Родители, школа и Я- вместе мы семья.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Родители, школа и Я- вместе мы семья.
«На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками,
обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства…
Так давайте же вместе делать наших детей человеками»
В.Г. Белинский
А.С.Макаренко говорил, что воспитывает все: люди, вещи, явления, нопрежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) обусловил появление предпосылок для сотрудничества семьи и школы на основе равноправия, общего интереса субъектов взаимодействия. Это направление продолжено и закреплено в национальной образовательной стратегии «Наша новая школа»: «Современная школа должна тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества». В «Методических рекомендациях о взаимодействии образовательного учреждения с семьей» Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2001 г. отмечено, что его осуществлением занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями: заместитель директора по воспитательной работе, учителя, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители. А также, в общие задачи руководства школой входят и организация взаимодействия с семьей, координация и контроль за ним. Директор школы распределяет функции специалистов и контролирует качество их исполнения, являясь руководителем этого взаимодействия.
На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. А так как семья - это первая в жизни человека социальная общность, где он осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения, то именно семья является неотъемлемым фактором развития, воспитания и социализации ребенка.
С поступлением ребенка в школу, общеобразовательное учреждение становится для него одним из важнейших социальных институтов после семьи. Семья начинает разделять свою социализирующую функцию со школой. Именно поэтому взаимодействие семьи и школы (как важных субъектов социума) является главным условием успешного развития личности. Цель взаимодействия состоит в привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, его ценностных социальных ориентаций и творческого потенциала.
Взаимодействие как философская категория - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь и выступающий как интегрирующий фактор.
В работах Мардахаева Льва Владимировича – доктора педагогических наук, профессора (автора более 100 работ в области социальной педагогики) дано следующее определение: взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе рассматривается как установление связей между деятельностью специалистов разного профиля.
Формы связей различны: взаимная информация, согласование, совместная деятельность, взаимопомощь, использование информации о ребенке, запрос одного специалиста к другому, взаимное обучение.
Выбор форм и методов для осуществления взаимодействия принадлежит школе. Они зависят от общественных установок и устремления родителей, а также от конкретных задач, стоящих перед школой и семьей на данном этапе.
В Красносельском районе Санкт-Петербурга был построен квартал так называемого социального жилья. Жилье здесь выдавалось многодетным семьям и, «по иронии судьбы», учителям. К сожалению, на данный огромный построенный и продолжающий строиться квартал имеется одна единственная школа № 291.
ГБОУ № 291 открылась 01.09.2011 года. Школа рассчитана на 850 человек, но в настоящее время в ней обучается 1335 детей. В школе открыто 47 классов: 22 класса начальной школы и 25 классов средней и старшей школы. Наполняемость классов в среднем по 30 человек.
К особенностям нашей школы можно отнести то, что из 1335 учеников 520 детей из многодетных семей (от 3 до 14 детей в семье) и то, что более 30% обучающихся иной национальности.
Например, я являюсь классным руководителем 7 класса. В классе 27 обучающихся. Из них: 19 обучающихся из многодетных семей (4-8 детей) и 9 детей иной национальности.
Почему же это особенности? Немного встретишь школ, где одновременно обучается столько детей из многодетных семей. К сожалению, практика показывает, что не все многодетные семьи благополучны. Далеко не все родители успевают или хотят уделять должное внимание всем своим детям. Часто старшие вынуждены заниматься младшими в ущерб учебе и себе, что зачастую приводит к нервным срывам. Тому есть уже примеры.
Вторая особенность – большое количество детей иных национальностей (и одновременно многодетных). Несмотря на общность генезиса, исторических судеб народов, и их территориальная близость, и антропологическое сходство, и близость культур национального характера, у подростков других национальностей их гетеростереотип (стандартизированное, устойчивое представление о других национальностях) в отношении ряда этносов наделены преимущественно негативными чертами. А образ собственного народа – всегда выглядит несопоставимо более привлекательным, чем образ другого народа.
Дети иных национальностей более сплоченные «между собой» и доминируют над русскими детьми. Да и родители этих семьей более озабоченны будущим своих "чад". На контакт со школой они идут охотнее. Одно плохо. Не все хорошо владеют русским языком.
Стараясь учитывать данные особенности, в работе с родителями мы используем индивидуальные и групповые (или коллективные) формы взаимодействия.
К индивидуальным формам взаимодействия школы с родителями мы относим:
- индивидуальные беседы с родителями и другими членами семьи, которые проводят и заместитель директора по воспитательной работе, и социальный педагог, и педагог-психолог, и классные руководители, и учителя. В результате согласованно составляется программа и система педагогических действий с конкретным ребенком; Например, с начала учебного года только социальным педагогом было проведено около 100 индивидуальных бесед с родителями, по вопросам их интересующим;
- социальный педагог и классные руководители посещают семьи для знакомства с домашними условиями жизни ребенка, составляют социальную карту семьи, обследуют жилищно-бытовые и воспитательные условия;
- педагог-психолог проводит консультаций по семейным проблемам и проблемам воспитания детей ( в среднем по 12 консультаций в неделю).
Из групповых (коллективных) форм взаимодействия школы с родителями мы используем:
- проведение общих и классных родительских собраний, на которых обсуждают насущные проблемы классного и родительского коллективов;
- родительский лекторий, который способствует психологической и социально-педагогической компетентности родителей;
- тематические конференции, «круглые столы», диспуты и дискуссии по обмену опытом воспитания детей;
- вечера вопросов и ответов с привлечением специалистов;
- дни открытых дверей для родителей, посещение ими класса и наблюдения за детьми в определенные отрезки времени;
- презентации, которые подготавливают как педагоги, так и члены семьи;
- привлечение родителей к участию в оформлении предметных газет, выставок работ учащихся, текстовых и фотоматериалов, к изготовлению наглядных агитаций;
- участие родителей в подготовке и проведению внеклассной работы с учащимися;
- привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком, организации его жизни в школьном коллективе.
Учащиеся совместно с родителями участвовали в следующих праздниках, выставках, конкурсах, концертах:
- Посвящение в первоклассники; День здоровья; Посвящение в пятиклассники; День школьника; Осенний бал; Новогодняя сказка; Рождественские встречи.
- Конкурс костюма «Волшебница – осень»; Минута славы; Моя любимая мама!; конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья»; конкурсе рисунков «Здоровый образ жизни»; конкурс стенгазет «Дорога опасная и безопасная».
- Выставка декоративно – прикладного творчества; организация школьной выставки по профессиям; выставка рефератов на тему: «Толерантность – норма жизни».
- Праздничный концерт посвященная Дню матери.
- Игры по станциям: «К защите Родины готов!» и музыкально – краеведческой игре по станциям: «Помним, гордимся, чтим…»,
- Городском фотоконкурсе «Открытый мир»; выпуске тематических газет к праздникам, посвященных Дню матери «Моя любимая мама», «Главная профессия на Земле».
Были проведены:
диспут «Права ребенка: равенство и достоинство»; родительская конференция по теме: «Роль семьи в развитии личности ребенка»; консультации для родителей на темы: «Подросток и алкоголизм», «Подросток и наркотики», «Влияние табака на организм человека».
Организованы просмотры научно-популярных и художественных фильмов на тему семьи.
Родители привлекаются для сопровождения учащихся во время выездов, экскурсий и т. д. Родителям выданы памятки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. На родительских собраниях прошло обсуждение ДТТ.
Мы хотим рассказать о некоторых из мероприятий, которые в полной мере взаимосвязывают семью, детей и школу.
"Осенний бал" для учащихся средней и старшей школы. На балу проводилось много конкурсов: конкурс костюмов, которрые учащиеся шили совместно с родителями и классными руководителями, оценивались головные уборы и прически, опять же выполненные общими усилиями родителей, детей и учителей. На празднике читали стихи и исполняли песни, посвященные осени. Высшие баллы получали классы, которые представляли стихотворение или песню собственного сочинения. Участники покидали праздник с настроением, соответствующим осеннему солнечному деньку. Одним словом, праздник удался.
Во 2-м классе вот уже второй год проводятся "Рождественские встречи", где помимо шикарной развлекательной программы как для детей, так и для их родителей накрывается стол. Тема угощений в этом году - сладкие Новогодние блюда, народов разных наациональностей. Были проведены конкурсы на приготовление самого экономичного (из продуктов, которые всегда "под рукой") и доступного (дети могли бы сами помочь маме приготовить) блюда, на самое быстрое в приготовлении блюдо, на самое аппетитно оформленное блюдо и т.д.Так как мы уже говорили о многонациональности школы, в том числе и этого класса, можно догадаться, что и блюда весьма разнообразны и так же «многонациональны». В перерывах между конкурсами дети рассказывают об особенностях национальной кухни своего народа. Что очень познавательно и интересно всем участникам праздника. Когда празднование подходит к концу, все рецепты записываются в кулинарную книгу. Решено, что она будет пополняться рецептами вплоть до 4-го класса. Дети и родители единогласно приняли решение, что сей совместный шедевр будет храниться у учителя, чтобы и после выпуска (из 4-го класса), учитель хранил теплые, а главное вкусные воспоминания о «своих детях».
Правда в этом году на празднование в «своем классе» родители не остановились, а вдохновившись идеей сблизить детей на кулинарной почве, сделали подарок и остальным учащимся школы, устроив презентацию-дегустацию в библиотеке, где все желающие могли попробовать блюда, а так же ознакомиться с историей возникновения каждого конкретного блюда (красочные карточки с текстом прилагались к каждому блюду) и оставить к ним рецензии.
Таким образом необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. Мы считаем, что рассмотренные формы педагогического взаимодействия школы и семьи содействуют активному включению родителей в процесс воспитания, способствуют эффективности процесса социализации школьников.
Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству. Подвести итог вышесказанному нам хочется так же высказыванием А.С. Макаренко "...школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для родителей и детей «Конфликты в семье» (для родителей и учащихся 7-9 классов)
Занятие для детей подросткового возраста и родителей о моделях поведения в случаях возникновения конфликтных ситуаций в семьеЦель: - Развивать представление о сущности конфликтов, понимания есте...
Проект. Работа с родителями "Школа+Семья=Успех" Классы: 8-а, 8-б
Проект. Работа с родителями "Школа+Семья=Успех"Классы: 8-а, 8-бОписание проекта.Педагогическая ситуация в школе: В результате анализа воспитательной деятельности выявлены следующие проблемы: Снижение ...
Методическая разработка для родителей"ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ"
ЦЕЛЬ:- ознакомление с методической литературой по физическому развитию ребенка в семье и школе. Обучение родителей упражнениям и играм, направленным на укрепление здоровья детей дома и на отдыхе...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ»...
Статья для родителей и педагогов о взаимодействии семьи и школы. (автор Н.П.Сидоренко, воспитатель)
Один из важнейших аспектов в работе педагогов....
Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)
Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...
Выступление на заседании МО школы «Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения»
Привлечение родителей к участию в жизни школы, где обучается ребенок , всегда было делом непростым. В данном выступлении я рассказываю об активизации роли родителей в учебно-воспитатель...