Социальный проект "Эвристические задания как средство развития креативности школьников"
методическая разработка (6 класс) по теме
Идея проекта - сохранение исторической памяти и приобретение социокультурного опыта учащимися путем освоения культуры, литературы, музыки различных народов, проживающих на территории республики, страны посредством выполнения эвристических заданий. Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом, – это развитие творческого начала у детей, стимулирование интереса к решению социально-значимых вопросов в жизни. Эвристические задания побуждают учащихся к собственному творчеству, а значит помогают адаптироваться в сложном, быстро меняющемся современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_evrika1.docx | 364.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26» городского округа город Стерлитамак
Городской конкурс социальных проектов
Тема проекта
«Эвристические задачи как средство развития креативности школьников»
Авторы :
Биккулова Гузель Маратовна - педагог-психолог
Конова Ольга Геннадьевна - учитель географии
Лосева Елена Вячеславовна - учитель музыки
Яночкина Вера Витальевна - учитель русского языка и литературы
2013
1
Содержание
- Введение…………………………………………………………………………………2
- Основная часть ………………………………………………………………………….4
2.1 Исторический аспект ………………………………. ……………………………………..4
2.2 Эвристические задачи, как средство развития креативных способностей подростков …………………………………………………………………………………………………….5
2.3 Этапы работы над проектом………………………………………………………………..6
3. Программа творческого объединения «Эрудит» …………………………………………..8
4. Заключение …………………………………………………………………………………..12
5. Список используемой литературы …………………………………………………………13
6. Приложение №1 Вопросы тестирования…………………………………………………..14
7. Приложение №2 Результаты тестирования по определению уровня развития креативных способностей подростков ……………………………………………………………………...15
8. Приложение №3 Фотоотчет «Как это было»………………………………………………16
9. Приложение №4 Эвристические задания…………………………………………………17
2
1. Введение
Модернизация системы образования в России обусловили новые требования к социальной адаптации обучающихся в жизни. Выпускник школы должен быть всесторонне развитой, активной, творческой личностью, способной решать встающие перед ним задачи и проблемы. Не случайно в качестве основной цели современного российского образования определено формирование личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку, только нужно суметь раскрыть и развить их. Для этого было создано творческое объединение «Эврика», направленное на развитие творческих способностей обучающихся, через решение эвристических задач. Эврика означает открыл, нашел. Мы нашли оптимальное решение проблемы. Объединение «Эврика» - это симбиоз литературы, музыки и географии, благодаря которому творчество становится многогранным. Тема проекта «Эвристические задачи как средство развития креативности школьников». Проблема -в настоящее время у детей отсутствуют знания о традициях, обычаях, мировоззрении, уклада быта различных культур людей, населяющих нашу страну. Низко развито чувство толерантности (непринятие других культур, национальностей) у школьников. Молодежь очень мало читает, практически не посещает театры, не слушает классическую музыку, не интересуется географией, они не обращают внимание на творчество. Актуальность данного проекта в значительной степени определяется социальными задачами. Изобретать, осваивать новое, быть открытыми и способными к самовыражению, уметь принимать решения и помогать друг другу, адаптироваться в жизни и обществе - такими качествами должны овладеть сегодняшние школьники, - указывает Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010). Идея проекта - сохранение исторической памяти и приобретение социокультурного опыта учащимися путем освоения культуры, литературы, музыки различных народов, проживающих на территории республики, страны посредством выполнения эвристических заданий. Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом, – это развитие творческого начала у детей, стимулирование интереса к решению социально-значимых вопросов в жизни. Эвристические задания побуждают учащихся к собственному творчеству, а значит помогают адаптироваться в сложном, быстро меняющемся современном мире. Целевая группа: учащиеся 6-х классов (всего 25 чел.) Объект проекта – процесс развития креативного потенциала обучающихся. Предмет проекта - эвристические задачи как средство развития креативности обучающихся. Гипотеза: применение во внеурочной работе эвристических заданий усилит творческий потенциал социально-активной личности, способной адаптироваться к новым социальным
3
условиям, повысит показатель нравственных убеждений, толерантности школьников. Цель проекта: развитие креативных способностей обучающихся во внеурочное время.
Задачи:
1) формировать социально-активную творческую личность; 2) развивать познавательный интерес к решению социально-творческих проектов; 3) развивать успешную личность через проявление творческой инициативы; 4) стимулировать интерес к изучению предметов художественно-эстетического, гуманитарного, естественнонаучного направлений через развитие креативного мышления обучающихся с помощью решения эвристических задач; 5) воспитывать подрастающее поколение, укреплять семейные ценности, изучать традиции, вовлекать родителей и детей в социально-творческую жизнь общества. Формат проекта:
по субъекту | групповой |
по целевому назначению | социально-творческий |
по территории охвата | внутри школьный |
по сферам, в которых осуществляется | социально-педагогический |
по срокам исполнения | долгосрочный |
Ожидаемые результаты работы творческого объединения «Эврика».
-умение детей организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; -умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию и т.п.; -умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения; -укрепление семейных ценностей, знаний традиций и быта различных культур, населяющих нашу республику, страну.
4
2.Основная часть
2.1 Исторический аспект.
Термин эвристика происходит от греческого «heuresko» - отыскиваю, открываю. Эвристическое задание имеет ряд признаков: открытость, личностную, смысловую и практическую значимость, непредсказуемость решения и т.д. Эвристические задачи имеют недостаточно ясное, размытое условие, разнообразные пути решения, много вариантов ответов. Школа учит решать закрытые задачи, т.е. задачи, которые имеют четкое условие, утвержденный способ решения и единственно правильный ответ. Но на практике, в большинстве своем, мы видим выпускника, не подготовленного к жизни. Вся наша жизнь состоит из задач: больших и малых, грандиозных и повседневных: подготовить дипломный проект и попасть на вечеринку с друзьями, понравиться начальству, но при этом не потерять контакт с сослуживцами. Решение одной задачи влечет за собой череду следующих. Решение жизненных задач требует креативного, творческого подхода. Эвристические задачи- вот то, что может помочь в конструировании учеником собственного смысла, целей образования, позволит повысить познавательный интерес к предмету, побуждает к собственному творчеству, формирует социально-активную личность.
В настоящее время используется несколько значений термина эвристика.
Эвристика может пониматься как [1, с.345]:
1) научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность (в то же время следует признать, что основателей теории и общепринятых основных положений не существует);
2) приемы решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности, которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся, например, на точные математические алгоритмы;
3) метод обучения;
4)один из способов создания компьютерных программ.
На протяжении всего периода становления педагогики ученые стремились применять активные методы обучения учеников, при которых больше говорил ученик , а слушал больше учитель. Ж.Ж. Руссо целью обучения считал не получение учеником знания как данность, а научить ученика приобретать это знание в случае нужды. Родоначальниками идей активизации познавательной деятельности являются Я.А.Каменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Г. Гегель, Ф. Фребель, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др. Одним из заметных сторонников активной позиции ученика в процессе обучения был Мишель Монтень (1533-1592).
Педагоги советского периода (В.А. Сухомлинский, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, А.Н. Тубельский) также уделяли огромное внимание развитию творческих способностей обучающихся средствами активных форм и методов обучения: проблемные экскурсии и прогулки; творческие конспекты, составление опорных сигналов, творческие книжки и дневники, уроки "открытых мыслей". Все это способствовало развитию творческой активной личности учеников [4, с.26].
Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.
Длительная история развития педагогических исследований свидетельствует, что обеспечить сформированность у обучающихся творческих способностей возможно через использование эвристических задач, которые включают школьников в самостоятельную
5
поисково-исследовательскую деятельность. А это в свою очередь обеспечивает развитие мыслительных процессов растущей личности, активизации ее мышления.
В 20 веке исследователей также интересовало развитие творческих способностей обучающихся, умение их адаптироваться в социуме. Повышение интереса к этой проблеме было связано с делением мышления на дивергентное ( творческое, креативное) и конвергентное (нетворческое), предложенное американским психологом Д.П. Гилфордом.
Не секрет, что отличники в школе далеко не всегда становятся отличниками в жизни. Как правило, все успешные люди – выдумщики, изобретатели, решатели открытых (эвристических) задач. Все задания можно разделить на закрытые: с четко выделенным условием, имеющих цепочку формальных решений и операций, приводящих к единственно верному ответу; и открытые задачи, в которых условие размыто, неясно, как действовать, что использовать при решении. Такие задачи имеют много путей решения и множество вариантов ответов.
Например,
Задача закрытого типа | Задача открытого типа |
Рассчитайте сколько потребуется времени для полной остановки автомобиля, перед внезапно выбежавшим на дорогу пешеходом, если скорость машины 60 км в час, а тормозной путь составляет 20 метров. | Наша школа расположена в районе оживленной автомобильной дороги. Ежедневно через эту дорогу переходят, перебегают более 1000 школьников, создавая аварийные ситуации. Предложите свои варианты решения проблемы предотвращения детского травматизма и происшествий на дороге. |
Решение: t=s/v, t=(16m/c)/20m=1,25(c) Ответ. Автомобилю потребуется 1, 25 секунды | Возможные ответы: поставить светофор, поставить макеты пешеходов, нарисовать на асфальте объемные изображения людей и т.д. Решение такой задачи может вылиться в социально – значимый проект, который сможет улучшить ситуацию на дорогах. |
Самое важное для достижения значительных успехов не только в обучении, но и в жизни – это умение решать задачи, конечно, открытые (эвристические) задачи – профессиональные, бытовые и др.
2.2 Эвристические задачи, как средство развития креативных способностей подростков.
Эвристические задания отличаются по типу, объему, времени их выполнения. На наш взгляд, наибольшие результаты в развитии творческих способностей можно добиться при использовании заданий креативного типа и его подтипов.
Одни работы выполняются детьми быстро и представляют собой элемент творчества в рамках изучаемой темы-это загадки, короткие стихотворения, сказки, считалки. Другой вид работ - это текущие творческие работы учеников, выполненные ими не только в школе, но и дома в течение нескольких дней. Такие работы не требуют специального оформления и официальной защиты. Ребята выступают с подобными работами прямо на занятиях объединения. Например, предложить а) придумать обозначение условных
6
знаков; б) дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; в) сформулировать правило или закономерность, г) нарисовать географическую карту несуществующей страны и т.д.
Следующий вид творческих работ - это те, которые ученики готовят и защищают в конце работы объединения или во время творческой недели. Их отличает более продолжительный период выполнения - от 1 до 3 месяцев и более, а также достаточный объем полученных результатов. Такие работы оформляются по установленным стандартным требованиям: формулируются цели, описывается ход работы и полученные результаты, осуществляется рефлексия, приводятся рецензии учеников и взрослых. Работы выполняются под руководством педагогов на специальных занятиях по выбору в мастерских. Лучшие работы по итогам защиты публикуются, участники объединения выступают на форумах, конференциях. Например, составить игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, свое задание для других учеников, сборник своих задач, программу концерта, создать социальный проект. С целью создания условий для развития творческих способностей мы использовали эвристические задания различных типов (когнитивные, креативные, оргдеятельностные).
Примеры таких заданий:
сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги);
составить словарь, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для других учеников;
придумать образ - рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; “оживить”, слова, географические объекты, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы;
изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, фотографию, видеофильм, презентацию, рекламный проспект;
разработать план творческой работы; написать самооценку, рецензию, индивидуальную программу занятий по предмету.
- Этапы работы над проектом
- Подготовительный этап, на котором были отобраны участники и подготовлен план мероприятий, проведено входное тестирование на выявление креативных способностей.
2. Обучающий, на котором были разработаны методика составления загадок, например:
а) составление загадки по признакам
На доске заранее начерчена таблица
КАКАЯ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ ?
1) выбрать объект (например, Снегурочка)
2) заполнить левую часть таблицы, ответить на вопрос «Какая?» ( Снегурочка какая? – красивая (красная), холодная, стройная , молодая, добрая и т.д.)
3) заполнить правую часть таблицы «Что такое же?» (красивой может быть девица, холодным может быть лед, стройной может быть березка) 4) вставить слова – связки «…но не» или «как» 5) прочитать готовую загадку по таблице
7
Какая? | Слова-связки | Что такое же? |
красна | девица | |
холодна | как | лед |
стройна | как | березка |
Ее любит народ. |
Получаем загадку:
1. Красна девица,
Холодна как лед,
Стройна как березка,
Ее любит народ. (Снегурочка)
2. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Растаяла бедняжка.
3. Составление загадок по ключевым словам : мороз, весна, сказка.
Мороз- отец, весна- мать, сказка- волшебство.
Я дочка мороза и дочка весны. (Снегурочка)
разработан план проведения экскурсий, обучены педагоги составлению презентаций с использованием ИКТ .
3. Деятельностный – решение готовых эвристических заданий.
На этом этапе работы, ребята активно использовали интернет-ресурсы, работали со справочной, энциклопедической литературой, периодическими изданиями. 4. Обеспечивающий на котором будут проведены Конкурс информационных проектов и портфолио, научно-практические конференции, подготовлены материалы для проведения виртуальных экскурсий по музеям мира, организован Форум по проблеме воскрешения традиций и культуры народов России. Проведено выходное тестирование для выявления изменений в развитии творческих способностей участников проекта. 5. Итоговый, который подразумевает проведение народных праздников, обрядов, гуляний с привлечением родителей, спонсоров, общественности, неравнодушной к проблеме исчезновения народных традиций.
8
3. Программа творческого объединения «Эврика»
Тема «Эвристические задания как средство развития творческого потенциала обучающихся во внеурочное время»
Раздел 1. Содержание программы.
Тема 1. Вводный контроль. Тестирование. Определение уровня развития креативных способностей участников проекта.
Тема 2-3. Загадки. Составление загадок по алгоритму.
Тема 4-5. Красота и правда жизни в музыкальных и художественных произведениях.
Экономико-географическая характеристика населенного пункта.
Тема 6-7. Традиции.
Фольклорные, семейные, исторические традиции народов мира.
Тема 8-9. Жанры.
Особенности музыкальных, художественных жанров. Этимология.
Тема 10-11. Мастерская.
Создание собственных творческих проектов.
Тема 12-14. Компьютерная презентация.
Создание компьютерных презентаций, мультфильмов, видеороликов, комиксов.
Тема 15-16. Презентация проектов.
Выступление на школьном форуме «Эврика». Участи в городских конференциях. Работа Круглого стола.
Тема 17. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Встреча с родителями, общественными организациями, шефами.
Тема 18. Выходной контроль. Тестирование.
Работа психолога с творческим объединением «Эврика».
9
Раздел 2. Тематический план
№ | Тема | Количество часов | Виды деятельности участников проекта |
1. | Вводный контроль. Тестирование. Определение уровня развития креативных способностей участников проекта. | 1 час | Прохождение тестирование. Определение уровня креативного мышления участников творческого объединения «Эврика». Индивидуальная консультация психолога по результатам диагностики (работа с детьми и родителями). |
2-3. | Загадки. Составление загадок по алгоритму. | 2 часа | Составление загадок по алгоритму |
4-5. | Красота и правда жизни в музыкальных и художественных произведениях. Экономико-географическая характеристика населенного пункта | 2 часа | Работа с весенней сказкой А. Островского «Снегурочка» и оперой Н.А. Римского- Корсакова «Снегурочка». Составление комплексной карты Берендеева царства ( географическое расположение, численный состав , занятия населения). |
6-7. | Традиции. Фольклорные, семейные, исторические традиции народов мира. | 2 часа | Традиции. Обряд – проводы зимы Масленица. Ярилино празднество. Свадебный обряд (девичник). Разучивание хороводов, сценических действий. Определение географической специфики обрядового фольклора, отраженного в деталях быта. Изготовление декораций, обыгрывание обрядов с приглашением родителей, спонсоров. Экскурсия в краеведческий музей. |
8-9. | Жанры. Особенности музыкальных, художественных жанров. Этимология. | 2 часа | Жанры.Элементы сказки (волшебные подарки, превращения, волшебство). История происхождения музыкальных жанров (опера, либретто, сказочный мир, Берендеево царство). Составление географических карт мест происхождения различных жанров. Посещение филармонии, оперного театра в г. Уфа. |
10-11. | Мастерская. Создание собственных творческих проектов. | 2 часа |
|
12-14. | Компьютерная презентация. Создание компьютерных презентаций, мультфильмов, видеороликов, комиксов. | 3 часа | Составление компьютерных презентаций. Правила составления презентации, отработка навыков. Совместно с родителями изготовить героев сказки из пластилина для постановки мультипликационного фильма или видеоролика. |
15-16. | Презентация проектов. Выступление на школьном форуме «Эврика». Участи в городских конференциях. Работа Круглого стола. | 2 часа | Разработка торжественного открытия форума «Эврика».Деловая программа форума: - Круглый стол, защита творческих проектов, просмотр видеороликов, созданных детьми, мастер-классы |
17. | Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Встреча с родителями, общественными организациями, шефами. | 1 час | Встреча с родителями, общественными организациями, шефами. Музыкальная программа( концерт, праздник, поздравления, награждения). |
18 | Выходной контроль. Тестирование. Работа психолога с творческим объединением «Эврика». | 1 час | Работа психолога с творческим объединением «Эврика». Оформление творческой выставки. Публикации детских работ, интервью, СМИ, школьный сайт. |
Примерная тематика для социально-творческих проектов объединения «Эрудит» на выбор участников проекта.
- Былины (результат – посещение Новгородской земли, (туристическая поездка), посещение музея былинных богатырей).
- «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь, Н.А. Римский-Корсаков (результат – проведение праздника, исполнение колядок, игр, хороводов…)
- «Щелкунчик» Гофман, Чайковски П.И. (результат – проведение праздника, исполнение колядок, игр, хороводов…)
- «Метель» А.С. Пушкин, г.Свиридов (результат – проведение свадебного обряда).
12
4. Заключение
Человек - существо творческое, этим даром наградила его природа. Чем больше он проявляет креативную активность в деятельности, тем быстрее и лучше развиваются творческие способности. И, в конечном счёте, жизненный уровень каждого зависит от его творческого потенциала. Психологические исследования показывают, что практически все дети обладают креативным потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. Способности, навыки и умения, приобретенные и развитые на учебных занятиях, дети достаточно эффективно переносят и в повседневную жизнь.
В результате исследования нами был определен уровень развития креативного мышления подростков в начале работы объединения, который показал у большинства обучающихся низкий уровень.
Затем нами проводились занятия с использованием эвристических задач, направленных на активное вовлечение в работу над созданием социальных, творческих проектов. Результаты изменений на выходном контроле говорят об эффективности использования эвристических заданий для развития креативных способностей обучающихся. (см. приложение)
Таким образом, задачи, поставленные нами в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
13
5. Список используемой литературы
1. Андреев, В.И. Эвристика для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - Казань, 1994. - 372 с.
- Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. — М.: Изд. центр «Академия», 2002.
- Вишнякова, Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения [Текст] /Н.Ф. Вишнякова. - Минск, 1995. - 240 с.
- Маслов И.С. Признаки креативности эвристических заданий и методы их проектирования//Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения: Сб. научных трудов. _ М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. – с. 126-132
- Матюшкин А. М. Педагогическая и возрастная психология. Концепция творческой одаренности: Доклад на заседании коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию. — М., 1972.
- Савенков А. И. Одаренные дети: особенности психического развития. — М.: Генезис, 2010. — 440 с.
7.Скрипкина Ю.В. Эвристические задания как средство раскрытия на уроке творческого потенциала учащихся. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2010/0930-01.htm.
- Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий // Способности и одаренность. — М.: Знание, 1961. — с. 9—20.
- Фоминых, М.М., Фоминых М.А. Эвристические задачи и развитие личности [Текст] /М.М. Фоминых // Математика для инженеров и экономистов: Проблемы преподавания и применения. Материалы III открытых научно-методических чтений. - Херсон, сентябрь 2005. - С.90-91.
- Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения [Текст] /А.В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
- Хуторской, А.В. Эвристическое обучение [Текст] /А.В. Хуторской // Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / Учебное пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2002. - С.450-468.
14
- Приложение №1 вопросы тестирования
ТЕСТ ИДЕЙ
Инструкция: Приготовьте лист бумаги, на котором Вам предстоит выполнить письменно 5 заданий. Правильных и неправильных ответов на них не может быть. Пожалуйста, работайте над всеми заданиями в своем обычном темпе. Обратите внимание на указания и примеры к ним.
Задание 1. Укажите как можно больше возможностей для работы здорового (бодрого, крепкого) пенсионера на крупном предприятии.
Учтите при этом также и возможность не совсем обычных для промышленного предприятия работ - например: швейцар, садовник...
Время выполнения задания - 3 минуты. Будет оцениваться число идей!
Задание 2. Укажите как можно больше возможностей применения заколки для волос. Не забудьте и о различных необычных способах ее использования - например: колоть, дарить...
Время выполнения задания - 3 минуты. Будет оцениваться количество идей!
Задание 3. Что произошло бы, если все люди были бы вынуждены питаться только вегетарианской пищей?
Укажите всевозможные изменения, которые произошли бы вследствие этого - например: на окнах вместо цветов будет высаживаться салат...
Время выполнения задания - 6 минут. Будет оцениваться фантазия!
Задание 4. Придумайте как можно больше фраз, в которых слова начинаются с букв: Б..., У..., Л..., Б...
Например: Бабушка Ушла Ловить Бабочек...
Время выполнения задания - 4 минуты. Будет оцениваться разнообразие предложений!
15
7 Приложение №2. Диаграммы уровня развития креативных способностей участников объединения.
Гистограмма 1.
Распределение учащихся по уровням развития творческих способностей вв входном тестировании
Гистограмма 2.
Распределение учащихся по уровням развития творческих способностей в констатирующем и контрольном срезе в сопоставлении
16
8 Приложение №3.
Фотоотчёт «Как это было!»
17
9 Приложение №4.
Эвристические задания.
1. Составить загадки по ключевым словам (серебряная, жемчужная), рифмовки и т.д.
Она в серебро и в жемчуг одета. (Снегурочка)
2. «Встречаем по одежке…»
Собираясь выйти из дома, ты подолгу крутишься возле зеркала,
перебираешь гардероб - хочешь выглядеть красиво и модно!
Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это
бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Народный
костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных
видов декоративного творчества.
Как ты думаешь, влиял ли народный костюм на стиль
поведения русской женщины, образ ее жизни? Каким образом?
3. « Что видит художник?»
Когда-нибудь слышал такое выражение,-«Люди искусства – странные
люди»?
Невольно задумываешься- почему странные?
Как ты считаешь, что значит выражение художника
Камиля Коро : « Я вижу сердцем так же, как и глазами»?
4. « Образ в искусстве»
В современном мире кинематограф успешно влился в
мировую культуру, он имеет свою историю и этапы развития,
имеет схожие черты с другими видами искусства, требует
особого внимания в критике.
Докажи, что восприятие художественного образа в сказке схож
с художественным образом в музыке и в жизни.
Приведи свои аргументы.
5. Пословицы и поговорки – живая народная мудрость, всегда привлекала людей. Историк находит в них свидетельства далекой старины, этнограф отыскивает отражение уже исчезнувших обычаев, а для географа наиболее интересна национальная географическая специфика пословичного фольклора, отраженная в деталях быта, явлениях природы. Предложите пословицы связанные с зимней и весенней погодой. Как ты их понимаешь.
«Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый»
«Февраль воду подпустит, а март подберет»
«В марте и сзади, и спереди зима»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-культурная деятельность как средство развития креативности воспитанников кадетского корпуса
Человеку XXI века жизненно необходимо быть креативной личностью. Однако обладание креативными качествами может быть лишь результатом последовательного, педаг...
Презентация "Творческие задания как средство развития креативного мышления на уроках"
Презентация предназначена для учителей истории и обществознания, знакомит с особенностями использования творческих заданий на уроках истории и обществознания для развития креативного мышления и творче...
Проект «Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения»
Проект можен быть использован учителями английского языка как методическое пособие при работе с детьми с ОВЗ....
Креативные методики в обучении русскому языку. Технологии и задания, направленные на развитие креативных способностей ученика
Вся современная система образования ориентирована в основном на развитие левого полушария головного мозга – формально-логического мышления, овладение способами построения однозначного конт...
Презентация "Творческие задания на уроках немецкого языка как средство развития креативных способностей школьников"
Творческие задания считаются одним из наиболее эффективных приёмов обучения немецкому языку. Они создают благоприятные условия для усвоения немецкого языка, способствуют интенсивному применению лексик...
Доклад "Творческие задания как средство развития креативного мышления на уроках обществознания"
Выступление на августовском секционном занятии учителей истории, обществознания и географии...
ДОКЛАД Инновационные технологии обучения на уроках физической культуры как средство развития креативности старших школьников и повышения результативности обучающихся
Доклад НА городское метод.объединение. 2019 год....