Модели общения
статья (11 класс) по теме
Статья посвящена вопросам, которые влияют на формирование общего имиджа организации, в частности учреждения среднего профессионального образования. Автор раскрывает задачи, формы и виды деятельности современного руководителя. Особое внимание обращается на концепцию "эмоциональной грамотности" руководителя, которая сводится к пяти базовым навыкам, что является важными составляющими социальной компетентности и способствует успеху в профессиональной деятельности. На основе анализа таких коммуникативных навыков как способность к самооценке, управление собственными эмоциями, правильная мотивация, способность к сопереживанию, умение поддерживать отношения с людьми создаются условия для успешного карьерного роста менеджера образовательного процесса, а это позволяет стать конкурентноспособной личностью. Результативность практической деятельности руководителя, а также характер взаимодействия его с коллективом организации напрямую связан с вопросами этики делового общения. Поэтому автором предложены правила делового общения, направленные на создание благоприятного климата в коллективе, взаимодействия при работе в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mishuninae.e.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ MODELS OF COMMUNICATION
Е.Е.Мишунина (MishuninaEE@26kadr.ru)
ГБОУ СПО Строительный колледж 26, Москва, Россия.
Ключевые слова: модели общения, социальный интеллект, эмоциональная грамотность, способности.
Keywords: models of communications, social intelligence, emotionally literacy, ability.
Mishunina Elena Evg (MishuninaEE@26kadr.ru)
College of construction engineering 26, Moscow, Russian Federation.
Models of communication, social intelligence, emotional skill, power.
Модели общения в учреждении среднего профессионального образования играют существенную роль в формировании общего имиджа организации. В настоящее время, с внедрением информационных технологий в сферу образования, весьма существенно проявляется коммуникативная культура и социальная компетентность менеджера образовательного процесса. Развитие сети Интернет, новые средства массмедиа сегодня могут предоставить преподавателю, так же как и обучающемуся, все больше необходимой информации, но в то же время способность людей чувствовать, поддерживать и помогать друг другу, ощущать ответственность друг за друга уменьшается. Поэтому для конструктивного взаимодействия руководителю необходимо формировать коммуникативную культуру, основой которой является социальный интеллект (социальная компетентность) и эмоциональная грамотность (эмоциональная компетентность). Как показывают исследования, концепция «эмоциональной грамотности» руководителя в основном сводится к пяти базовым навыкам. Это способность к самооценке, управление собственными эмоциями, правильная самомотивация, способность к сопереживанию, умение поддерживать отношения с людьми. Навыки «эмоциональной грамотности» являются важными составляющими «социального интеллекта», востребованного и актуального сегодня в мире профессий, и, следовательно, они необходимы каждому руководителю, так как способствуют успеху в профессиональной деятельности, созданию позитивного имиджа и хорошей репутации.
Способность к самооценке – это умение следить за собой: выявление собственных ощущений; управление собственными эмоциями – это управление собственными чувствами, умение видеть то, что спрятано за первыми ощущениями; умение справляться со страхами, сдерживать гнев и прятать печаль; правильная самомотивация – это умение направлять свои эмоции в нужную сторону для достижения цели: умение контролировать эмоции; способность к сопереживанию – это умение проявить понимание чувств и взглядов других людей: учет чужих взглядов; признание за людьми права на собственное восприятие событий; умение поддерживать отношения с людьми – это управление чужими эмоциями: обладание социальными знаниями и навыками. Овладение коммуникативной культурой создает условия для успеха и карьерного роста менеджера образовательного процесса, позволяет стать конкурентноспособной личностью. Для людей с высокоразвитыми коммуникативными навыками характерны:
- быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия;
- стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;
- установка не только на дело, но и на партнера, доброжелательное отношение к нему, учет его возможностей;
- уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию;
- владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру;
- большая удовлетворенность общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;
- умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо от сложившихся отношений, а иногда и вопреки им;
- высокие статус и популярность в том или ином коллективе;
- умение взаимодействовать при групповой работе, добиваться высокого результата деятельности;
- способность создавать благоприятный климат в коллективе.
В продолжение указанных способностей следует рассмотреть вопрос этики делового общения, который включает социальные умения и навыки делового взаимодействия в организации среднего профессионального образования, необходимые для управления человеческими ресурсами.
К профилирующим аспектам делового общения относится умение формулировать и ставить цели, выявлять ожидания работников, убеждать сотрудников, оказывать им консультационную (информационную) или инструктивную поддержку, доводить свои сообщения до собеседников, умение слушать и предоставлять обратную связь.
Коммуникация в работе менеджера образовательного процесса, как правило, осуществляется лишь в процессе взаимодействия (интеракции) и рассчитана на взаимопонимание (перцепцию).
В структуру делового общения входят субъект коммуникации, источник, отправитель (отдельный индивид или группа людей) коммуникации, являющийся инициатором процесса общения и целенаправленно действующий, и цель коммуникации как рационально обоснованное намерение.
Коммуникационный процесс начинается, когда у одной стороны возникает идея, которую он хочет передать другой стороне.
Различают понятия вербальные и невербальные средства коммуникации, каналы коммуникации, кодирование и обратная связь. Коды – символы или знаки, переводящие сообщение, идею на язык, понятный получателю. Для того, чтобы реакция была адекватна превентивным ожиданиям участников общения, необходимо соблюдать следующие правила:
- Уважать в каждом партнере личность и ее право на свою точку зрения.
- Соблюдать постулат релевантности (от англ. relevant – уместный, относящийся к делу).
- Корректно относиться к количеству и качеству информации.
- Использовать языковую информативность речи.
- Подчиняться установленным правилам, ограничениям, регламенту.
Список использованной литературы:
1. В.А.Абчук, А.П.Панфилова (2010), Менеджмент для педагогических специальностей, Издательский центр «Академия», Москва.
V.A.Abchuk, A.P.Panphilova (2010), [Management for teachers], Moscow, «Academia».
2. Мишунина Е.Е. (2012), 12.10.2012 – Итоги интернет-конференции
«Детство как социокультурный феномен», Интернет рубрика «События», Федеральный институт развития образования.
Mishunina E.E. (2012), 12.10.2012 – Resume of Internet-conference «Childhood as a sociocultural phenomenon», Internet category “Phenomenon”, Federal Institute of Education Development.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модели общения педагогов с учащимися.
В презентации кратко охарактеризованы модели общения педагогов с учащимися....
«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»
Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания....
Модель поведения учителя в общении с детьми – «клоунами» (рекомендации учителям)
Приемы общения с детьми - "клоунами"....
Доклад «Воспитатель и воспитанник: система взаимоотношений. Модели общения педагога с воспитанниками »
Почему одного педагога дети любят и принимают, а другого просто не воспринимают? Я думаю, что эта проблема близка каждому ребенку и каждому воспитателю. Вообще, можно п...
Тема 1.2. Сетевые модели. Понятие сетевой модели. Модель OSI. Уровни модели. Интерфейс. Функции уровней модели OSI.Технологическая карта урока
Дисциплина ОП 11. Компьютерные сетиДата занятия (мероприятия):Номер занятия по КТП (заполняется только для учебного занятия, практики):Занятие № 2Тема занятия(мероприятия): Сетевые модели. Понятие сет...
Модели педагогического общения наставника с наставляемым
Прежде чем приступать к работе с молодым специалистом, необходимо выяснить, на каком уровне находятся его профессиональные знания, умения и навыки. Проверить это легче всего в беседе с ним. Как правил...
Формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими. Модели общения. Дружба.
Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся по АООП (вариант 1)...