СТРОИМ ЛПП. САМОПОЗНАНИЕ-ТЕМПЕРАМЕНТ
классный час по теме
Проект может быть использован социальными педагогами, педагогами-психологами, классными руководителями для проведения психолого-профориентационного классного часа в старших классах (8-10кл.) общеобразовательной школы, а также в качестве мастер-класса для специалистов образовательного учреждения: психологов, профконсультантов, классных руководителей и др.
ПРОБЛЕМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ АКТУАЛЬНА.
Оказать помощь учащимся в социальном (личностном и профессиональном) самоопределении – одна из основных задач
всех участников педагогического процесса.
Время – 1 урок или 2 урока или 3 урока или работа на весь год.
Структура данного проекта позволяет специалисту самостоятельно насыщать занятие необходимым материалом в зависимости от аудитории и времени, которым он располагает.
Всегда можно оставшиеся 3-5 минут посвятить изучению профессиограмм, перейдя по ссылке или выполнить упражнение по развитию памяти, внимания…., а можно просто поиграть например:
«Профессия на букву» или «Самая сладкая профессия», «Самая опасная профессия»….
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРЕЗЕНТАЦИЯ-УРОК | 1.14 МБ |
Проект занятия "СТРОИМ ЛПП", "САМОПОЗНАНИЕ-ТЕМПЕРАМЕНТ" | 520 КБ |
УЧИТЕЛЮ к проекту "СТРОИМ ЛПП","САМОПОЗНАНИЕ-ТЕМПЕРАМЕНТ" | 440.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я МНОГООБРАЗНОЕ, СХЕМА «ДЕРЕВО» НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ – убеждения, мировоззрение, идеа - лы , стремления, интересы, жела - ния . ОПЫТ - привычки, умения, навыки, знания. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ - воля, чувства, вос-приятие , мышление, ощущения, эмоции, память. БИОПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА - темперамент, половые, возрастные свойства. ↑ ↑ ↑ ↑
МНОГООБРАЗИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ ТИПЫ ПРОФЕССИЙ Человек-человек; Человек-техника; Человек-художест-венный образ; Человек-природа; Человек-знаковая система. http://prof.labor.ru/video/
ПРИ ПОСТРОЕНИИ ЛПП УЧИТЫВАЕМ ТРЕБОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРОФЕССИИ ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЧЕЛОВЕКУ Человек-человек; Человек-техника; Человек-художест-венный образ; Человек-природа; Человек-знаковая система. ↕ ↕ ↕ ↕ ↕
СИТУАЦИЯ ОДНА, А ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ ПО – РАЗНОМУ. http://psihology8.blogspot.ru/p/blog-page_617.html
ТЕМПЕРАМЕНТ - ЭТО НЕОСОЗНАННАЯ РЕКЦИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ВНЕШНЕЕ ИЛИ ВНУТРЕННЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ . ВНЕШНЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ВНУТРЕННЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК ГАНСА АЙЗЕНКА ПОМОЖЕТ ВАМ УЗНАТЬ СВОЙ ДОМИНИРУЮЩИЙ ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА С УЧЕТОМ ТАКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ, КАК ИНТРОВЕРСИЯ И ЭКСТРАВЕРСИЯ, А ТАКЖЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ - НЕУСТОЙЧИВОСТИ . ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ПО АЙЗЕНКУ ЯВЛЯЕТСЯ ДОСТОВЕРНОЙ И ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ПРИМЕНЯЕМЫХ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ТЕСТ АЙЗЕНКА. ОПРЕДЕЛЯЕМ СВОЙ ТЕМПЕРАМЕНТ.
Теперь вы знаете, что есть способы, которые помогут каждому из вас определить свои личностные качества и изучить мир профессий. Изучив свои требования к профессии, требования профессии к человеку, вы выберите профессию, которая максимально подойдет вам. Найдите себе дело по душе и вам никогда не придется работать! ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Предварительный просмотр:
Педагог –психолог МБОУ СОШ №3 города Пущино
Кочуганова Любовь Алексеевна.
СТРОИМ ЛПП (личный профессиональный план).
Самопознание –темперамент.
Проект может быть использован социальными педагогами, педагогами-психологами, классными руководителями для проведения профориентационного классного часа в старших классах (8-10 класс) общеобразовательной школы, а также в качестве мастер-класса для специалистов образовательного учреждения: психологов, профконсультантов, классных руководителей и др. Проблема выбора профессии для старшеклассников очень актуальна. Оказать помощь учащимся в социальном (личностном и профессиональном) самоопределении – одна из основных задач всех участников педагогического процесса. Время – 1 урок или 2 урока или 3 урока или работа на весь год. Структура данного проекта позволяет специалисту самостоятельно насыщать занятие необходимым материалом в зависимости от аудитории и времени, которым он располагает. Всегда можно оставшиеся 3-5 минут посвятить изучению профессиограмм, перейдя по ссылке или выполнить упражнение по развитию памяти, внимания…., а можно просто поиграть например: «Профессия на букву» или «Самая сладкая профессия», «Самая опасная профессия»….
Цель. Развитие в учащихся потребности в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании.
Задачи:
- научить учащихся определять свои личностные качества и учитывать их при построении личного профессионального плана (ЛПП);
- я многообразное - структура личности (К.К.Платонов) на примере схема "Дерево" ;
- многообразие мира профессий - классификация профессий (Е.А. Климов) по признаку "Предмет труда";
- что значит: требования человека к профессии и требования профессии к человеку;
- понятие темперамент, требования профессии к темпераменту человека;
- веб- квест: изучение учащимися типов темперамента с помощью интернет ресурсов;
- определение темперамента, тест Г. Айзенка;
- определение сферы деятельности с учетом результатов теста.
Кратко:
Я многогранное – это наша личность. Понятие личности очень сложное. Личность имеет неоднородную, многослойную структуру. Рассмотрим структуру личности известного психолога К.К.Платонова. В упрощенном варианте личность можно сравнить с растущим деревом. Мы видим корни – это биологическая основа нашей личности (темперамент, половые различия, возрастные свойства…), ствол – особенности психических процессов ( восприятие, внимание, память……
Многообразие мира профессий. В мире очень много различных профессий, вместе со специальностями их около 40000, в нашей стране насчитывается около 7000, из них 700 часто встречающиеся. Чтобы в этом многообразии профессий найти свою-единственную мы воспользуемся классификацией Е.А.Климова по признаку «Предмет труда». Рассмотрим пять сфер деятельности: X-Ч, X-П, Ч-Х.о., Ч-З.с., Ч-Т…..
Для того чтобы определить подходящую сферу профессиональной деятельности, а потом в ней искать свою профессию, мы должны научиться определять свои качества личности и сравнивать их с требованиями профессии к человеку. Требования профессии к человеку – это профессионально важные качества, которыми человек должен обладать. Профессионально важные качества описаны в профессиограммах профессий. Но сегодня у нас другие задачи.
Сегодня мы попробуем определить свой темперамент, который лежит в основе нашей личности и при выборе профессии обязательно его нужно учитывать. Как вы думаете почему? Что такое темперамент? Почему в одной и той же ситуации мы ведем себя по-разному?
ВЕБ-КВЕСТ.
ПРОБЛЕМА: Как же нам узнать побольше о темпераментах и определить свой
темперамент?
Для начала поделим класс на четыре группы, в каждой группе по 5 человек, каждая группа с помощью интернет ресурсов будет искать информацию об определенном типе темперамента (это может быть домашним заданием). 1 группа – изучает холерический тип темперамента; 2 группа – сангвинический 3 группа – флегматический и 4 группа – меланхолический.
В свою очередь распределяем в группах роли:
1-й учащийся (Доктор)- ищет информацию о физиологических основах темперамента, информацию о свойствах нервной системы, присущих данному темпераменту; (И.П.Павлов, врач Гиппократ);
2-й учащийся (Профконсультант) – ищет взаимосвязь -темперамент и индивидуальный стиль деятельности, темперамент и профессия;
3-й учащийся (Психолог ) - ищет психологическую характеристику темперамента;
4-й учащийся (Историк) - ищет известных людей (политики, ученые, люди искусства, писатели…) с этим типом темперамента;
5-й учащийся (Ученый) –обобщает материал и готовит доклад о типе темперамента.
В каждой группе из пяти человек выбирается Докладчик, который докладывает о темпераменте.
Обсуждение, обмен информацией. Выводы
Все вместе заполняют сводную таблицу.
Темпе-рамент | Физиологическая основа, свойства нервной системы | Психологическая характе-ристика | Темперамент и индивиду-альный стиль деятельности | Извес-тные люди |
Таким образом, мы разобрались в основных отличиях типов темперамента.
А теперь мы определим свой доминирующий тип темперамента с помощью психологического теста Г.Айзенка. Но прежде, чем мы приступим к изучению инструкции и выполнению теста, обозначьте на бланке ответов, как вы себя ведете в большинстве жизненных ситуаций.
Раздаются: опросник с инструкцией и бланки для ответов. Выполняется тест. Обрабатывают результаты сами учащиеся. Рассматриваем понятия экстраверсия-интроверсия, эмоциональная устойчивость – нейротизм. Определяют свой доминирующий тип темперамента и сопоставляют его со сферой деятельности, обозначенной на бланке ответов. Если останется время изучаем профессиограммы разных профессий.
Список использованных источников
1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. -СПб.: Изд. "Питер", 2000. С.215.
2. Егорова Е.А. Психология индивидуальных различий. М., 1997. - С. 203.
3. Ковалев А.Г. Психология личности, изд.3.М., "Просвещение", 1997. - С.25
4. Психология и педагогика: Учеб. пособие./ А.А. Реан, Н.В. Боровская, С.И. Разум. – М, С-Петербург, Воронеж, Минск., 2008. – 52 с.
5. Интернет ресурсы: http://www.rabota-enisey.ru/atlas/, http://prof.labor.ru, и др.
http://trud.admtyumen.ru/zan_to/prof_navigator/profesiogram.htm, http://vocabulary.ru/dictionary/28/word/lichnosti-struktura-po-platonovu
Resource id #2642Предварительный просмотр:
Бланк к тесту Г.Айзенка
ТЕМПЕРАМЕНТ.
Темпе-рамент | Физиологическая основа, свойства нервной системы | Психологическая характе-ристика | Темперамент и индивиду-альный стиль деятельности | Извес-тные люди | |
Холерический | Холе-желчь | Сильный, неуравно-вешенный подвиж-ный, все психичес-кие про-цессы про текают у них быст-ро, интен-сивно. Преобла-дает воз-буждение над тор-можением | Несдержанность, порывис-тости, вспыльчивость, разд-ражительность. Отсюда и выразительная мимика, то-ропливая речь, резкие жес-ты, несдержанные движе-ния. Чувства сильные, обыч-но ярко проявляются, быст-ро возникают, настроение иногда резко меняется. Вспыльчив. Слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжи-тельны. Боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся. | Неуравновешенность проявляется в деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности Но запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить рез-кий спад в деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настрое-ние резко па дает. С увлечением, начиная дело, холерик быстро ос-тывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления продолжает, а иногда и бросает ее. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оцени вать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей. | А.В. Су-воров, А.С. Пуш-кин В.В. Жи-риновс-кий |
Сангвинический | Сангвис- кровь | Сильный, уравновешенный, подвиж-ный | Быстро возникают чувства радости, горя, привязаннос-ти и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противополож-ными. Настроение сангвини-ка быстро меняется, но, как правило, преобладает хоро-шее настроение. Сангвиник весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юморис-том, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к" тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Инициатор в обще-нии, немедленно откликается на желание об-щаться со стороны другого человека, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоян-ным. Он как рыба в воде чувствует себя в большой компании незнакомых лю-дей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает | Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выра-зительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и ин-терес впечатлений, у сангвиника соз-дается состояние активного возбуж-дения и он проявляет себя как чело-век деятельный, активный, энер-гичный. Если же воздействия дли-тельны и однообразны, то они не поддерживают состояния актив-ности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утом-ляет. Горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым» | А.И. Герцен |
Мелан-холический | Мелана холе Черная желчь | Слабый, неуравно-вешен-ный, малопод-вижный | Медленно протекают психи-ческие процессы, они с тру-дом реагируют на сильные раздражители. Чувства и эмоциональные состояния возникают медленно, но от-личаются глубиной, боль-шой силой и длительностью. Меланхолики легко уязви-мы, тяжело переносят оби-ды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Склонны к замкнутости и одино-честву, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую нелов-кость в новой обстановке. Все новое, необычное вызы-вает тормозное состояние. У меланхоликов легко разви-вать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повы-шенную восприимчивость к внешним воздействиям. Обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышен ной тревожностью и рани-мой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Попадая в новые условия жизни, очень теряется. | В работе меланхолики обычно пассивны, длительное и сильное напряжение вызывает замедленную деятельность, а затем и прекраще-ние ее, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. | В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, П.И. Чайковский |
Флегматический | Флегма слизь | Сильный, уравновешенный, инертный | Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нето-роплив, уравновешен. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выража-ются слабо, они обычно невыразительны. В отно- шениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спо-койствие проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни. Флегма-тика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко вырабо-тать выдержку, хладнокро-вие, спокойствие. Но у флегматика следует разви-вать недостающие ему ка-чества - большую подвиж-ность, активность, Иногда у человека этого темперамен-та может развиться безраз-личное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод вступить с ним в знакомство. Зато он устой-чив и постоянен в своем отношении к человеку: Он любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке. | В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Желательно не до-пускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в опреде-ленных условиях. Подходят монотонные виды деятельности. Хладнокровный. Он выражает собой скорее склонность к бездеятел-ьности, чем к напряженной, актив-ной работе. Такой человек мед-ленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. Спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. | И.А. Гонча-ров и И.А. Кры-лов |
СВОЙСТВА | Виды темперамента и соответствующие им свойства высшей нервной деятельности | |||
Сангвиник | Холерик | Флегматик | Меланхолик | |
Физиологическая основа | Сильный, уравновешенный, подвижный | Сильный, не-уравновешенный, подвижный | Сильный, уравно-вешенный, инертный | Слабый, не-уравновешенный, малоподвижный |
Скорость психических реакций | Высокая | Очень высокая | Медленная | Средняя |
Сила психических реакций | Средняя | Очень большая | Большая | Большая |
Экстраверсия или интроверсия | Экстраверт | Экстраверт | Интроверт | Интроверт |
Пластичность или ригидность | Пластичный | Пластичный | Ригидный | Ригидный |
Эмоциональная возбудимость | Умеренная | Высокая | Слабая | Высокая |
Сила эмоций | Средняя | Очень большая | Слабая | Большая |
Эмоциональная устойчивость | Устойчив | Неустойчив | Очень устойчив | Очень неустойчив |
Чувствительность | Пониженная | Малая | Малая | Высокая |
Реактивность | Повышенная | Высокая | Малая | Малая |
Активность | Повышенная | Высокая | Высокая | Пониженная |
Реактивность Активность | Уравновешенный | Реактивный | Активный | Уравновешенный |
Темп реакции | Быстрый | Быстрый | Медлителен | Медлителен |
Resource id #5406
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа над лексико-грамматическим строем речи учащихся начальных классов.
В презентации представлены варианты упражнений, направленных на развитие словарного запаса учащихся, а также процессов словообразования и словоизменения....
Тема: Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях. Инструктаж по охране труда при работе с тканью и утюгом. Выполнение зигзагообразной строчки на образце.
Цели: познакомить учащихся с устройством швейных машин, выполняющих зигзагообразную строчку, сферой применения зигзагообразной строчки при изготовлении различных швейных изделии; учить выполнять обмет...
тема: «Зигзагообразная строчка и её применение в изделиях, инструктаж по охране труда при работе с тканью и утюгом. Выполнения зигзагообразной строчки на образце»7 кл по разделу «Машиноведение»)1.обоснование актуальности поставленной для решения проблемы
Многие люди, как ни странно, не считают сферу образования опасной настолько, чтобы уделять повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности. В их представлении сидящие за партами ученики получают...
Положение о проведении школьного конкурса строя и песни "Красив в строю, силен в бою".
Положение о проведении школьного конкурса строя и песни "Красив в строю, силен в бою".I. Основной целью проведения конкурса является: целенаправленное формирование у мла...
Сценарий смотра-конкурса строя и песни "Красив в строю, силен в бою!"
Данное мероприятие проводится с целью повышения уровня патриотического воспитания в школе, а так же для сохранения и приумножения традиций отечественной истории и культуры....
Конкурс смотра строя и песни в школе к 23 февраля. Сценарий проведения конкурса - смотра строя и песни, посвященного Дню Защитника Отечества
Конкурс проводится с обучающимися МБОУ Кара-Хольской СОШ им. К.С.Шойгу на основании плана воспитательной работы школы в соответствии с планом проведения гражданско-патриотической работы, посвяще...
Смотр строя и песни. "Красив в строю-силен в бою"
Сценарий праздника. Смотр строя и песни к 23 февраля Дню Защитника Отечества. "Красив в строю-силен в бою"...