программа
рабочая программа по теме

Сидоренко Ольга Юрьевна

 

Предлагаю вариант программы деятельности социального педагога, позволяющий создать систему семейной профилактики, которая направлена на формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию успешного и ответственного поведения детей.                                                                                                                                                

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Программа деятельности

социального педагога

«Семья».

Социальный педагог

О.Ю. Сидоренко

Северск

Содержание программы:

1. Пояснительная записка

3 стр.

2. Цели и задачи

4 стр.

3. Работа по модулям

5 стр.

4. Условия реализации программы

9 стр.

5. Предполагаемые результаты

10 стр.

6.Способы диагностики ожидаемых результатов

10 стр.

7. Список литературы

12 стр.

Пояснительная записка.

        Семья – это разновозрастной коллектив, членом которого ребёнок становится с первого дня своего существования, собственно, он делает мужа и жену семьёй. Ребёнок испытывает влияние семьи на протяжении многих лет, если не всю свою жизнь. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за всё, что происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого члена  семьи. Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребёнка восприятие мира, людей и самого себя. Совместное ведение хозяйства, проведение досуга, различные увлечения семьи, на что направлены главные увлечения семьи – всё это накладывает неизгладимый отпечаток на ребёнка. В семье он приобретает знания, умения и навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Только в семье ребёнок получает опыт семейной жизни. У него складываются нравственные чувства, он приобретает то или иное представление о добре и зле, о чести, порядочности, доме и т.д. Каким вырастает ребёнок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.

        А это положение бывает самым различным: нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, когда его воспитание строится с учётом его возрастных особенностей, когда заботятся не только о нём, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других, и ненормальным, когда он баловень семьи, а затем нередко деспот семьи, либо изгой и растёт как сорная трава, либо он «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

        Как показывают наблюдения, неблагополучный ребёнок неразрывно связан с неблагополучной семьёй. Многие социальные проблемы, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вырастают из семьи. Поэтому его перевоспитание, коррекцию поведения необходимо начинать с семьи, с изменений внутрисемейных отношений. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и сходные черты.

        Можно выделить несколько типов  семей. Это обеспечит адресное предупреждение и корректировку пробелов семейного воспитания.

        1 тип. Семья, в которой «трудные родители». Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишённостью духовного контакта.

        2 тип. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, злоупотребляют спиртными напитками. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, отсутствие духовных связей с детьми.

        3 тип. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы, учителей и других взрослых.

        4 тип. Семьи, в которых отдаётся приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети растут, как правило, эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.

        5 тип. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. Дети  растут жестокими и озлобленными.

Цели и задачи программы.

        Цель – создать систему семейной профилактики, которая направлена на формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию успешного и ответственного поведения детей.

Задачи:                                                                                                                                                  

-  развитие представлений о ценности семейных отношений, ответственности членов семьи друг перед другом;

- формирование готовности к сотрудничеству при возникновении проблемных ситуаций в семье;

-    развитие умения анализировать и оценивать конфликтную ситуацию;

- расширение представления о здоровье как личностной  ценности, непременном условии для самореализации, социальной успешности;

-  расширение представления подростков о роли спорта в жизни человека, важности регулярных спортивных занятий;

-  формирование представления о свободном времени как возможности для саморазвития, самосовершенствования.

                                                                       

Работа по модулям.

Модуль «Семья».

 

        Содержание:

Поэтапная работа с асоциальными семьями:

знакомство с семьей, диагностика семьи,

выявление проблемы,

составление плана индивидуальной работы с семьей,

патронаж семьи, выполнение индивидуального плана работы,

завершение работы.

2. Помощь семье в реализации воспитательной функции.

3. Работа с семьей по категориям.

4. Работа с подростками в группах.

        Одним из важнейших направлений работы является  взаимодействие с семьёй. Ключевой момент  – получение полной и объективной информации. Следовательно, прежде чем начинать работу с семьей необходимо провести диагностику семьи. Методики диагностики семьи: методика Е.Шеффер и Р.Белла, методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.

Диагностика семьи

Изучить образ жизни семьи. Выяснить особенности семейного воспитания. Выявить взаимоотношения семьи и школы. Обозначить положение детей в системе внутрисемейных отношений.  

Социальный педагог, психолог МППС и школы, УВД, КЦ «СОН», КДН и ЗП

Взаимоотношения с родителями детей

Установить неиспользованный резерв семейного воспитания. Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия социального педагога, школы и семьи

Специалисты МППС, педагогический коллектив школ, ССВ

Работа с нестандартными семьями (многодетные, неполные, асоциальные)

Учитывать и предупреждать асоциально-аморальное поведение родителей. Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям и детям в стрессовых ситуациях. Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

Социальный педагог ССВ, УВД, КДН и ЗП, КЦ «СОН», УО, ОДМ, школы

Организация полезного досуга

Пропагандировать здоровый образ жизни. Включать семью и общественность в воспитательный процесс.

Социальный педагог ССВ, КФКиС, ОДМ, УО, общественные организации, учреждения дополнительного образования.

       

Модуль «Можно ли избежать конфликтов».

                Содержание:

1. Индивидуальная и групповая работа с подростками.

2. Работа с родителями.

3. Мини-исследования.

4. Аналитические задания.

        Конфликты закономерно существуют в семейных отношениях. Избежать их невозможно, они необходимы для развития, для роста. Следовательно, необходимо показать и обучить взрослых и детей разнообразные тактики поведения в конфликтных ситуациях, объяснить, что в зависимости от содержания ситуации поведение может и должно меняться.




Соперничество

Предполагает готовность участника конфликта идти до конца, отстаивая свою правоту.

Целесообразно в тех случаях, когда речь идёт о действительно принципиальных, значимых проблемах, не допускающих компромисса.




Избегание

Уход от проблемы, готовность не замечать её.

Возможно тогда, когда в основе разногласий лежат малозначимые для одного из участников конфликта вопросы, которыми можно поступиться, а также, если есть основания предполагать, что конфликт может разрешиться сам собой.



Приспособление

Одна из конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов в пользу интересов другого человека.

Возможно тогда, когда причина, вызвавшая конфликт, не играет слишком значительной роли.





Компромисс

Обе конфликтующие стороны идут на уступки, для того чтобы преодолеть спорную ситуацию.

Следует обратить внимание на то, что компромисс требует от обеих сторон чёткого соблюдения договорённости. Только в этом случае компромиссное поведение позволит решить конфликт.



Сотрудничество

Соперник рассматривается как помощник в решении возникшей конфликтной ситуации, обе стороны ищут пути разрешения противоречия.

Возможно лишь в том случае, если соперникам удаётся поставить себя на место другого, взглянуть на проблему его глазами.

Модуль «Здоровье – это здорово».

        Содержание:

1. Консультации, беседы специалистов МППС, участковых терапевтов.

2. Аналитические задания для детей.

3. Проведение клубных мероприятий с привлечением различных групп населения.

        Понятие «здоровье» как категория, описывающая сложное явление, в настоящее время имеет более 80 трактовок. В каждой из них по-своему отражается комплексный характер явления, значимость и роль здоровья в жизни человека. Но сколь разнообразными ни были бы эти определения, абсолютное большинство из них выделяет три группы факторов, влияющих на здоровье индивида: физические, психические, социальные.

        

Модуль «Досуг дело серьёзное»

        Содержание:

1. Организация досуговой деятельности детей, подростков.

2. Творческие задания.

3. Аналитическое задание.

        При реализации мероприятий этого модуля, необходимо помочь подростку сформировать содержательную сферу личных интересов. Очень актуально обеспечить условия, при которых подросток мог бы попробовать себя в разных сферах деятельности, чтобы найти интересующую его область. Не стоит осуждать подростка, если он слишком часто меняет свои увлечения.

Модуль «О спорте и не только»

        Содержание:

1. Организация работы спортивных секций.

2. Исследование интересов подростков, возможностей микрорайона.

3. Участие в городских соревнованиях по различным видам спорта.

4. Проведение спортивных праздников в микрорайоне, с привлечением различных категорий населения.

        Занятия спортом:

- один из вариантов организации свободного времени, защищающий подростка от соблазнов улицы;

- дают подростку очень важный опыт. Молодой человек оказывается в ситуациях, когда от него требуется проявление настойчивости, упорства, силы воли, а также умения побеждать и сотрудничать.

- обеспечивают подростку возможность реализовывать важные для этого возраста потребности – в самоутверждении, признании ( есть возможность выделиться, продемонстрировать свои достижения, умения), а также способствуют развитию коммуникативных навыков;

- большое число подростков отмечают, что благодаря тренировкам у них появилась возможность выплеснуть накопившуюся энергию, они научились снимать напряжение за счёт спортивных занятий.

Условия реализации программы.

           Для формирования  воспитательного процесса в микрорайоне и реализации целей и задач программы необходимо создание условий для систематической работы с детьми и взрослыми.

      Специально оборудованное помещение для работы с населением микрорайона, отдельная комната, для проведения индивидуальных бесед, помещение для  спортивных и творческих занятий.

    Инфраструктура микрорайона – дети в возрасте от 0 до 18 лет, взрослое население.

    Также необходим союз учреждений города и общественных организаций.

    Материально – техническое оснащение для осуществления работы по программе «Семья»:

отдельное помещение,

наличие спортивного инвентаря, развивающих игр, столы, стулья,

магнитофон,

условия для изготовления реквизита, при проведении КТД.

          Методическое оснащение программы: нормативные документы, специальная литература по психологии, социальной педагогике, разработки и сценария праздников, методические разработки педагогов по отдельным программам.

                                                                                                                               

                             Предполагаемые результаты.

      Одной из качественных характеристик эффективности деятельности по реализации программы  - это превращение ФССВ №11 в круглогодичный центр помощи семье и детям, в котором:

созданы условия для реализации потребности, интереса и стремления ребенка к самоутверждению, самооценке, к установлению взаимодействия с социальной средой,

созданы условия для формирования здорового образа жизни посредством выработки положительных социальных качеств личности,

подростки могут быть помощниками социального педагога и организаторами массовых мероприятий, активно участвовать в коллективных творческих делах,

владеют основами социальной адаптации.

          Способы диагностики ожидаемых результатов.

       В настоящий период времени вопросы: социальной адаптации подростков, рост правонарушений несовершеннолетних, безнадзорность и беспризорность детей являются наиболее актуальными.

        Программа дает возможность решения поставленных проблем, а именно: обучать навыкам толерантного социального общения, развивать положительные социальные качества личности, развивать индивидуальные творческие способности ребенка.

       В программе личность подростка рассматривается с позиции различных социальных ролей. К этой работе планируется привлекать различные слои населения: дети, подростки, жители микрорайона, учреждения города.

      В процессе работы по программе невозможно поставить традиционных оценок за деятельность, творческие способности ребенка. Однако для эффективности воспитательного процесса просто необходимо было разработать механизм отслеживания поступательного роста.

      Диагностика ожидаемых результатов необходима в целях оценки своей работы, возможности внесения корректив, необходимых изменений в процесс социальной адаптации. Постоянно ведется необходимая методическая работа по этому направлению: разрабатываются анкеты – опросники, предлагаются психологические тесты, составлены индивидуальные карты, на семьи, состоящие на учете.

    Традиционно результаты деятельности подростков диагностируются с помощью тестов, наблюдений социального педагога, анализа и самоанализа, а также оценкой и наградой за труд, творчество служат почетные грамоты, благодарственные письма, добрые отзывы в СМИ.

      Наглядным проявлением успешности филиала №11 является повышение его престижа путем практического контакта социального педагога, детей с внешними факторами: успешные выступления на городских праздниках, соревнованиях, публикации в прессе, телесъемки и интервью. Все эти факторы способствуют объективному оцениванию результатов.

      Диагностика – сложное и тонкое дело. Каждый  социальный педагог решает эти вопросы самостоятельно, исходя из специфики, возможностей.

Воспитательные и развивающие задачи

Качества, которые формируются

Механизм отслеживания

1.

Личностные коммуникативные явления

Коммуникабельность, умение общаться с коллективом сверстников

Тесты, тренинги, самоанализ.

Наблюдение за взаимоотношениями с взрослыми и сверстниками

 

2.

Владение навыками толерантного отношения к окружающим

Коллективизм, сплоченность, формирование умений работать в коллективе

Тесты, выступления на мероприятиях, анализ мероприятий.

3.

Владение навыками самообразования, владение собственными суждениями, уровень сформированности личности

Стимулирование становления самосознания, саморазвития, развитие творческих способностей

Формы диагностики: тесты, деловые игры, ситуативные задачи, самоанализ, участие в городских мероприятиях

4.

Помощь семье в реализации воспитательной функции

Умение распределения социальных ролей в семье

Психологические тесты, тренинги, наблюдения, патронаж семьи

5.

Развитие положительных социальных качеств личности

Мужество, выносливость, выдержку, решительность, самообладание

Анкета , психологические тесты, анализ деятельности

                          Список литературы.

Методика и технологии работы социального педагога. Галагузова  М.А. М., Академия, 2002 год.

Семейный кодекс РФ

Справочная книга социального педагога. Р.В. Овчарова. М.,2002год.

Педагогика социальной работы. Бочарова В..М., 1984 год.

Социальная педагогика. Закатова И.Н.. М., 1996год.

Пинкус А., Минахан Т.  « Практика социальной работы» /пер. с англ.яз. М.,1993 год.

Российская энциклопедия социальной работы. /  Под ред. А.М.Пановой. В 2 т.М.,1997 год.

Теория и методика социальной работы.. В 2 част. М.,1994 год.

Теория и методика социальной работы / под. ред. С.И.Григорьева М.,1994 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...