Некоторые особенности невротических расстройств у подростков, профессионально занимающихся спортом
статья по теме

Изварина Людмила Леонидовна

В статье подробно рассмотрены клинические феномены невротического уровня, которые может встретить в своей педагогической практике учитель, описаны формы психологической защиты, к которым может прибегать ребенок (он же ученик) в ситуации стресса и предложены способы коррекции такой подсознательной защиты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nekotorye_osobennosti_nevroticheskih_rasstroystv.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изварина Л. Л.

Некоторые особенности невротических расстройств у подростков, профессионально занимающихся спортом

Число лиц с невротическими расстройствами в последние десятилетия значительно увеличилось. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, около 10% населения индустриально развитых стран больны неврозами. Заболеваемость неврозами также велика и в России и составляет 20-25 случаев на 1000 человек. Известно, что от 30 до 60% пациентов у общепрактикующих врачей — это люди с выраженной невротической симптоматикой. По опубликованным в печати данным, выздоровление при неврозах наблюдается менее чем у 40-50% заболевших.

Данные о широком, статистически верифицированном исследовании неврозов у спортсменов на текущий момент носят единичный характер.

Так, в исследованиях 1952 и 1960 годов от 8 до 20% спортсменов, выступавших на международных соревнованиях, страдали невротическими состояниями или находились в состоянии предболезни. Чаще наблюдался невроз типа неврастении, чем другие его формы (истерия и психастения). По данным Геселевича около 50% элитных спортсменов в нашей стране имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Тяжелые и сверхтяжелые нагрузки в спорте требуют детальной оценки анамнеза и психоэмоционального статуса спортсмена. Это необходимо для решения вопроса об адекватном построении системы тренировочных и соревновательных, учебно-педагогических процессов и обоснованного подбора системы реабилитационных мероприятий.

Специфика спорта — в высочайшей мотивации, позволяющей подвергать себя многолетним ежедневным физическим и психическим нагрузкам, выдерживать строжайшие режимы в ситуациях с быстрой сменой видов деятельности, длительно поддерживать высокое чувство ответственности. Психологизм соревнования можно утрировать до двух психитческих состояний: победа и поражение, последнее имеет в своей основе фрустрацию (неудовлетворенную потребность). Длительная фрустрация — основа для формирования невроза.

Я попытаюсь прояснить особенности поведения ребенка с тревожно-агрессивным уклоном. Выходы и методы коррекции вам подскажет ваше образование, ваш многолетний опыт и ваша профессиональная интуиция. Учитель, это одновременно наставник и психотерапевт детской души.

Клинические феномены невротического уровня, которые вы можете встретить в своей педагогической практике:

  1. Нарушение способности к невербальным действиям (прямой взгляд в глаза, реакции посредством мимики, позы, жестов).
  2. Невозможность установить соответствующие уровню развития отношения ребенка со сверстниками.
  3. Выраженное нарушение способности начинать или поддерживать разговор с другими людьми.
  4. Устойчивая озабоченность деталями каких-либо предметов.
  5. Стереотипные, повторяющиеся ужимки.
  6. Бедность мимики.
  7. Проявление языковых навыков в одних ситуациях и их отсутствие в других ситуациях (элективный мутизм).
  8. Склонность к составлению новых слов.
  9. Склонность к рифмованию.
  10. Недостаточность коммуникативных функций речи.
  11. Сочетание примитивных форм (лепет, эхолалия) со сложными выражениями и оборотами.
  12. Боязнь новизны.
  13. Стремление к одиночеству.
  14. Задержка формирования элементарных навыков самообслуживания.
  15. Выраженное ограничение словарного запаса, ошибки при использовании глаголов, трудности при вспоминании слов или произнесении длинных и сложных предложений, не соответствующие уровню развития.
  16. Нарушение понимания обычных слов, предложений, специальных понятий, таких, как термины, относящиеся к пространству.
  17. Сюсюканье.
  18. Недостаточность развития навыков чтения.
  19. Недостаточность развития навыков спеллингования (неумение правильно произнести слово по буквам и написать его).
  20. Неумение производить основные арифметические действия.
  21. Расстройство приобретения учебных навыков.
  22. Отсутствие упорства в деятельности, требующей умственной сосредоточенности.
  23. Склонность к перескакиванию с одних дел на другие без доведения их до конца.
  24. Неспособность слушать собеседника.
  25. Невозможность следовать указаниям, выполнять школьные задания, домашнюю работу.
  26. Частые потери предметов, необходимых для выполнения заданий или иной деятельности.
  27. Частая отвлекаемость под влиянием внешних стимулов.
  28. Частая забывчивость в повседневных делах.
  29. Частые беспокойные движения рук и ног.
  30. Частые суетливые действия, несоответствующие ситуации.
  31. Стремление часто и много говорить.
  32. Частое проявление готовности ответить на вопрос, недослушав его до конца.
  33. Часто возникающее нетерпение при ожидании своей очереди.
  34. Частое стремление перебивать или вторгаться в ситуации.
  35. Неорганизованная, нерегулируемая и чрезмерная активность.
  36. Проявление агрессии в отношении людей и животных.
  37. Лживость.
  38. Воровство.
  39. Возникающие до наступления 13-летнего возраста частые случаи ухода из дома по ночам.
  40. Нарушение поведения в виде вызова, непослушания, разрывающее отношения.
  41. Чрезмерное страдание, потеря интереса и чувства удовлетворения от обычной деятельности, самопорицание и ощущение безнадежности.
  42. Тревожность.
  43. Рецидивирующий чрезмерный дистресс при ожидаемой или реальной разлуке с домом или основными субъектами привязанности.
  44. Устойчивое нежелание или отказ идти в школу или другие места из-за страха разлуки.
  45. Устойчивое отклонение модели детских социальных взаимоотношений, Связанное с эмоциональными нарушениями, и реактивности по отношению к изменению окружающей обстановки (боязнь, Сверхбдительность, бедность социальных взаимосвязей со сверстниками, агрессивность по отношению к себе и другим).
  46. Диффузное, избирательно сфокусировано привязчивое поведение, требующее к себе внимания.
  47. Неразборчиво дружеское поведение.
  48. Длительное игровое перевоплощение.
  49. Стереотипность игр, носящих сверхценный характер.
  50. Яркое, образное фантазирование.
  51. Страхи.
  52. Повышенная застенчивость.
  53. Неустойчивость настроения.
  54. Заикание.
  55. Речь взахлеб.
  56. Сосание пальцев.
  57. Онихофагия (грызут ногти).
  58. Выдергивание волос.
  59. Соматические проявления различного рода.

Сразу хочу оговориться — вышеперечисленные феномены могут быть признаками невротической реакции, а могут и не быть, все зависит от устойчивости и частоты встречаемости этих феноменов.

Важно помнить, что подобного рода реакции — это форма насильственного поведения, которая чаще всего не поддается эмоционально-волевому контролю, являя собой своего рода приступ эмоционально-когнитивной природы. Под этим всегда стоит нейрофизиологическая база.

Несмотря на мое намеренное дистанцирование от психологии, позвольте один из вопросов психологического спектра осветить подробнее. Вышеперечисленными симптомами ребенок защищается от невыносимой для него действительности. Это его секретный мир переживаний, понятных ему одному. Это его стратегия выживания, методы борьбы с тревогой и страхом, разработанные им самим в 5-10 лет. На большее, лучшее и адекватное у него на момент первой психической травматизации не было времени и способностей. И векторы стрел этой подсознательной боли направлены на нас, взрослых. Этим он предупреждает нас, что он небезопасен, или незащищен от нашего взрослого мира, или вызывает нас на бой с желанием проверить свои силы, проверить гранитную незыблемость его защиты. Симптомы представляют собой целесообразную защиту и самопомощь до тех пор, пока он не найдет лучшего решения своих проблем. Симптом как бы замещает удовлетворение невыполнимого желания, являясь компромиссом между инстинктивными силами и социальными запретами.

Наиболее изученными формами психологической защиты являются:

Отрицание — стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе. Это барьер на входе воспринимающей системы. Он не допускает туда нежелательную информацию, которая при этом необратимо теряется для человека и не может быть впоследствии восстановлена. Таким образом, отрицание приводит к тому, что некоторое содержание ни сразу, ни впоследствии не может дойти до осознания. При отрицании переориентируется внимание. Его направление меняется так, что человек становится особенно невнимательным к сферам жизни и граням событий, которые чреваты для него неприятностями, могут его травмировать. Тем самым он с опережением отторгает их. Таким образом действует страх перед неудачей, когда человек стремится избегать положений, грозящих, по его мнению, поражением. Отрицание — чаще всего реакция на внешнюю опасность, а следующий механизм — вытеснение — на опасность внутреннюю.

Вытеснение связано с избеганием внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания (забывание) не информации о случившемся в целом, а только истинного, но неприемлемого мотива своего поведения. Этому побуждению не позволяется вступить в область сознания. Причина подобного забывания — намерение избежать неудовольствия, которое вызывается данным воспоминанием. Вытеснение — самый эффективный способ защиты, оно способно справиться с самыми мощными инстинктивными импульсами, с такими, где не справляются другие формы защиты. Однако это требует постоянного расхода энергии, и затраты энергии при вытеснении проявляются в торможении других видов жизненной активности. Под давлением вытеснения используется особая аффективная («черно-белая») логика, связанная с предпочтением крайних вариантов в оценке действительности. Человек склонен допускать в сознание только те представления, которые благоприятствуют его страстям — другие он сразу вытесняет («в упор не видит и не слышит», т. е. не воспринимает факты, противоречащие его чувствам).

Подавление — блокирование неприятной, нежелательной информации, оно вступает в действие лишь тогда, когда тенденция нежелательного действия достигает определенной силы. Эта защита сопровождается такими физиологическими компонентами, как обмолвки, описки, неловкие движения, навязчивые состояния. Эти симптомы в символической форме отражают связь между реальным поведением и подавленной информацией.

Рационализация — защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. При помощи рационализации человек легко закрывает глаза на расхождение между причиной и следствием. Каким бы неразумным или аморальным не было бы действие, человек испытывает непреодолимое стремление доказать себе и другим, что оно определялось разумом, здравым смыслом или, по меньшей мере, общепринятой моралью. Рационализация — это попытка постфактум создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Пассивный говорит, что его излишняя уступчивость — следствие душевной деликатности, агрессивный — что как сильный человек он не может позволить никому сесть себе на шею, а равнодушный — что он независим и самостоятелен. Решение как поступить принимается подсознательно ,и человек не осознает стоящих за таким решением подлинных сил, но когда поступок совершен, он берет на себя задачу найти для него оправдание, чтобы убедить себя и других в том, что он действовал в соответствии с реальной ситуацией. Рационализация это всегда выдача себе индульгенции, это оправдание своего поведения и принципов. Характерно поведение, при котором достичь желаемого не удалось, и человек, стремясь разрядить напряжение быстрым снижением значимости недостижимого, начинает исступленно ругать то, к чему так страстно стремился. Рационализация — это поиск ложных оснований, когда человек не уклоняется от встречи с угрозой, а нейтрализует ее, интерпретируя безболезненным для себя способом.

Проекция — защита, связанная с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний, стремлений на других. Она может быть понятна как неосознаваемое отвержение собственных мыслей, установок и желаний и приписывание их другим людям с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир. За счет этого у человека полностью блокируется потребность в саморефлексии, необходимой для осознания своей вины, т. к. он переносит ответственность за свои поступки на окружающих. Человек меняет принадлежность неблагоприятного факта, относит его не к себе, а к другому лицу или объекту. Обвиняет других в том, что они раздражены, хотя раздражен сам, заявляет, что его не любят, хотя разлюбил сам. Границы «Я» сдвигаются так, что неприемлемые аспекты своего «Я» считаются принадлежащими другим. Проекция — форма защиты, приписывающая для ослабления чувства вины другим собственных пороков и слабостей. Злой человек не верит в доброту других людей. В других видите прежде всего самого себя. Вследствие проекции, информация о себе трансформируется таким образом, что не сам человек враждебно настроен, агрессивен, жаден, а другое лицо по отношению к нему. Формируется образ врага и включается защитный механизм, позволяющий переложить, спроецировать ответственность за собственные промахи и ошибки на них. Возникает потребность искать и находить себе недруга — сладко осознавать, что все плохое там, во внешнем, зримом объекте, где можно побеждать, наказывать, уничтожать. Проекция — мать предрассудков: расовых, сословных и т. д. Дети и подростки склонны выражать негативное отношение к тем преподавателям, предметы которых они не усваивают, обвиняя их во всем. Они переносят собственные недостатки вовне — на эмоционально неприемлемых людей.

Идентификация — разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя желаемых чувств и качеств. Это возвышения себя до другого путем расширения границ своего «Я». В результате осуществляется воспроизведение поведения, мыслей, чувств другого лица через переживание, в котором познающий и познаваемое становится единым. Для этого необходима определенная мера сходства. Обижаемся мы только на того, кого любим. Потому что у нас есть ожидания, установки, мы знаем, как он должен вести себя. В основе такого огорчения — желание запрограммировать поведение близкого человека, ощущаемого как часть себя.

Отчуждение — защита, связанная с изоляцией, обособлением внутри сознания особых зон, связанных с травмирующими факторами. Это провоцирует распад обычного функционирования сознания: его единство дробится. Отчуждение осуществляет защиту личности путем отстранения «Я» от той части личности, которая провоцирует непереносимые страдания. Нарушается связь между травмирующим событием и его эмоциональной оценкой. Отчуждение провоцирует расщепление психики на части, взаимоисключающие друг друга. Как результат отчуждения в теле одного человека могут функционировать несколько разных личностей. При этом каждая отдельная личность имеет свои идеалы. Множественность этих идеалов может быть опасной. Чем их больше, тем больше расщеплена личность. Человек переполненный идеалами, постоянно борется с собой, т. к. конфликт присутствует в каждый момент — человек не может решить, кем он в действительности является — идеалом или реальностью. Если отчуждение остается в границах нормы, то оно расширяет возможности человека, создавая ему условия для осмысления своих поступков: дает возможность соблюдать дистанцию в отношении самого себя, взглянуть на самого себя со стороны. Если же отношение между желаниями человека и возможностью их признания в себе разрывается, то отчуждение становится фактором, нарушающим самосознание.

Замещение — вид психологической защиты от нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой — «доступный» или замены неприемлемого действия на приемлемое. Защита осуществляется путем отведения возбуждения, неспособного найти выход, на исполнительную систему другим путем. Мы бьем тарелки, плюем с досады, топаем ногой, хлопаем дверью и т. д. Характер поступка совершенно случаен, т. к. для человека важно, лишь бы действие способно было ему обеспечить определенную разрядку в ситуации ущемления его интересов. Стандартной формой замещения грубой силы, нацеленной на наказание или оскорбление действием, служит брань и словесные оскорбления. Формой замещения также служат любовь к кино, книге, музыке. Замещение — это также мир фантазий, в ней любая мечта — свершившийся факт, ничто не мешает быть где угодно и кем угодно. Достаточно распространенная форма замещения — регрессия к детскому поведению, здесь допустимы эгоизм, безответственность, капризы и истерики.

У детей особенно проявляются:

Пассивный протест — отстранение от общения даже с близкими людьми, отказ от пищи, игр, учебы. У подростков эта защита обнаруживается в немотивированном отказе от выполнения требований.

Оппозиция — форма активного протеста против норм и требований взрослых. Она всегда активизируется при утрате внимания или снижения внимания со стороны близких. Возникающее чувство неуверенности дети обычно стараются заглушить демонстрацией чрезмерной решительности. Это прогулы, симуляции различных заболеваний, побеги из дома, кражи, демонстративный интерес к алкоголю, наркотикам, суицидные демонстрации, самооговорки, распутство, мир молодежного китча. Часто это проявляется в форме психической регрессии — ребенок ведет себя как маленький, полагая, что за это его полюбят.

Имитация — незрелая форма идентификации. Однако эта защитная реакция существенно отличается от идентификации тем, что она целостна. Незрелость обнаруживается в выраженном стремлении подражать определенному лицу, любимому человеку, герою во всем. У взрослого подражание избирательно. Он выделяет у другого только понравившуюся черту и способен идентифицироваться отдельно с этим качеством, не распространяя свою положительную реакцию на все остальные качества этого человека. Соответственно и эмоциональное содержание к предмету подражания у взрослого более сдержанное, чем у ребенка.  Детей это глобальное принятие или отрицание. Такое безграничное приятие формирует особенности поведения даже подростков, превращая их в фанатов.

Эмансипация — это борьба детей за самоутверждение, самостоятельность, свободу и даже за неимущественные права. Это высвобождение из-под контроля и покровительства взрослых. Вырабатывая приемы эмансипации, ребенок отрабатывает их с помощью проецирования на себя способов поведения и черт характера взрослых, перенимая их права и возможности. Эмансипация порой оборачивается грубостью и хамством по отношению к взрослым. Надо иметь в виду, что неустойчивость стиля воспитания сама по себе содействует возникновению в характере упрямства и склонности противостоять любому авторитету.

Компенсация — это реакция, с помощью которой ребенок стремится восполнить и объяснить себе слабость и неудачливость в одной области успехами в другой. Это отвлечение от основной проблемы с помощью других событий или успехов. Чем больше скрывает ребенок недовольство своим окружением, тем больше проецирует его на окружающий мир, приобретая убеждение в том, что мир враждебен и страшен. Если в семье и в школе компенсация не реализуется, то возникает бунт. Тогда проявляется резкое, наглое, грубое поведение в школе и дома. Борясь с низкой оценкой своих достоинств окружающими, такой ребенок как умеет приписывает себе качества, повышающие его чувство собственного достоинства, уверенности в себе (идентифицируется с чем-то нехорошим с позиции взрослых). Компенсация делает ребенка эгоцентричным, он непрерывно требует признания своих достоинств и находится в постоянном конфликте с родителями и воспитателями.

Способы коррекции подсознательной защиты:

  1. Изменение масштаба травмы и снижение цены ошибки
  2. Юмор как смена оценки
  3. Увеличение пластичности и гибкости психики (снижение инерционности системы ценностей)
  4. Умение отложить достижение результата
  5. Повышение самооценки
  6. Упреждение беспомощности и смягчение страха
  7. Повышение активности и отказ от лобовых атак
  8. Хобби как отвлекающая активность
  9. Роль дневниковых записей
  10. Приобщение к искусству.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль за здоровьем детей и подростков, занимающихся спортом

В настоящий момент в нашей стране ощущается недостаток здорового спортивного поколения. От  здоровья спортсмена зависит  результативность его спортивных показателей. Цель работы: описать сис...

О некоторых особенностях организации и развития спорта в средне-специальных учебных заведениях.

О некоторых особенностях организации и развития спорта в  средне-специальных учебных заведениях....

Роль питания в поддержании физического состояния и выносливости подростков,интенсивно занимающихся физкультурой и спортом.

Взаимосвязь питания и физической работы мышечной системы человека выражается в том,что любая физическая активность требует расхода энергии.провели эксперимент с использованием высокоуглеводных напитко...

Невротические расстройства в детском и подростковом возрасте

Неврозы - это обратимое состояние нервной системы, которое может быть вызвано какими-либо переживаниями, неустойчивыми эмоциями, хронической усталостью и т.д. и т.п. Раньше такой диагноз больше всего ...

Проект исследования "Различия между детьми, занимающимися спортом и не занимающимися"

Физкультура и спорт влияют на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества.Регулярные занятия физкультурой в различных спортивных кружках и секциях, участие в спортивных праздниках ...