Планированные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
статья (9 класс) на тему
Повышение уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирование его патриотического и гражданского сознания и самосознания, потребности в изучении отечественной культуры и истории в последнее время занимает все большее место в работе школ. Общеизвестно, что идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Вера в Россию, в её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы гражданско – патриотического воспитания. К основным направлениям гражданско – патриотического воспитания относятся: 1. Военно – патриотическое воспитание; 2. героико – патриотическое воспитание; 3. национально – патриотическое воспитание; 4. гражданское воспитание; 5 гражданско – патриотическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_urovnya_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_podrastayushchego_pokoleniya.docx | 34.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирование его патриотического и гражданского сознания и самосознания, потребности в изучении отечественной культуры и истории
Повышение уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирование его патриотического и гражданского сознания и самосознания, потребности в изучении отечественной культуры и истории в последнее время занимает все большее место в работе школ. Общеизвестно, что идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Вера в Россию, в её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы гражданско – патриотического воспитания. К основным направлениям гражданско – патриотического воспитания относятся: 1. Военно – патриотическое воспитание; 2. героико – патриотическое воспитание; 3. национально – патриотическое воспитание; 4. гражданское воспитание; 5 гражданско – патриотическое воспитание.
Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям. Тем более, что арсенал форм и методов работы в этом направлении велик, и не стоит ими пренебрегать. Национально – патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ. Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. Человеку с четкой гражданской позицией до всего есть дело, он за все чувствует себя в ответе. Для него понятие Родина свято. Гражданско – патриотическое воспитание базируется на сложившейся правовой базе, регулирующей отношения между государством и молодежью, которая призвана обеспечить на практике молодым людям все необходимые права. Работа в этом направлении в современных условиях затруднена из – за несовершенства нормативно – правовой базы государства. Поэтому задача школы, особенно классных руководителей и учителей состоит в поиске новых форм по воспитанию гражданско – патриотических чувств молодого поколения в современных условиях. Остановлюсь на тех, которые действуют в нашей школе:
1. Акция «Милосердие» (помощь ветеранам Вов, участникам локальных войн, оказание помощи детским садам)
2. Акция «Ветеран» (через поисковую деятельность сбор информации об участниках военных действий нашего города и района)
3. Военно – спортивные сборы для учащихся 10 классов.
4. Проведение смотра строя и песни.
5. Написание рефератов и защита их на общешкольной конференции.
6. Конкурс презентаций ко Дню Победы и другим знаменательным датам ВОВ среди 5 – 11 классов.
7. Кроме того, мною были разработаны темы классных часов с 5 – по 11 класс по гржданско – патриотическому воспитанию. На каждый класс рассчитано 9 часов. Т. е. 1 раз в месяц должен быть проведен классный час, по какой - либо тематике. Приведу план – конспект одного из классных часов, который провела в канун 23 февраля в 9-ом классе, в котором я являюсь классным руководителем.
Сценарий классного часа на тему: "Что значит быть патриотом России?"
Цели: продолжить формирование у молодого поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Задачи:
1. Выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма.
2. Формировать умение ориентироваться в общественной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои мысли, поступки.
3. Воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качества.
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Подготовительная часть мероприятия.
Проведение анкеты (на выбор учителя – №1 или №2, см. Приложения), обработка данных.
ВВЕДЕНИЕ
"Патриотизм", "любовь к Родине", "Отчизны верные сыны"… Сегодня только ленивый не вспоминает этих слов - возвышенных, благородных и одновременно, - из-за частого упоминания, донельзя затертых и потерявших свой изначальный блеск и даже смысл.
Тема сегодняшней дискуссии - Патриотизм: истоки и современность.
Ребята, как вы считаете, эта тема для нас актуальна? (Сейчас – это наиболее жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей).
Часто на телевидении показывают различные конфликтные ситуации, где наши молодые люди, называя себя патриотами, унижают людей других национальностей. Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.
Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
Основная часть
Накануне мы с вами определили круг проблем к сегодняшней дискуссии «Патриотизм: истоки и современность»:
- Уважение к прошлому и настоящему своей страны
- Толерантность в национальном вопросе
- Вера в возрождение России
Переходим к обсуждению первой проблемы - Уважение к прошлому и настоящему своей страны
Проводилось анкетирование по теме «Патриот. Какой он?» среди учащихся нашего класса (приложение №1).
Из ваших ответов понятно что: Патриот – это человек, который гордится Родиной, переживает за нее; готов встать на защиту Родины; предан Родине и отстаивает ее интересы; любит Родину.
Как пробудить в человеке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Переходим к обсуждению: - Как вы понимаете слова «родина»?
- Гордитесь ли вы своей страной? В какие именно моменты испытываете национальную гордость? - Интересуетесь ли героическим прошлым нашей страны? Испытываете ли горечь за поражения и ошибки? - Устраивает ли вас гимн нашей страны, какие вызывает эмоции? - Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его?
Ответы детей: Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родина мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Переходим к обсуждению второй проблемы - Толерантность в национальном вопросе.
В анкете вы отметили по три основных черты характера, свойственных человеку – патриоту (приложение 2).
Итак, мы пришли к выводу, что человеку – патриоту свойственны такие черты характера, как преданность, ответственность, справедливость, решительность и благодарность. Ваши мнения совпадают.
Вопросы для обсуждения: - Считаете ли себя патриотом? Почему?
- Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими?
- Что такое национализм? - Приходилось ли вам в вашей жизни сталкиваться с национальной проблемой?
- Является ли фактом утверждение, что представители других наций не могут быть патриотами России?
А что значит быть патриотом в мирное время?
Проблемная ситуация: Победа российской команды в одном из мировых турниров, ликующая толпа болельщиков, раскрашенная обернутая в цвета российского флага громила улицы городов
Это патриотизм?
Гордясь своими русскими корнями, банда подростков убивает 8-летнюю девочку-таджичку. Это патриотизм?
Идет обсуждение ситуации.
Классный руководитель: Подводя итог, можно сказать - есть патриотизм истинный, а есть ложный, когда за патриотическими лозунгами скрываются аморальные поступки и даже преступления.
Никакими высокими словами о величии нации нельзя оправдать бесчеловечность. Великая нация велика своей историей, культурой, достижениями во всех сферах общественной жизни, а не стремлением к унижению других народов.
Переходим к обсуждению четвертой проблемы - Вера в возрождение России
Кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле? Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем, что он – патриот; или тот, кто считает службу в российской армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную профессию, завести семью, обустроить собственный быт? Каково ваше мнение?
Вопросы для обсуждения:- Кто такой патриот современной России? - Нужно ли патриотическое воспитание в школе? - Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как вы относитесь к взаимовыручке? - Хотели бы вы уехать из России? - Гордитесь ли тем, что живете в России? - Верите ли вы в возрождение России? - Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
Классный руководитель: Итак, все вопросы, нашей дискуссии обсуждены. Вы высказали свое мнение по различным проблемам. Чтобы подвести итог нашей работы, я прошу вас еще раз обратиться к слову «Патриотизм». Перед вами лист бумаги с анаграммой. Прошу вас запишите на каждую букву слова «Патриотизм» – слова или словосочетания, раскрывающие смысл этого понятия (приложение №3).
Зачитайте, что у вас получилось. Итак, к какому выводу мы пришли?
Не случайно в качестве эпиграфа к разговору о патриотизме можно привести слова Василия Розанова: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”. Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в наших руках!
Рефлексия по итогам занятия: - О чем заставил вас задуматься сегодняшний наш разговор? - Какие чувства испытывали при обсуждении проблем? - Изменился ли у вас первоначальный взгляд на проблему патриотизма в нашей стране?
Литература:
Бобрик Н.Д. Патриотизм: знак вопроса. «Школьная библиотека», №2, 2000
Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи, 2007
Кудрявцев Л.Д. Современное общество и нравственность. М., “Наука”, 2000
Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий//Социс, №8,2006
Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи//Социс, №4,2007; с. 37-43
Цветкова О.Н. Государственные символы России: история и современность. «Классный руководитель», №2, 2008
Приложение 1
Посмотрите, как вы проранжировали качества человека-патриота.
вопрос | Количество ответов |
1. любит Родину; | 6 |
2. гордится Родиной, переживает за нее; | 8 |
3. готов встать на защиту Родины; | 9 |
4. предан Родине и отстаивает ее интересы; | 10 |
5. уважает людей всех национальностей; | 1 |
6. сострадает своему народу; | 1 |
7. защищает интересы только своего народа.
| 1 |
Приложение 2
вопрос | Ответы, количество учащихся |
1. ответственность | 9 |
2. справедливость | 6 |
3. стойкость | 3 |
4. преданность | 9 |
5. решительность | 5 |
6. терпимость | 1 |
7.благодарность | 1 |
8. усердие | - |
Приложение 3
Приложение 4
ИСТИННЫЙ ПАТРИОТИЗМ:
из чего он складывается?
Составляющие понятия и направления деятельности по проявлению патриотизма
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"
Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....
" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"
Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной организации
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи на 2018 – 2022 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического...
Олимпийское образование как средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся гимназии.
Основная идея заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовать свои функции не только в форме передачи детям определенных знаний, умений и...
Обобщение опыта работы школы-лаборатории по теме «Духовно – нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в ОУ»
Представлен опыт работы школы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся МБОУ «Замишевская СОШ» на 2016-2021 годы определяет систему работы образовательного учреждения по создан...
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках чтения
В данной статье представлен опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья ( с интеллектуальными нарушениями), по теме "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитан...