Выступление на педсовете
презентация к уроку по теме

Видякова Елена Анатольевна

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий                    

в начальной школе.

Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: « Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет…»

              Наше будущее - это наши дети. Состояние здоровья школьников России вызывает обоснованную тревогу. По данным Минздрава РФ, уже в дошкольном возрасте у значительной части детей(68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей имеют хронические заболевания и только один ребёнок из трёх остаётся здоровым.

За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями зрения и осанки, в 4 раза - количество нарушений психического здоровья.                     Цель современной школы - подготовка детей к жизни в мире, полном огромного объёма информации.

             Детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один. Как, наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей, создать условия для полноценного восприятия детьми знаний?   

               Поиск ответа на этот вопрос привёл ученых к необходимости такой организации работы на уроке и во внеклассной деятельности, которая явилась бы спасением от «школьных болезней». Поэтому основой современной школы стало изучение и использование здоровьсберегающих технологий.

                Педагоги рассматривают здоровьесберегающую технологию как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века.

               Целью здоровьесберегающей педагогической технологии является обеспечение учащихся возможностью сохранения здоровья за период обучения, на уроках использовать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить применять полученные знания в повседневной жизни.

           Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил о важности движения для детского организма: «Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, которые, если вы сумели ими  

воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».  

        Какие средства должен использовать учитель?                                                                                     1.  Каждое утро в классе начинать с гимнастики ,которую проводят сами же дети по ритмичную музыку.

2.  Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок

только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.                                                                       Например, урок можно начать с таких небольших стихотворений:

     На вас надеюсь я, друзья.

     Мы хороший дружный класс

     Всё получится у нас!

                    Вот и прозвенел звонок.

               Начинается урок.

               Очень тихо вы садитесь

               И работать не ленитесь.

 Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх создает ситуацию успеха.  

 3. Оптимальный темп проведения  урока, демократичный стиль  общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.

  4.  Подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей.

  5.  Наглядность, используемая на уроке,  способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся.

    В качестве наглядности учителя начальной школы активно

используют компьютерные технологии. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса и является незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

   6.  Смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.

  7.Физкультминутки, динамические паузы.

Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность. Длительная неподвижность ребенка в течение 4-5 уроков в сидячем положении приводит к застою крови в области нижних конечностей, таза, живота, ухудшается кровоснабжение головного мозга, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток, а, следовательно, на внимании детей.

1-4-е классы – в течение урока ученик может активно работать 15-20 минут. Далее он начинает утомляться, отвлекаться, снижается его работоспособность. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов. Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки. Правильный подбор 3-4 физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза. Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить.

 Физкультминутка состоит из комплекса, включающего 3-4 упражнения на потягивание, упражнения для рук, туловища, ног, головы. Упражнения эти простые, не требуют сложной координации движения. В зависимости от видов деятельности их можно выполнять сидя, стоя. Продолжительность – 1-2 минуты. В осеннее-весенний период физкультминутка проводится при открытой форточке.

 Такие физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой.

     Физиологически обоснованное проведение физкультминуток – 15-20-я минута урока. В 1-м классе рекомендованы 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки..

   8.Дифференцированный подход в обучении; позволяет снять трудности у слабых и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей педагоги снижают темп опроса. Не торопят ученика, дают время на обдумывание и подготовку. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает защищенность и испытывает интерес к учебе.

9.Групповая работа, работа в парах.                                                                     Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира

организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

 10.Игра,игровые моменты; через игру ребенок познает мир,учится анализировать, обобщать, сравнивать. В начальной школе широко используются нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия , дидактические игры.  

         Например:  игра «Ты – мне, я – тебе», «Перебрасывание мяча друг другу», «Кто больше?», «Угадай-ка» и т.д.

       Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

  Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

  11.Гимнастика во время занятий.

Пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся.

            Например:

Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая.

Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга. Обратите внимание на то, как большой палец возвышается над другими, когда они сжаты в кулак, – как голова над нашим туловищем. Это поможет вам запомнить связь большого пальца с головным мозгом. Массаж указательного пальца улучшает работу желудка; среднего пальца - кишечника и позвоночника, безымянного – печени, а массаж мизинца помогает работе сердца. Зная это, вы сможете помочь себе в некоторых ситуациях.

Например, на контрольной работе тщательно помассируйте большой палец. Мозг будет лучше работать и поможет  вам быстрее найти правильное решение.

Если вы плотно пообедали или поужинали, помассировав указательный палец, вы улучшите работу желудка. Ему будет легче переваривать пищу, он быстрее справится со своей работой.

Когда ваше сердце учащённо бьётся после сильного эмоционального напряжения или физических нагрузок, помассировав мизинец, вы поможете сердцу быстрее успокоиться и начать работать в привычном ритме.  

После массажа встряхните кисти рук, словно сбрасываете с них капельки воды. Делайте дома такой массаж в свободное время и оздоравливайте свой организм.

       Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.

Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз.

  Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна.

Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и                                          развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки.По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

 Вот некоторые элементы этой гимнастики:

Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза

Элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.

Мозговая гимнастика для стимулирования  мыслительных процессов.

Качание головой.

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает плодотворное воздействие на органы зрения. Вот несколько упражнений для развития слуха:

    1. Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

    2. Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили.

 Гимнастика для губ и языка снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность мышц лица.

 12.Аутренинги,минуты релаксации учат школьников  контролировать своё эмоциональное состояние

Цель проведения релаксации – снятие напряжения, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения учебного материала.

«Водопад»

- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните  и выдохните…

Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами   собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом  вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)

Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

13.Самомассаж, точечный массаж; улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение.

Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.

Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.

14) . Воспитательные моменты  на уроке (беседы;          

о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, необходимости выполнения режима дня, правильном питании. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

15. Санитарно – гигиенические условия;

Большое внимание необходимо уделять рассаживанию учащихся. Рассаживая учащихся, принимать во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. Детей небольшого роста усаживать ближе к доске, более рослых – сзади. Один раз в месяц менять местами учеников, не нарушая принципов правильной осанки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски; во-вторых, создает более равномерные условия освещения.

            Во внеурочное время проводить классные часы по теме здоровья, тренинги, беседы с родителями учащихся, родительские собрания, на которых учитель знакомит ребят и их родителей с основными принципами организации здорового образа жизни, досуга ребят (посещение занятий в спортивных секциях), правильного питания и т.п.

Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и  школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

             Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в начальной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, 3повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.

 Мысли философов о здоровье:

«Здоровье– это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». (Ж. Лабрюйер)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование здоровье сберегающих технологий в начальной школе Учитель начальных классов Видякова Елена Анатольевна

Слайд 2

Цель: Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, сформировать у него необходимые знания умения и навыки здорового образа жизни. Задачи: Обеспечить здоровьесберегающие условия проведения образовательного процесса (соблюдение норм СанПиНа ). Использовать здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания. Обеспечить гармоничное, соответствующее возрасту, развитие учащихся: физическое, психологическое, социальное. Создать условия для укрепления здоровья учащихся. Обучить школьников принципам и практике здорового образа жизни, воспитать у них потребность грамотно заботиться о своем здоровье.

Слайд 3

Эколого - гигиеническиеские технологии , определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНе , способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний. Психолого-педагогические технологии - это технологии здоровьесберегающей организации образовательного процесса на уроках и во внеурочной работе с учащимися. Здоровьесберегающие образовательные технологии Учебно-воспитательные технологии - направлены на обучение учащихся принципам и практике здорового образа жизни, на воспитание у них культуры здоровья (формирование потребности грамотной заботы о своем здоровье, мотивации на ведение ЗОЖ), предупреждению вредных привычек; просвещение их родителей. 1 2 3

Слайд 4

Соблюдение СанПиНа Правильная величина парт и стульев Достаточная освещенность класса Проветривание класса Соблюдение режима дня

Слайд 5

Организация учебного процесса От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. В соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями. Дидактически проработанный урок – самый здоровьесберегающий для всех его участников. Чередование различных видов учебной деятельности (4-7 видов за урок). Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Слайд 6

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности Технология личностно-ориентированного обучения учитывает особенности каждого ученика и направлена на возможно более полное раскрытие его потенциала; Технология дифференцированного обучения позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся; Технология рефлексивного обучения даёт возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учебного материала; Педагогика сотрудничества помогает реализовывать задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов ; Технология игровых методов (уроки–игры, соревнования, конкурсы ), позволяют обеспечить психологическую разгрузку учащихся.

Слайд 7

Технология раскрепощенного развития детей Разработана физиологом В.Ф. Базарным. Отличительные особенности: Уроки проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используются парты и конторки. Для разминок используются схемы зрительных траекторий. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния. Для развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется «Экологический букварь» (картина-панно). Уроки проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, выполнения заданий, активизирующих детей. Хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. Применяются прописи перьевой ручкой, развивающие психомоторную систему «глаз - рука». Раздельно-параллельное образование мальчиков и девочек.

Слайд 8

Утренняя зарядка Утренняя зарядка проводится перед первым уроком , способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, повышает работоспособность детей . Музыкальное сопровождение помогает создать хорошее настроение.

Слайд 9

Физкультминутки Роль физкультминуток на уроке: Положительно влияют на деятельность мозга, сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов , улучшают работоспособность нервной системы, помогают снижению умственного переутомления. Требования к физкультминуткам: Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Проводятся на начальном этапе утомления. Упражнения должны быть разнообразны. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Слайд 10

Физкультминутки включают: Дыхательные упражнения Упражнения для профилактики нарушения осанки Гимнастику для глаз Упражнения для профилактики плоскостопия Упражнения для улучшения мозгового кровообращения Упражнения для кистей рук Игровой самомассаж Психогимнастику

Слайд 11

Гимнастика для глаз Движение глазного яблока по заданным направлениям Самомассаж Использование бумажных офтальмотренажеров

Слайд 12

Упражнения для улучшения осанки Правильная осанка обеспечивает: Оптимальную деятельность опорно-двигательного аппарата; Правильное размещение внутренних органов; Нормальное функционирование спинного мозга; Нормальное функционирование мышечной системы и всех внутренних органов. Правильная поза учащегося во время занятий: принять правильное положение и зафиксировать его. Упражнения для профилактики нарушения осанки: Мы походим на носках, а потом на пятках. Вот проверили осанку и свели лопатки.

Слайд 13

Психогимнастика Цель: сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Передай ритм по кругу Передай чувство по кругу Движение по кругу Разговор через стекло Изобрази эмоцию Зеркало Это специальные упражнения, в которых участники общаются без помощи слов; выражают свои переживания и эмоциональные состояния посредством движений, мимики и пантомимики; учатся снимать психофизическое напряжение, преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других.

Слайд 14

3. Физкультурно – оздоровительная работа Физкультурные занятия Спортивные праздники «Самая спортивная семья» Соревнования «День бегуна»; «Веселые старты»; «Лыжная эстафета» Спартакиады Спортивные секции, кружки Туристические слёты Дни здоровья (1 раз в месяц)

Слайд 15

Формирование здорового образа жизни Оформление уголка здоровья Факультатив «Основы здорового образа жизни» Классный час: «Учимся не болеть», «Береги зрение», «Уход за зубами»,«О вреде курения» Проектно-исследовательская работа «Планета здоровья» Конкурсы плакатов, рисунков «Как сохранить здоровье»

Слайд 16

Работа с родителями 1.Проведение родительских собраний и конференций, с приглашением специалистов; индивидуальные беседы, консультации по организации закаливания в семье. 2.Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей. 3.Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем. 4. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности. 5.Участие в конкурсах и выставках:поделок , стихотворений, плакатов. 7. Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»). Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка .

Слайд 17

Литература

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Выступление на педсовете

Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.

           Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...