ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
методическая разработка по теме

 Статья знакомит с формами работы школы по профилактике ПАВ.В сокращенной форме представлен проект "Мы вместе  голосует против ПАВ!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

М.Н. Александрова,

заместитель директора по воспитательной работе,

И.И.Афанасьева, социальный педагог,

Е.Г.Крылова, учитель православной культуры,

МБОУ «СОШ №20

с углубленным изучением отдельных предметов»

    В последние годы мы наблюдаем  значительный рост подросткового  алкоголизма, наркомании и токсикомании, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной даже  для людей  далеких  от наркомании.

    Встает  вопрос о том, где и как проводить  профилактику? Не оставляет сомнений факт, что местом проведения профилактической работы должна являться, в первую очередь, школа. Школа представляет удобную  возможность охватить профилактической работой все возрастные группы обучающихся, она служит  хорошей базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный  риск злоупотребления психоактивными  веществами (дети с отклоняющимся  поведением, отстающие в учебе или  с вероятностью «выпадения» из социальной среды).

     Сегодня школа- это, пожалуй, одно из немногих воспитательных пространств, где сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию молодежи.  Именно работники системы образования — социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители, учителя- предметники, - являются  основными  проводниками  целевых профилактических программ, реализуемых в школах города.

   В нашей школе  «стержнем» первичной, позитивной профилактики является использование  педагогических, образовательных технологий, которые обеспечивают развитие ценностей здорового образа жизни у обучающихся и взаимосвязь с учебным процессом. Делают профилактическую работу интересной и деятельностной для школьников, результативной.

В целях совершенствования работы по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма среди детей и молодежи, привлечения  внимания  родителей  к социально- значимой  проблеме наркомании в обществе, а также с целью выполнения  плана мероприятий  по  реализации  досрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному  обороту в Белгородской области на 2012-2012 годы»  в школе на протяжении  2  лет реализуется  социальный проект «Мы голосуем вместе против ПАВ».  

           Данный   проект нацелен на формирование у обучающихся школы навыков здорового образа жизни, пропаганду позитивных ценностей, содержательного досуга. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

актуализировать знания о здоровье человека у детей через личное осмысление, привлечь внимание к своему здоровью и здоровью окружающих как ценностной категории;

содействовать развитию детского движения за здоровый образ жизни;

вести первичную профилактику наркомании и употребления ПАВ через переадресацию внимания и интереса обучающихся, формировать у детей позитивное отношение к действительности, к будущему;

привлекать обучающихся  к содержательному, интересному и качественному досугу;

привлечь к организации и проведению мероприятий большего числа педагогов  и родителей;

проведение единой с родителями  воспитательной стратегии по профилактике и предупреждению употребления наркотиков среди обучающихся школы;

привлечение к участию в мероприятиях  школы  сотрудников субъектов профилактики.

       В результате  реализации проекта  «Мы вместе голосуем против ПАВ» предполагается:

- привлечь  внимание общественности к проблеме распространения наркотиков;

-   привлечь  внимание  родителей к проблемам их детей;

- вовлечение большего количества обучающихся школы  в социально позитивные виды деятельности;

-  сформировать  у  детей и подростков  мотивацию  к отказу от употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

             Работа  в рамках проекта  ведется  по трем направлениям:

-работа с педагогическим составом,

- работа с родителями,

- работа с обучающимися.

Ниже  приведены  примеры  мероприятий  по каждому направлению.

мероприятия

сроки

ответственные

1. Работа с педагогами.

1.

Анализ работы классных руководителей по профилактике правонарушений, наркомании, курения, употребления алкоголя.

январь, май

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

2.

Просветительский лекторий на тему:  «Признаки употребления наркотических средств. Гендерные мотивы употребления наркотиков»

апрель

Фельдшер школы, учитель биологии

                                              2.Работа с родителями.

1.

Лекторий для родителей по теме

 «Профилактика вредных привычек у подростков»

январь

Социальный педагог, классные руководители

2.

Правовой всеобуч по теме:

 « Подросток  и  закон»  с привлечением сотрудников  субъектов    профилактики

 ( ответственность несовершеннолетних  за употребление, хранение и распространение наркотиков)

ноябрь

Социальный педагог,

классные руководители

                                            3. Работа с обучающимися

1.

Тренинг для обучающихся 8-9 классов по теме «Умей сказать «Нет!». Хорошие привычки»

март

Педагог- психолог

2.

День Здоровья по теме:  «Спорт вместо наркотиков»

май

Классные руководители, учителя физической культуры

     Основная    часть   работы с обучающимися   представлена в проекте в форме учебно-просветительских модулей  профилактической направленности, которые разработаны  для  каждой  параллели.

1 класс

Цель обучения:

Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Учащиеся должны знать:

- Факторы, сберегающие здоровье.

Учащиеся должны уметь:

- Объяснить пользу здорового досуга.

- Различать полезные и вредные привычки.

Учащиеся должны понимать:

- Важность заботы о своем здоровье.

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1.

Что полезно для здоровья

2

2.

Полезные и вредные привычки

2

3.

Режим дня школьника

1

Итого

5

5 класс

Цель обучения:

Формирование навыков  ответственного поведения, коммуникативных навыков, профилактика факторов риска на уровне межличностных взаимоотношений.

Учащиеся должны знать:

- Факторы защиты и факторы риска употребления наркотиков на уровне межличностных отношений.

Учащиеся должны уметь:

- Выявлять и оценивать возможные альтернативы, определять последствия принимаемых решений.

- Формировать аргументы «за» и «против».

- Высказывать свою точку зрения и отстаивать ее.

Учащиеся должны понимать:

- Важность и необходимость здорового образа жизни.

- Наличие людей, на которых можно положиться.

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1.

Вредные привычки

1

2.

Курить или жить?

1

3.

Суд над табаком

1

4.

Наркомания – это болезнь. Ее легче предупредить, чем лечить

1

5.

Главная привычка – быть здоровым

1

6.

Лучшие способы отдыха

1

Итого

6

                                                        10 класс

Цель обучения:

Участие обучающихся в разработке социальных проектов по  профилактике наркомании в школе.

Учащиеся должны знать:

- Какие способы профилактики наркомании существуют в настоящее время.

- Какие организации занимаются профилактикой наркомании в их городе.

- Какова политика их школы по отношению к профилактике употребления наркотиков подростками.

- Правовые аспекты наркомании.

Учащиеся должны уметь:

- Анализировать существующие программы и  проекты,  разрабатывать элементы новых программ.

- Выступать перед аудиторией, формировать свои мысли.

- Взаимодействовать друг с другом и оказывать поддержку внутри группы при выполнении заданий.

- Объяснять правовые аспекты употребления наркотиков.

Учащиеся должны понимать:

- Важность внутришкольных социальных проектов и   программ профилактики наркомании.

- Необходимость соблюдения норм права.

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1.

Склонны ли вы к употреблению наркотиков?

1

2.

Правовая основа работы по профилактике  ПАВ.

1

3.

Подготовка занятий для младших классов: от лекций до дебатов

2

4.

Наркотики и правонарушения.

1

Итого

5

  Реализация данного проекта на протяжении  двух  лет  позволила добиться положительных результатов деятельности  школы по профилактике ПАВ.

   В период с 2010 по 2012годы  в школе  не отмечено случаев употребления обучающимися  психоактивных веществ.  Активное участие школьников  в муниципальных и региональных  акциях, олимпиадах  отмечено призовыми местами: III место в областной акции «Жизнь прекрасна!» по профилактике вредных привычек в подростковой среде (авторы работы: Сухих Денис, Ерков Кирилл, Лямкин Глеб), I место  в региональной Олимпиаде  антинаркотической направленности «Слагаемые здоровья!» (автор работы: Епанешникова Виктория).  

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в образовательной деятельности

Проведя социологический опрос среди старшеклассников Айхала и их родителей, мы пришли к выводу, что среди молодёжи нашего посёлка наибольший интерес вызывают программы дистанционного обучения, к...

Использования инновационных технологий и их влияния на высокие результаты образовательной деятельности

 Как  учитель химии работаю так, чтобы мой  предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но...

Использование инновационных технологий в своей деятельности

Методика образовательной деятельности в танцевально-спортивном клубе «Орион» основана на практических и теоретических наработках российской танцевальной школы по спортивным бальным танцам, вобравшей в...

Использование инновационных технологий на уроках музыки, изобразительного искусства и технологии в школе.

Отчет работы методического объединения учителей эстетического цикла и технологий над использованием инновационных технологий на уроках музыки, изобразительного искусства и технологии в школе....

Критерий 4. Личный вклад в повышения качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практической деятельности.

4.1. Методическая деятельность в сфере образования.4.2. Разработка электронных образовательных продуктов.4.3. Повышение квалификации педагогов4.4. Проектирование уроков на основе применения образовате...