Служба примирения
статья (11 класс) по теме

Ваганова Елена  Вячеславовна

В нашей школе работает Служба Примирения.Накоплен интересный опыт по разрешению конфликтных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._statya.socialnaya_praktika.docx135.61 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная практика как одна из форм нравственного развития детей  через Службу примирения.

Ваганова Е.В., заместитель директора по ВР ГБОУ СОШ №297 г. Москвы

В 2009 учебном году Центр психологической помощи  «На Снежной» открыл новое направление деятельности - курирование и методическое сопровождение процесса создания Школьных служб примирения (ШСП) в школах Северо-Восточного округа г. Москвы. Для реализации данного направления было создано новое подразделение «Организация и сопровождение Школьных служб примирения». Разработка моделей встраивания восстановительного подхода в систему профилактики агрессивного поведения детей и подростков является направлением, включенным в программу «Столичное образование - 5». Восстановительные технологии пришли к нам из Северной Америки, Новой Зеландии, Австралии  и есть  практически во всех городах Европы. В Москве, Общественный центр «Судебно-правовая реформа» обучает и координирует работу служб примирения по всей стране.

Представители Центра «На Снежной» активно участвуют в течении четырех лет  в работе Совета профилактики в нашей школе. В ноябре 2010 года руководитель структурного подразделения ШПС Йошпа Надежда Александровна обратилась к заместителю директора по социальной защите Ивановой Ольге Владимировне с предложением о создании службы примирения. И мы решили выйти на этот этап.

Очень много стало конфликтов в школе между детьми, конфликты между учителями и учениками, между родителями и учениками. Не каждый может найти выход, который поможет выйти из данной ситуации с пользой для обеих сторон.

Почему еще мы к этому пришли? – Потому что когда взрослый человек начинает  разрешать эти конфликты, он прибегает к манипуляции клеймению, формальному разрешению и угрозе наказанием. Формальное разрешение конфликтов («оба виноваты – и поэтому надо мириться») часто практикуются в младшем школьном возрасте и обычно срабатывает. Но в средней и старшей школе административные меры не дают эффективный результат. Конфликт не завершается. Отношения между детьми – они не выстраиваются. Нет диалога. Иногда конфликт был скрытый,  и он рано или поздно вновь начинал разрастаться. Плюс еще ситуация усложняется социальным расслоением школьников.

Необходимо создавать условия, в которых дети – они сами бы начинали думать. И акцент мы сделали на рефлексию человека.

Существуют различные подходы в реализации ШСП. В рамках "профилактического" подхода, служба примирения призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. Служба примирения, в этом варианте, работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения.

Становясь частью административной системы школы, служба подчиняется школьному руководству.

Второй подход - "воспитательный" ("педагогический"). В рамках этого подхода, создание службы рассматривается как проявление детской активности. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству.

 Третий вариант - организационное оформление службы примирения в рамках школьного самоуправления - «сервисный подход». Здесь заказчики - сами ученики. Их цель - одна: получить возможность не карательного, конструктивного разрешения конфликтов.

После анализа возможных моделей и объективной ситуации в школе, была выбрана модель второго «воспитательного» типа. После результатов анкетирования была выведена структура запроса на создание СП. Учителя школы, не зная о технологии, показали заинтересованность в создании службы около 15%, родители- 24%, ОДН – 29%, Пункт охраны правопорядка- 32%.

Что же такое Служба примирения? Это новая  технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей, модераторов. С другой стороны, это - форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений учащихся.

Итак, с февраля 2011 года в государственном бюджетном  образовательном учреждении средней образовательной школе №297 (ГБОУ СОШ №297) была создана школьная служба примирения. В состав ШСП входят 1 специалист и 11 учащихся  с 8 по11 класс: руководитель и ведущий службы Иванова Ольга Владимировна, заместитель директора по социальной защите. Служба примирения действует   в школе на основе добровольческих усилий учащихся и руководствуется в своей деятельности:

  1. действующим законодательством: Федеральным законом об образовании (N12-ФЗ от 13 января 1996 г.). Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников; Из Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (N 124-ФЗ от 24 июля 1998 г.).Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания; Федеральным  законом №120- «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях;
  1. Уставом школы;
  2.  Положением о Службе примирения.

Задачи:

  1. проведение примирительных программ по возникающим конфликтам в школе;
  2. продолжить работу по развитию ШСП;
  3. научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;
  4. популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей.

В работе службы используются принципы:

  1. принцип добровольности (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт);
  2. принцип конфиденциальности;
  3. принцип нейтральности.

Существуют две основные формы работы. Первая - программа примирения (медиация) между участниками конфликтных ситуаций. Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу. Поэтому на встрече сторон нужен медиатор - нейтральный посредник, - который будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не выносится, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно. Участники конфликта приходят на встречу добровольно.

   Вторая форма работы - проведение «кругов сообщества» в школьных коллективах. Круг организуется и проводится медиатором, который формулирует вопросы для обсуждения, рассказывает о правилах и следит за их соблюдением, несет ответственность за атмосферу, создающуюся в круге. В круге существует «говорящий предмет», и право говорить имеет только тот, кто держит его в руках. Круг продолжается до тех пор, пока кому-то из участников есть, что сказать по обсуждаемому вопросу.

Команда медиаторов  и  руководителя ШСП прошли предварительное обучение под руководством кураторов из центра «На Снежной». В феврале они провели  Презентацию проекта для педагогического коллектива Школы на Педсовете. Больше года  ребята проводят программы примирения, отслеживают результаты заключенного договора между сторонами конфликта и работают со школьным сообществом. Параллельно, раз в два месяца, они проходят учебу под руководством кураторов, обмениваются опытом, анализируют обращения в службу, получают психологическую поддержку.

     На занятиях ребята рассказывали о том, что впервые говорили и с тем, кто был обижен. Для детей стало открытием, что их сверстники так страдали и переживали в состоянии конфликтов, что желание отомстить обидчикам у них было очень сильным. Медиаторы рассказывали, что самым сложным было подготовить «жертв» к встрече с «обидчиками», особенно в случаях, когда они были младше обидчиков. За период с февраля по март на рассмотрение службы поступили различные ситуации, например: конфликт в 9 классе между группой учеников и учителем, (пострадавшими себя считали дети, по мнению которых учитель придирается) программа проводилась совместно со взрослым руководителем; конфликт (драка) между второклассниками; конфликт между двумя пятиклассниками, с развязыванием драки; конфликт между двумя девочками пятиклассницами, в котором фигурировал пропавший мобильный телефон, проблему удалось решить, не доводя дело до ОДН; «стрелка» между двумя группировками девушек из восьмого класса из-за парня, (конфликт решался «кругом сообщества» с участием родителей) программу вел руководитель, и т. д. В основном, разбираются конфликты между детьми.

Наша служба очень молода, ей чуть больше года. Но результаты весьма позитивные. За период февраль-май 2011 года проведено 7 медитаций, 1 «круг сообщества». За сентябрь 2011 года по апрель 2012 года служба выполнила 19 медиаций и 3 круга. Итого 30 программ.

За истекший период наблюдается стабильная позитивная динамика решения конфликтов.

Что дает сторонам участие в программах примирения? Подростку, совершившему проступок: осознать причины своего поступка и его последствия; принести извинения; загладить причиненный вред; вернуть к себе уважение и восстановить отношения. Пострадавший избавляется от негатива и желания мести. Родители и учителя помогают ребенку в трудной ситуации, развивают у него чувство ответственности.

Школьная служба примирения имеет ряд преимуществ: во-первых, элемент новизны. Новое время диктует новые технологии. Во-вторых, педагоги меняют методы разрешения конфликтов на интерактивные и восстановительные. В-третьих, увеличивается  число детей, вовлеченных в социальную практику, растет их нравственное развитие.  Подростки получают  новые гражданские знания и навыки по праву, демократии и культуре мира, видят возможность разрешения конфликтов путем диалога, сочувствия, сострадания.

Интернет-ресурсы.

1. http://sprc.ru/library.html.

2. http://altruism.ru/sengine.cgi/5/28/10/4?page=&print=1

3. http://doroga.karelia.ru/samo/slu.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Служба примирения"

Упражнения на снижение агрессии, антипатии в классном коллективе,    устранение межличностных конфликтов...

Детская служба примирения

Практика работы проекта "Детская служба примирения" в школе...

Школьная служба примирения

О роли школьной службы примирения...

Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.

Скажите в ваших ОУ есть  ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения  для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...

Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.

Скажите в ваших ОУ есть  ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения  для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...

Создаем Школьную Службу примирения

Наконец и у нас в Саратовской области стали создавать службы примирения (медитации) Хотелось бы обсудить необходимость, возможности  и типичные ошибки при создании....

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения"

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения" для детей 13-16 лет включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование на 34 уч. ча...