Программа по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков
проект по теме
Цель программы: профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.
формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок; -формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей; -обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей; -вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции; -формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам и наркотикам; -просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_narkomanii_i_alkogolizma.docx | 40.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Директор МБОУ СОШ №1 г. Шарыпово
_________________________Н.А.Петровская
«______»_____________2013 год
Номинация: «Программа первичной профилактической работы по формированию ценности здорового образа жизни посредством детско-взрослых объединений (сотрудничество с внешкольными общественными объединениями)»
Программа
по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков
Разработчик программы: Зайцева Светлана Геннадьевна - социальный педагог. |
Шарыпово 2013
Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков | |
Автор-составитель: | Зайцева Светлана Геннадьевна - социальный педагог. |
Основание для разработки программы | 1. Постановление Правительства Российской Федерации №89 от 14.02 2006г. «О государственной поддержке школ и вузов, внедряющих инновационные программы»; |
Сроки реализации программы: | 2013–2014 учебный год. |
Учреждение-заявитель: | Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 г.Шарыпово |
Юридический адрес: | г. Шарыпово, пер. Школьный,1 |
Учредитель программы: | Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 г.Шарыпово |
Цель программы: | профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи. |
Задачи программы: | -формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок; -формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей; -обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей; -вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции; -формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам и наркотикам; -просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни. |
Пояснительная записка
Наказывать – по-русски значит поучать.
Поучать нужно только примером.
Воздаяние же злом за зло, не поучает,
а развращает.
Л.Н.Толстой
В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью приняло характер национального бедствия, которое представляет угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает более 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ¼ населения попробует наркотики.
Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.
Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.
Наркоманию называют «комплексным социопсихофизиологическим расстройством». Данная проблема знакома и жителям нашего небольшого города Шарыпово. Семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. В результате обострения семейных проблем, значительная часть подростков отдаляется от родителей, следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель.
Образование в школе, включает в себя всё разнообразие направлений, обеспечивает интересы детей всех возрастов, предполагает осуществление целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания, влияет на уровень притязаний и самооценку учащихся. В школе есть возможность привлечения специалистов по профилактике наркотических и других психоактивных веществ и свободный доступ к семье подростка для анализа, контроля ситуации и проведения консультативной работы с семьёй учащегося.
С учетом актуальности данной проблемы социально – психологической службой школы №1 г. Шарыпово разработана программа по профилактике алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни, которая была опробирована в 2011-2012 учебном году.
Цель: профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.
Задачи:
-формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;
-формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;
-обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;
-вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;
-формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам, наркотикам;
-просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.
В своей работе мы опираемся на принципы гуманистической педагогики:
- открытости и информированности;
- добровольности и сотрудничества;
- системности и преемственности межпоколенческих связей.
Главными направлениями работы являются: просветительская, диагностико-аналитическая и профилактическая деятельность.
Просветительская деятельность.
Просвещение ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: круглого стола, информационного стенда для родителей и учащихся, разработки буклетов и тренингов, семинаров, конференций по проблемам маний.
Для популяризации здорового образа жизни и жизнеутверждающих ценностей для детей, подростков и родителей запланированы совместный просмотр и обсуждение театрального спектакля «Белый ангел - черные крылья», акции: «Мы выбираем здоровое будущее», «Не переступи черту» - по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков, «Я выбираю жизнь», конкурс плакатов, рисунков выполненных в программе Power Paint по данной теме. Викторина «Полезные привычки», летняя площадка «Айсберг безопасности», выступление театральной студии в акции «Остановись, подумай», и другие мероприятия, направленные на активное приобщение воспитанников к здоровому образу жизни.
Профилактическая деятельность.
Беседы, лектории по проблемам семьи и нарко-алкогольной зависимости, консультации специалистов, дни открытых дверей, конкурсы плакатов, психологические упражнения – все эти мероприятия направлены на формирование у детей и подростков позитивных социальных и антинаркоалкогольных установок. При всем многообразии форм профилактической деятельности, основное направление программы – профилактические беседы.
Консультирование является одной из основных форм работы с детьми и родителями. Оно носит диагностический, стимулирующий, рекомендательный и профилактический характер. Консультации бывают как индивидуальные, так и групповые.
Индивидуальное консультирование предполагает оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, помощи в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка, взаимоотношений с педагогом, сверстниками и родителями.
В процессе консультирования решаются проблемы, которые человек не в состоянии разрешить самостоятельно. Это происходит в тех случаях, когда он не понимает проблемы, не видит ее причин, путей решения, не верит в свои возможности и силы, либо находится в состоянии стресса.
Диагностико-аналитическая деятельность.
Диагностическая работа направлена на выявление количества учащихся группы «риска» и нуждающихся в помощи, на осведомленность детей об опасности использования наркотических веществ, особенностей воздействия алкогольных и наркотических средств на организм и, что предпринять в случае, если их заставили распространять наркотики.
Данные, полученные в результате анализа анкет-опросников, используются для планирования образовательного процесса Муниципального образовательного учреждения и коррекции девиантного поведения.
Данный проект работы по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков является вариативным, так как его содержание может быть дополнено в ходе реализации.
Структура проекта.
Проект состоит из следующих разделов.
1. Законодательно-нормативная база для организации системы профилактической работы.
2. Система профилактических мероприятий:
семинары и тренинги по повышению мастерства специалистов (учителей-предметников, классных руководителей) в области профилактики наркомании и алкоголизма;
просветительские семинары для педагогов; просветительские родительские собрания;
тренинговые занятия и тематические классные часы для учащихся 1–11-х классов.
3. Анкетирование учащихся с целью выявления уровня осведомленности и отношения к проблеме наркомании (тесты, анкеты-опросники).
4. Проведение конкурсов творческих работ учащихся. Индивидуальные творческие работы и коллективные творческие дела (выпуск газет, изготовление плакатов, съемка видеороликов, конкурс актерского мастерства).
5. Участие в городских конкурсах профилактической направленности.
6. Проведение спортивных и развлекательных мероприятий под знаком пропаганды здорового образа жизни.
7. Семинары и лекции приглашенных специалистов.
8. Система информационного обеспечения для повышения эффективности профилактической работы (оформление переносных стендов; классных уголков) и методические рекомендации.
Участники и партнеры проекта:
- педагог - психолог;
- социальный педагог;
- родители;
- учащиеся начальной школы;
- учащиеся средней школы;
- учащиеся старшей школы;
- классные руководители;
- фельдшер школы;
- библиотекарь школы;
- инспектор ПДН;
- врач-нарколог.
План мероприятий
№ п\п | наименование | цель | форма | сроки |
I. Просветительская деятельность | ||||
1. | Информационный стенд для учащихся и родителей | Пропаганда здорового образа жизни | Информационные документы | В течение года |
2. | Информация и нормативные документы | Знакомство с направлениями деятельности школы и правоустанавливающими документами | Информационные документы | сентябрь |
3. | Психопрофилактика и психогигиена психических травм | Знакомство с последствиями психических травм и их профилактика | Беседы на родительских собраниях | сентябрь- октябрь |
4. | Здоровое поколение нового века | Профилактика различных «маний» | Конкурс стенгазет среди классов | ноябрь |
5. | Мы выбираем здоровое будущее | Пропаганда здорового образа жизни | Круглый стол | декабрь |
6. | Я выбираю жизнь | Пропаганда здорового образа жизни | Встреча с наркологом | март |
7. | Информация о достижениях и результатах работы учреждения за уч.г. | Распространение информации о деятельности школы | Выставка детских работ, родительские собрания. | С 15 по 30 апреля |
8. | «Планета детства» | Пропаганда здорового образа жизни | Летняя площадка | июнь |
9. | Буклеты для подростков и родителей (информационный, тезисный) | Просвещение подростков и их родителей по профилактике «маний» | Буклеты | октябрь- апрель |
10. | «Безопасное детство» | Пропаганда здорового образа жизни | Беседа, конкурс листовок | октябрь |
11. | «Право на жизнь» | Пропаганда здорового образа жизни | Беседа, конкурс листовок | март |
12. | «Мы за безопасную жизнь» | Пропаганда здорового образа жизни | Акция (распространение листовок) | апрель |
13. | Тренинги: социально-психологический и коммуникативных умений | Развитие компетентности в общении, обучение межличностному общению и отказу от алкоголя и наркотиков | Тренинги | сентябрь, октябрь, и по запросу учителей |
14. | Остановись, подумай | Просвещение подростков и их родителей по профилактике «маний» | Тренинг, конкурс стихов и плакатов | февраль |
II. Профилактическая деятельность | ||||
1. | День открытых дверей. | Знакомство родителей с объединениями школы. | Мероприятие | сентябрь |
2. | Родительские собрания в объединениях и студиях | Знакомство с воспитательной политикой школы | Беседа | сентябрь, октябрь |
3. | Спектакль «Белый ангел – черные крылья» | Пропаганда здорового образа жизни | Просмотр, обсуждение с приглашением инспектора ПДН | ноябрь |
4. | «Здоровье молодежи – здоровье России» | Пропаганда здорового образа жизни | Беседа за круглым столом с приглашением инспектора ПДН | декабрь |
5. | Консультирование специалистов: нарколога, ОДН, подростковый педиатр | Знакомство с ответственностью детей перед законом. Профилактика подростковых заболеваний и различных «маний» | Консультация специалиста | ноябрь февраль апрель |
6. | Консультирование детей и родителей по проблемным вопросам | Разрешение проблемных ситуаций. | Консультация психолога | в течение года |
7. | Психокоррекционная и психоразвивающая работа | Создание социально-психологических условий для развития личности и преодоление затруднений | «А ты сказал наркотикам НЕТ!!?» - ролевая игра | в течение года |
8. | Коррекция детско-родительских отношений | Преодоление проблем в детско-родительских отношениях | Консультация психолога | в течение года |
9. | Привлечение родителей к участию в мероприятиях школы | Вовлечение родителей в реализацию воспитательной программы | Мероприятия для детей и родителей | в течение года |
III. Диагностико-аналитическая деятельность | ||||
1. | Анкетирование по осведомленности воспитанников с проблемой «маний» | Выявление уровня осведомленности. | Анкеты-опросники | октябрь |
2. | Анкетирование по изучению социального положения семьи при поступлении ребенка школу, 5-е и 10-е классы | Изучение социального положения семьи. | Анкета | сентябрь |
3. | Анкета-опросник для детей и родителей по уровню удовлетворенности проведенными мероприятиями. | Выявление усвоения полученных знаний по профилактике различных маний | Анкета-опросник | Апрель май |
Методическое обеспечение проекта работы по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков
Реализация программы осуществляется через систему запланированных мероприятий в учреждении.
В рамках реализации данной программы наиболее целесообразными формами считаем:
-лекции: лекция является наиболее экономичным способом передачи
информации. На лекции материал излагается концентрированно, в
логически выдержанной форме. Во время лекции может использоваться
момент импровизации, который оживит ее, акцентировав внимание учеников;
-практические занятия (выпуск листовок, рисунков, плакатов), позволяющие учачимся раскрыть свой внутренний потенциал;
-деловые игры способствуют снятию психологического напряжения и
социальной адаптации в условиях современного общества.
А так же беседы на заданную тему, диспуты, решение психологических задач и психотренинги.
При реализации программы используются следующие методы и приемы:
1. Методы проблемного обучения:
- создание проблемных ситуаций - постановка проблемного вопроса;
- самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися, которая включает поиск и отбор аргументов, фактов и доказательств;
2. Психолого-социалогические:
- ролевая игра;
- создание и решение различных ситуаций.
3. Методы практико-ориентированной деятельности:
Упражнения и тренинги.
4. Словесные методы: лекции и беседы.
5. Широко применяется метод наблюдения.
Ожидаемые результаты.
Сокращение количества учащихся с девиантным поведением через повышение детской осведомленности об опасности использования алкогольных, наркотических веществ и общей культуры поведения детей, а также увеличение количества родителей, включившихся в активную борьбу против наркотиков и заботу о благополучии ребёнка. Мероприятия по повышению роли семьи и социализации детей и подростков, сохранению психического, физического и духовного здоровья подрастающего поколения помогут им в укреплении семейных связей.
Важно, чтобы учащиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы, а предложенные формы работы повысили восприимчивость детей и подростков к негативным последствиям вредных привычек. (Приложение №1)
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Агрессивность – устойчивая черта личности, уровни которой определяются научением в процессе социализации, ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. (Петровский)
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. (Зинченко)
Аддикция – злоупотребление ПАВ без признака индивидуальной, психологической и физиологической зависимости.
Аддиктивное поведение - это поведение, связанное с изменением сознания, измененной, деформированной формой удовлетворения потребностей через психоактивные вещества (алкоголь, наркотики, токсины), выражается в стремлении ухода от реальности.
Алкоголизм – это вынужденное потребление алкоголя в больших количествах.
Дивиантное поведение предполагает систему поступков отклоняющихся от общепринятой нормы, будь то норма психического здоровья, права, культуры или морали.
Девиация – это отклонение от нормы
Наркомания – это заболевание, вызванное употреблением препаратов относящихся к списку наркотических.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Берн Э. «Игры, в которые играют люди». Психология человеческих отношений. Красноярск, 1994г.-173с.
- Блум Ф., Лейзерсон А. «Мозг, разум и поведение», Москва «Мир» - 1988г.-248с.
- Зарипова Ю. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам. – М.: Чистые пруды, 2007. – 37с.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 224с.
- Нуар М., Круазиль Б. Зубочистка для мозгов. – Минск, 2008. – 224с.
- Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления - М.: Чистые пруды, 2007.- 32с.
- Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации / сост. Н.К. Беспятова - 2-е изд.-М.; Айрис-пресс, 2004. - 176 с. (методика).
- Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома» М.: Новая школа, 1995. -144 с.
- Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Минск: ООО «Издательство ACT», 2001. - 800 с.
- Степанова Г. В. Творческое воспитание школьников. - М., ЦГЛ, 2006.- 160с.
- Щуркова Н.Е. Игровые методики.- М.: Пед. Общество России, 2004.- 224с.
- «Вред алкоголя, никотина, наркотиков» Бенюмов В. М., Костенко О. П., Флоренсова К. М. – Киев 1989 год.
- «Предупреждение вредных привычек у школьников» Колесов Д. В. – Москва 1984 год.
- «Лучшие уроки по профилактике употребления ПАВ и здоровому образу жизни» методические материалы. - видеоматериал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА первичной профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних «ПОДРОСТОК И ЗАКОН» ГБОУ СОШ №684 на 2012-2015 гг.
В основе программы «Подросток и закон» лежит гуманистическая концепция воспитания, которая предполагает переход от авторитарной к демократической системе отношений, ориентированных на самоопределение,...
Рекомендации педагогам по организации профилактической работы с родителями по предупреждению алкоголизма и наркомании среди детей и подростков
Успешность профилактики во многом зависит от способности педагогов к установлению контакта с родителями, особенно проблемных, трудных детей. Исследования позволяют говорить о том, что значимые д...
«Пивной алкоголизм среди подростков. Технология работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде».
Профилактика алкоголизма среди подростков подразумевает формирование трезвеннических установок. ...
Программа по профилактике правонарушений и преступлений среди подростков МБОУ СОШ №3 города Салехард 2018-2019 учебный год.
Программапо профилактике правонарушений и преступленийсреди подростков МБОУ СОШ №3 города Салехард2018-2019 учебный год. По...
Подпрограмма программы "Здоровое поколение" - "Профилактика наркомании среди подростков"
Подпрограмма программы сохранения и укрепления физического и психического здоровья участников образовательного процесса "Здоровое поколение" - "Профилактика наркомании среди подростков...
Пропаганда здорового образа жизни, как средство профилактики наркомании среди подростков.Разработка занятия по программе: «Мы за здоровый образ жизни»…
Подростковые наркомании сложны для диагностики, требуют длительной лечебной и реабилитационной работы по восстановлению личности подростка, его утраченных социальных связей. Антинаркотическую работу с...
Краткосрочная программа по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков "Радуга"
Краткосрочная программа по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков...