Проблемы общения с "трудными детьми".
статья по теме

Одним из негативных последствий социально-эконо­мических и политических изменений, начавшихся в Рос­сийской Федерации в 90-х годах XX века, стало увеличе­ние количества неблагополучных семей.В настоящее вре­мя в стране насчитывается около 800 тысяч так называе­мых социальных сирот, около трети детей рождаются вне зарегистрированных браков, постоянно растет число ро­дителей, лишенных родительских прав. В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной.Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, не хотят учиться, не хотят работать, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуются, не читаю, путешествуют по "Интернету" или играют в компьютерные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_obshcheniya_s_trudnymi_detmi.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Кулешова Ирина Сергеевна

социальный педагог ГБОУ НПО ПУ № 112 МО

Проблемы общения с трудными детьми.

      Одним из негативных последствий социально-экономических и политических изменений, начавшихся в Российской Федерации в 90-х годах XX века, стало увеличение количества неблагополучных семей.

     В настоящее время в стране насчитывается около 700 тыс. так называемых социальных сирот, около трети детей рождаются вне зарегистрированных браков, постоянно растет число родителей, лишенных родительских прав.

    В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной.

    Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.

Они уходят из родительского дома, бродяжничают, не хотят учиться, не хотят работать, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуются, не читаю, путешествуют по "Интернету" или играют в компьютерные игры.

    Если раньше "трудными детьми" становились преимущественно подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 6-11 лет.

    В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: "трудный ребенок".

    "Трудные дети" всегда являются для взрослых загадкой: то невпопад рассмеются, то неожиданно заплачут и впадут в истерику, то вдруг нагрубят  в ответ на заботу и доброту, то сделаются апатичными и бесчувственными. Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе.

    Отклонения поведения от нормы называют также аномальным, асоциальным, антисоциальным,  девиантным.

     Все эти названия говорят об одном: поведение ребенка не соответствует принятой норме, т. е. является аномальным.

      Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Под влиянием разбушевавшихся эмоций ребенок перестает контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия.

Ему ничего не стоит нагрубить, ударить, что-то сломать.

Часто девиантное поведение становится нормой и переходит в расстройство.

    Расстройство - приобретенная форма поведения.

Оно не связано ни с наследственностью, ни с органическими нарушениями.

Обычно сначала возникает ситуация, не приемлемая для ребенка, создающая для него определенные трудности это приводит к переживаниям, обидам и  играет роль запускающего механизма. Когда стимул достигает критического порога, то вызывает ответную реакцию, с помощью которой ребенок пытается снять, сбросить тягостные для него переживания.

   Если препятствий много, то ребенок начинает их обходить, искать способы избавиться от слишком обременительных обязанностей. Тут и зарождается отклоняющееся поведение, вернее, отклоняющееся - для взрослых, но естественное для ребенка в возникшей ситуации.

     Психологи считают, что большую роль в формировании «трудностей» в поведении ребенка играет семья, личность родителей.

    До 12 лет особенно интенсивно идет становление духовного, социального и телесного в человеке. В этот период происходит запечатление в себе внутреннего образа действий и внешнего поведения взрослых людей. Как поступают взрослые - так и ребенок. Ребенок всей душой и зрением своим открыт тому, чтобы брать пример со взрослых.

Многие наши учащиеся являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, являющимися выпускниками детских домов.

Основными причинами попадания детей в детский дом являются:

( реальная обстановка в нашем училище)

пьянство одного или обоих родителей;

 их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.;

устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

    сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими (сексуальная);

    отсутствие в доме пищи,

    оставление малолетних детей одних на несколько дней без пищи и воды;

убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем;

отбывание одним из родителей срока тюремного заключения;

лечение единственного из родителей от психического заболевания;

жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);

смерть родителей;

отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями бея средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;

побеги из дома

и т.д.

Эти дети составляют особую «проблему» для наших педагогов, мастеров, воспитателей.

Всем воспитанникам таких учреждениях в целом присуща одна характерная черта — нарушение социализации в широком проявлении:

неумение вести себя за столом,

у многих отсутствие навыков гигиены,

неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам,

отсутствие ценностных ориентации,

гиперсексуальность,

нарушения половой ориентации,

воровство,

лживость,

жестокость,

агрессивность,

утрата интереса к труду,

лень,

отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе,

бездуховность,

утрата интереса к знаниям,

дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).

    Грубость, дерзость, неуважительное отношение ко взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком, подростком стремления к взрослости.

     Общество предъявляет к ребенку как будущему своему члену вполне определенные нормы и требования. Их нужно научиться соблюдать.

А к этому пока есть только два пути: или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнить ту или иную норму поведения, или заставить его.

Первый путь предпочтительнее, но и труднее.

Второй легче, но опаснее: действие по принуждению исчезает вместе с действием самого принуждения. Будет ли ребенок соблюдать нормы без этого - неизвестно.

Третий путь тоже открыт. Он быстрый и эффективный. Но требует большого педагогического мастерства, любви к детям, интереса к их жизни.

Можем назвать его просто - реалистическим воспитанием с сочетанием самостоятельности, инициативы ребенка с требовательностью и помощью ему.

Чаще всего у детей возникают тягостные переживания из-за того, что их якобы не признают, ущемляют, недооценивают, к ним несправедливо относятся, придираются. В подобных случаях у них нередко возникают устойчивые аффективные состояния, на этой основе формируются отрицательные формы поведения.

    Аффективные (аффектные) дети (а таких у нас большинство) самые трудные для коррекции, так как моментально вспыхивают от малейших не нравящихся им раздражителей и фактически лишают учителей возможности работать с ними.

 Учитель пытается скорее прекратить начавшуюся истерику и впредь всячески старается не трогать такого ученика. Дети понимают это, и некоторые из них начинают злоупотреблять своей склонностью к истерическому поведению, рассматривают его как способ быстрого достижения своих целей.

   Как действовать?

    Главный способ преодоления аффективного поведения - индивидуальный подход. Индивидуальный подход - умение опираться в работе на то положительное, что имеется в личности каждого, даже самого трудного, ученика, в частности, на его интересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным), на его здоровые нравственные тенденции, на доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора.

Развивая имеющиеся положительные черты, ориентируя на их укрепление, учитель может рассчитывать на успех.

Индивидуальный подход в отношении трудного, запущенного да еще склонному к аффективному поведению школьника предполагает предварительную разработку плана, который может включать такие действия:

* оказывать учащемуся практическую помощь для ликвидации пробелов в знаниях;

* избегать таких оценок и характеристик, которые могут углубить неверие ученика в свои силы;

* предоставлять учащемуся возможность пережить радость успеха;

* поощрять его малейшие успехи в учении;

* периодически предлагать ему индивидуальные задания, которые подбираются с учетом его способностей;

* если это «домашний ребенок» побудить родителей не оказывать давление на ученика и не требовать нереальных поступков с его стороны;

* побудить детей проявлять большую чуткость и внимательность к своему товарищу;

* тактично вовлечь ученика в общественную жизнь класса;

* учитывая, что ученик относится к слабому типу нервной системы, считаться с его особенностями.

   Причиной аффективного поведения являются изменения, которые вызываются либо патологической наследственностью, либо неблагоприятными воздействиями на ребенка внешних факторов во внутриутробном (эмбриональном) периоде или на самых ранних этапах его жизни.

Большинство детей, обучающихся в нашем ПУ – это дети с психопатическими изменениями.

Такие дети не умеют подчиняться требованиям, не выполняют учебных заданий, вступают в столкновения с товарищами, не слушаются педагога, нарушают дисциплину, иногда убегают из ПУ, домашние - из дома.

Что делать?

В работе очень важно сохранять спокойный, ровный тон ,так как они возбудимы, могут легко раздражаться и доходить до аффективной вспышки по самому ничтожному поводу, с агрессией большой силы, нередко доходящей до приступов ярости

Обращение к ним с требованием, замечанием немедленно вызывает импульсивную реакцию с агрессией, во время которой могут потерять контроль над собой,

мог вступить в драку с более сильным, даже взрослым, бросить в обидчика тяжелый предмет.

Педагогу нужно помнить, что в этот период лучше переключить ребенка на какую-нибудь деятельность, чем уговаривать, а тем более наказывать его, так как последнее может только усилить возбуждение.

  Большое воспитательное значение в работе с такими детьми имеют все виды труда. Привлечение к труду  имеет исключительное значение, так как на таких занятиях легче организовать деятельность детей, выработать у них умение подчиняться инструкции,

доводить начатое дело до конца, работать в коллективе.

Труд снижает общую возбудимость.

В нашем училище обучаются дети   с нарушениями в интеллектуальном развитии

И эта часть общества многочисленна и постоянно увеличивается.

Основой их социализации является трудовая деятельность.

В нашем ПУ есть дети с

Легкой умственной отсталостью,

Умеренной  умственной отсталостью (выраженная дебильностъ, легкая имбецилъностъ).

Этих детей трудно обучать (мастера коррекционных групп это подтвердят)

Специфической особенностью деятельности является нарушение активного внимания, недостаточная способность к концентрации, быстрая истощаемость волевого усилия; Профессиональные навыки вырабатывает, но выполнять работу может не сразу. Особенно вначале требует руководства деятельностью и индивидуального подхода с учетом склонностей к определенному виду труда.

Есть учащиеся заторможенные, у которых наблюдаются значительные расстройства памяти и внимания (нарушение объема памяти, патологическая концентрация внимания, отсутствие интереса к какой-либо деятельности). Трудовые навыки вырабатываются медленно и отличаются нестойкостью.

Наиболее оптимальной является групповая форма организации труда (бригада, звено) с участием здоровых работников. В этих случаях положительное влияние оказывает рабочая группа, создающая условия для взаимопонимания, выработки адекватных трудовых навыков, стимулирования интереса к труду.

Учитывая эти особенности, можно сделать следующие выводы по методике обучения лиц с легкой умственной отсталостью:

низкий уровень развития внимания, восприятия и особенности памяти требуют постоянной активизации и концентрации внимания учащихся на существенных признаках;

необходимо сопровождать объяснения демонстрацией натуральных объектов, показом практических действий (основной упор делается на наглядно-практические методы обучения);

замедленное произвольное и более развитое механическое запоминание диктуют необходимость многократного повторения наиболее важного материала в течение длительного времени;

из особенностей восприятия и речи вытекает необходимость отказа от длительного и частого использования словесных методов (особенно надо избегать лекций), большого количества пространных записей в тетради, в то же время педагог должен говорить, четко выговаривая слова, особенно новые термины;

учитывая эмоциональную неуравновешенность, необходимо на занятиях поддерживать спокойную, доброжелательную атмосферу,

отсутствие целеустремленности, воли, мотивации,  любознательности и инициативы, низкая активность требуют постоянного побуждения к целенаправленной деятельности, что может быть достигнуто введением элементов проблемное обучения.

Поставленная перед учащимися проблема вызывает интерес, усиливает мотивацию, что служит важным условием формирования произвольного внимания.

Включать различные методы и формы работы: экскурсии, практические занятия, факультативы.

Необходимо приобщать родителей  к активному участию в жизни училища

  1. создание и работа родительских комитетов, советов попечителей;
  2. систематическое проведение родительских собраний;
  3. переписка с родителями иногородних учащихся;
  4. привлечение родителей к работе с учащимися в различных кружках, лекториях, спортивных и туристических секциях и т. п.

Какие меры воздействия на родителей

В зависимости от состояния внутрисемейных отношений меры воздействия на родителей могут быть различными:

•        индивидуальные беседы классного руководителя, куратора группы, мастера производственного обучения, заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога с родителями учащегося;

  1. примеры из опыта работы без ссылок на конкретные имена на родительских собраниях;
  2. сообщение по месту работы с просьбой применить к родителям меры воздействия;
  3. ходатайство в суд о рассмотрении вопроса по привлечению родителей к административной или уголовной ответственности;
  4. обращение в комиссию по делам несовершеннолетних по месту жительства учащегося с просьбой о применении к родителям мер административного воздействия;
  5. ходатайство о лишении родительских прав в районный исполнительный комитет по месту жительства учащегося.

Ребенок не виноват в том, каким его вырастили.

Ответственность на его родителей и педагогов.

 Нужны спокойствие, выдержка, твердость, терпение, настойчивость, обязательно спокойный тон, доброжелательность, аргументированность, если мы взяли ответственность за будущее человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Десять важных правил общения с детьми

Простые правила общения с ребенком....

Проблемы общения детей с общим недоразвитием речи.

Целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников с ОНР часто остается за пределами внимания....

Проблемы общения в социальных сетях

Социальные сети – это важный и актуальный на сегодняшний день вопрос. В последнее время именно этот тип сайтов получил наибольшее распространение как на западе, так и у нас – в России. Результаты мног...

Родительское собрание "Как преодолеть проблемы в общении с детьми"

Родительское собрание "Как преодолеть проблемы в общении с детьми"...

Проблемы общения с родителями

Jбщение с родителями – неизбежная и не всегда простая часть работы педагога. От этой работы, по сути дела, во многом зависит эффективность всей нашей деятельности....

"Проблемы общения подростков" - проект ко Дню науки

Меняются поколения, дети взрослеют, а проблемы общения подростков остаются. Как помочь им, родителям себе...Вечная тема......

Динамика культуры: проблемы общения в молодёжной среде

Динамика культуры: проблемы общения в молодёжной среде...