Сообщение на заседание № 3 ТГ 2018г.
материал
Предварительный просмотр:
Организация работы творческой группы педагогов.
(из опыта работы)
«Заинтересовать людей работой – значит
реализовать планы. Заинтересовать учителей
в профессиональном развитии –
значит надолго обеспечить успех
в развитии всей организации».
Н. В. Нелива
Как организовать работу всех субъектов образовательного процесса так, чтобы:
а) получить высокие результаты обученности и развития личности учащихся,
б) чтобы способствовать профессиональному самоопределению учеников и росту педагогического мастерства учителя,
в) чтобы выступать гарантом их адаптированности к существующему типу социума,
г) чтобы стать местом успеха детей и взрослых?
Готовых рецептов не существует, есть только тернистый путь проб, действий, есть видение деятельности, позволяющее не топтаться на месте, а идти в ногу со временем, прогнозируя желаемый результат.
Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего педагогов. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовывать ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие?
Одной из форм эффективной методической работы, повышающей компетентность педагогов, является организация творческих групп.
Творческой группой называется объединение работников одного или нескольких учреждений (учителей, руководителей школ), занимающееся разработкой какой-либо психолого-педагогической, воспитательной или управленческой проблемы практико-ориентированного характера. Проблемные творческие группы педагогов позволяют привлечь максимальное число педагогов к работе по проектированию как ключевых направлений развития школы, так и конкретных практических проблем, связанных с содержанием образования, методикой преподавания, освоением современных педагогических технологий и т.д. Творческая группа отличается от других объединений (в том числе и от школ передового педагогического опыта) тем, что ее работа строится на опытно-экспериментальной основе.
Проблемные творческие группы педагогов создаются в режиме временного творческого коллектива под тему, которую выбрала группа и которая представляет профессиональный интерес для них и для коллектива, или под проблему, которая оказалась важной для участников группы.
Планирование группы осуществлялось по следующей схеме.
1 этап - подготовка: создание творческой группы (по итогам работы за предыдущий учебный год), определение целей и задач, разработка содержания (план работы), определение вопросов для изучения, распределение творческих заданий.
2 этап – групповая работа по заданиям: поиск информации, изучение теории, вводный теоретический семинар (в нашем случае - теоретический семинар «Интеграция в образовании»), «мозговой штурм», синквейн или кластер.
На теоретическом семинаре, работая в микрогруппах, педагоги определили виды интеграции в ОП, типы интегративных связей, формы и методы интегрированных уроков, уровни интеграции, понятие внутрипредметной и межпредметной интеграции. Дали коллективное определение «Интегрированный урок – это…» в форме мозгового штурма и синквейна.
3 этап – практическая групповая работа: разработка системы уроков, творческая учеба – практический семинар или педагогическая мастерская, разработка методических рекомендаций, обмен опытом, предложения к решению.
Как известно, лучший способ узнать – это сделать, поэтому мы обратились к форме педагогической мастерской, которая позволила на практике увидеть технологию интегрированного урока.
На втором заседании – педагогической мастерской «Урок бинарный или интегративный?» были проведены открытые интегрированные уроки, представлена система интегрированных уроков по творчеству Н.В.Гоголя (к юбилею писателя) и творчеству А.И.Солженицына. Работа педмастерской завершилась педагогическим рингом «Бинарный или интегрированный? Плюсы и минусы», где определили достоинства данных форм уроков. Педагоги пришли к единству: урок искусства не требует выводов и обобщений. Его цель - духовное обогащение ребенка и формирование потребности в общении с искусством.
4 этап – анализ и обобщение: проведение открытых занятий, мастер-класс, «аукцион идей», «открытый микрофон», рефлексия, выводы, рекомендации, оценка деятельности.
На заседании «Аукцион педагогических идей» был представлен мастер-класс «Интегрированные формы обучения в системе элективных курсов: профильное обучение» и система работы учителя русского языка и литературы по программе регионального компонента, проведен бинарный урок «О запятой..» (русский язык-математика), практикум «Анализ интегрированного урока».
Для организации работы творческой группы назначается руководитель из числа авторитетных педагогов. Участники группы разрабатывают программу деятельности (если это необходимо при участии администрации или методистов).
Творческая группа предполагает постоянный состав участников, что позволяет систематизировать работу и предлагать участникам так называемые творческие домашние задания, которые, в свою очередь, активизируют работу на заседаниях.
Так как тематика, приблизительное содержание заседаний и формы работы группы были сформулированы к первому занятию, то и творческие задания сразу предлагались на весь год, и члены группы могли определиться, на каком заседании они могут представить результаты своей работы.
Таким образом, можно сделать вывод о высокой эффективности таких заданий, что и подтвердила высокая посещаемость заседаний и активная работа всех участников.
В течение учебного года проводится не менее 3 заседаний творческой группы. Основные формы работы творческой группы: защита проектных работ, семинары-практикумы, исследовательские лаборатории, методические конференции, фестивали, деловые игры, "круглые столы", "мозговые штурмы", экспериментальные группы, школа передового опыта и др.
Документы и отчетность: положение о творческой группе, протоколы заседаний, анализ работы группы и полученных результатов, обобщение опыта работы, методические рекомендации, статьи, публикации, брошюры.
Критерии оценки работы творческой группы: проводится экспериментальная разработка моделей, анализируется их внедрение (эффективность) в практику работы школы, разработаны методические рекомендации, в основе которых лежит собственный опыт, представлены результаты для обсуждения на практическую конференцию.
Формы поощрения руководителей и членов творческих групп: справка за представление теоретического материала, сертификат за предоставление инновационного педагогического опыта, благодарность за эффективную творческую работу.
В 1492 году великий путешественник Христофор Колумб открыл новый материк. Желаем и вам в ходе работы в творческой группе, а также в процессе педагогической деятельности сделать много открытий и найти свою Америку. Ведь наша профессия состоит из постоянных поисков и находок. Мудро звучит китайское изречение: «Учиться – все равно что плыть против течения: остановился, и тебя отнесло назад». Поэтому давайте вместе двигаться вперед, и успех придет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты и аннотированные каталоги. Сообщение на заседании кафедры ЕМД
Применение технологических карт и аннотированных каталогов на уроках физики и информатики способствует формированию навыков организации самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР. В ар...
Сообщения на заседания МО РЦ
Сообщения воспитателя о социально-трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья; проблемы психологического изучения личности при умственной отсталости...
Сообщение на заседании методической комиссии математического и естественнонаучного цикла по теме: «Методические приёмы и технологии развития критического мышления учащихся на уроках»
Сообщение на засезании ПЦК...
Сообщение "Характеристика педагогических целей" 2018г
Сообщение на МО...
Сообщение на заседание ТГ-2017г.
Сообщение на заседание ТГ...
Сообщение на заседание ТГ «Экологическое воспитание обучающихся с ОВЗ в школе-интернате» 2018г.
Сообщение на заседание ТГ«Экологическое воспитание обучающихся с ОВЗ в школе-интернате»2018г....
Сообщение на заседание творческой группы: «Повышение духовно-нравственного воспитания учащихся в школе интернате для обучающихся с ОВЗ»
Сообщение на заседание творческой группы:«Повышение духовно-нравственного воспитания учащихсяв школе интернате для обучающихся с ОВЗ»...