Занятие "Профессия и карьера
методическая разработка (8 класс) по теме
Занятие "Профессия и карьера"
Возрастной состав 14-16 лет
Цель: формирование психологической готовности к обоснованному выбору профессии и развитие навыков планирования профессиональной карьеры.
Задачи:
-дать понятие, что такое мотив и потребности;
-учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни;
-развивать познавательную активность и коммуникативные способности воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_professiya_i_karera.docx | 36.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Профессия и карьера»
Возрастной состав 14-16 лет
Цель: формирование психологической готовности к обоснованному выбору профессии и развитие навыков планирования профессиональной карьеры.
Задачи:
-дать понятие, что такое мотив и потребности;
-учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни;
-развивать познавательную активность и коммуникативные способности воспитанников.
Оборудование: компьютер; экран; мультимедийный проектор.
Форма проведения: на занятии использованы элементы самодиагностики, ролевые игры, упражнения, направленные на формирование психологической готовности к обоснованному выбору профессии и развитие навыков планирования профессиональной карьеры.
Методы: словесный, наглядно-демонстративный, игровой, поисковый, практический.
Используемые материалы: листы бумаги, бланки, ручки.
Ход мероприятия:
Педагог:
Выбор профессии — такая же вечная тема, как любовь. И последствия профессионального выбора для каждого человека не менее значительны, чем выбор спутника жизни. Едва ли когда-нибудь будут созданы программы, позволяющие и в том, и в другом случае сделать безошибочный выбор. И это хорошо. Потому что решение, принятое за человека, навязанное, подсказанное, пусть из самых лучших побуждений, а не выстраданное, будет вызывать отторжение, если только человек не полностью лишен воли и способен отвечать за свои поступки. Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, и быть уверенным в завтрашнем дне. Наше занятие по профессиональному самоопределению «Профессия и карьера» поможет осознать мотивы вашей будущей профессиональной деятельности и научиться ее планировать.
Часть I. Мотивы и потребности
У рабочих, возводящих Шартрский собор, спрашивали, что они делают. Один говорит: «Я таскаю камни». Другой: «Зарабатываю на пропитание». Третий: «Строю храм».
В трех ответах людей, занятых одним делом, отражены основные мотивы трудовой деятельности. Мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь, для того чтобы…» «Я хочу получить профессию… чтобы…»
Ответьте на вопросы:
• Ради чего я учусь? Ради чего я собираюсь работать?(дети высказывают своё мнение).
Для каждой профессии существует свой минимальный уровень способностей, позволяющий выполнять профессиональные действия, а более высокий уровень профессионализма определяется мотивацией и системой ценностей человека. Нередко человек, наделенный множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал — мешает отсутствие мотивации, то есть побуждений к действиям — «природная лень не дает развиваться природным талантам» (Ю. Рыбников).
Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Важнейшим условием профессиональной самореализации личности являются не столько способности, сколько мотивация человека и его жизненные цели. Мотивация — это двигатель человеческих поступков.
Я предлагают вам определить свою мотивацию (самодиагностика)
«Определение мотивации» (по методике Е. Головахи)
Прочитайте приведенные ниже суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.
1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества | 5. Работать в хороших условиях, в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций |
2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих | |
3. Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия | 6. Сохранить силы и время для увлечений, общения с друзьями и близкими |
4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности |
1.Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).
2.Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (непрофессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным).
3.Если выбранные вами суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в данный момент важнее — профессиональное самоопределение или другие вопросы.
В основе любой мотивации лежат цели и потребности человека.
Упражнение «Я–Другой, Карьера–Дело» (самодиагностика) .
(Приложение 1)
Инструкция. Выбирая профессию, человек выбирает образ жизни. Это задание поможет вам уточнить, что для вас сегодня важно, а что второстепенно. Оцените варианты ответов, поставив в клетках на пересечении номера вопроса и вариантов ответа (а, б, в, г) баллы: от нуля – за вариант, который вам безразличен, до трех баллов – за самый значимый для вас. Нельзя ставить одинаковые баллы в одной строчке!
1. Мне нравится
А) иметь много свободного времени
Б) добиваться успеха во всех делах
В) делать подарки своим друзьям
Г) находить красивое решение трудной задачи
2. Мой девиз
А) «Работа не волк, в лес не убежит»
Б) «Хочешь жить — умей вертеться»
В) «Что отдал, то твое»
Г) «Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать»
3. Лучшая работа для меня — та, которая
А) не мешает мне жить своей жизнью
Б) дает возможность быстрого продвижения по службе
В) нужна людям
Г) интересна
4. Счастье для меня — это
А) возможность жить в свое удовольствие
Б) высокая должность и хорошая зарплата
В) благополучие моих друзей и близких
Г) возможность заниматься любимым делом
№ | А | Б | В | Г |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
Обработка: подсчитайте и запишите в нижней строчке сумму баллов по каждому столбцу (а, б, в, г):
9–12 баллов — ярко выраженная направленность личности;
5–8 баллов — умеренно выраженная направленность;
0–4 баллов — направленность не выражена.
А) «Я». Для вас очень важно собственное спокойствие и благополучие. В этом нет ничего страшного, если вы находитесь на содержании богатых родственников. Однако следует помнить, что низкая активность, чрезмерная концентрация на себе и отсутствие потребности в деятельности могут быть признаками утомления или заболевания.
Б) «Карьера». Вероятно, вам близки и понятны законы рынка. В будущей профессии для вас важна возможность карьерного роста. Жизненный успех в вашем понимании — это высокооплачиваемая должность. Если для вас смысл жизни — карьера, вы рискуете растерять себя и близких в погоне за горизонтом.
В) «Другой». Вы относитесь к редкому типу людей, для которых интересы и благополучие других людей не менее важны, чем собственные. Ваш выбор говорит о личностной зрелости и душевном здоровье. Чем бы вы ни занимались, ваше отношение к людям всегда будет для вас источником энергии и радости жизни.
Г) «Дело». Какую бы деятельность вы ни выбрали, вы будете успешным профессионалом. Главное, чтобы ваша профессия не загораживала от вас смысл жизни, который не сводится к работе.
Для наглядности можно построить график направленности личности, отложив на четырех осях суммы набранных баллов и соединив точки линиями. Чем дальше точка от центра, тем ярче выражена направленность личности.
Часть II. В мире профессий
В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий. Сколько профессий знаете вы?
Упражнение –игра «Аукцион»
Участники по очереди называют профессии. Кто не смог в течение трех секунд вспомнить профессию или повторил уже названную, выбывает из игры. Если ребята называют не профессию, а должность (начальник, директор, президент), такие ответы не принимаются, как и слова «олигарх», «авторитет» и др. Игра идет до тех пор, пока не останется один победитель.
Существует несколько классификаций профессий. В нашей стране чаще всего используется классификация профессора Е.А. Климова по предмету труда (человек, техника, знаковая информация, природа, искусство).
Первую классификацию видов профессиональной деятельности в XVIII веке предложил известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев:
• нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право),
• полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика),
• щегольские, или увеселяющие, науки (литература и искусство),
• тщетные науки (алхимия, астрология),
• вредительские науки (колдовство).
Какие профессии в наше время можно отнести к этим группам? Обоснуйте свой ответ.
Вместе с новыми предметами и явлениями возникают новые профессии. Вот некоторые самые популярные из них. Что это за профессии?
Найдите правильный ответ.
1. Логистик — это:
а) тот, кто изучает логику; б) специалист по организации транспортировки продукции; в) организатор конференций и симпозиумов.
2. Веб-дизайнер — это:
а) тот, кто работает на компьютере; б) разработчик компьютерных программ; в) разработчик проектов сайтов.
3. Фандрайзер — это:
а) тот, кто ищет деньги и возможности для своей организации; б) лидер фанатов, который организует прием звезд шоу-бизнеса; в) специалист, изучающий пути развития организации.
4. PR-агент — это:
а) тот, кто связан с политикой; б) специалист по рекламе и связям с общественностью; в) посредник между организациями и людьми.
5. Культуролог — это:
а) тренер по культуризму; б) исследователь взаимоотношений человека и общества; в) предсказатель будущего.
• К каким группам по классификации Е.А. Климова можно отнести эти профессии?
Показ презентации «Мир профессии»
Опросник профессиональных склонностей
(методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)
Склонность — это влечение к какому-либо занятию.
Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов и отметьте его в бланке. (Приложение 2)
Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10–12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность.
7–9 баллов — склонность к определенному виду деятельности.
4–6 баллов — слабо выраженная профессиональная склонность.
0–3 балла — профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов — это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?
I — склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает способность находить общий язык с разными людьми, понимать их состояние, знать и помнить их особенности.
II — склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Такие люди отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.
III — склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: монтаж, ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; строительство; обработка материалов; управление транспортом; изготовление изделий.
IV — склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий отличает оригинальность и независимость.
V — склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью.
VI — склонность к планово-экономической деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием; делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием; схематическим изображением объектов. Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Рефлексия: Насколько полученные результаты и новые знания соответствуют вашим представлениям о себе? В какой форме званятия вы хотелибы провести занятие по данной теме? ( тренинг, игровой форме, экскурсия на различные предприятия и т.д.)
У нас сегодня было насыщенное занятие, вы самостоятельно себя диагностировали, активно участвовали в дискуссии, узнали значение названий новых профессии.
Домашнее задание : задать вопросы родителям ответы за записать в тетрадь .
- В какой профессии вы видите меня в будущем, учитывая мой характер, мои способности?
- О какой профессии для меня вы мечтаете? Почему?
- Возникнуть ли сложности с трудоустройством по данной профессии?
- Знакомы ли родители с новыми профессиями, считают ли они их перспективными?
Приложение 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Карьера 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Другой 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Я | Дело |
1 | А | Б | В | |||
2 | А | Б | В | |||
3 | А | Б | В | |||
4 | А | Б | В | |||
5 | А | Б | В | |||
6 | А | Б | В | |||
7 | А | Б | В | |||
8 | А | Б | В | |||
9 | А | Б | В | |||
10 | А | Б | В | |||
11 | А | Б | В | |||
12 | А | Б | В | |||
13 | А | Б | В | |||
14 | А | В | ||||
15 | А | Б | В | |||
16 | А | Б | В | |||
17 | А | Б | В | |||
18 | А | Б | В | |||
19 | А | Б | В | |||
20 | А | Б | В | |||
21 | А | Б | В | |||
22 | А | Б | В | |||
23 | А | Б | ||||
24 | В | |||||
25 | А | Б | В | |||
Сумма | I | II | III | IV | V | VI |
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.;
в) заниматься расчетами; вести документацию.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.
3. Меня больше обрадует Нобелевская премия:
а) за общественную деятельность;
б) в области науки;
в) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать:
а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.
5. Будущее людей определяют:
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.
6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь:
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.
7. На технической выставке меня больше привлечет:
а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение.
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма);
8. В людях я ценю прежде всего:
а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.
9. В свободное время мне хотелось бы:
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует:
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.
11. Мне интереснее беседовать:
а) о человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:
а) технический; б) музыкальный; в) спортивный.
13. В школе следует обратить особое внимание:
а) на улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.
14. Я с большим удовольствием смотрю:
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.
15. Мне хотелось бы работать:
а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.
16. Школа в первую очередь должна:
а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.
17. Главное в жизни:
а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.
18. Государство должно в первую очередь заботиться:
а) о защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.
19. Мне больше всего нравятся уроки:
а) труда; б) физкультуры; в) математики.
20. Мне интереснее было бы:
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.
21. Я предпочитаю читать статьи:
а) о выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
22. В свободное время я люблю:
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение:
а) о научном открытии;
б) о художественной выставке;
в) об экономической ситуации.
24. Я предпочту работать:
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.
Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10–12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность.
7–9 баллов — склонность к определенному виду деятельности.
4–6 баллов — слабо выраженная профессиональная склонность.
0–3 балла — профессиональная склонность не выражена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АПР "Твоя профессиональная карьера"
Программа авторской педагогической разработки по профориентации для 9-классников Занятия с 9-классниками по программе проводятся для того, чтобы школьники смогли определиться с выбором профиля обучен...
Классный час "Роль самовоспитания при планировании карьеры"
Материал может быть использован кл. рук. в профориентационной работе для того, чтобы показать роль и место самовоспитания при планировании карьеры любого человека....
Программа курса "Твоя профессиональная карьера"
Этот курс проводится в девятых классах один раз в неделю. Он помогает сформировать видение себя как специалиста в узкой профессиональной деятельности....
Социальная позиция и активность как условия успеха и карьеры в жизни человека
На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их за...
Программа курса "Твоя профессиональная карьера"
Элективный курс. 35 часов....
Учитель и образовательное учреждение - равноправные творцы учительской карьеры
Статья на конкурс докладов Всероссийского интернет-педсовета...