Причины употребления сниженной лексики в языковой моде молодежи
статья (10 класс) на тему
Причиной вынужденной этико - языковой дифференциации между поколениями, по мнению психологов и лингвистов, становится возрастающий темп жизни, за которым представители старшего поколения не всегда успевают. Появление мобильных телефонов с сервисом SMS, электронной почты, ICQ и интернет-чатов способствует тому, что в языке подростков все чаще встречаются простые конструкции, с помощью которых можно максимально быстро передать свою мысль. То есть фактически в устной речи все больше и больше используется так называемый «телеграфный стиль», который зачастую раздражает людей старшего поколения, привыкших к более глубокому, а потому более медленному осмыслению информации.
Не в последнюю очередь с проблемой ускоренного темпа развития информационных технологий (большинство компьютерных программ издаются на английском языке) связана проблема англизации русской разговорной речи. Английский язык, ставший языком интернет-общения, активно используется не только молодым поколением, но и на телевидении, в прессе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ «Детский дом - школа №95»
Причины употребления
сниженной лексики
в языковой моде молодежи
Башарина Раиса Дмитриевна,
учитель немецкого языка
Родителей и учителей волнует этикетная лексика, как молодых, так и взрослых. Они говорят об источниках пополнения сниженной лексики у молодёжи, подчеркивают возросшую актуальность заимствований из английского языка, что объясняется языковой модой, культурными стандартами, привносимыми из США через поп-индустрию и компьютерную продукцию.
Молодые люди в попытке утвердиться в глазах сверстников и самоутвердиться зачастую «бравируют в пустоту», то есть употребляют «модную» лексику тогда, когда адресат уже не может их слышать, но слышат их друзья, одноклассники.
Вследствие мощного всемирного процесса объединения и усиления экономических связей необходимо твёрдо усвоить, что этикет и разговорная лексика становятся международными.
Каковы причины употребления сниженной лексики в языковой моде молодежи?
Причиной вынужденной этико - языковой дифференциации между поколениями, по мнению психологов и лингвистов, становится возрастающий темп жизни, за которым представители старшего поколения не всегда успевают. Появление мобильных телефонов с сервисом SMS, электронной почты, ICQ и интернет-чатов способствует тому, что в языке подростков все чаще встречаются простые конструкции, с помощью которых можно максимально быстро передать свою мысль. То есть фактически в устной речи все больше и больше используется так называемый «телеграфный стиль», который зачастую раздражает людей старшего поколения, привыкших к более глубокому, а потому более медленному осмыслению информации.
Не в последнюю очередь с проблемой ускоренного темпа развития информационных технологий (большинство компьютерных программ издаются на английском языке) связана проблема англизации русской разговорной речи. Английский язык, ставший языком интернет-общения, активно используется не только молодым поколением, но и на телевидении, в прессе.
Процесс заимствований усилился настолько, что словари не успевают фиксировать все изменения в языке. Употребление
(сознательно дифференцирующее, как и неосознанное, на поводу у языковой моды) заимствованной лексики более «продвинутой» молодежью также выстраивает стену между поколениями.
Второй важной причиной употребления молодежью сниженной
лексики является стремление коммуникантов к выразительности, зачастую невозможной при использовании литературной лексики. Вообще молодежная среда демонстрирует значительную свободу в общении, фривольность, демократизм в кругу своих. Если для людей старшего
поколения человек, который ведет себя неформально, считается несерьезным, то молодежь почти всегда ведет себя неформально, чтобы подчеркнуть степень доверия к собеседнику, свое расположение к нему. Поскольку доверие в данный возрастной период играет огромную роль, молодые люди используют простой язык, одеваются согласно традициям своей группы, зачастую даже манерой одеваться выражают свою иронию по отношению к себе самим, тем самым как бы примиряясь с возможностью чужой иронии в свой адрес.
Сама молодежь понимает свой язык в основном как оружие против языковых норм взрослого мира. Однако зачастую удар по норме и попрание правил языкового этикета случаются и потому, что молодые люди просто не знают, что сказать.
Их излишняя простота и грубость в выражениях в этих случаях может быть объяснена замешательством или смущением. Они могут быть достаточно неуклюжи даже в ответ на вашу благодарность, и, хотя им и приятно, что их хвалят, они чувствуют себя в достаточной степени неловко, чтобы ответить лишь невнятным бурчанием, понятным только им самим.
Если же речь идет об ответе на что-то плохое, то здесь подросток умеет придать экспрессию даже нейтральной лексике, делая ее максимально обидной для адресата.
Но наибольшей экспрессивной окраской в любом языке обладает табуированная лексика. Частота употребление последней в
молодежных кругах значительно выше, чем в остальных возрастных группах. В последнее время заметен явный подъем частотного числа бранных выражений от общего числа употребляемых молодежью лексических единиц, что вызывает значительное беспокойство общественности.
Человек как биологическое существо связан сексом и отправлением
естественных потребностей. Это его физиология, без которой его
существование невозможно, определенным образом отражена в этике языка. По этико - эстетическим принципам установились запреты на применение того, что считается неприличным. «Неприличная» лексика есть в каждом языке, и русский язык здесь не исключение. В ее функционировании есть национальная специфика.
Существует тематика, которую принято не затрагивать. Являясь областью табуированной, эта лексика представляет собой загадку для многих, особенно для иностранцев, которые в контактах с малознакомыми людьми из другой страны или с теми, с кем существуют лишь официальные отношения, а также при чтении литературы и получении сведений из средств массовой информации, не могут встретиться с нецензурной лексикой и составить себе о ней
представление.
В настоящее время происходит легализация данной лексики, которая, в конце концов, идет параллельно с общей демократизацией языка. Что было сильно сниженным, становится фамильярным, фамильярное превращается в разговорное, а разговорное переходит в нейтральный, немаркированный пласт словаря.
По этическому измерению нецензурная лексика занимает последнюю, самую низшую ступень.
В чем же все-таки притягательная сила данной лексики для молодого поколения? Причин здесь несколько. Не в последнюю очередь занимает ее утилитарность, удобство, доступность, простота и даже гибкость. Степень этико-эстетической сниженности способствует интенсификации признака, заложенного в значении слова. С нагнетанием грубости, неприличности повышается степень выраженного словом свойства. Данная лексика может служить эмоциональной разрядкой.
Мир абсурда – это своеобразный вызов надоевшему стереотипу нормы, логики и порядка. Подростки употребляют данную лексику
легко и непринужденно, а главное всегда с душой. Молодежь с ее бравадой всем «запретным», а потому – «взрослым», не может обойти своим вниманием столь оригинальные формы самовыражения и, подражая взрослым, с «особым цинизмом» использует подобную лексику ввиду психологических особенностей, калькирует языковые поведенческие модели старшего поколения (брань, диалекты). При этом важным мотивом использования стилистически сниженных этических норм является языковая игра, бравада.
Как одна из самых восприимчивых к технологическим новшествам и к изменениям общественного языкового сознания среда, молодежная коммуникация дает исследователю наиболее «горячий материал», позволяет выявить морально-этические языковые процессы.
Серьезной проблемой является и процесс вульгаризации языка, чему
способствует обилие современных романов, боевиков, детективов. Гранью
вульгаризации языка является детабуирование (например, снято табу с сексуальной лексики). Самым отрицательным последствием вульгаризации языка является вымывание высокого, что меняет весь традиционный облик русского языка.
В общеупотребительном языке сегодня широко используются слова, которые до недавнего времени были прерогативой уголовной субкультуры, а сегодня стали осмысляться как возможные для публичного использования, в том числе для устной официальной речи: дурковать, жмурик, канать, кемарить, лажа и облажаться, мазы, менжа и менжоваться, чмо, совок, тусовка, разборка, беспредел.
Таким образом, выбор стиля общения определяется в значительной
степени конкретной речевой ситуацией, а гибкость в его использовании зависит от развитости языкового сознания носителя речи, от объема его лексикона, который формируется (часто помимо воли субъекта) в настоящих условиях чрезвычайно активно: за счет СМИ, кино, художественной литературы, активного общения в разных
социальных сферах и т.д.
Поэтому в языке выражается не только «образ жизни речевого
коллектива, который его породил», то есть социального субъекта, но и качество социальных связей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Причины употребления наркотиков"
ПРезентация к учебнику Григорьевой Е.Я. \'Objectif\' 10-11 класс по теме "В какие двери постучатся" О проблемах употребления наркотиков среди молодежи...
Сниженная лексика в современном немецком языке.Молодёжный сленг Германии.
Выступление на заседании МО...
« Успеваемость ребенка и причины его снижения»
Классный час...
Научная работа по русскому языку "Влияние стилистически сниженной лексики героев мультфильмов на культуру речи и поведение школьников"
Научная работа...
Нецензурная лексика: причины употребления и способы борьбы
Проблема употребления нецензурной лексики относится к проблемам экологии языка. Современные школьники являются носителями и хранителями будущего нашего языка. Экологическую катастрофу легче предотврат...
Совместное родительское собрание в 8-9 классах Тема:«Актуальные проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения. Проблема школьной тревожности: виды, причины, приёмы снижения»
Цели:Информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей.Принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к ...
Урок «Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов»
Цель урока: научить применять лингвистические знания при работе с языковым материалом.Задачи урока: - научить определять лексическое значение слова, фразеологизма;- развить умение употреблять сл...