Формирование проектного мышления через построение собственного «вектора движения».
проект (9 класс) на тему
В данной работе рассматривается влияние проектной деятельности на учебно-воспитательный процесс в отдельном взятом классе на протяжении 7 лет.
В работе показаны результаты самоопределения подростков, выбор ими дальнейшего пути после окончания 9-го класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование проектного мышления через построение собственного «вектора движения».
Баева М.Л.
16.02.12г.
Учащиеся 9Б класса вовлечены в работу над проектами с начальной школы. Под руководством классного руководителя они выполняют различные проектные работы. Это и социальный проект, и образовательный проект, социально-образовательный проект, исследовательский проект.
Особое место занимает работа над социально-образовательным проектом. Эта работа направлена на постановку и решение проблем, которые не могут быть транслированы детям через систему учебных задач. Здесь требуются иные образовательные и социальные технологии, которые непосредственно ставят ребенка «перед фактом» социальной реальности, и задачей педагога является обеспечение адекватного осознания, рефлексии и организации самостоятельного действия ребенка.
Схема социально-образовательного проекта:
- востребованность и социальная значимость результатов деятельности, возможность оценить эффективность;
- участие ребенка в создании замысла проекта, включающего в себя анализ проблемного поля, личное самоопределение, постановку конкретной цели;
- реализация проекта должна соответствовать следующим условиям:
- управление ресурсами (человеческими, знаниевыми, пр.);
- коллективно-распределительный характер деятельности;
- кооперация с «внешними» социальными агентами, имеющими отношение к выявленному проблемному полю;
4) образовательное сопровождение всего хода осуществления проекта (претворения его в жизнь) с позиции обеспечения рефлексии ребенка на используемые средства, полученные результаты, эффективность деятельности, планирование нового цикла.
В этом учебном году мы работаем над социально-образовательным проектом «Формирование проектного мышления через построение собственного «вектора движения».
Цель: освоение общественного опыта, развитие критического мышления, поиск своего места в системе социальных отношений.
Задачи «Четырех С», решаемые учащимися:
- Самоопределение;
- Самостоятельность;
- Самоутверждение;
- Социальное признание Деятельности.
Задачи педагога:
- Пробудить интерес к поиску своего места в жизни;
- Показать возможности критического мышления;
- Направить энергию активных и успешных учащихся на помощь остальным членам коллектива;
- Создать ситуацию успеха;
- Привлечь родителей к совместной работе. Создать равно- партнерскую группу: Ученик – Родитель – Учитель (классный руководитель).
План работы:
- Определение состава участников, соисполнителей – класс, родители, учителя;
- проведение исследовательской работы по сбору информации и ее анализ. Изучение нормативных документов.
- обоснование цели и задач, технологических решений;
- Обработка собранной информации;
- Описание ожидаемых результатов;
- Составление рекомендаций;
- Реклама и презентация на школьной научно-исследовательской конференции;
- Обмен опытом;
- Рефлексивный анализ результатов;
- Подведение итогов выполнения поставленных задач.
Методы и приемы:
- изучение имеющегося опыта;
- систематический разбор действий;
- игры на формирование команды;
- встречи с психологом, социальным педагогом, специалистами;
- совместная работа с родителями;
- специальные тренировки, направленные на обработку умений и навыков.
С данным классом активно сотрудничает психолог школы – Авакова Светлана Викторовна. Было проведено анкетирование по выявлению трудностей при подготовке к ГИА, проводились психологические тренинги по преодолению стрессовых ситуаций, личные беседы.
Результаты представлены на слайд ах презентации.
Учащиеся:
- Знакомились с правовыми документами, инструкциями;
- Проходили пробные тестирования по всем предметам, по которым они сдают экзамены;
- Обсуждали вопросы профессионального будущего;
- Посещали колледжи и высшие учебные заведения в дни открытых дверей;
- Участвовали в олимпиадах;
- Посещали с экскурсией библиотеку иностранных языков, после чего записались в данную библиотеку и приняли участие в конкурсе художественного перевода;
- Проводили библиотечный урок в школьной библиотеке.
Результаты можно увидеть на слайдах презентации.
Учащиеся класса в основном определились с профессиональным будущим, работают на достижение успеха.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологические особенности : - Самосознание устремлено в будущее. - Становление мировоззрения, возникает устойчивая система ценностей. - Развивается эмоциональная сфера. - Улучшается коммуникативность, появляется самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль. Общение со сверстниками. Поиск своего «Я», друга, объекта любви. - Меняются взаимоотношения со взрослыми. - Профессиональное самоопределение.
ТРУДНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА:
Познавательные трудности: Недостаточный объем знаний Недостаточная Сформированность навыков работы с тестовыми заданиями Неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета Неумение оперировать учебным материалом Эти трудности являются результатом всего периода обучения в школе!
Личностные трудности: - Невозможность произвести впечатление - Убеждения и предрассудки о ГИА - Неадекватная самооценка
Процессуальные трудности - Недостаточное знакомство с процедурой - Незнакомое место, незнакомые взрослые
Я хорошо представляю, как проходит ГИА 52 Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ГИА 59 Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий 58 Считаю, что результаты ГИА важны для моего будущего 30 Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене 30
Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку 66 Думаю, что у ГИА есть свои преимущества 31 Считаю, что могу сдать ГИА на высокую оценку 37 Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации 55 Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ГИА 52
Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене 57 Я достаточно много знаю о ГИА 54 Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам 55
Отношение родителей к самоопределению детей. Готовится ли Ваш ребенок к ГИА Да -80% Нет -20% Какой способ подготовки к ГИА он выбрал В школе – 80% На курсах – 24% Самостоятельно – 6% Знакомы ли Вы с процедурой ГИА Да -90% Нет – 10% Знаете ли Вы какие экзамены выбрал Ваш ребенок Да – 90% Нет -10% Знаете ли Вы требования к успешной сдаче ГИА Да – 100% Нет – 0%
Информировал ли Вас Ваш ребенок о результатах психологических исследований по степени готовности к ГИА Да – 40% Нет – 60% Что планирует Ваш ребенок после окончания 9-го класса Продолжить учебу в 10-м классе – 72% Поступить в колледж – 16% Еще не решили – 12% Какую профильную группу Вы бы посоветовали выбрать для дальнейшего обучения Физико-математическую – 27% Гумманитарную – 40% Экономико-правовую 27%
Самооопределение учащихся Нужно ли думать о своем профессиональном будущем Да – 94% Нет -6% Согласен ли ты, что самоопределение – это механизм становления личности Да, уже в начальной школе – 44% Да, в 9-м классе – 54% Да, в 11-м классе – 1% Нет – 1% «Кем я буду?» - зависит от: Внутренние условия самоопределения: Моего уровня успеваемости – 5% Моего желания -50% Моих умений и навыков – 78% Моего характера -33%
«Кем я буду?» - зависит от: Внешние условия самоопределения: Влияние родителей, друзей – 50% Условий жизни и быта – 8% Востребованности – 33% Содержания учебной деятельности – 64% Мое профессиональное самоопределение связано с Математикой – 55% Русским языком -44% Обществознанием -67% Географией,биологией, физикой, химией, ИКТ по 17%, Иностранным языком – 64%. Что ты будешь делать после окончания 9-го класса Продолжить обучение в 9-м классе – 78% Поступить в колледж – 2-18% После окончания школы учиться в ВУЗе – 22%
Выбрал ли ты профильную группу Физико-математическую – 28% Гумманитарную – 35% Экономико-правовую – 28% Никакую – 9% Что необходимо осуществить, чтобы твоя будущая карьера оказалась успешной Увеличить объем знаний – 62% Приблизить содержание образования к практической деятельности -50% Учитывать стремления и склонности учащихся при преподавании школьных предметов – 16% Все устраивает в образовательном процессе – 22% Какие факторы мешают мне в осуществлении моих планов Низкий уравень знаний -4% Проблемы со здоровьем – 4% Недостаточное знание своих качеств – 50% Лень -72%
Я не готовлюсь делать выбор, я его делаю! Да 94% Нет 6%
Экскурсия в библиотеку
Посещение колледжа в День Открытых Дверей
В школьной библиотеке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Механизм формирования исторического мышления через игру как одну из современных технологий развивающего обучения
Описание опыта использования игровых технологий на уроках истории...
Формирование критического мышления через чтение и письмо
В данной статье будут рассотрены вопрсы, касающиеся технологии критического мышления через чтение и письмо, которая выделяется среди педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивност...
Формирование продуктивного мышления через практическую деятельность на уроках географии.
Эксперимент...
Формирование творческого мышления через интерактивное чтение и письмо на базе проектной деятельности учащихся.
В статье дается полное описание целей и этапов творческого группового проекта "Создай свой молодёжный журнал". ...
Формирование финансовой грамотности через проектно-игровую деятельность учащихся (на примере собственного профессионального опыта)
Статья посвящена технологии игрового проектирования в области экономического образования в школе. Игровые технологии не потеряли свою актуальность и значимость, они становятся популярными и востребова...
"Формирование креативного мышления через использование фольклора в преподавании музыки"
Доклад содержит материал об использовании фольклора на уроках музыки,для развития креативного мышления, из опыта работы учителя....