Профилактика алкоголя и алкоголизма
план-конспект занятия (8 класс) по теме
Тема занятия:
«Алкоголь и алкоголизм»
Цель занятия:
- Сформировать у учеников чёткие знания о влиянии алкоголя на здоровье человека.
- Развить привычку самостоятельно мыслить и анализировать поступающую информацию.
- Дать понятие о нормах трезвой жизни и о вреде, наносимом «культурой умеренного употребления алкоголя» всему обществу; воспитывать здоровый образ жизни.
Задачи занятия:
- Обсудить причины употребления алкоголя.
- Обсудить разницу между правильным и неправильным употреблением алкоголя.
- Обсудить влияние алкоголя на организм человека.
- Показать последствия употребления и злоупотребления алкоголем.
- Вырабатывать негативное отношение к алкоголю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alkogol.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат №7 VIII вида»
г. Воркуты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по профилактике асоциального поведения
Тема: «Алкоголь и алкоголизм»
Воспитатель: Кузнецова А.Н
.
2014 год
Тема занятия:
«Алкоголь и алкоголизм»
Цель занятия:
- Сформировать у учеников чёткие знания о влиянии алкоголя на здоровье человека.
- Развить привычку самостоятельно мыслить и анализировать поступающую информацию.
- Дать понятие о нормах трезвой жизни и о вреде, наносимом «культурой умеренного употребления алкоголя» всему обществу; воспитывать здоровый образ жизни.
Задачи занятия:
- Обсудить причины употребления алкоголя.
- Обсудить разницу между правильным и неправильным употреблением алкоголя.
- Обсудить влияние алкоголя на организм человека.
- Показать последствия употребления и злоупотребления алкоголем.
- Вырабатывать негативное отношение к алкоголю.
Место проведения: актовый зал
Продолжительность занятия: 40 минут
Материально-техническое обеспечение занятия: ноутбук, колонки, светоэффекты.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: разноцветные круги из картона; листы с зашифрованной темой занятия; чистые листы, маркеры; таблички с прилагательными (качества характеризующие пьяного человека) конверты с ситуациями; смайлики; пословицы.
1.Организационный момент | Основные элементы | |
Дыхательная гимнастика Упражнение: «Темп» | Цель: установления эмоционального контакта с группой; развитие правильного диафрагмального дыхания. Метод: словесный Цель: развивать солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу. Метод: словесный, наглядный | |
Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Примечание |
Дети выполняют задание. | - Ребята, прежде, чем мы начнём наше занятие, давайте поиграем в игру, для которой потребуется все ваше внимание и которая поможет нам сплотиться. Встаньте где-нибудь в зале, каждый сам по себе. Ощутите свое тело, дышите глубоко и свободно, чтобы обеспечить себя свежим кислородом. - А теперь послушайте правила игры. По моей команде «Начали!» каждому из вас нужно будет коснуться четырех кругов, которые расположены на полу игровой комнаты, затем поздороваться с каждым за руку. Кто все это сделает, должен поднять руку вверх. Пожалуйста, избегайте столкновения с одноклассниками и мебелью и постарайтесь уложиться за одну минуту. Начали! - А теперь я хочу вас спросить, помните ли вы, по какому пути бежали, и с кем здоровались? | На полу расположены цветные круги. Упражнение выполняется под музыку. |
2 Основная часть занятия | Основные элементы | |
Тема занятия: «Алкоголь и алкоголизм» | Цель: стимулирование распределения внимания, умения сосредоточиться. Метод: словесно-наглядный, поисковый. | |
Дети выполняют задание. | - Чтобы узнать тему нашего занятия вам придется расшифровать ее. Для вас приготовлены листы на которых написано зашифрованное слово и ключ к разгадке. Постарайтесь разгадать его. | |
Беседа: «Алкоголь среди подростков» | Цель: информирование об ответственности за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения. Метод: словесный. | |
Ответы детей. | - Правильно, ребята. Сегодня мы обсудим очень важную и актуальную тему – алкоголь и алкоголизм. Согласно исследованиям, первый контакт с алкоголем происходит в 10-12 лет. Около 5% 13-летних уже регулярно употребляют вино, пиво и шампанское. По результатам опросов, проведенных специалистами, многие российские подростки употребляют алкоголь с разрешения своих родителей – детям не составляет труда достать спиртные напитки. Для молодого поколения алкоголь в основном является групповым переживанием: выпивают, прежде всего, по вечерам с друзьями, на вечеринках или при другом приятном совместном общении. То есть, вряд ли среди молодежи есть пьяницы – одиночки. - Как вы думаете, что изменяется в поведении человека, принявшего алкоголь, в частности, как ведут себя пьяные подростки? - Пьяный человек не сможет вовремя остановиться при возникновении конфликтной ситуации или когда его пытаются вовлечь в преступные действия. Бывает и такое, что он бравирует своей «смелостью» и безнаказанностью, совершает правонарушение на публику. В этих случаях у человека ослаблен контроль своего поведения, но это не может служить оправданием: он несет полную ответственность за свои действия перед законом. Состояние алкогольного опьянения не только не освобождает от ответственности, но и усугубляет вину. Алкоголизм – это заболевание, развитие которого можно остановить, но излечить полностью нельзя. Один из его признаков – неконтролируемое желание употреблять алкоголь. Это прогрессирующая болезнь, и если ее не остановить, результатом может быть потеря рассудка или смерть. | |
Упражнение: «Мозговой штурм»
| Цель: формировать негативное отношение к алкоголю; воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Метод: Словесно-наглядный | |
Ответы детей. | -А сейчас я вам предлагаю по очереди закончить предложение, записанное на доске: «Алкоголь – это…» - А теперь прочитайте, что у вас получилось. | Все ответы детей фиксируются на доске. |
Мини-лекция: «Мифы и правда об алкоголе | Цель: выявление причин употребления алкоголя. Метод: словесный | |
Ответы детей | -Алкоголь может иметь положительное воздействие на организм: Мы знаем много примеров того, как спиртные напитки спасают от простудных заболеваний; Их можно применить в экстренных случаях, чтобы продезинфицировать раны, спасая человека от возможной гангрены, и для частичного обезболивания; Врачи подтверждают, что многие спиртовые настойки на лечебных травах и кореньях лечат; А теперь я напомню отрицательные стороны алкоголя: Продолжительность жизни реально зависит от выпитого вами; Не случайно алкоголь оценивается вкусовыми рецепторами как невкусный, неприятный. Первоначальный прием его часто вызывает защитную реакцию организма из-за токсичности вещества, точнее яда. Это тошнота или рвота, головокружение, головная боль и т.д. Сразу после приема алкоголя возникает особое состояние – эйфория: в течение некоторого времени человек переживает приятные эмоции. Появляется стремление пережить его вновь и вновь, развивается зависимость от алкоголя; При систематическом употреблении спиртных напитков происходят необратимые функциональные изменения: страдают головной мозг, что может привести к инсульту, и печень – тогда вас ждет цирроз. Желудок может «подарить» гастрит, язву или рак, а сердце – «наградить» гипертонией. Часто пьяницы не следят за собой, поэтому они сами болеют и являются переносчиками многих инфекционных заболеваний. Очень часто человек в состоянии алкогольного опьянения опасен для окружающих. Именно пьянство в ответе за разрушение семей. Ссоры, ругань, драки… Пьянство несет большой вред формированию личности детей в этих семьях; Человек в пьяном виде не может контролировать свои поступки, что приводит к ужасным последствиям: самоубийствам, ДТП, различным преступлениям; Многие люди умирают из-за употребления суррогатных спиртных напитков – они просто травятся ими, как ядом! | Ответы детей вывешиваются на доску |
Упражнение «Аббревиатура» | Цель: развитие мыслительных операций, зрительного восприятия. Метод: словесно-наглядный. | |
Дети выполняют упражнение Дети отвечают. | - А сейчас я вывешу на доске качества личности человека, из них вы должны выбрать те, которые подходят к человеку, употребляющему алкоголь. - Перечислите те качества, которые как вы думаете подходит пьющему человеку. -Лаконично выразился поэт В.В. Маяковский :»Не пейте спиртных напитков. Пьющим – яд. Окружающим пытка.» - Нравятся ли нам такие люди? Приятно ли с ними общаться? Хотите ли вы быть такими? Научись говорить алкоголю нет!!!!! Теперь вы знаете, что алкогольный ад – это реальность. Находите в себе силы сказать «нет» тому, кто, прикидываясь другом, заманивает вас в эту ловушку. Лучшей защитой от вредных привычек является категорический отказ один раз что-либо попробовать. Расскажите, какие чувства вы испытывали, называя качества и внешний вид пьяного человека? | На доске вывесить качества личности человека: ленивый, легкомысленный, ответственный, кошмарный, радостный, надежный, отвратительный, симпатичный, омерзительный, отталкивающий, грязный, гадкий, добрый, отвратительный, испорченный, искалеченный, искаженный, красный, опрятный, агрессивный, омерзительный. |
Упражнение: «Сито» | Цель: развитие мыслительных операций, зрительного восприятия. Метод: словесно-наглядный.. | |
Дети выполняют задание. | Каждый играет сам за себя и за свою команду. Все закрывают глаза и на вопросы ведущего отвечают или «да» – рука поднята или «нет» – рука не поднимается. Озвучиваются вопросы. После того, как все подняли руки в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ. Ведущий озвучивает правильное утверждение. | 1. Правда ли, что быть пьяным весело? Алкоголь производит временный эффект. Вместе с выводом алкоголя из организма уходит и хорошее настроение: оно сменяется депрессией, усталостью и тревогой. 2. Правда ли, что, если выпить, будешь лучше спать? Алкоголь не погружает человека в спокойный сон, приносящий отдых. Выпивший обычно встает усталый и нервный. 3. Правда ли, что пиво не приносит большого вреда? Нет, пиво содержит алкоголь. Фактически в банке пива столько же алкоголя, сколько его в стопке водки, виски или джина. 4. Правда ли, что, если вы не будете пить, ваши друзья будут думать, что вы слабак и трус? Ваши друзья будут уважать вас, если вы будете выражать себя честно и открыто, а также обнаружат, что вы умеете сказать «Нет», когда сочтете нужным. 5. Правда ли, что человек всегда пьянеет от много выпитого? Как и в случае с другими наркотиками, чем больше времени человек употребляет алкоголь, тем больше ему надо, чтобы получить тот же самый эффект. Это результат привыкания к алкоголю. Организм постепенно становится толерантным к алкоголю. Вывод: все это были мифы об алкоголе, общераспространенные предрассудки. |
Упражнение: «Проблемные ситуации» | Цель: развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Метод: словесно-наглядный, поисковый. | |
Дети выполняют задание. | - А теперь я каждой группе дам конверт с заданием. Ваша задача – решить проблемную ситуацию. | 1.Компания ребят, которая регулярно употребляет алкоголь, приглашает тебя к совместному времяпровождению. Твои действия? 2.Мальчику нравится девочка, но он стесняется к ней подойти и начать общаться. Друзья советуют ему выпить для храбрости. Что бы вы посоветовали? Как можно начать разговор с человеком, который тебе симпатичен? 3. Друзья предлагают (заставляют) выпить, объясняя тем, что в компании все должны пить, все уже взрослые и независимые, к тому же это поднимает настроение. В случае отказа ты станешь «белой вороной» и потеряешь свой авторитет. Твои действия? |
Упражнение: «Десять вариантов сказать «нет» | Цель: развивать коммуникативные навыки, умение отказываться от вредных привычек. Метод: имитационно-ролевой. | |
Мне это пока ни к чему. Эта дрянь не для меня. Есть увлечения и покруче. Не сегодня и не сейчас. Нет, у меня и так вагон и маленькая тележка неприятностей. Ты что? У меня аллергия! Мои мозги мне пока не лишние. Я уже попробовал — это мура! А на лечение ты дашь мне деньги? Я не тороплюсь на тот свет. | - А сейчас я каждому из вас выдам памятку. В ней написаны 10 примерных ответов, как сказать «нет». Попрошу поочередно зачитать их. - Люди, злоупотребляющие спиртными напитками не вызывают симпатии, с ними не хочется общаться. Мы осуждаем их. Поэтому необходимо находить альтернативные средства жить радостно и весело, научиться получать удовольствие в здоровом образе жизни. | Сделать памятки для каждого ребенка. |
3. Заключительная часть занятия. Подведение итогов. | Основные элементы | |
Подведение итогов занятия | Цель: закрепление познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. Метод: словесный. | |
Ответы детей. | -А теперь давайте вспомним все занятие. Что вам больше всего запомнилось ? - Я от всей души желаю вам противостоять всем тем негативным явлениям , которые нас окружаю!! Пить или не нить? Решайте сами. Ведь лучше жить! Тогда вам с нами! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика курения и алкоголизма
Данный материал можно использовать как на уроках биологии, так и при проведении классных часов с целью профилактики вредных привычек....
План работы по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма, вредных привычек учащихся в МБОУ "СОШ №5"
Документ содержит план работы по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма, вредных привычек учащихся в МБОУ "СОШ №5"...
Система просветительской работы классного руководителя по профилактике вредных привычек (алкоголизма и наркомании) с семьями, воспитывающими глухих детей.
Работа коррекционной школы направлена на то, чтобы помочь неслышащим детям адаптироваться в социуме, найти свое место среди слышащих людей, достойно жить и трудиться. Продуктивной э...
Система просветительской работы классного руководителя по профилактике вредных привычек (алкоголизма и наркомании) с семьями, воспитывающими глухих детей
Работа коррекционной школы направлена на то, чтобы помочь неслышащим детям адаптироваться в социуме, найти свое место среди слышащих людей, достойно жить и трудиться. Продуктивной э...
классный час по профилактике курения и алкоголизма
профилактика вредных привычек...
Классный час в 6 - 9 классе «Алкоголь и алкоголизм»
сформировать у учеников чёткие знания о влиянии алкоголя на здоровье человекасформировать представление о том, как можно научиться конструктивному отказу от употребления алкоголя....