Сообщения на заседания МО РЦ
материал на тему
Сообщения воспитателя о социально-трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья; проблемы психологического изучения личности при умственной отсталости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_sergeevoy_g._2013.docx | 16.46 КБ |
soobshchenie_sergeevoy_po_trudu_2013.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы психологического изучения личности при умственной отсталости
Очевидно, что изучение личности умственно отсталых в силу имеющихся у них дефекта сопряжено с большим количеством диагностических и интерпретационных трудностей.
Самосознание личности не может полноценно формироваться в условиях нарушения взаимодействия с обществом, в условиях социальной депривации. Лица с умственной отсталостью, в связи с особенностью их развития, находятся в условиях депривации, когда нарушается не только процесс обращения к социальной среде, но и процесс переработки полученной от нее обратной связи, что в свою очередь не может не отразиться на формировании самосознания и такого личностного образования как Я-концепция.
Проблема психологического изучения самосознания особенно актуальна в отношении тех умственно отсталых лиц, степень интеллектуального снижения у которых невелика, так как по своим возможностям они могут быть достаточно хорошо адаптированы в социуме при условии адекватного психолого-педагогического сопровождения, несмотря на то, что психические функции и личность развиваются на дефектной основе. У таких личностей отмечается:
- Специфика интеллектуальной деятельности ( слабая или низкая критичность мышления, специфическая логика построения высказывания;
- Специфика эмоционально-волевой сферы ( может присутствовать эйфоричность во взгляде и поведении, эмоциональная лабильность, либо наоборот скупость эмоциональных проявлений, бедность эмоционального запаса;
- Особенности общей и мелкой артикуляционной моторики (специфическая походка, бедность мимики, мимика, неадекватная эмоциями, отсутствующий взгляд, тики и др.;
- Деятельность умственно отсталых может быть немотивированной и механической, лишенной планирования и предвидения результата, бесконтрольной, стереотипной.
Личность при умственной отсталости
В настоящее время в соответствии с МКБ-10 выделяются четыре степени снижения интеллекта при умственной отсталости различного генеза:
- Легкая (F70) – ранее умственная отсталость в ст. легкой, умеренной и выраженной дебильности;
- Умеренная (F71) – ранее умственная отсталость в степени легкой имбицильности;
- Тяжелая ( F72) - ранее умственная отсталость в степени выраженной имбецильности;
- Глубокая ( F73) – ранее умственная отсталость в степени идиотии.
Умственно отсталые лица различаются степенью выраженности дефекта и составляют 75-80% от общего числа популяции умственно отсталых. Их уровень интеллектуального развития составляет 50-70 условных единиц. Они способны к обучению по специальной программе коррекционной школы, а также могут быть хорошо социально адаптированы и трудоустроены.
Самооценка умственно отсталого ребенка в обычных условиях воспитания подвержена контрастным изменениям. В дошкольном возрасте, когда интеллектуальный дефект еще не сильно заметен, как правило создается постоянная ситуация успеха. У ребенка возникает неадекватный ( не соответствующий возможностям) завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений. Но вот ребенок попадает в образовательное учреждение или просто расширяет круг общения со сверстниками во дворе, и высокой самооценке может быть нанесен серьезный удар.
В целом соглашаясь с исследователем Де-Графк в том, что завышенная самооценка умственно отсталых детей связана с их общим интеллектуальным недоразвитием, общей незрелостью личности, Л.С. Выготский указывает, что она может возникнуть как псевдокомпенсаторное образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих, и именно интеллектуальный дефект по его мнению и обуславливает специфику развития личности, в том числе и волевых процессов такого ребенка.
Ч.Б.Кожалиева подчеркивает, что становление Я-концепции умственно отсталых подростков проходит те же этапы, что у подростков с нормальным развитием, но при этом наблюдаются качественные отличия: младшие подростки с умственной отсталостью в оценке своих внешних и внутренних качеств ориентируются чаще всего на мнение значимых взрослых. Взаимоотношения с окружающими передаются ими в высказываниях, отражающие положительные или отрицательные характеристики взрослых.
Данные, полученные при изучении адекватности самооценок подростков среднего возраста, тоже говорят в пользу их обращенности к взрослым. Только в 14-15 лет у умственно отсталых отмечается повышение возможности рефлексивного анализа. Старшие подростки критически оценивают свои качества личности, выражая при этом аффективное отношение к ним. Старшие подростки достаточно адекватно способны представить оценки значимых для них окружающих лиц.
Литература:
Коррекционная педагогика № 2 2012 г.
(Кузьмина Т.И. к.пс.н. МГГУ им.М.А.Шолохова)
Воспитатель: Сергеева Г.К.
15 января 2013 г.
Предварительный просмотр:
Социально- трудовая реабилитация молодых людей
с ограниченными возможностями здоровья
в условиях реабилитационного центра
Основная направленность взаимодействия человека и социальной среды связана с удовлетворением потребностей, обеспечивающих его существование, т.е. с трудом, поэтому социально-трудовая деятельность- ядро адаптационного процесса. Понятие «социально-трудовая адаптация» определяется как процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствии с существующими в нашем обществе и трудовых коллективах нормами, правилами, традициями.
Основная цель трудовой реабилитации для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья – формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведения домашнего хозяйства, выполнение различных трудовых операций. Трудовая реабилитация индивидуально обоснованная и индивидуально подобранная, выступает и как лечебный фактор. Она способствует физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма. Благоприятное воздействие труда в системе реабилитационных мероприятий является клинически установленным фактом. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности.
Занятие трудом раскрывает перед инвалидами перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности. Вовлечение в трудовую деятельность умственно отсталых реабилитантов предполагает достижение более широких целей, имея в виду перспективу обучения трудовым навыкам и трудоустройство с последующей интеграцией в общество.
При вовлечении в трудовую деятельность молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра учитываются их интересы, в том числе полезное воздействие труда на их состояние.
Трудовая реабилитация используется в индивидуальных и коллективных формах. Коллективные формы работы активизируют, организуют и коллективизируют деятельность реабилитантов, оказывает положительное влияние на формирование ценностных ориентаций и потребностей. В процессе трудовой реабилитации происходит становление личности, формируются новые межличностные взаимоотношения, человек вовлекается в коллективную деятельность, в результате чего повышается уровень его адаптации в социуме.
Трудовое обучение выполняет развивающую функцию, воздействуя на познавательную сферу. Оно решает задачу коррекционного воздействия, способствуя формированию положительных черт личности, правильных установок и разумных потребностей. Трудовое обучение направлено и на социализацию инвалидов, так как приобщение к общественно полезному труду расширяет их социальный опыт, формирует межличностные и производственные отношения. Таким образом, социальная реабилитация важна как средство интеграции инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в общество, и как механизм создания равных возможностей для того, чтобы быть социально востребованными.
Как известно, основная направленность взаимодействия человека с социальной средой связана с удовлетворением потребностей, обеспечивающих его существование, т.е. трудом. Можно выделить следующие принципы социально-трудовой реабилитации:
- Всестороннее изучение особенностей молодых людей, а также сохраненных личностных и деятельностных образований для разработки путей коррекции, развития и реабилитации.
- Прогностический характер коррекционно-педагогической работы с реабилитантами с целью достижения конкретного уровня социально-трудовой адаптации и интеграции в трудовых коллективах.
В стратегическом плане можно определить основные направления трудовой реабилитации условиях реабилитационного центра:
1. Труд по самообслуживанию.
Содержанием этой работы для педагогов являются следующие виды деятельности:
а) соблюдение личной гигиены и внешнего вида; при решении этой задачи у реабилитантов развивается комплексный навык ухода за телом, формированием своего внешнего вида, здорового образа жизни;
б) развитие умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности, т.е. умения приготовить пищу, ухаживать за обувью и одеждой, организовывать место своей деятельности и проживания, формирование культуры взаимодействия со средой проживания.
2.Труд по развитию умений и навыков труда в домашнем хозяйстве.
3. Подготовка реабилитантов к трудовой и производственной деятельности.
Основной задачей в этом направлении является: создание условий для реабилитации молодых людей путем вовлечения в различные виды трудовой деятельности сообразно со способностями.
Анализ трудовой занятости молодых людей реабилитационного центра показал, что из 96 молодых людей и девушек 82 работают в мастерских и на производстве, расположенном на территории детского дома, 23 человек работают на ставках детского дома. Основная мотивация их трудовой деятельности, исходя из опроса большинства проживающих в Реабилитационном центре, является обретение независимости, становление личности как самостоятельной единицы.
Под социализацией понимают становление ребенка (воспитанника, реабилитанта) в социальных отношениях как компонента этой системы, т. е. ребенок, становится частью социума, при котором происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей. Для реабилитантов социализация – это максимальная адаптация в социальном пространстве, умение самостоятельно ориентироваться в различных его формах и проявлениях. Реализации этих задач способствует совместная деятельность «воспитанник (реабилитант)-педагог». Сложный процесс социализации предполагает решение главных проблем:
- комплексная социальная, психологическая реабилитация;
- развитие личности и межличностного общения;
- подготовка к самостоятельной жизни за пределами интерната или в условиях РЦ;
- профессионально-трудовая реабилитация.
В процессе интеграции формируется личность, которая определяется тем, какое место она занимает в системе социальных отношений: дружеских, производственных, вынужденных отношений. Значительную роль в развитии социальных отношений играет ООО «Редуктор», должностные ставки в учреждении, в котором наравне с работниками из социума трудятся наши реабилитанты. Школа трудовых отношений, трудовой дисциплины на этом производстве и во взрослом коллективе в целом учит налаживанию контактов в производственном коллективе, улаживанию проблем, умению решать производственные задачи совместно с коллективом сотрудников. Проблемы экономического характера, связанные с увольнением, сокращением дают возможность понимания реабилитантами быть неотъемлемой частью общества, в котором живут и реабилитанты нашего Центра.
Наиболее значимыми для реабилитантов агентами социализации выступает коллектив сотрудников интерната, а также коллектив сверстников. Молодые люди, как и любой другой человек, живут в мире отношений между людьми, в котором играют не одну роль. Задача наша состоит в том, чтобы помочь им освоить эти роли. Представление о своей социальной роли у молодых людей зачастую отсутствует или искажено. Наблюдается формирование механизмов, при помощи которых реабилитанты приспосабливаются к жизни в учреждении. Продуманное расписание учебно-производственных работ, занятий, режима дня способствует реабилитантам рассчитывать свое время и в течение дня быть занятыми различными видами деятельности.
Несмотря на непростые социально-экономические условия, необходимо отметить, что система комплексной реабилитации в нашем учреждении идет по пути развития, поиску новых направлений в работе.
Инструктор по труду
Центра социальной и трудовой реабилитации: Сергеева Г.К
ДДИ№1
Январь 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты и аннотированные каталоги. Сообщение на заседании кафедры ЕМД
Применение технологических карт и аннотированных каталогов на уроках физики и информатики способствует формированию навыков организации самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР. В ар...
Сообщение на заседании методической комиссии математического и естественнонаучного цикла по теме: «Методические приёмы и технологии развития критического мышления учащихся на уроках»
Сообщение на засезании ПЦК...
Сообщение на заседание ТГ-2017г.
Сообщение на заседание ТГ...
Сообщение на заседание № 3 ТГ 2018г.
Сообщение на заседание ТГ...
Сообщение на заседание ТГ «Экологическое воспитание обучающихся с ОВЗ в школе-интернате» 2018г.
Сообщение на заседание ТГ«Экологическое воспитание обучающихся с ОВЗ в школе-интернате»2018г....
Сообщение на заседание творческой группы: «Повышение духовно-нравственного воспитания учащихся в школе интернате для обучающихся с ОВЗ»
Сообщение на заседание творческой группы:«Повышение духовно-нравственного воспитания учащихсяв школе интернате для обучающихся с ОВЗ»...
Сообщение на заседании творческой группы учителей гуманитарного цикла «Приемы и методы развития мотивации на уроках русского языка и литературы».
Задача состоит в том, чтобы научиться педагогическому мастерству. Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных услов...