирование базовых формирование умения работать с группой формирование знаний и представлений |
Равный обучает равного | |||
«Игры на знакомство» | Октябрь-ноябрь | Волонтеры, Учащиеся 7-9 классов. | Цель этих занятий- способы познакомить участников и познакомиться с ними самому волонтеру. |
Мероприятия по просветительской работе волонтера. «Проблема ВИЧ/СПИДА: Почему это важно? Как развивается эпидемия» | Декабрь-январь | Волонтеры, учащиеся 7-9 классов, педагоги. |
отношение подростков к проблеме;
распространены в подростковой среде; 3. сориентироваться в подростковом мировоззрении. |
«Медико-биологические аспекты ВИЧ и развития заболевания | Февраль-март | Волонтеры, учащиеся 7-9 классов, педагоги | Цель: объяснить подросткам разницу между ВИЧ и СПИДом и научить их правильно употреблять эти аббревиатуры. |
«Пути передачи ВИЧ-инфекции» | март | Волонтеры, учащиеся 7-9 классов, педагоги | Цель:помочь группе понять и запомнить, в каких жидкостях организма содержится ВИЧ. |
«Способы защиты от ВИЧ-инфекции» | апрель | Волонтеры, учащиеся 7-9 классов, педагоги | Цель: - объяснить важность защиты от ВИЧ и других ИППП; - научить подростков оценивать свой собственный риск; - научить их выбирать способы защиты в каждой конкретной ситуации. |
«Жизнь с ВИЧ и формирование толерантности к людям, живущим с ВИЧ/СПИДОМ (ЛЖВС)» | май | Волонтеры, учащиеся 7-9 классов, педагоги | Цель:- предоставить участникам достоверную информацию; - помочь им почувствовать проблему и понять, что каждый человек может оказаться на месте ВИЧ-инфицированного; - объяснить, что ВИЧ-инфицированные нуждаются в защите, понимании и поддержке больше любого другого человека; - помочь участникам разобраться в том, как они сами относятся к ЛЖВС; - дать им возможность высказать собственные мысли и чувства. |
Агитбригада пропагандирующая здоровый образ жизни «Сделай правильный выбор» | |||
Акция «1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом» | декабрь | Волонтеры, учащиеся 5-11 классов, педагоги | Цель:1. Чтобы обратить внимание людей на проблему распространения ВИЧ-инфекции. 2. Чтобы объяснить важность информации по проблеме. 3. Чтобы рассказать, как можно защитить себя и других от заражения ВИЧ. |
Мини-акция «Не все равно» | май | Волонтеры, учащиеся 5-11 классов, педагоги | - вовлечь как можно больше людей в профилактическое занятие по теме ВИЧ/СПИД; - сделать так, чтобы проблематика, связанная с ВИЧ-инфекцией, запомнилась; - сделать так, чтобы акция помогла принявшим в ней участие прочувствовать проблему и сформировать к ней отношение. |
"Всемирный день отказа от курения" | ноябрь | Волонтеры, учащиеся школы. Лекторий по школьному радио. Плакаты. Акции. | пропаганда здорового образа жизни; формирование ценностного отношения к собственному здоровью при помощи углубления знаний о пагубном влиянии вредных привычек на организм. |
Мир без наркотиков | март | Волонтеры, учащиеся школы. Лекторий по школьному радио. Плакаты. Акции. Театральное представление. | Профилактика потребления наркотических веществ, пропаганда здорового образа жизни среди учащихся. |
Отчет о проделанной работе | Май | Волонтеры. | Пропаганда здорового образа жизни; формирование ценностного отношения к собственному здоровью при помощи углубления знаний о пагубном влиянии вредных привычек на организм |
Материальная база:
Данный проект специального материального обеспечения не требует.
Ожидаемые результаты:
- Привитие навыков здорового образа жизни;
- Развитие творческих способностей;
- Организация активно-познавательного досуга для детей из малообеспеченных семей, семей военнослужащих;
- Создание банка технологий работы с детьми и их родителями по созданию мотивации на здоровый образ жизни;
- Подготовка подростков-инструкторов для работы в школьных лагерях и обеспечение городских школ комплектом сценариев игр, тренингов по борьбе с вредными привычками и формированию здорового образа жизни.
Работа не завершится с выполнением мероприятий проекта. По-прежнему будет проводиться мониторинг здоровья, использоваться здоровье сберегающие технологии, проводиться комплекс оздоровительных мероприятий, продолжит действовать программа «Здоровье»
Форма отчета: творческий отчет с фоторепортажем и комплектом методических разработок для школ.
Оценка эффективности:
По итогам реализации проекта будет проведена аналитическая работа среди учащихся школ с целью изучения результатов работы волонтерского клуба «Все в твоих руках».
Критерии эффективности:
- Востребованность проекта, охват детей и подростков, привлечение специалистов, общественности.
- Состояние эмоционально-деловых отношений участников проекта.
- Уровень культуры участников проекта.
- Профессионализм и качество программ, созданных в рамках проекта.
Перспективы проекта
Привлечение детей, педагогов, общественности к реализации проекта.
Участие в пропаганде здорового образа жизни.
Организация регулярного мероприятий на уровне всей школы и города.
Передача накопленного опыта младшим детям, желающим принять участие в работе клуба «Все в твоих руках»
Освещение работы детей через буклеты и школьную газету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа социального педагога по профилактике табакокурения среди подростков
В настоящее время в центре педагогического коллектива школы стоит проблема сохранения здоровья учащихся. Как добиться успеха, как не стать жертвой алкоголя или табака - с этими вопросами подросток обр...
Социальный проект по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "Мы вместе"
Работа по реализации проекта проводится через внеурочную деятельность на базе общеобразовательной школы. Задачи проекта решаются повышением мотивации к осознанию несовершеннолетними жизненных целей, и...
ПРОЕКТ 2012 «ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ»
Самая лучшая профилактика табакокурения –...
Статья "Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей в школе в рамках профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ"
Статья основана на личном опыте работы по профилактике употребления наркотических и психоактивных веществ с детьми из неблагополучных семей...
Социальный проект по профилактике негативных зависимостей и здорового образа жизни
Социальный проект по профилактике негативных зависимостей и здорового образа жизни...
Социальный проект по профилактике ДДТТ "Засветись! Стань заметней!"
Социальный проект по профилактике ДДТТ "Засветись! Стань заметней!"...
Социальный проект по профилактике ВИЧ инфекции "Вакцинация"
Проект волонтерской группы "Вива"...