Программа объединения "Ориентир"
рабочая программа (9 класс) по теме
Цель: научить подростков общаться не только друг с другом, но и с родителями; способствовать формированию адекватной самооценки школьников; развивать умение анализировать свое поведение, отвечать за свои поступки; развивать у подростков чувство взрослости, личностной значимости.
Теоретическая часть занятия дается в форме беседы с просмотром презентаций, фильмов. В практические занятия включены элементы психологических тренингов, ролевые игры, анализ ситуаций, тестирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obedineniya_orientir.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
занятий с детьми, склонными к девиантному поведению
объединения «Ориентир»
Составила:
Социальный педагог МБОУ СОШ № 74
г. Краснодара
О.В.Пшеничная
Пояснительная записка
Программа объединения имеет социально – педагогическую направленность.
В современной школе социальному педагогу приходиться иметь дело с детьми, у которых по каким-либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе, или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения.
Программа «Ориентир» - это интегрированный курс. Рассматриваемые в рамках программы темы сочетаются таким образом, что полученные учащимися теоретические знания закрепляются и проверяются экспериментально, на практике. С этой целью в данный курс включены задания, посвященные самодиагностике, а также элементы психологического тренинга, ролевые игры, анализ ситуаций, получение обратной связи.
В данной программе рассматриваются и анализируются конфликтные ситуации, как в повседневной жизни, так и в деловом общении. Учащиеся знакомятся с причинами и последствиями конфликтов, со стилями поведения в конфликте. С помощью предлагаемых для самодиагностики тестов они оценивают собственную конфликтность и свойственные им стратегии поведения в конфликтной ситуации. Изучаются механизмы психологических защит. Школьники получают знания об истинном смысле вербальной агрессии и на практических занятиях отрабатывают приемы конструктивного разрешения конфликтов.
В рамках программы проводится профилактическая работа по проблемам зависимостей, разнообразии пристрастий, заболеваний. Каковы истоки зависимостей, что предпринять при обнаружении проблемы.
В разделе «Познай себя» подросток учится понимать, что хотят от него окружающие люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность.
В разделе «Этика – основа воспитания» учащиеся получают знания о культуре поведения, этике отношений с окружающими.
Актуальность данной программы обусловлена заинтересованностью общества в личности, адекватно воспринимающей себя и окружающую действительность.
Цель: научить подростков общаться не только друг с другом, но и с родителями; способствовать формированию адекватной самооценки школьников; развивать умение анализировать свое поведение, отвечать за свои поступки; развивать у подростков чувство взрослости, личностной значимости.
Задачи:
- развитие способности конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
- формирование навыков анализа ситуаций, мотивов, интересов, поступков других людей;
- совершенствование навыков понимания себя и отношения к себе, своей жизни с должным уважением.
Основной формой работы является учебное занятие. Оно включает в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть дается в форме беседы с просмотром презентаций, фильмов. В практические занятия включены элементы психологических тренингов, ролевые игры, анализ ситуаций, тестирование.
Курс обучения рассчитан на 144 часа. Занятия проводятся по 2 часа в день 2 раза в неделю. Занятия групповые.
Тематическое планирование первого года обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Конфликтные ситуации и пути их разрешения. | 22 | 11 | 11 |
2 | Родители и дети | 28 | 14 | 14 |
3 | Привычки, пристрастия, болезни | 20 | 15 | 5 |
4 | Познай себя | 62 | 31 | 31 |
4.1 | Человек и общество | 16 | 8 | 8 |
4.2 | Кто я? Какой я? | 16 | 8 | 8 |
4.3 | Семья в жизни человека | 10 | 5 | 5 |
4.4 | Социальная сущность человека | 20 | 10 | 10 |
5 | Этика – основа воспитания | 12 | 6 | 6 |
Содержание занятий
1 | 1.Конфликтные ситуации и пути их разрешения- 22 часа |
1.1 Знакомство. Правила поведения на занятиях. Беседа о КЗ № 1539. | |
1.2 Конфликт. Причины конфликтов. | |
1.3 Виды, типы, и последствия конфликтов. | |
1.4 Структурные элементы конфликта | |
1.5 Стили поведения в конфликте. | |
1.6 Процесс развития конфликта | |
1.7 Психологические защиты | |
1.8 Психологические защиты (продолжение) | |
1.9 Истинные цели агрессии | |
1.10 Предотвращение конфликта | |
1.11 Правила поведения и общения в конфликтной ситуации | |
2 | 2 Родители и дети – 28 часов |
2.1Мы все разные. Этюд «Незаконченное предложение». | |
2.2 Моя семья. Этюд «Психологический портрет моих родителей в детстве». | |
2.3 Ценности моей семьи. Рассказ о фотографии. | |
2.4 Взаимопонимание и взаимоотношения с родителями. Рассказ о любимом дне рождения. | |
2.5 Решение сложных типичных ситуаций. Упражнение «Слепой и поводырь» | |
2.6 Я и они. Этюд «Пирог ответственности» | |
2.7 Стереотипы поведения в семье. Ролевая игра «Убеди предков» | |
2.8 Они со мной. Этюд «Линия жизни» | |
2.9 Я решаю проблемы. Разыгрывание ситуаций. | |
2.10 Я решаю проблемы. Тренинг желательного поведения. | |
2.11 Я моделирую свое поведение. Этюд «Скульптура» | |
2.12 Отработка навыков приемлемого поведения. | |
2.13.Спасибо, семь – я! Этюд «Нарисуйте портрет своей семьи» | |
2.14 Мы и наша семья. Упражнение «Клубок» | |
3 | 3. Привычки, пристрастия, болезни – 20 часов |
3.1 Алкогольная зависимость. | |
3.2 Об алкогольной зависимости с показом отрывков из фильма «Пьющие дети» | |
3.3 Женский алкоголизм с показом фильма «8 Марта» | |
3.4 « Преалкогольная» и «пренаркотическая» личность | |
3.5 Об азартном поведении. | |
3.6 Пищевая зависимость | |
3.7 Об истоках формирования зависимости. | |
3.8 Саморазрушающее поведение и инстинкт самосохранения | |
3.9 «Созависимость», индивидуальная и семейная защита от пристрастий | |
3.10 «Насвай». Презентация «Зачем нашим детям потреблять куриный помет?» | |
4 | 4. Познай себя – 62 часа |
4.1 | 4.1 Человек и общество – 16 часов |
4.1.1 Человек и его тело. «Жаворонок», «Сова», «Аритмик» | |
4.1.2 С чего начинается личность, Как себя воспитывать. | |
4.1.3 Я и другие люди. Общение. Коллектив. Анкетирование. | |
4.1.4 Нужен ли я людям? Лидер? Звезда? Предпочитаемый? Изгой? Тестирование. | |
4.1.5 Дружба как ценность. Какой я друг? Одиночество: беда или благо? Тест. | |
4.1.6 Человек, деньги, вещи и …другие люди. | |
4.1.7 Когда общение – роскошь. Доброта, добро. Великодушие. Гуманизм и гуманность. | |
4.1.8 О равнодушии и равнодушных. Эгоизм, эгоцентризм. | |
4.2 | 4.2 Кто я? Какой я? – 16 часов |
4.2.1 Эмоции и чувства. «Самоанализ собственных эмоций», «Сколько в тебе агрессии?» | |
4.2.2 Ощущение и воображение. | |
4.2.3 Маленькие секреты большой памяти | |
4.2.4 Внимание. Тестирование. | |
4.2.5 Стресс. Анкета «Как сильно ты подвержен стрессу?» | |
4.2.6 Мотив, воля и потребности. Тесты: «Оцени на сколько ты волевой человек», «Какая мотивация доминирует у тебя на уроке?» | |
4.2.7 Темперамент и характер. | |
4.2.8 Акцентуация твоего характера »Каковы особенности твоего характера?» | |
4.3 | 4.3 Семья в жизни человека – 10 часов |
4.3.1 Что такое семья? Отцы и дети. | |
4.3.2 Нужно ли готовить себя к семейной жизни? Когда и как? | |
4.3.3 Любовь как высшее человеческое чувство. Мужественность и женственность. | |
4.3.4 Слагаемые тепла и уюта | |
4.3.5 О вечных дисгармониях и противоречиях любви. | |
4.4 | 4.4 Социальная сущность человека |
4.4.1.В чем смысл жизни? Как стать счастливым? Анкета. | |
4.4.2 Жизнь – это…как жить, когда трудно? Ролевая игра. | |
4.4.3 Цивилизация и человек. Мы знаем – время растяжимо. | |
4.4.4 Явления жизни вокруг нас. Социальная сущность человека. | |
4.4.5 Человек, экономика и его дело. | |
4.4.6 Человек и искусство. Тест» Ты и твой досуг» | |
4.4.7 Зачем человеку музыка? Какая музыка ему нужна? | |
4.4.8 Человек, его здоровье и болезни. | |
4.4.9 Человек в экстремальных ситуациях. | |
4.4.10 Тесты «Надежный ли я человек?», 10 заповедей человечности. | |
5 | 5 Этика – основа воспитания человека |
5.1 История возникновения этикета. Тест «Воспитанный ли ты человек?» | |
5.2 Культура поведения в общественных местах. Этика отношений с окружающими. | |
5.3 Этика поведения в транспорте, на улице, на выставке, в театре. Коллективные этюды. | |
5.4 Культура общения. Культурные беседы. Ролевые игры. | |
5.5 Дидактическая беседа - игра по этике. | |
5.6 Викторина по этике. |
Методическое обеспечение
Занятия по программе работы с детьми, склонными к девиантному поведению, должны проводиться с учетом возраста и уровня готовности детей с обязательным вовлечением детей в процесс самообразования, активное участие в процессе познания нового, важного и полезного.
Необходимым условием успешной реализации программного обучения должно быть наличие материально – технической базы: хорошо освещённого кабинета, мультимедийной техники.
Формы подведения итогов
Успешное выполнение учебного курса программы возможно при осуществлении педагогического контроля за качеством прохождения и усвоения воспитанниками теоретических знаний, приобретение практических навыков на разных этапах обучения.
Для отслеживания результативности и выполнения программного материала предлагаются различные формы и виды контроля.
№ п/п | Тема итогового занятия | Формы контроля | Сроки |
1.11 | Итоговое занятие по теме: «Конфликтные ситуации и пути их разрешения» | Ролевая игра | ноябрь |
2.14 | Итоговое занятие по теме: « Родители и дети» | Психологические упражнения | декабрь |
3.10 | Итоговое занятие по теме: »Привычки, пристрастия, болезни». | Показ презентации | январь |
4.1.8 | Человек и общество | Тестирование | февраль |
4.2.8 | Кто я? Какой я? | Анкетирование | март |
4.3.5 | Семья в жизни человека | Ролевая игра | апрель |
4.4.10 | Социальная сущность человека | Тестирование | май |
5.6 | Этика – основа воспитания | Викторина | май |
Библиокомпас
- Снытко Г.М. «Нет конфликту»: программа занятий с подростками девиантного поведения. Методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне». Москва: «Педагогический поиск»,2009.
- Л.К. Шайдукова. «Привычки, пристрастия, болезни» - популярные беседы. Москва: Изд. »Прогрессивные Био – Медицинские технологии», 2000.
- О.В.Хухлаева. «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в средней школе» - Москва: Генезис, 2006.
- Т.А. Шишковец. Справочник социального педагога: 5 – 11 классы. Москва: ВАКО, 2007.
- Социальная педагогика. Практический журнал для социальных работников и педагогов. Москва. 2010 – 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...