« Успеваемость ребенка и причины его снижения»
методическая разработка (5 класс) на тему

Чибисов Алексей Александрович

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspevaemost_rebenka.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема

« Успеваемость ребенка и  причины его  снижения»

 

Цель проведения собрания:

  1. выяснить причины неуспеваемости учащихся;
  2. помочь родителям искоренить эти причины.

Задачи:

1. Разработать совместно с родителями варианты сотрудничества с ребенком;

2. Повысить психологическую грамотность родителей.

Ход собрания:

1. Слово классного руководителя.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях.

Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких  детей учебный материал  бывает запущен до такой степени, что кратковременное усилие не может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после дополнительных опросов  и заданий  получают удовлетворительные оценки.

Как реагируют родители на складывающуюся ситуацию? (Беседа с родителями). Таких реакций, как правило, две. Первая - это  искреннее возмущение. Все условия ребенку созданы. А он не желает ничего делать.  Вторая реакция – отчаяние, возникающее из понимания безвыходности положения. Сколько-нибудь последовательной линии поведения в этом состоянии у родителей, как правило, не бывает. Они или ругают, наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей вдруг просыпается надежда на чудо:  кто-то же  знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах переродится.

Как в этом разобраться? Для этого нам необходимо обратиться к некоторым положениям психологии. Многообразие человеческой деятельности психологи сводят к трем основным видам:  игре, учебе, общению. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие   психических функций и способностей. Для дошкольного возраста  ведущим видом   деятельности является игра, для ребят младшего школьного возраста  - учеба, для подростков – общение.

Происходит смена ведущего вида деятельности с учебы на общение. В школу подростки ходят не учиться, а общаться. Это закономерное ослабление желания учиться, если нет четко поставленной цели.

Что побуждает ребенка заниматься этой трудной для него деятельностью - учебой?  Что является для него движущим мотивом? Существует несколько точек зрения.

Часто мы слышим «учебная мотивация». Учебный мотив – желание учиться. Оно стойкое у тех,  кто имеет четкую цель. Как правило, цель возникает в старших классах, где мотивы проявляются осознанно.

Ребенок знает, зачем надо учиться: получить специальность, хорошо зарабатывать.  Но в подростковом возрасте далекая мотивация практически не влияет на поведение человека. Отсроченный результат, который наступит через несколько лет,  не привлекает ребенка. Короткая мотивация - близкий результат - вот то, что определяет его поведение. Вся информация о благах, которые сулит хорошая учеба, хранится в его памяти, он может успешно воспроизвести ее; но для ребенка это абстрактные знания, никак не сказывающиеся на его поступках.

Вторая точка зрения – ребенка должны побуждать хорошо учиться познавательные мотивы, им движет радость познания.  Раньше многие вещи ребята действительно слышали первый раз на уроке. Сегодня же дети, приходящие в школу, обо всем хоть краем уха, да слышали. Школьный материал кажется им знакомым и не вызывает особого интереса.

Если ребенок с малолетства приучен к самостоятельности, исполнительности,   он  и в школьном возрасте   без труда сможет организовать себя на выполнение учебных заданий. Но даже у таких детей могут возникнуть  трудности в учебе, но они хотят учиться, не отказываются от помощи старших. Если у ребенка эти черты характера не выработаны, то, садясь за уроки, ему нужно преодолевать себя. Нежелание учиться является результатом отсутствия навыка – умения учиться и управлять собой. Поэтому прилагаемые усилия родителей должны быть сосредоточены на том, чтобы этот навык сформировать. Усилия же, направленные на бесконечные объяснения, что учиться нужно, желаемого результата принести не могут. Ребенок возненавидит  пытку повторяющимися нотациями. Возникает неприязнь к школе, учебе, к родителям

Причины неуспеваемости.

Социальные причины

  • Социальная среда, в которой воспитывается ученик
  • Низкий уровень жизни родителей
  • Тяжёлая социально-психологическая обстановка в школе, классе, негативное отношение со стороны учителей
  • Особенности домашнего воспитания
  • Систематические прогулы занятий
  • Лень. Наиболее частой причиной лени, по мнению Ушинского, является «прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка»

Наследственность

  • Неблагоприятная наследственность 
  • Медлительность
  • Чрезмерная робость, стеснительность
  • Нестандартность. В эту группу могут попасть и вундеркинды, которые по разным причинам выпадают из процесса обучения
  • Врождённая неспособность к умственному труду

Заболевания, приводящие к выключению из учебного процесса

  • Отставание в развитии от своих сверстников
  • Слабое здоровье
  •  Причиной плохих оценок может стать авитаминоз 

  Работа  родителей в группах

        

Как помочь школьнику? Есть разные способы помощи родителей. Сейчас в группах вы   разработаете программу действий в каждом направлении.

- Как установить  контакт с ребенком?

- Как организовать  помощь ребенку в учебе?

- Как добиться систематического выполнения домашнего задания?

3. Защита программ каждой группой

   Обобщение, выработка программы действий родителями

Как установить  контакт с ребенком?

  • устранить все, что порождает конфликт;
  • перестать читать нотации;
  • не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;
  • нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;
  • относиться сдержанно к школьным неудачам;
  • интересоваться, чем живет ваш ребенок;
  • постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;
  • выбрать общее  дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;
  • совместно планировать бюджет.

Как организовать  помощь ребенку в учебе?

  • ежедневно проверять выполнение домашних заданий;
  • создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи;
  • никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;
  • родители должны сами предлагать помощь;
  • помнить, что немедленных результатов не будет. 

Как добиться систематического выполнения домашнего задания?

  • добиваться неукоснительного и систематического приготовления уроков;
  • относиться к урокам как к серьезному и важному делу;
  • нельзя откладывать выполнение уроков по любым причинам;
  • добиваться  выполнения домашнего задания в определенное время и в отведенном для этого месте;
  • добиваться, чтобы период включения в работу был коротким;
  • не позволять отвлекаться на посторонние дела.

4. Общие рекомендации

  • Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов
  • Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю
  • Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения он привык к вашему контролю
  •  Приучайте его к самостоятельности постепенно

(В какой-то момент родитель, следящий за успеваемостью, устает, или уже не справляется со школьной программой, или решает для себя, что его сын (или дочь) уже достаточно взрослый для самостоятельной работы, и прекращает всяческую помощь.  Внешне это выглядит как стремление помочь ребенку стать взрослым и самостоятельным, на самом деле это часто диктуется усталостью, неспособностью успевать за усложняющейся программой школьного обучения, стремлением снять с себя ответственность за успешное осуществление процесса учения. Создается впечатление, что в какой-то момент родитель проходит некую критическую точку, после которой его силы иссякают, и изменение его поведения происходит очень быстро. Подросток, привыкший полагаться на помощь родителей, совершенно теряется, и даже если он хотел бы самостоятельной жизни, он на это просто не способен. И как результат – резкое снижение успеваемости.)

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием

  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей;
  • Не спешите обвинять учителей в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения;
  • Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками, были ли случаи когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные;
  • В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком;
  •  Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке грустное зрелище;
  •  Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы;
  • Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора;
  •  Учите ребёнка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма;
  • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни;
  •  В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка.

Презентация к родительскому собранию....

"Успеваемость ребенка – залог его знаний»_род_соб_ 6 а

Презентация к родительскому собранию  в 6 а классе на тему: "Успеваемость ребенка - залог его знаний"...

Проект родительского собрания на тему "Влияние IT-технологий на успеваемость ребенка"

Разработка родительского собрания. Материалы можно использовать в работе с родителями и детьми на тематических занятиях, а так же при проведении "Недели безопасного интернета"...

Оценка успеваемости ребенка

Ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его  следует учить самостоятельно оценивать свои достижения....

Анкета. "Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка"..

Если сумма баллов меньше 15, Вы должны основательно пересмотреть свою воспитательную позицию....

Как повысить успеваемость ребенка

Как правило, успеваемость ребёнка в зависит от отношения родителей к обучению. К сожалению, наверстать пройденный материал затруднительно, если обучающийся запускает предмет, так как дальнейшее обучен...