Правовая викторина (для учащихся 8-9 классов)
методическая разработка (8 класс) по теме
Викторина рассчитана для учащихся 8-9 классов, направлена на формирование правовой культуры, законопослушного поведения несовершеннолетних, содержит интересные задания, где нужно обосновать ответ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovaya_viktorina.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правовая викторина.
Цель: формирование правовой культуры, законопослушного поведения учащихся.
Задачи:
1.формировать правовую культуру, законопослушное поведение несовершеннолетних;
2. предупредить совершение учащимися противоправных поступков и деяний.
Оборудование: таблички (уголовная, административная ответственность), карточки с заданиями.
Организация игры: учащихся делят на три команды. Игру для учащихся 8-9 классов проводит социальный педагог.
ХОД ИГРЫ:
- Вступительное слово ведущего:
Ведущий: Добрый день участники и гости нашей викторины. Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить и проверить, знаем мы и соблюдаем ли мы законы. А поможет нам в этом правовая викторина.
Цель: формирование правосознания, правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних.
- Конкурс «Представление команд».
В течение 7 минут проходит представление участников: название команд, эмблема. Выбираются капитаны команд. Максимальная оценка- 5 баллов.
- Конкурс «Разминка».
Каждой команде предлагается 4 вопроса. На обдумывание дается 30 секунд. Максимальный балл- 3.
- Что такое право? (Право- совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми)
- Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние)
- Что такое алиби? (В уголовном процессе- обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте)
- Назовите основной закон государства. (Конституция закрепляет основы общественного и государственного строя, основные правила и обязанности граждан, гарантии их прав, систему органов государства, принципы их организации и деятельности. Принята 12 декабря 1993 г.)
- Назовите основные государственные символы. (Герб, флаг, гимн)
- Какие права и обязанности приобретает человек, достигший 18-летнего возраста? (Своими действиями человек приобретает любые права и обязанности, т.к. становится полностью дееспособным, т.е. совершеннолетним)
- Назовите виды юридической ответственности. (Дисциплинарная, административная, уголовная)
- С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (с 14 лет)
- С какого возраста наступает административная ответственности? (с 16 лет)
10. Что такое правонарушение? (Это противоправное деяние, причиняющее вред интересам общества, государства и личности)
11. Что такое мораль? (Это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека, т.е. моральная ответственность)
12. Что такое дисциплинарный проступок? (Это правонарушение в сфере трудовых отношений, посягающее на распорядок деятельности учреждения, предприятия, организации. Прогул, опоздания на работу- дисциплинарные проступки
- Конкурс «Преступление и наказание».
Командам предлагается карточки с заданиями. В течение 3 минут участники должны выбрать правильный ответ на задание из предложенных вариантов вид наказания и попытаться объяснить свой выбор.
За каждый верный ответ команда получает 5 баллов.
Карточки с заданием (описание ситуации):
- Петр У. в состоянии алкогольного опьянения пришёл на футбольный матч, после которого со своими друзьями решил зайти в ближайший бар. В баре Петр подрался с посетителями, которые, как, оказалось, болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить, Петр сильно его ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т.п.
В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские (лишение свободы с отбыванием наказания в трудовой колонии)3.
- Дмитрий 12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у подростка и ущерб был возмещён практически полностью (отсрочка исполнения наказания)2.
- Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьезную травму. А девушки отобрали у неё часы и сумку с документами и деньгами (лишение свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии)1.
- Конкурс «Знаете ли вы закон?»
Командам по порядку называются различные ситуации. Нужно определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички «уголовная ответственность» или «административная ответственность». Время на раздумывание не дается, капитаны команд должны поднять табличку «уголовная» или «административная».
За каждый верный ответ команда получает 1 балл.
-- Ученик разбил стекло (Административная)
-- Гражданин купил сознательно ворованную вещь (Уголовная)
-- Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (Административная)
-- Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (Административная)
-- Гражданин из мести поджог дом соседа (Уголовная)
-- Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (Административная)
-- Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили её (Уголовная)
-- Пассажир автобуса не оплатил проезд (Административная)
-- Сотрудник прогулял рабочий день (Административная)
-- Девушка украла чужого ребёнка (Уголовная)
- Конкурс «Юридическая консультация».
Командам предлагается решить юридические задачи. Время на обдумывание – 5 минут. Наивысший балл- 5.
- 17-летний Петров поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Петров обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение вынести суд?
(Свой ответ пояснить).
(Считается недопустимым увольнение молодых служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие районной комиссии по делам несовершеннолетних.)
- Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам. Требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности?
(Свой ответ пояснить).
(Поведение школьника попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечёт административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)
- 13-летний учащийся школы со своими друзьями такого же возраста во внеурочное время приобрели в магазине спиртные напитки и распивали в парке. После чего стали привлекать внимание прохожих. Можно ли привлечь подростков к административной ответственности?
(Свой ответ пояснить).
((Поведение школьника попадает под определение «распитие спиртных напитков в общественных местах» и рассматривается законом как административный проступок, что влечёт административную ответственность, которая наступает с 16 лет. Но, поскольку подросткам 13 лет, к административной ответственности привлекаются их родители, законные представители. Ст. 20.22 КоАП РФ, штраф от 300 до 500 рублей).
Ведущий: Вот и подошли к концу все наши испытания. Ребята, давайте вспомним, какие понятия мы с вами затронули, выполняя задания:
- права человека
- юридическая ответственность человека: административная, уголовная
- Конвенция о правах ребёнка
- Конституция РФ
- Уголовный Кодекс
- право.
Подведение итогов игры. (Награждение команды-победительницы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФИЗИКО -АСТРОНОМИЧЕСКАЯ викторина для учащихся 7-9 классов
Звездный час для учащихся 7-9 классов....
Викторина для учащихся 5-х классов "Мой край родной."
Цель викторины: Привить любовь к родному краю, познакомить учащихся с природой родного края, изучить историю, культуру, традиции родного края....
Методическая разработка внеклассного мероприятия к неделе правовых знаний "Сказочно- правовая викторина" для учащихся 5-6 классов.
Игра "ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ"...
Спортивная викторина для учащихся 1-4 классов
В данной презентации представлена спортивная викторина для учащихся начальной школы. В работе представлены вопросы и ответы к ним по изучению различных видов спорта....
Сценарий открытого школьного Правового урока для учащихся 8-11 классов: "Труди трудовое законодательство"
Данный сценарий, рссчитан на учащихся 8-11 классов базового уровня подготовки. Данный урок является частью создаваемой мною системы правового воспитани школьников....
Правовой практикум (для учащихся 10-11 классов)
Для учащихся представлены интересные правовые вопросы и ситуации....
Правовая викторина для учащихся 8-9 классов
Правовая викторина "Юный правовед"...