Модели общения
статья (11 класс) по теме

Статья посвящена вопросам, которые влияют на формирование общего имиджа организации, в частности учреждения среднего профессионального образования. Автор раскрывает задачи, формы и виды деятельности современного руководителя. Особое внимание обращается на концепцию "эмоциональной грамотности" руководителя, которая сводится к пяти базовым навыкам, что является важными составляющими социальной компетентности и способствует успеху в профессиональной деятельности. На основе анализа таких коммуникативных навыков как способность к самооценке, управление собственными эмоциями, правильная мотивация, способность к сопереживанию, умение поддерживать отношения с людьми создаются условия для успешного карьерного роста менеджера образовательного процесса, а это позволяет стать конкурентноспособной личностью. Результативность практической деятельности руководителя, а также характер взаимодействия его с коллективом организации напрямую связан с вопросами этики делового общения. Поэтому автором предложены правила делового общения, направленные на создание благоприятного климата в коллективе, взаимодействия при работе в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mishuninae.e.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ MODELS OF COMMUNICATION

Е.Е.Мишунина (MishuninaEE@26kadr.ru)

ГБОУ СПО Строительный колледж 26, Москва, Россия.

Ключевые слова: модели общения, социальный интеллект, эмоциональная грамотность, способности.

Keywords: models of communications, social intelligence, emotionally literacy, ability.  

Mishunina Elena Evg (MishuninaEE@26kadr.ru)

College of construction engineering 26, Moscow, Russian Federation.

Models of communication, social intelligence, emotional skill, power.

Модели общения в учреждении среднего профессионального образования играют существенную роль в формировании общего имиджа организации. В настоящее время, с внедрением информационных технологий в сферу образования, весьма существенно проявляется коммуникативная культура и социальная компетентность менеджера образовательного процесса. Развитие сети Интернет, новые средства массмедиа сегодня могут предоставить преподавателю, так же как и обучающемуся, все больше необходимой информации, но в то же время способность людей чувствовать, поддерживать и помогать друг другу, ощущать ответственность друг за друга уменьшается. Поэтому для конструктивного взаимодействия руководителю необходимо формировать коммуникативную культуру, основой которой является социальный интеллект (социальная компетентность) и эмоциональная грамотность (эмоциональная компетентность). Как показывают исследования, концепция «эмоциональной грамотности» руководителя в основном сводится к пяти базовым навыкам. Это  способность к самооценке, управление собственными эмоциями, правильная самомотивация, способность к сопереживанию, умение поддерживать отношения с людьми. Навыки «эмоциональной грамотности» являются важными составляющими «социального интеллекта», востребованного и актуального сегодня в мире профессий, и, следовательно, они необходимы каждому руководителю, так как способствуют успеху в профессиональной деятельности, созданию позитивного имиджа и хорошей репутации.

Способность к самооценке – это умение следить за собой: выявление собственных ощущений; управление собственными эмоциями – это управление собственными чувствами, умение видеть то, что спрятано за первыми ощущениями; умение справляться со страхами, сдерживать гнев и прятать печаль; правильная самомотивация – это умение направлять свои эмоции в нужную сторону для достижения цели: умение контролировать эмоции; способность к сопереживанию – это умение проявить понимание чувств и взглядов других людей: учет чужих взглядов; признание за людьми права на собственное восприятие событий; умение поддерживать отношения с людьми – это управление чужими эмоциями: обладание социальными знаниями и навыками. Овладение коммуникативной культурой создает условия для успеха и карьерного роста менеджера образовательного процесса, позволяет стать конкурентноспособной личностью. Для людей с высокоразвитыми коммуникативными навыками характерны:

  1. быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия;
  2. стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;
  3. установка не только на дело, но и на партнера, доброжелательное отношение к нему, учет его возможностей;
  4. уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию;
  5. владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру;
  6. большая удовлетворенность общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;
  7. умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо от сложившихся отношений, а иногда и вопреки им;
  8. высокие статус и популярность в том или ином коллективе;
  9. умение взаимодействовать при групповой работе, добиваться высокого результата деятельности;
  10. способность создавать благоприятный климат в коллективе.

В продолжение указанных способностей следует рассмотреть вопрос этики делового общения, который включает социальные умения и навыки делового взаимодействия в организации среднего профессионального образования, необходимые для управления человеческими ресурсами.

К профилирующим аспектам делового общения относится умение формулировать и ставить цели, выявлять ожидания работников, убеждать сотрудников, оказывать им консультационную (информационную) или инструктивную поддержку, доводить свои сообщения до собеседников, умение слушать и предоставлять обратную связь.

Коммуникация в работе менеджера образовательного процесса, как правило, осуществляется лишь в процессе взаимодействия (интеракции) и рассчитана на взаимопонимание (перцепцию).

В структуру делового общения входят субъект коммуникации, источник, отправитель (отдельный индивид или группа людей) коммуникации, являющийся инициатором процесса общения и целенаправленно действующий, и цель коммуникации как рационально обоснованное намерение.

Коммуникационный процесс начинается, когда у одной стороны возникает идея, которую он хочет передать другой стороне.

Различают понятия вербальные и невербальные средства коммуникации, каналы коммуникации, кодирование и обратная связь. Коды – символы или знаки, переводящие сообщение, идею на язык, понятный получателю. Для того, чтобы реакция была адекватна превентивным ожиданиям участников общения, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Уважать в каждом партнере личность и ее право на свою точку зрения.
  2. Соблюдать постулат релевантности (от англ. relevant – уместный, относящийся к делу).
  3. Корректно относиться к количеству и качеству информации.
  4. Использовать языковую информативность речи.
  5. Подчиняться установленным правилам, ограничениям, регламенту.

Список использованной литературы:

1. В.А.Абчук, А.П.Панфилова (2010), Менеджмент для педагогических специальностей, Издательский центр «Академия», Москва. 

V.A.Abchuk, A.P.Panphilova (2010), [Management for teachers], Moscow, «Academia».

2. Мишунина Е.Е. (2012), 12.10.2012 – Итоги интернет-конференции

«Детство как социокультурный феномен», Интернет рубрика «События», Федеральный институт развития образования.

Mishunina E.E. (2012), 12.10.2012 – Resume of Internet-conference «Childhood as a sociocultural phenomenon», Internet  category “Phenomenon”, Federal Institute of Education Development.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модели общения педагогов с учащимися.

В презентации кратко охарактеризованы модели общения педагогов с учащимися....

«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»

Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания....

Доклад «Воспитатель и воспитанник: система взаимоотношений. Модели общения педагога с воспитанниками »

Почему одного педагога дети любят и принимают, а другого просто не воспринимают? Я думаю, что эта проблема близка каждому ребенку и каждому воспитателю. Вообще, можно п...

Тема 1.2. Сетевые модели. Понятие сетевой модели. Модель OSI. Уровни модели. Интерфейс. Функции уровней модели OSI.Технологическая карта урока

Дисциплина ОП 11. Компьютерные сетиДата занятия (мероприятия):Номер занятия по КТП (заполняется только для учебного занятия, практики):Занятие № 2Тема занятия(мероприятия): Сетевые модели. Понятие сет...

Модели педагогического общения наставника с наставляемым

Прежде чем приступать к работе с молодым специалистом, необходимо выяснить, на каком уровне находятся его профессиональные знания, умения и навыки. Проверить это легче всего в беседе с ним. Как правил...

Формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими. Модели общения. Дружба.

Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся по АООП (вариант 1)...