Профилактика алкоголя и алкоголизма
план-конспект занятия (8 класс) по теме

Кузнецова Анна Николаевна

 

Тема занятия:

«Алкоголь и алкоголизм»

Цель занятия:

  1. Сформировать у учеников чёткие знания о влиянии алкоголя  на здоровье человека.
  2. Развить привычку самостоятельно мыслить и анализировать поступающую информацию.
  3. Дать понятие о нормах трезвой жизни и о вреде, наносимом «культурой умеренного употребления алкоголя» всему обществу; воспитывать здоровый образ жизни.

Задачи занятия:

  1. Обсудить причины употребления алкоголя.
  2. Обсудить разницу между правильным и неправильным употреблением алкоголя.
  3. Обсудить влияние алкоголя на организм человека.
  4. Показать последствия употребления и злоупотребления алкоголем.
  5. Вырабатывать негативное отношение к алкоголю.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alkogol.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное   (коррекционное) образовательное   учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными  возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат  №7 VIII вида»

 г. Воркуты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по профилактике асоциального поведения

Тема: «Алкоголь и алкоголизм»

                                        

Воспитатель: Кузнецова А.Н

.

2014 год

Тема занятия:

«Алкоголь и алкоголизм»

Цель занятия:

  1. Сформировать у учеников чёткие знания о влиянии алкоголя  на здоровье человека.
  2. Развить привычку самостоятельно мыслить и анализировать поступающую информацию.
  3. Дать понятие о нормах трезвой жизни и о вреде, наносимом «культурой умеренного употребления алкоголя» всему обществу; воспитывать здоровый образ жизни.

Задачи занятия:

  1. Обсудить причины употребления алкоголя.
  2. Обсудить разницу между правильным и неправильным употреблением алкоголя.
  3. Обсудить влияние алкоголя на организм человека.
  4. Показать последствия употребления и злоупотребления алкоголем.
  5. Вырабатывать негативное отношение к алкоголю.

 

Место проведения: актовый зал

Продолжительность занятия: 40 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: ноутбук, колонки, светоэффекты.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: разноцветные круги из картона; листы с зашифрованной темой занятия; чистые листы, маркеры; таблички с прилагательными (качества характеризующие пьяного человека) конверты с ситуациями; смайлики; пословицы.

1.Организационный момент

Основные элементы

Дыхательная гимнастика

Упражнение: «Темп»

Цель: установления эмоционального контакта с группой; развитие правильного диафрагмального дыхания.

Метод: словесный

Цель: развивать солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу.

Метод: словесный, наглядный

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Дети выполняют задание.

- Ребята, прежде, чем мы начнём наше занятие, давайте поиграем в игру,  для которой потребуется все ваше внимание и  которая поможет нам сплотиться. Встаньте где-нибудь в зале, каждый сам по себе. Ощутите свое тело, дышите глубоко и свободно, чтобы обеспечить себя свежим кислородом.

- А теперь послушайте правила игры. По моей команде «Начали!» каждому из вас нужно будет коснуться  четырех кругов, которые расположены на полу игровой комнаты, затем поздороваться с каждым за руку. Кто все это сделает, должен поднять руку вверх. Пожалуйста, избегайте столкновения с одноклассниками и мебелью и постарайтесь уложиться за одну минуту. Начали!

- А теперь я хочу вас спросить, помните ли вы, по какому пути  бежали, и с кем здоровались?

На полу расположены цветные круги.

Упражнение выполняется под музыку.

2 Основная часть занятия

Основные элементы

Тема занятия: «Алкоголь и алкоголизм»

Цель: стимулирование распределения внимания, умения сосредоточиться.

Метод: словесно-наглядный, поисковый.

Дети выполняют задание.

- Чтобы узнать тему нашего занятия вам придется расшифровать ее. Для вас приготовлены листы на которых написано зашифрованное слово и ключ к разгадке. Постарайтесь разгадать его.

Беседа: «Алкоголь среди подростков»

Цель: информирование об ответственности за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.

Метод: словесный.

Ответы детей.

- Правильно, ребята. Сегодня мы обсудим очень важную и актуальную тему – алкоголь и алкоголизм. Согласно исследованиям, первый контакт с алкоголем происходит в 10-12 лет. Около 5% 13-летних уже регулярно употребляют вино, пиво и шампанское. По результатам опросов, проведенных специалистами, многие российские подростки употребляют алкоголь с разрешения своих родителей – детям не составляет труда достать спиртные напитки. Для молодого поколения алкоголь в основном является групповым переживанием: выпивают, прежде всего, по вечерам с друзьями, на вечеринках или при другом приятном совместном общении. То есть, вряд ли среди молодежи есть пьяницы – одиночки.

- Как вы думаете, что изменяется в поведении человека, принявшего алкоголь, в частности, как ведут себя пьяные подростки?

- Пьяный человек не сможет вовремя остановиться при возникновении конфликтной ситуации или когда его пытаются вовлечь в преступные действия. Бывает и такое, что он бравирует своей «смелостью» и безнаказанностью, совершает правонарушение на публику. В этих случаях у человека ослаблен контроль своего поведения, но это не может служить оправданием: он несет полную ответственность за свои действия перед законом. Состояние алкогольного опьянения не только не освобождает от ответственности, но и усугубляет вину.

 Алкоголизм – это заболевание, развитие которого можно остановить, но излечить полностью нельзя. Один из его признаков – неконтролируемое желание употреблять алкоголь. Это прогрессирующая болезнь, и если ее не остановить, результатом может быть потеря рассудка или смерть.

Упражнение: «Мозговой штурм»

 

Цель: формировать негативное отношение к алкоголю; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Метод: Словесно-наглядный

Ответы детей.

-А сейчас я вам предлагаю по очереди закончить предложение, записанное на доске: «Алкоголь – это…»

- А теперь прочитайте, что у вас получилось.

Все ответы детей фиксируются  на доске.

Мини-лекция: «Мифы и правда об алкоголе

Цель: выявление причин употребления алкоголя.

Метод: словесный

Ответы детей

-Алкоголь может иметь положительное воздействие на организм:

Мы знаем много примеров того, как спиртные напитки спасают от простудных заболеваний;

Их можно применить в экстренных случаях, чтобы продезинфицировать раны, спасая человека от возможной гангрены, и для частичного обезболивания;

Врачи подтверждают, что многие спиртовые настойки на лечебных травах и кореньях лечат;

А теперь я напомню отрицательные стороны алкоголя:

Продолжительность жизни реально зависит от выпитого вами;

Не случайно алкоголь оценивается вкусовыми рецепторами как невкусный, неприятный. Первоначальный прием его часто вызывает защитную реакцию организма из-за токсичности вещества, точнее яда. Это тошнота или рвота, головокружение, головная боль и т.д.

Сразу после приема алкоголя возникает особое состояние – эйфория: в течение некоторого времени человек переживает приятные эмоции. Появляется стремление пережить его вновь и вновь, развивается зависимость от алкоголя;

При систематическом употреблении спиртных напитков происходят необратимые функциональные изменения: страдают головной мозг, что может привести к инсульту, и печень – тогда вас ждет цирроз. Желудок может «подарить» гастрит, язву или рак, а сердце – «наградить» гипертонией. Часто пьяницы не следят за собой, поэтому они сами болеют и являются переносчиками многих инфекционных заболеваний.

Очень часто человек в состоянии алкогольного опьянения опасен для окружающих. Именно пьянство в ответе за разрушение семей. Ссоры, ругань, драки… Пьянство несет большой вред формированию личности детей в этих семьях;

Человек в пьяном виде не может контролировать свои поступки, что приводит к ужасным последствиям: самоубийствам, ДТП, различным преступлениям;

Многие люди умирают из-за употребления суррогатных спиртных напитков – они просто травятся ими, как ядом!

Ответы детей вывешиваются на доску

Упражнение «Аббревиатура»

Цель: развитие мыслительных операций, зрительного восприятия.

Метод: словесно-наглядный.

Дети выполняют упражнение

Дети отвечают.

- А сейчас я вывешу на доске качества личности человека, из них вы должны выбрать те, которые подходят к человеку, употребляющему алкоголь.

- Перечислите те качества, которые как вы думаете подходит пьющему человеку.

-Лаконично выразился поэт В.В. Маяковский :»Не пейте

 спиртных напитков.

Пьющим – яд.

 Окружающим пытка.»

 - Нравятся ли нам такие люди? Приятно ли с ними общаться? Хотите ли вы быть такими?

Научись говорить алкоголю нет!!!!!

Теперь вы знаете, что алкогольный ад – это реальность. Находите в себе силы сказать «нет» тому, кто, прикидываясь другом, заманивает вас в эту ловушку. Лучшей защитой от вредных привычек является категорический отказ один раз что-либо попробовать. Расскажите, какие чувства вы испытывали, называя качества  и внешний вид пьяного человека?

На доске вывесить качества личности человека: ленивый, легкомысленный,

ответственный,  кошмарный,

 радостный, надежный, отвратительный, симпатичный, омерзительный, отталкивающий,  грязный, гадкий, добрый,

отвратительный,

испорченный, искалеченный, искаженный, красный, опрятный, агрессивный, омерзительный.

Упражнение: «Сито»

Цель: развитие мыслительных операций, зрительного восприятия.

Метод: словесно-наглядный..

Дети выполняют задание.

Каждый играет сам за себя и за свою команду. Все закрывают глаза и на вопросы ведущего отвечают или «да» – рука поднята или «нет» – рука не поднимается.

Озвучиваются вопросы. После того, как все подняли руки в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ. Ведущий озвучивает правильное утверждение.

1. Правда ли, что быть пьяным весело?

Алкоголь производит временный эффект. Вместе с выводом алкоголя из организма уходит и хорошее настроение: оно сменяется депрессией, усталостью и тревогой.

2. Правда ли, что, если выпить, будешь лучше спать?

Алкоголь не погружает человека в спокойный сон, приносящий отдых. Выпивший обычно встает усталый и нервный.

3. Правда ли, что пиво не приносит большого вреда?

Нет, пиво содержит алкоголь. Фактически в банке пива столько же алкоголя, сколько его в стопке водки, виски или джина.

4. Правда ли, что, если вы не будете пить, ваши друзья будут думать, что вы слабак и трус?

Ваши друзья будут уважать вас, если вы будете выражать себя честно и открыто, а также обнаружат, что вы умеете сказать «Нет», когда сочтете нужным.

5. Правда ли, что человек всегда пьянеет от много выпитого?

Как и в случае с другими наркотиками, чем больше времени человек употребляет алкоголь, тем больше ему надо, чтобы получить тот же самый эффект. Это результат привыкания к алкоголю. Организм постепенно становится толерантным к алкоголю.

Вывод: все это были мифы об алкоголе, общераспространенные предрассудки.

Упражнение: «Проблемные ситуации»

 Цель: развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Метод: словесно-наглядный, поисковый.

Дети выполняют задание.

- А теперь я каждой группе дам конверт с заданием. Ваша задача – решить проблемную ситуацию.

1.Компания ребят, которая регулярно употребляет алкоголь, приглашает тебя к совместному времяпровождению. Твои действия?

2.Мальчику нравится девочка, но он стесняется к ней подойти и начать общаться. Друзья советуют ему выпить для храбрости. Что бы вы посоветовали? Как можно начать разговор с человеком, который тебе симпатичен?

3. Друзья предлагают (заставляют) выпить, объясняя тем, что в компании все должны пить, все уже взрослые и независимые, к тому же это поднимает настроение.  В случае отказа ты станешь «белой вороной» и потеряешь свой авторитет. Твои действия?

Упражнение: «Десять вариантов сказать «нет»

Цель: развивать коммуникативные навыки, умение отказываться от вредных привычек.

Метод: имитационно-ролевой.

Мне это пока ни к чему.

 Эта дрянь не для меня. Есть увлечения и покруче.

 Не сегодня и не сейчас.

 Нет, у меня и так вагон и маленькая тележка неприятностей.

 Ты что? У меня аллергия!

 Мои мозги мне пока не лишние.

 Я уже попробовал — это мура!

 А на лечение ты дашь мне деньги?

 Я не тороплюсь на тот свет.

- А сейчас я каждому из вас выдам памятку. В ней написаны 10 примерных ответов, как сказать «нет». Попрошу поочередно зачитать их.  

- Люди, злоупотребляющие спиртными напитками не вызывают симпатии, с ними не хочется общаться. Мы осуждаем их.

 Поэтому необходимо находить альтернативные средства жить радостно и весело, научиться получать удовольствие в здоровом образе жизни.

 Сделать памятки для каждого ребенка.

3. Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

Основные элементы

Подведение итогов занятия

Цель: закрепление познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.

Метод: словесный.

Ответы детей.

-А теперь давайте вспомним все занятие. Что вам больше всего запомнилось ?

- Я от всей души желаю вам противостоять всем тем негативным явлениям , которые нас окружаю!!

Пить или не нить?

Решайте сами.

Ведь лучше жить!

Тогда вам с нами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика курения и алкоголизма

Данный материал можно использовать как на уроках биологии, так и при проведении классных часов с целью профилактики вредных привычек....

План работы по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма, вредных привычек учащихся в МБОУ "СОШ №5"

Документ содержит план работы по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма, вредных привычек учащихся в МБОУ "СОШ №5"...

Система просветительской работы классного руководителя по профилактике вредных привычек (алкоголизма и наркомании) с семьями, воспитывающими глухих детей.

Работа коррекционной школы направлена на то, чтобы помочь неслышащим детям адаптироваться в социуме, найти свое место среди слышащих людей, достойно жить и трудиться. Продуктивной э...

Система просветительской работы классного руководителя по профилактике вредных привычек (алкоголизма и наркомании) с семьями, воспитывающими глухих детей

Работа коррекционной школы направлена на то, чтобы помочь неслышащим детям адаптироваться в социуме, найти свое место среди слышащих людей, достойно жить и трудиться. Продуктивной э...

Классный час в 6 - 9 классе «Алкоголь и алкоголизм»

сформировать у учеников чёткие знания о влиянии алкоголя на здоровье человекасформировать представление о том, как можно научиться конструктивному отказу от употребления алкоголя....