Социальная успешность учащихся
статья по теме

Tрифонова Валентина Анатольевна

Конспект доклада старшего вожатого на педагогическом совете 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet_24.03.docx91.39 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное образовательное учреждение

Чернослободская основная общеобразовательная школа

муниципального образования – Шацкий муниципальный район Рязанской области

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\kartinka (12).jpg

Тема выступления

на педагогическом совете

старшей вожатой

Трифоновой В.А.

2013-2014 учебный год

В современный период нового социально-исторического поворота в  жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами неосвоенных рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, разрушаются социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к регрессу гуманности, к нетерпимости и ожесточению людей, к разрушение внутреннего мира личности, вакууму духовности. А современное российское общество нуждается в социально-зрелых, творчески активных молодых людях высокой гуманитарной культуры, ориентированных на социально-значимые успехи и позитивную самореализацию во всех сферах жизнедеятельности общества, способных не просто адаптироваться в окружающем мире, но и творчески его преобразовывать. Однако политическая и экономическая нестабильность российского общества в последние десятилетия затрудняет процессы социальной адаптации и социального становления молодежи, а также формирования в ней социально значимых качеств.

Именно поэтому школа, решая, сегодня социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Каждый ученик должен реализовывать себя не только в учебной деятельности, но и в различных избранных им ролях, и добиться успеха!

 СЛАЙД

Сохранение и повышение ценности своего «Я» американский психолог Тамотсу Шибутани определяет как «одну из основных жизненных потребностей».В свете этого, высокогуманной представляется задача, встающая перед современной школой - обеспечение социальной успешности школьников и создание для этого благоприятных условий и полноценных возможностей.

Ответим на вопрос, что же мы понимаем под словом социальная успешность.

СЛАЙД

Социальный успех-это результат осознанной ориентированности личности на реализацию стремления найти дело своей жизни.

Ничто не помогает успеху, как глубокое знание того, чем ты занимаешься.

Каждый из нас, в ежедневном взаимодействии играет совершенно определенную социальную роль. Каждый член общества либо интегрируется в этом обществе, либо нет. Получается, что социальный успех представляет собой успешную адаптацию в обществе, достигаемую по собственной воле личности.

Если человек находит свою нишу в обществе, и ему в этой нише комфортно, он в ней самовыражается, самоактуализируется, чувствует удовлетворение от выполняемой работы( и моральное, и материальное), то значит человек достиг социального успеха.

Состояние социальной успешности важно на всех этапах жизни человека, однако особую значимость оно приобретает в школьном возрасте. Насыщенность школьной жизни оценочными атрибутами оказывает существенное влияние на самоактуализацию потенциальных возможностей растущей личности, как в позитивном, так и в негативном направлениях. Односторонняя, связанная главным образом с достижениями школьника в учебной деятельности, оценка личности, может приводить к формированию устойчивого чувства неспособности, ущербности.

СЛАЙД

Как отмечает И. С. Кон «Учителя и родители часто любой ценой стараются «замкнуть» самоуважение ребенка на учебной успеваемости, не принимая во внимание его достижений в других сферах деятельности. Тем самым они придают его жизненным целям и его самосознанию опасную односторонность, которая в случае неудачи в учебе может обернуться долгосрочным чувством личной неполноценности». Неуспешность в учебе отрицательно влияет на развитие школьника не двойками, а приобретенной установкой, потерей веры в себя, оказывающей отрицательное влияние на все аспекты его социализации.

О том, как помочь стать ученикам успешными,  я думаю, что каждый из нас задумывался  над этим вопросом в своей педагогической деятельности. Ведь  сегодняшним социальным заказом общества является выпускник, готовый к включению в дальнейшую жизнедеятельность, конкурентоспособный, готовый к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, умеющий решать сложные профессиональные и жизненные вопросы.

СЛАЙД

 «Главная задача современной школы, - считает Д. А. Медведев, -  это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. …Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».

К сожалению, наши ребята не всегда открыты и способны выразить собственные мысли. Не каждый сумеет принять решение, осознать свои возможности, проявить готовность работать в команде, не все мотивированы на самообразование и продолжение образования. Поэтому порой им не удается найти себя, в том числе  в выбранной ими профессиональной сфере.

И я считаю, что необходимо создать такие условия во внеучебной деятельность, чтобы ребята, выйдя за школьный порог, смогли так выстроить свою жизненную траекторию, найти такие способы ее реализации, чтобы быть успешными в обществе?

Как правило, решение таких задач находит эмоциональный отклик со стороны ребят.

СЛАЙД

И наш Ученический Совет или как принято у нас называть Совет школьников работая, придерживаясь теме, «Единство обучения и воспитания – важнейшее условие эффективности современного образовательного процесса» поставил следующие цели и задачи работы на год.

СЛАЙД

Цели работы на год

1. Выявление талантов и творческих способностей учащихся

2. Развитие личности ребенка путем активизации творческого потенциала и

самовыражения в творческой деятельности.

3. Развитие организаторских способностей и сплочение детского

коллектива путем проведения мероприятий в форме КТД

4. Выполнение образовательной программы.

5. Укрепление и развитие Ученического совета школы. Повышение уровня

самоуправления детей.

СЛАЙД

Задачи

1) Освоение жизненных и учебных навыков, активизация самостоятельного

мышления.

2) Жизненное и профессиональное самоопределение.

3) Организация разнообразной деятельности и общения с целью

удовлетворения информационного поиска.

4) Формирование и поддержание дружеского, сплоченного коллектива.

5) Организация участия в жизни школы и села.

6) Развитие продуктивно работающего Ученического совета, в котором

каждый ребёнок мог бы максимально раскрыть и реализовать свой

творческий потенциал, преодолеть свои недостатки, и научиться

гармонично взаимодействовать с самим собой и миром

Основными направлениями деятельности Ученического совета были и есть:

 Создание  и формирование благоприятного психологического климата в

коллективе;

- обеспечение возможности для личностного роста и самореализации;

В этом учебном году я стала старшей вожатой и для себя поставила следующую цель:

СЛАЙД

– приобщить детей и подростков к ценностям более высокого уровня;

- ориентировать их на деятельность, которая рождает в человеке добрые черты, высоконравственные потребности;

- научить детей общаться друг с другом и окружающими, приобщить к

совместному труду и отдыху.

Для достижения поставленной цели я использую следующие

формы работы:

СЛАЙД

1. Оказание практической помощи членам Ученического совета:

 учеба детского актива

 работа консультационного пункта.

2. Работа над методическими материалами:

 составление сценариев массовых дел;

 оформление массовых дел;

 участие в школьных конкурсах и мероприятиях.

СЛАЙД

Были получены следующие (ожидаемые) результаты:

 Приобретение детьми новых умений и навыков, развитие интереса к

возможности творить, фантазировать;

 Самоутверждение ребенка в его собственных умениях и навыках;

 Стремление ребенка к дальнейшему творческому саморазвитию;

 Развитие духовности, постоянное саморазвитие.

 Развитие самостоятельности принятий решений.

СЛАЙД

В течение учебного года Ученический совет школы организовали и провели

множество общешкольных мероприятий и праздников: «Торжественную линейку, посвящённую 1 сентября»,

СЛАЙД

 «Первоклассное путешествие в страну знаний»,

 СЛАЙД

 «Светофорик»,

СЛАЙД

 ко дню учителя "От всей души",

СЛАЙД

в этот день был проведён традиционный День самоуправления,

СЛАЙД

 «Пусть всегда будет мама»,

СЛАЙД

концерт, посвящённый Дню матери.

СЛАЙД

Очень интересно в школьном коллективе прошла защита Социальных Проектов. К новогодним праздникам  ученический совет тоже  подошёл очень серьёзно. Запланированные мероприятия были успешно проведены. Во-первых, это художественный конкурс, победители которого были награждены грамотами,

СЛАЙД

в младших классах прошли утренники «В гостях у Деда Мороза», для старших классов было проведено мероприятие «Огонёк у камина», представители Совета школьников из 6 и 8 классов организовали в своих классных коллективах праздничные капустники, так в 6 классе прошёл «Новый год в Простоквашено», а 8 класс «Самый любимый праздник».  

СЛАЙД

После каникул  были проведены «Крещенские посиделки»,

СЛАЙД

ко Дню защитника Отечества прошло спортивно-развлекательное состязание «Мы сильные, смелые, ловкие».

СЛАЙД

 Не менее интересно прошёл восьмимартовский «Весёлый девичник». СЛАЙД

Последним мероприятием, которое завершило 3 четверть,  был концерт хоровых коллективов «Детство – это я и ты!», посвящённый Году культуры Российской федерации. Каждый класс представил свою работу.

СЛАЙД

Наш Совет школьников принял участие в районном конкурсе «Лидер года», где детскую организацию «Алый парус» представлял ученик 9 класса Романдин Виталий. Члены Совета школьников оказали ему хорошую поддержку не только моральную, но и творческую. Помогли составить ему портфолио, социальный проект, ну и, конечно, саму презентацию конкурсанта. Мы не заняли призового места, но я думаю, что в районной детсткой организации Родник зарекомендовали себя с хорошей стороны. В начале апреля нас ждёт новый районный конкурс. Я думаю, что мы постараемся не подвести школу.

СЛАЙД

Но самую главную работу, которую запланировал Совет школьников, мы будем оценивать в конце учебного года – это конкурс «Ученик года». Таким образом, видно, что этот учебный год стал годом активного участия Ученического совета в различного вида конкурсах и мероприятиях, проводимых не только внутри школы, но и за ее пределами.  Школьным пресс-центром была организована регулярная газета, в которой публикуются  последние новости школы и страны, достижения учащихся. Также были выпущены тематические газеты, посвященные всем праздникам и мероприятиям.

Среди учащихся 2-9 классов был проведен опрос «Динамика

удовлетворенности школьной жизнью». Результаты опроса показали, что

большинство учащихся с удовольствием участвуют в общественных делах школы, любят ее и уважают, что благотворно влияет на стремление учащихся к самоуправлению, самоконтролю, самореализации в различных сферах

общественной жизни.

СЛАЙД

Как вы видите Основой деятельности ученического самоуправления школы по-прежнему является участие в воспитательном процессе школы через организацию и проведение коллективно-творческих дел, как в стенах школы, так и вне ее.

Но существует проблема работы Ученического совета – слабая мотивация

учащихся к работе, невыраженный интерес к самоуправлению,

большая загруженность учащихся.

Однако Совет школы продолжает практику проведения КТД, что надеюсь, будет способствует дальнейшему сплочению детско-взрослого коллектива, формированию мобильной, толерантной личности, успешной в любом виде деятельности, умеющей делать выбор и отвечать за него; личности, готовой к постоянному самосовершенствованию, профессиональному самоопределению, т.е. формирование  успешной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная успешность выпускников МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида.

В презентации представлен материал по жизнеустройству выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Социальная успешность учащихся

Конспект доклада на педагогическом совете старшей вожатой...

Социальная успешность учащихся

Презентация к докладу по теме Социальная успешность учащегося...

статья "Формирование социального опыта учащихся как условие успешной самореализации на уроках биологии и во внеклассной работе"

Социализация - это процесс выбора личностью жизненной дороги в своем обществе. Одна из целей современной школы - помочь учащимся адаптироваться в обществе, найти в нем свое место. Формированию социаль...

статья "Формирование социального опыта учащихся как условие успешной самореализации на уроках биологии и во внеклассной работе"

Социализация - процесс выбора личностью жизненной дороги в своем обществе. Одна из целей современной школы - помочь учащимся адаптироваться в обществе, занять свое место. Формированию социального опыт...