Программа "Основы православной культуры"
рабочая программа по теме
Программа "Основы православной культуры" для воспитанников реабилитационного центра с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osnovy_pravosl_kultury.docx | 43.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1 Комитета по социальной политике
Программа
по личностному развитию молодых людей с отклонениями в умственном развитии
раздел: «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Автор-составитель: Сергеева Г.К.
Воспитатель Центра социальной и
трудовой реабилитации ДДИ №1
Программа рассчитана на 2 года
г. Петергоф
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знание основ православной культуры способствует духовно-нравственному воспитанию в комплексной системе личностного развития воспитанников интерантных учреждений.
Дети с ограниченными возможностями здоровья сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали, духовности и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят поверхностный характер. Они узнают правила нашей морали, духовности от воспитателей и учителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях.
Правильное воспитание и обучение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым, приблизить его к наиболее гармоничной личности.
Актуальность программы
Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Наше общество все более осознает, что непрерывность процесса формирования личности требует обеспечения в интернатных учреждениях системной работы, направленной на развитие и коррекции личности, на основе конкретных воздействий, увиденного примера. Воспитание в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадания, толерантности невозможно без комплексного подхода к каждой индивидуальной личности. Актуальность программы духовного воспитания на основе изучения православной культуры обусловлена также насущной социально-педагогической потребностью развития воспитательных функций в новых социокультурных условиях.
Особенностью духовного воспитания является реформирование общей системы обучения и воспитания детей, вызванные большими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием.
Развитие у умственно отсталых детей высших культурных потребностей – одна из трудных, но важных задач.
Для того, чтобы прививаемые взрослыми нравственные представления и духовные ценности стали прочными убеждениями необходимо, чтобы эти представления нашли опору в личных духовных потребностях воспитанника.
В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности в соответствии с законом «Об образовании».
Воспитание и социализация должны быть интегрированы во все виды деятельности воспитанника: учебную, внеклассную, учебно-производственную, кружковую, досуговую, общественно-полезную. В процессы духовного развития воспитанников необходимо включать также субъекты воспитания и социализации: традиционные российские религиозные организации, учреждения культуры и др.
Одним из главных источников в коррекционно-образовательном процессе является содержание учебной и воспитательной деятельности.
Духовное воспитание на основах православной культуры состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги сумели развить у воспитанника. Стержнем воспитания, определяющим нравственное и духовное развитие личности с ограниченными умственными возможностями, является формирование положительных взаимоотношений детей, умение проявить эмоциональные качества такие как: совесть, доброту, заботу, уважение, взаимопомощь и поддержка.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенных духовно- нравственных результатов, которым может стать развитая личность с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: создание системы комплексной помощи воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья в духовно-нравственном развитии и воспитании на основах православной культуры; способствовать пониманию моральных и духовных ценностей, традиций, развивать социально-значимые качества личности, как совесть, милосердие, долг, толерантность.
Задачи:
- Формирование знаний об основах православной культуры.
- Приобретение знаний о религии как мировоззренческой сфере культуры.
- Формирование добродетелей (ответственность, трудолюбие, терпимость, аккуратность, смирение, правдивость, уважительность, скромность, дисциплинированность).
- Воспитание привычки к делам милосердия.
- Способствовать освоению обучающихся основных социальных ролей, моральных и этических норм.
- Приобщение к культурным традициям своего народа.
Принципы коррекционно-развивающей деятельности
При организации коррекционно-развивающих занятий необходимо придерживаться следующих принципов:
1.Соблюдение интересов молодых людей с ограниченными умственными способностями.
2.Развитие активности и самостоятельности в процессе коррекционно-развивающих мероприятий.
3.Систематичность и последовательность (приобретаемые знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться поэтапно).
4. Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психических, физических возможностей воспитанников, достигнутого ими уровня знаний и умений, и вместе с тем, требовать определенных усилий для своего усвоения).
5.Наглядность. Как средство познания нового, для развития наблюдательности, и лучшего запоминания информации. Активное восприятие, осмысление изучаемого материала.
6.Индивидуальный подход к воспитанникам.
7.Доверие и поддержка. Уважение личности воспитанника, его индивидуальности, бережное отношение к его мысли.
Условия эффективности системы развития, коррекции и воспитания:
- учет индивидуальных возможностей и особенностей воспитанника;
- интегрированный курс воспитания и обучения;
- использование современных педагогических и воспитательных технологий и их реализация;
- взаимодействие с социумом.
Основные формы работы:
- воспитательские занятия:
(беседы, рассказы, описание, объяснение, просмотр тематических видео, моделирование ситуаций, выполнение тестовых и контрольных заданий);
- экскурсии в храмы, соборы, монастыри, православный лагерь, поездки по святым местам;
- участие в православных праздниках.
Основные методы обучения:
- словесные;
- наглядные;
- экскурсии
Тематический план по программе « Основы православной культуры» для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья
№п/п | Тема | Количество часов |
Первый год обучения | Всего часов:22 | |
1. | Религия. Понятие. | 2 |
2. | Как Христианство пришло на Русь | 2 |
3. | Размышления о Боге | 2 |
4. | Вера. Общее представление о конфессиях в религии | 4 |
5. | Православие. Вера Христиан | 2 |
6. | Библия .Священная книга христиан | 2 |
7. | Христос | 2 |
8. | Молитва | 2 |
9. | Крест | 2 |
10. | Пасха | 2 |
Второй год обучения | Количество часов Всего часов:24 | |
1. | Золотое правило этики | 2 |
2. | Совесть | 2 |
3. | Раскаяние | 2 |
4. | Заповеди | 4 |
5. | Милосердие и сострадание | 2 |
6. | Храм | 4 |
7. | Священнослужитель | 2 |
8. | Иконы | 2 |
9. | Таинство причастия | 2 |
10 | Крещение | 2 |
Объем дисциплины в виде воспитательской работы
№п/п | Формы работы | Всего часов | Период обучения |
1. | воспитательские занятия: (беседы, рассказы, описание, объяснение, просмотр тематических видео, моделирование ситуаций, выполнение тестовых и контрольных заданий); | 34 | В течение двух лет обучения |
2. | экскурсии в храмы, соборы, монастыри, православный лагерь, поездки по святым местам; | 8 | В течение двух лет обучения |
3. | участие в православных праздниках. | 4 | В течение двух лет обучения |
46 |
Литература:
- А.В. Кураев «Основы православной культуры 2-5 класс» М. Просвещение, 2012 г.
- Даниловский благовестник. 2007 г.Справочник православного читателя. Часть 2. Таинства Православной Церкви.
- А.Милеант «Что такое Библия. История создания, краткое содержание и толкование».
- А.Лоханов «Что надо знать о православной церковной этике».
- Т.Шевкунов «Несвятые святые».
Примерное тематическое содержание занятий.
Первый год обучения:
Занятие № 1.
Тема: «Религия. Понятие». Содержание: понятие о религии как одной из форм общественного сознания, вера в сверхъестественное; объединение людей в организации :церковь, религиозную общину.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Должен знать: о людях, связанных верой в сверхъестественные силы и существа (Богов, ангелов, духов), которые являются предметом поклонения; об особой важности для религии понятий: добро, зло.
Должен уметь: дать определение религии с точки зрения общего понимания религии как форме общественного сознания.
Занятие № 2.
Тема: « Как Христианство пришло на Русь». Содержание: объединение людей в общество, называемое Церковью. Храм Святой Софии в Константинополе –Стамбуле- самый величественный храм христианского мира. Крещение – присоединение к Церкви. Первые каменные постройки на Руси, именуемые храмами. Распространение христианства по Руси.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Должен знать: Что такое Церковь? Что такое крещение?
Должен уметь: назвать период прихода Христианства на Русь, что такое Церковь, Крещение?
Занятие № 3.
Тема: « Размышление о Боге». Содержание: Бог в православии – Творец, создавший весь мир и человека, свободный и разумный Создатель, который создал свой мир и любит свое творение.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Должен знать: о Боге в православии, как о Творце всего мира и человека. Бог- это любовь.
Должен уметь: привести примеры о добрых поступках человека, рассказать для чего человеку нужны разум, совесть, любовь.
Занятие № 4.
Тема: « Общее представление о конфессиях в религии». Содержание: религии разных народов мира: католическая, буддистская, иудейская, православна, ислам.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Должен знать: различные конфессии в религии.
Должен уметь: назвать конфессии в религии.
Занятие № 5.
Тема: «Православие. Вера Христиан». Содержание: Православие исповедуют христиане. Основатель и глава Православия – Иисус Христос.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Должен знать: Основатель и глава Православия - Иисус Христос. Православие – вера христиан.
Должен уметь: назвать основателя (главу) православия, кто исповедует православие.
Занятие № 6.
Тема: «Библия. Священная книга христиан». Содержание: книга, рассказывающая о рождении Христа, как Он родился, жил и чему учил людей. Пророки, написавшие Ветхий завет. Евангелие – добрая весть. Притчи, откровения.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Должен знать: о чем рассказывает Библия? Кем написаны библейские книги? Что означает «Евангелие»? Первые ученики Иисуса Христа – апостолы.
Должен уметь: дать название главной книги священнописании, о чем эта книга, как переводится слово «Евангелие». Ответить на вопрос: «Что такое откровения, притчи?»,Кто такие христиане?
Занятие № 7.
Тема: «Христос». Содержание: Боговоплощение. Рождество Христово. Путь Богочеловека до принятия креста. Распятие на Голгофе, жертва Христа.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Должен знать: Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни, зачем нужна была смерть Христу.
Должен уметь: рассказать о причинах становления Бога человеком. Назвать время происхождения Рождества Христова; Что означает Голгофа? Кто судил Иисуса Христа?
Занятие № 8.
Тема: «Молитва». Содержание: мольба-молитва – обращение к Богу. Виды молитв: молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие. Молитва «Отче наш».
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Должен знать: что означает слово «молитва»? К кому обращаются с молитвой?
Должен уметь: дать определение слову «молитва», кому она обращена; привести примеры молитв своими словами: молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие. Рассказать молитву «Отче наш», иметь понятие о ее содержании.
Занятие № 9.
Тема: « Крест». Содержание: распятие – самая страшная казнь, придуманная людьми. Распятие Христа, страдания и муки. Символика креста.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Должен знать: о распятии, как о самой страшной казни людей. Как казнили Христа. Нательный крест – знак любви Бога к человеку.
Должен уметь: рассказать о распятии как о страшной казни. Ответить на вопрос: «почему люди носят нательный крест?». Нарисовать православный и крест и рассказать о тех поперечных перекладинах креста.
Занятие № 10.
Тема: «Пасха». Содержание: возвращение Христа к жизни. Значение обращения людей друг к другу со словами «Христос воскресе». От чего спасает людей крестная смерть Иисуса Христа. Пасха – праздник христиан, воскресение Христа из мертвых. Пасхальное яйцо –главный подарок праздника Пасхи.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Должен знать: воскресенье не только день недели. Как христиане отмечают праздник Пасхи и приветствуют друг друга в пасхальные дни? В чем состоит христианский пост?
Должен уметь: рассказать, как христиане готовятся к празднику Пасха. Как приветствуют друг друга на Пасху? Что означает пасхальное яйцо?
Второй год обучения
Занятие № 1.
Тема: «Золотое правило этики». Содержание : «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»-золотое правило этики. Не доверяй сплетням и сам их не переноси; осуждение и неосуждение.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Должен знать: «Золотое» правило этики. Как уберечься от осуждения. Неосуждение- проявление милосердия к человеку. Сплетни.
Должен уметь: выполнять «золотое»правило этики.
Занятие № 2.
Тема: «Совесть». Содержание: Добро и зло в православии. Собственная совесть и душа, свидетельствующие о грехе. Рассказ Евангелие об отречение Петра. Работа совести человека над исправлением ошибок.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Должен знать: добро и зло в православии. Грех и подсказки совести. Как исправлять ошибки.
Должен уметь: находить границы добра и зла, делать добрые поступки. Уметь исправлять свои ошибки.
Занятие № 3.
Тема: «Раскаяние». Содержание: раскаяние – изменение собственной оценки к поступкам, которые ранее виделись как хорошие, добрые. Шаги в раскаянии.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Должен знать: Понятие слова «раскаяние». Как человек приходит к раскаянию, что ему в этом помогает? Шаги раскаяния, покаянные молитвы.
Должен уметь: Уметь понимать свои ошибки, просить прощение.
Занятие № 4.
Тема: «Заповеди». Содержание: Заповеди, данные людям от Бога. Значение каждой заповеди из шести.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Должен знать: основные заповеди, касающиеся отношений людей между собой.
Должен уметь: назвать шесть заповедей и уметь растолковать.
Занятие № 5.
Тема: «Милосердие и сострадание». Содержание: Милосердие – сердце, которое милует, любит, жалеет. Любить ближнего, как самого себя. Кто есть ближний? Милосердие, как призыв Иисуса Христа : «любить врагов своих». Милостыня – одно из дел милосердия.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Должен знать: Чем милосердие отличается от дружбы? Кого называют ближним? Как христианин должен относиться к людям? Можно ли за милосердие брать плату?
Должен уметь: рассказать о своих делах милосердия, которые совершал в своей жизни. Дать собственное определение: «Ближний для меня – это…»
Занятие № 6.
Тема: «Храм». Содержание: Священники. Служба. Кадило. Свечи. Молитва. Иконы. Иконостас. Алтарь.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Должен знать: Как устроен православный храм. Что делают люди в храмах
Должен уметь: соблюдать правила поведения в храме, ставить свечи, произносить молитвы
Занятие № 7.
Тема:«Священнослужитель». Содержание: священнослужитель или старейшина, совершает богослужения, таинства. Официальное обращение , неофициальное обращение к священнослужителю.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Должен знать: где христиане встречают священнослужителей, какую роль в церкви они выполняют; официальное и неофициальное обращение к священнослужителям.
Должен уметь: обращаться к священнослужителям, как принято среди христиан: «Ваше преподобие» или «батюшка». Привести примеры из жизни, при каких обстоятельствах происходила встреча с священнослужителями, какую роль он сыграл в его жизни?
Занятие № 8.
Тема: «Икона». Содержание: Икона в переводе с греческого означает «образ». Отличие иконы от картины. Золотой фон как символ бесконечного божественного Света. Изображение святых на иконах. К кому обращаются православные христиане с молитвой, глядя на икону.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Должен знать: кого изображают на иконах иконописцы; к кому обращена молитва молящегося христианина;
Должен уметь: ставить свечи перед иконой; произносить слова молитвы;
Занятие № 9.
Тема: «Таинства причастия». Содержание: Последний ужин или Тайная вечеря Иисуса Христа с апостолами. Тело и кровь в виде хлеба и вина Христос передал людям. Причастие – причастность христианина Телу воскресшего Христа. Христианские таинства, важнейшие из них – Крещение и Причастие.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Должен знать: Как Христос передал Себя ученикам. Что такое причастие.
Должен уметь: соблюдать правила подготовки к причастию, принимать причастие.
Занятие № 10.
Тема: «Крещение». Содержание: ангел, как сверхъестественная сила. крещение, наречение имя ангела при крещении, крестные родители.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Должен знать: крещение как одно из таинств причастия, как совершается крещение , наречение именем ангела-хранителя, какую роль , с точки зрения православия, выполняют ангелы-хранители в жизни человека.
Должен уметь: рассказать о крещении как великом таинстве причасти. Кто является у него ангелом-хранителем.
Контрольные задания и упражнения.
Первый год обучения:
Ответы на вопросы:
- Религия. Как ты понимаешь это слово?
- Какие слова благодарности ты знаешь? Назови их.
- Зачем человеку нужны совесть, разум, любовь?
- Почему православные люди называют Бога Творцом и Любовью?
- Какие религии есть у других народов?
- Какую веру исповедуют христиане?
- Назови Главную книгу Христиан?
- Зачем нужна была смерть Христа?
- Где можно увидеть образ Иисуса Христа?
- О чем бы ты попросил Христа или спросил Его?
- Что значит слово «Молитва»?
- Почему православные люди носят на своей груди православный крест?
- Какие православные праздники ты знаешь? Назови их.
- Был ли ты на празднике Пасхи? Какие обычаи ты заметил. Расскажи.
- Как приветствуют христиане друг друга в Пасхальные дни?
Выполнение задания:
- Рассмотри крест, расскажи, что означают три поперечные перекладины креста?
- Нарисуй православный крест.
- Приведи примеры добрых поступков. Расскажи о своих добрых делах.
- Какую молитву ты знаешь ? Расскажи.
- Выбери правильный ответ. Библия это: художественная литература, книга со стихотворениями, главная книга Христиан.
- Выбери правильный ответ. Пасха для православных людей это: православный праздник христиан, праздник труда, обычный день календаря.
Второй год обучения.
Ответы на вопросы:
- Как называются изображения образов святых людей?
- Можешь ли ты сказать о себе, что ты – христианин?
- Что значит слово «Заповедь»?
- Что значит быть милосердным? Нужно ли за милосердие брать плату?
- Как надо вести себя в храме?
- Кому и о чем молятся православные христиане, стоя перед иконой?
- Что значит слово «Причастие»?
- Какие поступки можно назвать бессовестными?
- Умеешь ли ты раскаиваться?
- Было ли у тебя такое, что ты осуждал других людей?
- Что значит слово «Сплетни»?
- Как называются люди, служащие в храме?
- Есть ли у тебя дома животные или птицы, какие у тебя обязанности перед ними?
- Как называют служителей церкви. Какую роль в церкви они выполняют?
Выполнение задания:
- Назови « золотое» правило этики.
- Какие ты знаешь заповеди? Расскажи.
- Какие милосердные дела ты совершал в жизни. Расскажи.
- Как ты раскаиваешься? Расскажи.
- Выбери правильный ответ. Исповедь это: беседы с друзьями, просмотр фильмов о природе, признание в своих грехах перед священником.
- Какие иконы есть у тебя, назови их.
- Как ты поступишь, если твой знакомый расскажет о своем злом плане:
а) объяснишь, что так поступать нельзя;
б) помешаешь причинить зло:
в) предупредишь того, против кого замыслили зло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"
урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».
Тема разработанного мною урока есть в программе А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы...
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)
Цели и задачи:1. Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православ...
Терскова С.А. Семья и брак в православной культуре. Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе // Уклад православной семьи. В помощь учителю основ православной культуры и обществознания. – Краснодар: КМКОЦ, 2009. – С. 11-15.
Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе...
Результаты общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры "Русский мир в православной культуре"
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кириллапри поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религ...
. Терскова С. А. Семья и брак в православной культуре. Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе. // Основы православной культуры в школе. – 2015 - № 4. – с. 27-29.
Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе....
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...