конспект открытого занятия "Музыкальный Санкт-Петербург"
материал по теме

Конспект открытого занятия "Музыкальный Санкт-Петербург" для воспитанников интерната.О композиторах, живших и творивших музыку в Ленинграде   до и после ВОВ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_o_n_s_p_e_k_t_oz_muz_spb_sergeeva.docx25.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

К О Н С П Е К Т

Открытого занятия на тему:

«Музыкальный Санкт-Петербург»

Цели:

  1. Формировать элементарные представления о  музыкальных направлениях, композиторах, чье музыкальное творчество посвящено городу Санкт-Петербургу.
  2. Корректировать мыслительную деятельность, развивать интерес к различным направлениям в музыке.
  3. Воспитывать эстетическое восприятие музыки любого жанра.

Оборудование: аудиотехника, аккордеон, проигрыватель, пластинки, иллюстративный материал.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы занятия

II.Основная часть

       1. Прослушивание музыки

       2.Вступительное слово педагога. Общее представление о городе Санкт-Петербург, его архитектуре.

       3.Беседа

       4. Упражнение на коррекцию мыслительной деятельности

       5.Прослушивание музыкальных произведений

       6. Совместное обсуждение, сравнение ( эстрадное исполнение, классическое, в т.ч. к балету, симфонии).

       7. Упражнение на дифференциацию

       

III. Заключительная часть

Подведение итогов. Оценка деятельности воспитанниц

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанниц

I.Организационный момент

Звучит музыка в исполнении В.Леонтьева

Сообщение темы занятия

II.Основная часть

Вступительное слово педагога

Рассказ педагога

Беседа

Задания на коррекцию мыслительной деятельности

Рассказ педагога

Звучит «Гимн» Р.Глиэра

Звучит музыка С.Прокофьева

Звучит 3-я и 4-я прелюдии к фильму «Овод» Д.Д.Шостаковича

Звучит фрагмент балета «Спящая красавица»

Задание на коррекцию мыслительной деятельности

Чтение стихотворения

III. Заключительная часть

 

Сегодня мы поговорим о музыке, о той, которую мы знаем и слушаем и о той, с которой  познакомимся поближе.

Тема занятия: «Музыкальный Санкт-Петербург»

Наш город Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира.

Вспомните, в  каком году он был основан и кем?

Правильно. Его основал Петр I, поэтому и назван  Санкт-Петербургом.

После смерти В.И.Ленина город Санкт-Петербург был переименован в г. Ленинград. Сейчас наш город получил свое прежнее название.

В Санкт-Петербурге живет более 4млн. человек. Здесь жили и продолжают жить и работать талантливые люди, которые сделали Санкт-Петербург таким красивым.

Когда мы с вами были на экскурсии в городе, мы видели красивые здания Исаакиевского, Казанского соборов, Эрмитажа, различных музеев, парки, проспекты, мосты и площади.

Красоту этих сооружений придумали архитекторы, памятники великим, талантливым людям сделаны скульпторами. Кроме них в городе жили и продолжают жить люди, музыкальные произведения которых знают во всем мире.

Как называются люди, сочиняющие музыку?

Музыка имеет несколько жанров

Перед началом занятия мы с вами прослушали музыку. Какая она?

Какую музыку вы еще знаете ?

Какую музыку вы любите слушать больше всего?

Какие музыкальные группы вы знаете?

Каких исполнителей вы слушаете чаще всего?

Хорошо. Музыка  звучит по радио, телевидению, в театре, используется в кинофильмах. Музыка сопровождает праздники, народные гулянья, младенцу поют колыбельные песни. Можно сказать, что музыка сопутствует человеку всю жизнь.

Мы с вами на предыдущих занятиях говорили о музыке, композиторах. А вот как развивалась музыкальная жизнь нашего города ?

Мы с вами  немного выяснили, как развивалась музыкальная жизнь Санкт-Петербурга.

Кроме эстрадной музыки есть классическая. Это серьезная музыка, ее нужно слушать, под нее не танцуют, ее можно слушать, закрыв глаза. Классическая музыка выражает настроение, чувства. Она помогает передать мысли и состояние души.

Всем известен гимн Великому городу. О нем мы с вами говорили на наших занятиях.

Где он звучит?

Правильно. Этот Гимн сочинил Р.Глиэр. Он прославляет наш город, в его звуках мы услышим торжественность, величие и красоту нашего города.

Постарайтесь при прослушивании вспомнить места, где мы бывали и мысленно их представить

Что вы представили? Что напомнила вам музыка? Какое вызвало настроение?

В нашем городе жили и сочиняли  классическую музыку много талантливых композиторов, среди них С.Прокофьев.

Кто расскажет об этом великом композиторе?

В нашем городе жил также великий композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Кто сможет рассказать о нем?

 Шла война. Был август 1941 года. Он писал симфонию, которая помогла выстоять ленинградцам и выжить в эти тяжелые годы войны. К сожалению, мы не сможем прослушать его симфонию. Чтобы понять мысли композитора, давайте прослушаем его другую музыку.

Какая музыка по ритму. Какое, на ваш взгляд, передано настроение?

В нашем городе жил и творил еще один великий композитор П.И.Чайковский.

Кто о нем расскажет?

Кто-нибудь из вас смотрел балет ? Балет-это праздник для глаз. Он выражает события, разные ситуации. Одно из самых известных произведений П.И.Чайковского балет «Спящая красавица». Он написан по сказке Ш.Перро.

В королевстве у короля с королевой родилась дочь. Все были очень рады. Слуги рассказали всему королевству о радостном событии. В честь рождения ребенка король устраивает праздник и приглашает на этот праздник всех, кроме злой колдуньи Карабос.Узнав об этом, Карабос собирается в королевство, чтобы отомстить королю.

Сейчас мы прослушаем содержание и вы постарайтесь представить эту картину перед собой.


В музыке передано настроение. Каким вы его  чувствуете ?

Музыка советских композиторов, посвятивших свое творчество военной теме, продолжает звучать и в наше время. Один из них В.П.Соловьев-Седой.

Кто о нем расскажет?

Давайте все вместе споем песню В.П.Соловьева-Седого «Город над вольной Невой».

Число ленинградских композиторов продолжает Исаак Осипович Дунаевский. В семье Дунаевского любили музыку, часто устраивали вечера, где постоянным слушателем был Исаак. Уже в 4.5 года он подбирал по слуху мелодии вальсов и маршей. В Середине 30-х годов на экранах появляются фильмы с музыкой Дунаевского И.О. Всем известна его песни «Ну-ка, солнце, ярче брызни!», «А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер!»

Давайте все вместе споем одну из них.

Каких композиторов нашего времени, живущих в Санкт-Петербурге, вы знаете?

Немало и стихотворений сложено в честь нашего города.

Кто прочтет стихотворение?

В заключение давайте все вместе споем песню о нашем городе И.О.Дунаевского «Ленинград»

Мы с вами познакомились с направлениями в музыки. Слушали классическую музыку, познакомились  творчеством композиторов, творивших в Ленинграде и Санкт-Петербурге, молодых композиторах нашего времени.

Наше занятие окончено.

Спасибо!

Петром I , в 1703 году

Композиторы

Эстрадная

Народную, музыку к фильмам, зарубежную

Эстрадную

«Блестящие», «Стрелки»

Буланову, Салтыкову, Киркорова, Леонтьева

Музыкальная жизнь города начала развиваться с момента основания Санкт-Петербурга. В начале 18 в. В С.Петербурге выступали иностранные артисты. Потом стали появляться музыкальные училища, классы, театральные школы. В Петербурге возникли театры. Большой интерес возник к домашней музыке, народной песне.

Этот гимн производят куранты Петропавловской крепости.

Он звучит на Московском вокзале при прибытии и отправлении поезда «Красная стрела», а также во время пуска фонтанов в Петергофе.

Представили как мы гуляем в городе по Невскому проспекту. Музыка вызывает чувство гордости за наш город

Сергей Прокофьев 13-летним юношей сдавал экзамен в Петербургскую консерваторию. С самого начала его пути у него были успехи и неудачи. Во время выступления люди вставали с мест и уходили, говорили «от такой музыки с ума сойдешь». Лишь через 10 лет слушатели искупят свистки аплодисментами.

Жизнь и творчество Д.Д.Шостаковича связаны с Санкт-Петербургом. В 13 лет он поступает в Ленинградскую консерваторию. Он пишет много музыкальных произведений. Каждому известна его 7-я Ленинградская симфония. Она посвящена блокаде Ленинграда.

Музыка протяжная, иногда быстрая. Передана тревога.

Жил в нашем городе удивительный человек, ходил по улицам, по которым ходим мы, бывал в домах, которые и сейчас живут своей жизнью и помнят его. И любил он Неву, белые ночи, Летний сад, Невский проспект.

Радость, поездка колдуньи, тревога короля

В.П.Соловьев-Седой родился в Петербурге. Вся его жизнь прошла в любимом городе на Неве. Маленьким мальчиком он ездил к своей няне в Кудрявцево, где ходил в лес, собирал грибы и ягоды. Возвращался из леса с волосами совсем белыми от солнца. Отец его ласково называл «седеньким», «седым», а мальчишкам во дворе кличка «седой» понравилась и они его с тех пор так и стали называть. В 1941 году В.П.Соловье-Седой уезжает из Ленинграда и пишет песню «Прощай любимый город». Он написал 400 песен, больше о Ленинграде, в том числе «Город над вольной Невой». В песне о Ленинграде звучит нежная грусть.

Поют

Поют «А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер!»

Число композиторов, продолжают известные в наше время Сергей Баневич, Валерий Гаврилин, Борис Тищенко. Всем известна детская песня А.Витлина «Водичка, водичка, умой мое личико!»

«Странный город»-читают стих

Поют песню

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»

Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...

Конспект урока о Санкт-Петербурге

Урок о Санкт-Петербурге, разработанный для учащихся из Германии....

Конспект урока "Достопримечательности Санкт-Петербурга"

Данный урок был разработан с целью повысить мотивацию к изучению английского языка и показать обучающимся практическую значимость предмета "Английский язык" на примере знакомства с достоприм...

День иностранных языков в Приморском районе «Блистательный Санкт-Петербург» Открытое внеурочное мероприятие для 4-х классов «ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО САНКТ- ПЕТЕРБУРГУ»

День иностранных языков в Приморском районе «Блистательный Санкт-Петербург»Открытое мероприятие для 4-х классов Внеурочная деятельность. Английский язык.«ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО С...

План-Конспект занятия "Улицы Санкт -Петербурга"

Закреплять и расширять знания детей о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях.Вызвать у детей интерес к жизни родного города.Закрепить представления о Санкт-Петербурге – городе морском, го...