Программа «ЗДОРОВЬЕ». Автор Уханова Е. А.
рабочая программа на тему

Социально-психологическая служба

Данная программа была разработана социальным педагогом Ухановой Евгенией Александровной, как основа здоровьесберегающих принципов работы в образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_uhanova_dlya_sayta.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ                                                                 СОГЛАСОВАНО

Директор ГОУ СОШ № 251                                            Методист ГОУ МЦ

_____________ И.Н. Ерохина                                         __________ А.В. Тупотилова

Программа  «ЗДОРОВЬЕ»

учащихся ГОУ СОШ № 251

района «Западное Дегунино»

САО г. Москвы

на 2010 – 2013 г. г.

     Одна из важнейших проблем современной школы – это сохранение здоровья учащихся. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально- психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.

Введение.

     Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укрепилось их здоровье? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи-педиаторы, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе обучения в школах разного типа. Еще в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф. Эрисман внес понятие «Школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей, к болезням была отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются.

     Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.

1. Цель программы.

     Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, полноценное раскрытие у детей их личного потенциала здоровья, формирование нравственного, физического, психического и соматического здоровья. Создание среды, обеспечивающей формирование здорового образа жизни.

2. Задачи.

1. Совершенствовать организацию питания детей путем использования витаминизированных и обогащенных минеральными веществами продуктов.

2. Продолжать работу по санитарно-гигиеническому просвещению школьников и пропаганде здорового образа жизни.

3. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах; предотвращения роста заболеваемости учащихся.

4. Продолжать работу по профилактике вредных привычек среди учащихся.

5. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

6. Просвещение родителей в вопросах здоровья детей.

3. Прогнозируемый результат. 

     Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

4. Участники программы.

-учащиеся

-классные руководители

-учителя-предметники

-школьный врач

-врачи-специалисты, закрепленные за школой

-школьные специалисты (психолог)

-родители

5. Основные направления деятельности.

     Учебно-воспитательная работа – научно обоснованная и строго регламентированная.

1. Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью  обеспечения адаптации к новым условиям.

Сентябрь-ноябрь

2. С учетом здоровьесберегающего контроля анализ расписания уроков

Сентябрь-январь

3. Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов

В течение всего года

4. Включение вопросов с определенной здоровье сберегающей направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, психологии и др.

В течение всего года

5. Контроль за выполнением норм самообслуживания.

Октябрь, декабрь, март

6. Контроль за правильным использованием ТСО

Ноябрь, февраль

7. Здоровьесберегающий анализ урока

Декабрь

8. Повышение валеологической грамотности учителей

Январь

9. Структурирование учебных программ на основе валеологических принципов

Май

10. Контроль за динамическими паузами во время самоподготовки в ГПД и обязательным пребыванием детей на свежем воздухе (1-4 классы)

В течение всего года

Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и учителей;

Изучение работоспособности под действием природных и социальных факторов.

1. Создание «Паспорта здоровья»

Сентябрь-апрель

2. Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой)

Октябрь-март

3. Проведение здоровьесберегающей оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп.

Сентябрь-март

4. Запуск медико-педагогического мониторинга детей и подростков при зачислении их в школу (с учетом сложности программы обучения)

Апрель, май, сентябрь

Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья учащихся, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.

1. Плановый медосмотр

Сентябрь-январь

2. Мониторинг естественной и искусственной освещенности учебных кабинетов

Сентябрь-октябрь

3. Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов

В течение всего года

4. Мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация.

В течение всего года

5. Плановая диспансеризация учащихся

По плану поликлиники

6. Контроль  пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность сочетания продуктов)

Ноябрь-март

7. Контроль за состоянием учебной мебели.

Ноябрь-февраль

8. Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации.

Январь, май

9. Контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещений школы.

Март, апрель, Летний период

Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем здоровьесберегающим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

1. Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведение дней здоровья и т.п.

В течение всего года

2. Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных кабинетах, воспитание учащихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек)

В течение всего года

6. Функции различных категорий работников школы № 251 в контексте реализации программы.

1. Функции медицинской службы

- проведение диспансеризации учащихся;

- медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;

- выявление учащихся специальной медицинской группы;

- организация работы зубного кабинета;

2. Функции директора и его заместителей

- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

- общее руководство по организации здоровьесберегающей службы в школе;

- общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;

- организация преподавания вопросов с определенной здоровьесберегающей направленностью на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;

- организация контроля уроков физической культуры;

- обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, организация работы различных спортивных секций;

- разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья  учащихся и ее контроль;

- организация работы классных руководителей по программе «Здоровье» и ее контроль;

- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

- общее руководство психологической и социальной службами в школе;

3. Функции классного руководителя.

- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

- организация и проведение профилактической работы с родителями;

- организация встреч родителей с представителями правоохранительных, работниками ГИБДД, ОПДН ОВД «Западное Дегунино», КДН и ЗП несовершеннолетних муниципалитета, медработниками, наркологами;

- организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

- организация и проведение внеклассных мероприятий  (беседы, диспуты-лекции, конкурсы и т.д.) в рамках программы «Здоровье»;

- организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

7. Сотрудничество школы с другими учреждениями.

Учреждение

Задачи и направления

Формы взаимодействия

Детская поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение.

Профосмотры, диспансеризация, медицинская помощь.

Взрослые районные поликлиники

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение.

Профосмотры, диспансеризация, медицинская помощь.

Детская стоматологическая поликлиника

Профилактика стоматологических заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение.

Профосмотры и, при необходимости, лечение.

ГИБДД

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся, спектакли по профилактике дорожного травматизма.

ОВД «Западное Дегунино»

Профилактика правонарушений среди учащихся.

Лекции, беседы с учащимися, тренинги.

КДН и ЗП

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.

Беседы, профилактические мероприятия.

Медико-социальный центр помощи детям и подросткам при наркодиспансере № 11

Осуществление проектов и программ в области охраны и укрепления здоровья учащихся, профилактики и борьбы с наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом.

Лекции для учащихся, тренинги, встречи со специалистами центра социальной помощи.

Центр социальной помощи семье и детям «Западное Дегунино»

Обмен информацией о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении; Организация совместных мероприятий и акций профилактического характера.

Совместные мероприятия, акции индивидуальная работа с учащимися.

Комплексный центр социального обслуживания «Западное Дегунино» САО г. Москвы

Организация совместных мероприятий и акций профилактического характера.

Совместные мероприятия, акции индивидуальная работа с учащимися.

ГУ МЦ «Дети Улиц» САО г. Москвы

Организация совместных мероприятий и акций профилактического характера.

Совместные мероприятия, акции индивидуальная работа с учащимися.

8. План реализации программы «Здоровье» на 2010 – 2013 годы.

1. Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика.

Мероприятия

Срок

Класс

Ответственные

1.

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектация на их основе физкультурных групп.

Сентябрь

1-11

Медицинская сестра, классные руководители, учителя физкультуры

2.

Диспансеризация в детской поликлинике.

Сентябрь

2,5,7

Медицинская сестра, классные руководители, специалисты поликлиники.

3.

Профосмотры старшеклассников во взрослых поликлиниках.

П-ка № 138 Февраль-март, индивид

10-11

Медицинская сестра, классные руководители, специалисты поликлиники.

4.

Профосмотры детей в условиях школы

Сентябрь-апрель

1-11

Медицинская сестра, прикрепленный врач-педиатр.

5.

Анализ случаев травматизма в школе.

В течение года

1-11

Медицинская сестра, зам. директора по социальной защите.

6.

Анализ посещаемости  и пропуск занятий по болезни.

В течение года

1-11

Медицинская сестра, классные руководители.

2. Мониторинг психофизиологического здоровья учащихся.

1.

Тестирование в рамках комплексной программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей организма человека.

В течение года

1-11

Учитель физкультуры

2.

Психологический мониторинг Здоровья учащихся:

- тест на адаптацию в начальной школе, средней школе;

- тест на тревожность;

Сентябрь-январь

1,3,5,10

Психолог

 3. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школьном учреждении

1.

Эстетическое оформление класса и школы

В течение года

1-11

Зам. директора по воспитательной работе

2.

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПина)

В течение года

1-11

Зам.директора по УВР

3.

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям :

-проветривание;

-освещение;

-отопление;

-вентиляция;

-уборка;





Ежедневно

1 раз в год

2 раза в год

2 раза в год

Ежедневно

Все помещ.

Зам.директора по АХЧ, зам.директора по социальной защите, медицинская сестра

4.

Контроль за качеством питания и питьевым режимом;

Ежедневно

1-11

Зам.директора по социальной защите, ответственный по питанию медицинская сестра, приемочная комиссия

5.

Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями;

В течение года

1-11

Зам.директора по УВР

6.

Организация активного отдыха на переменах

Постоянно

1-4

Классные руководители, педагог-организатор

4. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний

1.

Прививки детей согласно приказам Минздрава

В течение года

1-11

Медицинская сестра

2.

Профилактическая работа во время эпидемий

В течение года

1-11

Медицинская сестра

3.

Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, полезные советы.

В течение года

1-11

Медицинская сестра

5. Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга.

1.

Профилактика нарушения осанки на  уроках физкультуры

В течение года

1-11

Учитель физкультуры

2.

Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций

В течение года

1-11

Учитель физкультуры, учителя начальной школы, педагог-организатор

3.

Организация школьных соревнований и участие школьников в районных и окружных соревнованиях

В течение года

1-11

Классные руководители, учителя физкультуры

4.

Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий

В течение года

1-11

Зам.директора по воспитательной работе, классные руководители

5.

Работа спортивных секций.

В течение года

2-11

Учитель физкультуры

6. Профилактика травматизма

1.

Занятия по правилам дорожного движения (выступления сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов)

В течение года

1-11

Зам.директора по воспитательной работе, Зам.директора по социальной защите, социальный педагог, классные руководители

2.

Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ

По программе

1-11

Преподаватель ОБЖ, преподаватель биологии, учителя начальной школы

3.

Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности

Сентябрь

1-11

Классные руководители, комиссия по охране труда

4.

Статистика и анализ случаев травматизма в школе

В течение года

1-11

Медицинская сестра, заместитель директора по социальной защите, социальный педагог

7. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек

1.

Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ

В течение года

1-11

Преподаватель ОБЖ, учитель биологии, учителя начальной школы

2.

Тематические классные часы

В течение года

1-11

Классные руководители

3.

Тематические родительские собрания

В течение года

1-11

Классные руководители, Администрация

4.

Встречи с сотрудниками медико-социального центра помощи подросткам и детям при наркологическом диспансере № 11

По плану

8-11

Зам.директора по социальной защите

5.

Конкурсы, викторины по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни

В течение года

1-11

Зам.директора по воспитательной работе

6.

Встречи с сотрудниками ОПДН ОВД «Западное Дегунино»

В течение года

9-11

Зам.директора по социальной защите

8. Организация школьного питания

1.

Реализация мероприятий Комплексной программы мер социальной защиты жителей Москвы по обеспечению бесплатным двухразовым питанием учащихся из многодетных и социально-незащищенных семей; одноразовым питанием учащихся 1-4 классов.

В течение года

1-11

Директор школы, Зам. директора по социальной защите, ответственный по питанию

2.

Продолжать работу по повышению охвата организованным питанием за счет бюджетных средств и средств родителей

В течение года

1-11

Зам. директора по социальной защите, ответственный по питанию

3.

Реализация программы витаминизации рационов питания и использования промышленной продукции, обогащенной микронутриенами

В течение года

-

Зам. директора по социальной защите, ответственный по питанию, ООО «Коникс-Школьник»

4.

Осуществление ежедневного производственного контроля качества поставляемой продукции,  соблюдение санитарных правил и требований нормативной и технологической документации на основе разработанной программы производственного контроля

В течение года

Директор школы, Зам. директора по социальной защите, ответственный по питанию, приемочная комиссия

5.

Продолжать просветительскую работу среди учащихся и их родителей по организации питания

В течение года

1-11

Зам. директора по социальной защите, ответственный по питанию, социальный педагог

6.

Изучать покупательский спрос учащихся по ассортименту продукции

1 раз в четверть

1-11

Зам. директора по социальной защите, ответственный по питанию, социальный педагог, классные руководители

9. Заключение

Данная программа «Здоровье» рассчитана на 3 года и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.

В этом учебном году следует уделить особое внимание решению следующих задач:

1. Отработка системы выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;

2.  Продолжить работу по санитарно-гигиеническому просвещению школьников и пропаганде здорового образа жизни.

3.  Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; а также ленное изучение вопросов, связанные с мониторингом спортивно-оздоровительной работы в школе.

     Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процессе реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конкурсной программы «Здоровым быть здорово!»

Методическая разработка продолжает цикл мероприятий, связанных с формированием навыков здорового образа жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Проблема сохранения здоровья остае...

"Актуальность здоровье сберегающих технологий" Автор Уханова Е.А.

Здоровье сберегающие технологии являются одной из приоритетных задач в рамках образовательного процесса....

Игровая программа "Здоровому - все здорово"

Пропаганда ЗОЖ, формирование активной жизненной позиции, потребности быть здоровыми...

Игровая программа "Здоровым быть здорово!"

Игровая программа "Здоровым быть здорово!", которую могут провести ученики старших классов для младших....

Программа "Здоровые дети - здоровая нация"

Это программа по ЗОЖ для воспитанников интернатов....

конкурс "самый здоровый класс" в рамках программы Здоровье

ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, НУЖНЫ СОБСТВЕННЫЕ УСИЛИЯ, ПОСТОЯННЫЕ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ, ЗАМЕНИТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ НИЧЕМ.Н.М.АмосовЦель конкурса: Создать в Гимназии условия для формирования у ребёнка установки на здоровый ...

Образовательная программа «Здоровое питание детей – здоровое будущее» (для родителей или лиц их заменяющих)

Образовательная программа "Здоровое питание – здоровое будущее» (далее –Программа)  разработана в   целях совершенствования системы питания детей в  учреждении      и орг...