Беседа для учащихся 5-7 классов:«Слов невесомых на свете нет…»
классный час по теме

Брёхова Наталья Петровна

Материал для внеклассной работы с учащимися 5-7 классов о культуре речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_na_temu.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа  на тему: «Слов невесомых на свете нет…» (О сквернословии)

Рана от копья на теле, рана от речей в душе.

Пословица

Вначале было слово… Какое слово? Как слово, сказанное нами, отзовется в человеке? «Слово не стрела, а от него люди гибнут», «Слов на ветер не бросай», - говорили на Руси люди.

К слову старались относиться бережно. Чем душа наполнена, то из души и изливается, говорили они. В старину считали сквернословие – явлением недостойным звания человека. Может люди знали раньше какую-то тайну слова?

Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами.

У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, ненормативная лексика, матерщина, нецензурная лексика, сквернословие.

Печальным является то, что в настоящее время такие слова можно услышать из уст любого человека: ребенка, подростка, девушки, молодого человека, убеленного сединой мужчины или женщины. Их не произносит разве что младенец. Сквернословие становится привычным способом общения среди взрослых и детей. Многие настолько привыкли к нецензурным словам, что им представляется даже невозможным говорить по-другому! Без сквернословия они оказываются неспособными выразить свою мысль. Причем, употребляя бранную речь в общественных местах и в семье, не испытывают никакого стеснения! Эти слова являются признаком деградации культуры.

Для чего употребляются скверные, бранные слова?

Специалисты выделяют следующие функции употребления их в речи:

  1. повышение эмоциональности речи;
  2. снятие психологического напряжения (эмоциональная разрядка);
  3. оскорбление, унижение адресата речи;
  4. демонстрация агрессии;
  5. демонстрация отсутствия страха;
  6. демонстрация раскованности, независимости говорящего;
  7. демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;
  8. демонстрация принадлежности говорящего к «своим».

История возникновения сквернословия

Более 70-ти лет назад, в 1936 году, в прямом эфире британского радио впервые прозвучало нецензурное слово. Хотя люди сквернословили с глубокой древности, бывали эпохи, когда грязные выражения почти исчезали из употребления. Но в иные времена при помощи грубой брани можно было добиться известности и даже разбогатеть.

В древние времена, когда люди соблюдали всевозможные табу и верили в то, что за произнесение запретных слов их поразит гром, сквернословов, скорее всего, было немного. А тех, кто все-таки решался ввернуть в свою речь прилюдно крепкое словцо, наказывали публично. Так, в 1656 году бристольский сквернослов Джеймс Нейле получил от Высокого парламентского суда следующий приговор: « Да будет он повторно привязан к позорному столбу и высечен; да будет лоб его заклеймен; да будет язык его пронзен железом и да будет он препровожден в тюрьму и принужден к тяжелым работам».

Зарождение сквернословия в России

Существует мнение, что крепче русских никто не ругается. Отчасти это правда, поскольку русский мат, позволяющий строить целые предложения с использованием одних лишь бранных слов, действительно остается уникальным явлением.

В советское время бранная речь, хоть и присутствовала в жизни, но не печаталась, не выпячивалась и подлежала осуждению. А сейчас, с «разгулом демократии», брань, как джин из бутылки, буквально вырвалась на волю. Сквернословят, независимо от социального статуса, везде по любому поводу – от радости, от горя, просто так, без повода вставляют в речь брань для «связки» слов.

Сквернословие   происходит от слова «скверна», что означает все гнусное, противное, отвратительное. Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Люди до христианской эпохи, наивно думая оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Скверной бранью призывали демона, то есть бранные слова являлись языком общения с демоническими силами.

Сквернословие на Руси примерно до середины ХIХ века не только не было распространено, но очень долго оставалось уголовно наказуемым.

Во времена Михаила Федоровича и Алексея Михайловича человека, употребляющего скверные слова, подвергали публичной порке.

Как борется с нецензурной лексикой закон Российской Федерации?

 Статья 130 «Оскорбление» Уголовного Кодекса Российской Федерации гласит:

  1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработанной платы, или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
  2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработанной платы, или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Статья 20, часть 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Многие люди настолько привыкли к употреблению бранных, скверных слов, что им представляется даже непривычным говорить по-другому, они просто не способны выразить свою мысль иначе. А употребляя бранную речь в общественных местах и в семье,  не испытывают никакого стеснения! Эти слова становятся частью обыденной речи.

Все это является признаком деградации нашей культуры и языка, когда уничтожается всякое понятие меры, такта в общении между людьми. Мало того, что на каждом шагу слышится сквернословие, часто приходится видеть скверные слова, написанные на стенах дома, подъездов.

Привычка к сквернословию оказывает влияние на весь нравственный облик человека, способствуя его духовному и нравственному разложению. Злоречие ожесточает человека, засоряет его сознание, огрубляет его чувства и желания. Раз услышанное слово, живет в нас до конца жизни.

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем себе сурово,

Чтобы не было в жизни ненужных бед,

Надо думать, ребята над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!                            Э. Асадов

Некоторые ученые доказывают, что слова и мысли человека несут либо положительную, либо отрицательную энергию. Речь идет даже о том, что «хорошие» слова улучшают генетический код человека, задерживают старение организма, увеличивают срок жизни. «Плохие» же слова видоизменяют гены, которые влияют не только на организм человека, но и на его потомство. Видоизменение генов ускоряет старение организма, способствует различным заболеваниям и уменьшает тем самым жизнь человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с учащимися

на тему "Материальные и моральные ценности!""...

Беседа с учащимися

Беседа с учащимися на тему "Как вы понимаете слова- красивая жизнь"...

Интерактивная беседа для учащихся 6-8 классов "Урок толерантности"

Методическая раработка интерактивной беседы для учащихся 6-8 классов по теме "Урок толерантности"...

10.Беседа для учащихся 9-х, 11-х классов «Как научиться сдавать экзамены или психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ»

Одним из нововведений в системе нашего образовательного пространства является Единый государственный экзамен, который сдают все выпускники школ. Несмотря на самые противоречивые мнения, в эксперимент ...

Экологическое воспитание учащихся с умственной отсталостью / интеллектуальными нарушениями/ в свете внедрения ФГОС обучающихся с УО

В данной статье обобщён опыт школы по формированию устойчивых экологических воззрений учащихся с умственной отсталостью в различных учебно - воспитательных формах и мероприятиях (семинары, акции, обще...

Беседа с учащимися "Права, обязанности и ответственность учащихся"

Обобщение знаний подростков об основных правах ребенка...