Родители, школа и Я- вместе мы семья.
статья по теме

Голубева Елена Борисовна

Взаимодействие семьи и школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_golubeva_rozhko.docx10.17 КБ

Предварительный просмотр:

Родители, школа и Я- вместе  мы семья.

«На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками,

обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства…

Так давайте же вместе делать наших детей человеками»

                                                                                                В.Г. Белинский         

     

А.С.Макаренко говорил, что воспитывает все: люди, вещи, явления, нопрежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.

        Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) обусловил появление предпосылок для сотрудничества семьи и школы на основе равноправия, общего интереса субъектов взаимодействия. Это направление продолжено и закреплено в национальной образовательной стратегии «Наша новая школа»: «Современная школа должна тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества».           В «Методических рекомендациях о взаимодействии образовательного учреждения с семьей» Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2001 г. отмечено, что его осуществлением занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями: заместитель директора по воспитательной работе, учителя, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители. А также,  в общие задачи руководства школой входят и организация взаимодействия с семьей, координация и контроль за ним. Директор школы распределяет функции специалистов и контролирует качество их исполнения, являясь руководителем этого взаимодействия.

На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. А так как  семья - это первая в жизни человека социальная общность, где он осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения, то именно семья является неотъемлемым фактором развития, воспитания и социализации ребенка.

С поступлением ребенка в школу, общеобразовательное учреждение становится для него одним из важнейших социальных институтов после семьи. Семья начинает разделять свою социализирующую функцию со школой. Именно поэтому взаимодействие семьи и школы (как важных субъектов социума) является главным условием успешного развития личности. Цель взаимодействия состоит в привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, его ценностных социальных ориентаций и творческого потенциала.

         Взаимодействие как философская категория - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь и выступающий как интегрирующий фактор.

         В работах Мардахаева Льва Владимировича – доктора педагогических наук, профессора (автора более 100 работ в области социальной педагогики) дано следующее определение: взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе рассматривается как установление связей между деятельностью специалистов разного профиля.

        Формы связей различны: взаимная информация, согласование, совместная деятельность, взаимопомощь, использование информации о ребенке, запрос одного специалиста к другому, взаимное обучение.

         Выбор форм и методов для осуществления взаимодействия принадлежит школе. Они зависят от общественных установок и устремления родителей, а также от конкретных задач, стоящих перед школой и семьей на данном этапе.

В Красносельском районе Санкт-Петербурга был построен квартал так называемого социального жилья.  Жилье здесь выдавалось многодетным семьям и, «по иронии судьбы», учителям. К сожалению, на данный огромный построенный и продолжающий строиться квартал имеется одна единственная школа № 291.

ГБОУ № 291 открылась 01.09.2011 года. Школа рассчитана на 850 человек, но в настоящее время в ней обучается 1335 детей. В школе открыто 47 классов: 22 класса начальной школы и 25 классов средней и старшей школы. Наполняемость  классов в среднем по 30 человек.  

К особенностям нашей школы можно отнести то, что  из 1335 учеников 520 детей из многодетных семей (от 3 до 14 детей в семье) и то, что более 30% обучающихся иной национальности.

Например, я являюсь классным руководителем 7 класса. В классе 27 обучающихся. Из них:  19 обучающихся из многодетных семей (4-8 детей) и 9 детей иной национальности.

        Почему же это особенности? Немного встретишь школ, где одновременно обучается столько детей из многодетных семей. К сожалению, практика показывает, что не все многодетные семьи благополучны. Далеко не все родители успевают или хотят уделять должное внимание всем своим детям. Часто старшие вынуждены заниматься младшими в ущерб учебе и себе, что зачастую приводит к нервным срывам. Тому есть уже примеры.

Вторая особенность – большое количество детей иных национальностей (и одновременно многодетных). Несмотря на общность генезиса, исторических судеб народов, и их территориальная близость, и антропологическое сходство, и близость культур национального характера, у подростков других национальностей их гетеростереотип (стандартизированное, устойчивое представление о других национальностях) в отношении ряда этносов наделены преимущественно негативными чертами. А образ собственного народа – всегда выглядит несопоставимо более привлекательным, чем образ другого народа.

Дети иных национальностей более сплоченные «между собой» и доминируют над русскими детьми. Да и родители  этих семьей  более озабоченны будущим своих "чад". На контакт со школой они идут охотнее. Одно плохо. Не все хорошо владеют русским языком.

Стараясь учитывать данные особенности, в работе с родителями мы используем индивидуальные  и групповые (или коллективные) формы взаимодействия.

         К индивидуальным формам взаимодействия школы с родителями мы относим:

-  индивидуальные беседы с родителями и другими членами семьи, которые проводят и заместитель директора по воспитательной работе, и социальный педагог, и  педагог-психолог, и классные руководители, и учителя.  В результате согласованно составляется программа и система педагогических действий с конкретным ребенком; Например, с начала учебного года только социальным педагогом было проведено около 100 индивидуальных бесед с родителями, по вопросам их интересующим;

- социальный педагог и классные руководители посещают семьи для знакомства с домашними условиями жизни ребенка, составляют социальную карту семьи, обследуют жилищно-бытовые и воспитательные условия;

- педагог-психолог проводит консультаций по семейным проблемам и проблемам воспитания детей ( в среднем по 12 консультаций в неделю).

Из групповых (коллективных) форм взаимодействия школы с родителями мы используем:

- проведение общих и классных родительских собраний, на которых обсуждают насущные проблемы классного и родительского коллективов;

- родительский лекторий, который способствует психологической и социально-педагогической компетентности родителей;

- тематические конференции, «круглые столы», диспуты и дискуссии по обмену опытом воспитания детей;

- вечера вопросов и ответов с привлечением специалистов;

- дни открытых дверей для родителей, посещение ими класса и наблюдения за детьми в определенные отрезки времени;

- презентации, которые подготавливают как педагоги, так и члены семьи;

- привлечение родителей к участию в оформлении предметных газет, выставок работ учащихся, текстовых и фотоматериалов, к изготовлению наглядных агитаций;

- участие родителей в подготовке и проведению внеклассной работы с учащимися;

- привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком, организации его жизни в школьном коллективе.

Учащиеся совместно с родителями участвовали в следующих праздниках, выставках, конкурсах, концертах:

- Посвящение в первоклассники; День здоровья; Посвящение в пятиклассники; День школьника; Осенний бал; Новогодняя сказка; Рождественские встречи.

- Конкурс костюма «Волшебница – осень»; Минута славы; Моя любимая мама!; конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья»; конкурсе рисунков «Здоровый образ жизни»; конкурс стенгазет «Дорога опасная и безопасная».

- Выставка декоративно – прикладного творчества;  организация школьной  выставки по профессиям; выставка рефератов на тему: «Толерантность – норма жизни».

- Праздничный концерт посвященная Дню матери.

- Игры по станциям: «К защите Родины готов!» и музыкально – краеведческой игре по станциям: «Помним, гордимся, чтим…»,

- Городском фотоконкурсе «Открытый мир»; выпуске тематических  газет к праздникам, посвященных Дню матери «Моя любимая мама», «Главная профессия на Земле».

Были проведены:

диспут «Права ребенка: равенство и достоинство»; родительская конференция  по теме: «Роль семьи в развитии личности ребенка»; консультации для родителей на темы: «Подросток и алкоголизм», «Подросток и наркотики», «Влияние табака на организм человека».

Организованы просмотры научно-популярных и художественных фильмов на тему семьи.

Родители привлекаются для сопровождения учащихся во время выездов, экскурсий и т. д.  Родителям выданы памятки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. На родительских собраниях прошло обсуждение ДТТ.   

Мы хотим рассказать о некоторых из мероприятий, которые в полной мере взаимосвязывают семью, детей и  школу.

"Осенний бал" для учащихся средней и старшей школы. На балу проводилось много конкурсов: конкурс костюмов, которрые учащиеся шили совместно с родителями и классными руководителями, оценивались головные уборы и прически, опять же выполненные общими усилиями родителей, детей и учителей. На празднике читали стихи и исполняли песни, посвященные осени. Высшие баллы получали классы, которые представляли стихотворение или песню собственного сочинения. Участники покидали праздник с настроением, соответствующим осеннему солнечному деньку. Одним словом, праздник удался.

Во 2-м классе вот уже второй год проводятся "Рождественские встречи", где помимо шикарной развлекательной программы как для детей, так и для их родителей накрывается стол. Тема угощений в этом году - сладкие Новогодние блюда, народов разных наациональностей. Были проведены конкурсы на приготовление самого экономичного (из продуктов, которые всегда "под рукой") и  доступного (дети могли бы сами помочь маме приготовить) блюда, на самое быстрое в приготовлении блюдо, на самое аппетитно оформленное блюдо и т.д.Так как мы уже говорили о многонациональности школы, в том числе и этого класса, можно догадаться, что и блюда весьма разнообразны и так же «многонациональны». В перерывах между конкурсами дети рассказывают об особенностях национальной кухни своего народа. Что очень познавательно и интересно всем участникам праздника. Когда празднование подходит к концу,  все рецепты записываются в кулинарную книгу. Решено, что она будет  пополняться рецептами вплоть до 4-го класса. Дети и родители единогласно приняли решение, что сей совместный шедевр будет храниться у учителя, чтобы и после выпуска (из  4-го класса), учитель хранил теплые, а главное вкусные воспоминания о «своих детях».

Правда в этом году на празднование в «своем классе» родители не остановились, а вдохновившись идеей сблизить детей на кулинарной почве, сделали подарок и остальным учащимся школы, устроив презентацию-дегустацию в библиотеке, где все желающие могли попробовать блюда, а так же ознакомиться с историей возникновения каждого конкретного блюда (красочные карточки с текстом прилагались к каждому блюду) и оставить  к ним рецензии.  

Таким образом необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. Мы считаем, что рассмотренные формы педагогического взаимодействия школы и семьи содействуют активному включению родителей в процесс воспитания, способствуют эффективности процесса социализации школьников.

Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает  интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.   Подвести итог вышесказанному нам хочется так же высказыванием А.С. Макаренко "...школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности".

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для родителей и детей «Конфликты в семье» (для родителей и учащихся 7-9 классов)

Занятие для детей подросткового возраста и родителей о моделях поведения в случаях возникновения конфликтных ситуаций в семьеЦель: - Развивать представление о сущности конфликтов, понимания есте...

Проект. Работа с родителями "Школа+Семья=Успех" Классы: 8-а, 8-б

Проект. Работа с родителями "Школа+Семья=Успех"Классы: 8-а, 8-бОписание проекта.Педагогическая ситуация в школе: В результате анализа воспитательной деятельности выявлены следующие проблемы: Снижение ...

Методическая разработка для родителей"ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ"

ЦЕЛЬ:- ознакомление с методической литературой по физическому развитию ребенка в семье и  школе. Обучение родителей упражнениям и играм, направленным на укрепление здоровья детей дома и на отдыхе...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ»...

Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)

Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...

Выступление на заседании МО школы «Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения»

Привлечение родителей к участию в жизни школы, где обучается ребенок , всегда было делом непростым. В данном выступлении я рассказываю об активизации роли родителей в учебно-воспитатель...