Программа по направлению социализация и общение "Я и Мы"
рабочая программа по теме
С.А. Сазыкина
Я и Мы
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся бес попечения родителей,
детский дом «Ласточкино гнездышко»
Я и Мы
программа по социализации и общению детей
младшего школьного возраста
Нововосточный 2012
Составитель С.А. Сазыкина, воспитатель МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко» Тяжинского района Кемеровской области
Программа «Я и Мы» направлена на развитие умений и навыков, обусловливающих поведенческую гибкость в разнообразных ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (7-10 лет).
Программа предназначена для воспитателей, социальных педагогов детских домов и школ – интернатов и др. педагогических работников.
Содержание
- Пояснительная записка 4
- Учебно-тематический план курса «Я и Мы» 6
- Этапы программы 7
- Календарно-тематический план воспитательной работы 9
- Литература 16
- Приложения 18
- Приложение №1 18
- Приложение №2 26
Пояснительная записка
Для поступающих в детский дом детей и подростков характерна нарушенная социализация, имеющая большой набор проявлений: от неумения вести себя за столом и неспособности адаптироваться к незнакомой среде до различных проявлений девиантного поведения. Ограничения социальной активности ребенка, недостаточное включение его в различные виды практической деятельности не способствует усвоению им социальных положительных норм и социального опыта.
Важнейшей сферой, обеспечивающей социализацию ребенка, является общение. Для воспитанника детского дома круг общения и его содержание значительно уже, беднее, чем у ребенка из обычной семьи. В результате опыт общения носит специфический характер и направлен на решение типичных проблем детского дома. Задачей педагогов становится не только расширение зон общения, но и повышение его качества.
Данная программа будет способствовать позитивному отношению к миру, формированию коммуникативных навыков межличностного общения, способность строить отношения с окружающими в зависимости от различных задач и требований, умению сознательно подчиняться нормам, принятым в обществе.
Цель программы:формирование социально-активной личности воспитанника, способного успешно ориентироваться в обществе.
Задачи программы:
- создать условия для развития социализации и общения воспитанников;
- развить навыки речевого общения;
- формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Программа строится на основе принципов:
- непрерывности и преемственности;
- доступность и наглядность
- связь теории с практикой
Теоретические и практические занятия предполагаю такие методы работы с воспитанниками:
как рассказ, беседа, лекции, практические работы, наблюдения, поисковые ситуации, экскурсии, работа с научно-популярной литературой, кино-, видеосредства.
В процессе работы используются групповые и индивидуальные формы, основанные на исследовании мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, характерологической сфер личности.
Условия реализации программы:
- кадровое обеспечение детского дома (наличие психолога, социального педагога, педагога- организатора )
- материально техническая база (кабинеты психолога, социального педагога, библиотека, швейная и столярная мастерские, хоздвор, приусадебный участок)
- имеется необходимое оборудование ( DVD, TV, компьютерный комплекс, интернет)
Ожидаемые результаты:
- воспитание ответственности за свой выбор и свои поступки;
- формирование навыков активной жизненной позиции, творческого отношения к деятельности;
- способствование саморазвитию и социализации личности в современных условиях;
- проведение выставок рисунков
- составление фотоальбома «Я и Мы»
Программа «Я и Мы» рассчитана на 2 года обучения в объеме 76 часов, по трем основным этапам. Возраст обучающихся: 7 – 10 лет.
Учебно-тематический план курса
«Я и Мы»
Структура учебно-тематического плана курса
№ п/п | Тема | Количество часов | Из них |
| |
Теория | Практика | ||||
1 | Диагностический | 2 |
| 2 | |
2 | Деятельностный | 72 | 25 | 47 | |
3 | Контрольный | 2 |
| 2 | |
| Итого: | 76 | 76 |
Этапы программы
1 этап.
Диагностический– предполагает изучение компетентности воспитанников детского дома в поведении и общении на основе самооценки
2 этап.
Деятельностный– ознакомление воспитанников с правами и обязанностями, правилами и культурой поведения в общественных местах; проведение бесед с целью воспитания добрых поступков; развитие воли и терпения.
3 этап.
Контрольный- предполагает отслеживание эффективности использования программы, на основании анкетирования «Как я веду себя?» Колмогорова Л.С
1 этап
Диагностический
1 год обучения
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Анкета «Как я веду себя?» Л.С. Колмогорова (приложение №1) |
| 1 |
2 | Тест «Коммуникативная компетентность»(приложение № 1) |
| 1 |
| Итого: | 2 |
2 этап
Деятельностный
Календарно-тематический план воспитательной работы
по программе «Я и Мы»
первый год обучения
№ п/п | Название раздела | Тема занятий | Количество часов |
| |
Теория | Практика |
| |||
1 | Правила поведения в обществе
| Правила поведения в школе | 1 |
|
|
Правила поведения в детском доме | 1 |
|
| ||
Правила поведения в транспорте и других общественных местах |
| 1 |
| ||
Просмотр мультфильма «Обезьянки обедают» |
| 1 |
| ||
Правила которые нам нужны (викторина) |
| 1 |
| ||
2 | Культура общения | В чем сила слова? Умеем ли мы общаться? | 1 |
|
|
Культура знакомства. Ролевая игра «Знакомство» (приложение № 2) |
| 1 |
| ||
Культура приветствия. Приветствие «Мы все чем – то похожи», упражнение «Приветствие» (приложение № 2) |
| 1 |
| ||
|
| Культура обращения. Ролевая игра |
| 1 |
|
3 | Вежливость и невежество
| Пословицы и поговорки о вежливости | 1 |
|
|
Вежливость и невежество | 1 |
|
| ||
Вежливый слушатель. Расклеивание листовок с вежливыми словами |
| 1 |
| ||
4 | Мои права и обязанности | Мои права (конвенция о правах ребенка) | 1 |
|
|
Твои обязанности | 1 |
|
| ||
Мир вокруг и наше поведение |
| 1 |
| ||
Наши права и обязанности |
| 1 |
| ||
5 | Мои поступки и поступки других людей | Мои, твои поступки | 1 |
|
|
Разбор жизненных ситуаций «Я на улице» |
| 1 |
| ||
Разбор жизненных ситуаций «Общественный транспорт» |
| 1 |
| ||
Групповое чтение «Злая мать и добрая тетя» В. Осеева |
| 1 |
| ||
|
| Поступи правильно |
| 1 |
|
6 | Дружба, способы разрешения конфликтов | Пословицы и поговорки о дружбе | 1 |
|
|
Чтение произведения о дружбе В.А Осеева «Синие листья» | 1 |
|
| ||
Посещение детского сада. Коллективный просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино» |
| 1 | |||
Рисование «Мои друзья» |
| 1 | |||
7 | Воля и терпение | Игровая деятельность «Да и нет – не говори» (приложение № 2) |
| 1 | |
Групповое чтение К. Ушинского «Кончил дело – гуляй смело» |
| 1 | |||
Игра «Волшебный стул» (приложение № 2) |
| 1 | |||
Игра «Мои «хочу» и мои «надо»» |
| 1 | |||
Драматизация по басне «Стрекоза и муравей» |
| 1 | |||
8 | Правила дорожного движения | Для всех без исключения есть правила движения | 1 |
| |
Безопасность на улице (беседа с инспектором ГИБДД) | 1 |
| |||
Основы безопасности (конкурс) |
| 1 | |||
9 | Правила обращения с огнем | Ты один дома | 1 |
| |
Предотвратить беду (экскурсия в пожарную часть) |
| 1 | |||
Причины пожара в нашем доме (рисование) |
| 1 | |||
|
| Итого: | 36 |
|
Содержание первого года обучения
- Правила поведения в обществе – показать детям как принято вести себя в общественном транспорте, научить их вежливо уступать место старшим, обучить несложным правилам оплаты проезда. Закрепить знания детей о правилах культурного поведения в общественных местах.
- Культура общения – учить воспитанников бережно относиться к слову, с которым обращаемся к собеседнику и положительно влиять с его помощью на собеседника. Преодоление барьеров в общении, снятие психологического напряжения, т.е. обеспечение положительного эмоционального благополучия.
- Вежливость и невежество – развитие навыков общения, культуры поведения. Воспитание вежливости, доброты, чуткости, взаимопонимания, дружеских чувств.
- Мои права и обязанности – знакомство детей с правами и обязанностями. Учить детей определять, что такое «можно» и «нельзя».Формирование представления детей о «Декларации прав человека» и развитие сферы межличностных отношений младших школьников
- Мои поступки и поступки других людей - учить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых).
- Дружба, способы разрешения конфликтов – раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг. Развитие коллектива как целостного группового субъекта.
- Воля и терпение – формирование и развитие воли и терпения в выполнении дела от начала до конца.
- Правила дорожного движения – подвести детей к пониманию того, что безопасность, прежде всего зависит от их поступков; ознакомить с основными безопасностями на улице.
- Правила обращения с огнем – научить детей правилам безопасного поведения в доме в отсутствии взрослых; закрепление знаний по правилам пожарной безопасности.
Календарно-тематический план воспитательной работы
по программе «Я и Мы»
второй год обучения
№ п/п | Название раздела | Тема занятий | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
1 | Правила поведения в обществе | Правила поведения на улице (беседа) | 1 |
|
Правила поведения в лесу | 1 |
| ||
Правила поведения в театре , кино, цирке, на концерте | 1 |
| ||
Игра «Гостеприимные цветы» Сказка «Пчела и тыквенный цветок» В.Сухомлинский |
| 1 | ||
Я умею хорошо себя вести (викторина) |
| 1 | ||
2 | Культура общения | Игра «Птица благодарности» Рисование «Благодарное сердце» |
| 1 |
«Расскажи как надо готовится к приему гостей». Просмотр м/ф Лунтик «Гость» 47 серия |
| 1 | ||
Критика в общении: зачем она? | 1 |
| ||
Просмотр м/ф «Винни-Пух и все – все – все» А.Миян |
| 1 | ||
Я и жизнь вне дома (викторина) |
| 1 | ||
3 | Вежливость и невежество | Игра «Школа вежливости» Мексиканская сказка «Вежливый кролик» |
| 1 |
Творческое задание «Приветливые люди» Рисование «Вежливый человек» |
| 1 | ||
«Ежели вы вежливы!» (КВН) |
| 1 | ||
4 | Мои права и обязаннности | Права и обязанности младших школьников | 1 |
|
Игра «За что мы отвечаем» Творческое задание «Кто ответственный» |
| 1 | ||
Притча «Старик и яблоня» Рисование «Посадим деревце» |
| 1 | ||
Я исполнительный человек (разбор жизненных ситуаций) | 1 |
| ||
5 | Мои поступки и поступки других людей | Сказка «Я не такой как все!» | 1 |
|
|
| Бездействие и активность в группе Упражнение «Слепой и поводырь» (приложение №2) |
| 1 |
Поступи правильно (решение проблемных ситуаций) | 1 |
| ||
Рисование «Красивые поступки» |
| 1 | ||
6 | Дружба | Просмотр м/ф «Приключения кота Леопольда» |
| 1 |
Игра «Школа дружбы» Творческое задание «Сказочные друзья» |
| 1 | ||
Ситуационная игра «Вместе тесно, а врозь скучно» |
| 1 | ||
Игра – драматизация по сказке «Репка» |
| 1 | ||
Конкурс: «Лучший подарок другу» |
| 1 | ||
7 | Сила воли
| Игра «Строим дом» Сказка «Лесные певцы» М. Скребцова |
| 1 |
Игра «Упорный как мяч» Сказка «Две лягушки» Л. Пантелеев |
| 1 | ||
Как принимать решения? (на материале жизни детей) | 1 |
| ||
Упражнение «Коллективное рисование» |
| 1 | ||
8 | Правила дорожного движения | «Я и моя улица» | 1 |
|
Твоя жизнь и правила дорожного движения | 1 |
| ||
«Человек на улице» (конкурс рисунков) |
| 1 | ||
9 | Правила обращения с огнем | «Осторожно – огонь!!!» | 1 |
|
«Пожарная безопасность» (просмотр видеофильма) |
| 1 | ||
«Огонь – наш друг или враг?» (викторина) |
| 1 | ||
Итого: | 36 |
Содержание второго года обучения
- Правила поведения в обществе – повторить и закрепить навыки культурного поведения в общественных местах
- Культура общения – совершенствование навыков культурного общения через речевые упражнения. Воспитание таких нравственных качеств, как «честность» и «справедливость».
- Вежливость и невежество – повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми. Воспитание вежливости, доброты, чуткости, взаимопонимания, дружеских чувств.
- Мои права и обязанности – знакомство детей с правами и обязанностями. Учить детей определять, что такое «можно» и «нельзя».Формирование представления детей о «Декларации прав человека» и развитие сферы межличностных отношений младших школьников
- Мои поступки и поступки других людей – беседы с целью воспитания добрых поступков.
- Дружба – пополнение знаний детей о дружбе. Развитие умения аргументировать свою точку зрения. Формирование нравственных качеств воспитанников.
- Сила воли – формирование и развитие силы воли и терпения в выполнении задания.
- Правила дорожного движения – закрепить знания детей о основных безопасностях на улице; повторить правила дорожного движения.
- Правила обращения с огнем – закрепить знания детей о правилах безопасного поведения в доме; повторение правила пожарной безопасности.
Этап 3
Контрольный
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Анкета «Как я веду себя?» Л.С. Колмогорова (приложение 1) |
| 1 |
2 | Тест «Коммуникативная компетентность»(приложение № 1) |
| 1 |
| Итого: | 2 |
Литература
1. Архипова И.А. «Диагностика психического развития ребенка» - 250 тестов, заданий и упражнений, для адаптации ребенка к школе.
2. Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения // Социс. – 2006. – №3. – С. 54–63.
3. Гудонис В. Исследование социальных навыков воспитанников детского дома // Дефектология. – 2008. – №6. – С. 85–89.
4. Гусев А.А. Воспитание социальной компетентности // Детский дом. – 2003. – №8. – С. 7–11.
5. Евстифеева Н.Б. Влияние самооценки на мотивацию достижения успеха воспитанников детских домов // Начальная школа. – 2007. – №6. – С. 75–79.
6. Карпенко Л.А. Общение как главная представленность отношений в социальном пространстве // Вопросы психологии. – 2005. – №4. – С. 77–85.
7. Климина О.Г. Школьные трудности воспитанников детского дома // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 31–33.
8. Лебедев Д. Детское общественное движение // Воспитание школьников. – 2003. – №1. – С. 52–61.
9. Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости 50 уроков о добрых качествах. – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002. – 320с. – (Серия «Образование и творчество»).
10. Пескова М.Е. Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников детского дома // Дефектология. – 2007. – №5. – С. 75–83.
11. Подростковый возраст – все ли в норме? Комплект диагностических методик для комплексного обследования учащихся средней школы/ Авт.-сост. Екимова В.И., Демидова А.Г. – М, 2007.
12. Психолого-педагогическая диагностика/ Под ред. Левченко И.А., Забрамной С.Д. – М., 2006.
13. Семенов Г. Социализация, воспитание, развитие // Воспитание школьников. – 1999. – №6. – С. 2–7.
14. Слуцкий В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов // Вопросы психологии. – 2000. – №5. – С. 133–136.
15. ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в РФ».
16. Ярулов А. Детский дом готовит к жизни // Народное образование. – 1992. – №1/2. - С. 7–11.
Приложение №1
ТЕСТ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ».
ЦЕЛЬ: изучение сформированности коммуникативных навыков.
ИНСТРУКЦИЯ: «Прочти внимательно каждое задание. Выбери и отметь один из трех вариантов, который соответствует твоему поведению. Отмечай, как ты делаешь, а не как следует делать».
Задания выполняются в несколько приемов.
1.Если кто – нибудь совершает хороший поступок, в таких случаях ты обычно:
1.1. Ничего не говоришь.
1.2. Говоришь: «Я мог бы сделать гораздо лучше».
1.3. Говоришь: «Это действительно замечательно, здорово!»
2. Ты занимаешься делом, которое тебе нравится, и думаешь, что оно получается у тебя хорошо. Кто – либо из взрослых говорит: «Мне это не нравится!» Обычно ты в таких ситуациях:
2.1. Говоришь: «Вы ничего не понимаете!»
2.2. Говоришь: «Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки».
2.3. Чувствуешь себя обиженным, но не возражаешь.
3.Ты забыл взять с собой какой-то предмет, а думал, что принес его. Кто – то из сверстников говорит тебе: «Какой ты растяпа! Хорошо еще, что свою голову не забыл!» Обычно ты в ответ говоришь:
3.1. «Это может случиться с каждым. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что – то».
3.2. «Да, ты прав» или промолчишь.
3.3. «Если кто – то растяпа, так это ты!»
4. Тебе нужно, чтобы кто – то сделал за тебя одно дело. Обычно в таких ситуациях ты:
4.1. Говоришь: «Вы должны это сделать за меня!»
4.2. Говоришь: «Не могли бы вы сделать за меня одно дело?»,- после этого объясняешь, что именно.
4.3. Слегка намекаешь, что тебе нужна услуга или помощь этого человека.
5. Ты видишь, что кто – то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких случаях ты:
5.1. Ничего не говоришь и оставляешь этого человека наедине с собой.
5.2. Смеясь, говоришь: «Ты просто как маленький!»
5.3. Говоришь: «Ты выглядишь расстроенным, что - то случилось?»
6. Ты чувствуешь себя расстроенным, а кто – то говорит: «Ты выглядишь расстроенным». Обычно в таких ситуациях ты:
6.1. Ничего не отвечаешь.
6.2. Говоришь: «Не твое дело!»
6.3. Говоришь: «Да, я немного расстроен, спасибо за сочувствие».
7. Кто – то обвиняет тебя за ошибку, совершенную другим. В таких случаях ты обычно:
7.1. Говоришь: «С чего вы взяли, вы же сами не разобрались!»
7.2. Говоришь: «Это не моя вина. Кто – то другой совершил ошибку».
7.3. Принимаешь обвинение и не отвечаешь ничего.
8. Кто – то просит тебя сделать что – то, но ты не знаешь, зачем. Обычно ты в таких ситуациях:
8.1. Говоришь: «Если вы этого хотите, то я сделаю».
8.2. Говоришь: «Это не имеет смысла, я не собираюсь этого делать».
8.3. В начале пытаешься выяснить, зачем это нужно, а потом решаешь, делать это или нет.
9. Кто – то из взрослых говорит тебе: «То, что ты сделал, замечательно!» В этих случаях ты:
9.1. Говоришь: «Спасибо, мне это тоже нравится».
9.2. Говоришь: «Да, обычно у меня получается лучше, чем у других».
9.3. Ничего не отвечаешь или говоришь: «Получилось не так уж хорошо».
10. Кто – то из сверстников был очень вежлив с тобой. Обычно в таких ситуациях ты:
10.1. Не замечаешь или ничего не говоришь.
10.2. Говоришь: «Не нужны мне твои любезности».
10.3. Говоришь: «Мне приятно, когда ко мне так обращаются, спасибо».
11. Ты разговариваешь с приятелем очень громко и кто – то говорит тебе: «Извини, но ты ведешь себя слишком шумно». Обычно ты в таких случаях говоришь:
11.1. «Извините», - и прекращаешь беседу.
11.2. «Если не нравится, отойди!»
11.3. «Извините, я буду говорить тише»,- после чего разговариваешь тихим голосом.
12. Кто – то из сверстников делает что – нибудь такое, что тебя раздражает. Обычно в таких случаях ты:
12.1. Говоришь: «Ну и дурак (болван)!» или «Ненавижу тебя!»
12.2. Стараешься не замечать этого, промолчишь.
12.3. Говоришь: «Я рассержен. Мне не нравится то, что ты делаешь».
13. Кто – то из сверстников имеет вещь, которой ты бы хотел попользоваться. Обычно в таких случаях ты:
13.1. Говоришь этому человеку, что ты хотел бы пользоваться этой вещью, и затем просишь ее у него.
13.2. Отбираешь или, не спрашивая, берешь эту вещь.
13.3. Говоришь об этом предмете, но прямо не просишь дать его.
14. Кто – либо просит твою вещь, но она новая, тебе не хочется давать ее даже на время. В таких случаях ты обычно:
14.1. Говоришь: «Не дам, приобретай свою!»
14.2. Говоришь: «Вообще – то я не хотел давать ее никому, но ты ее можешь взять ненадолго».
14.3. Одалживаешь вещь вопреки своему нежеланию.
15. Сверстники ведут разговор об увлечениях, которые нравятся и тебе. Ты тоже хочешь присоединиться к разговору. В таких случаях ты:
15.1. Ничего не говоришь, молча слушаешь или ждешь, когда на тебя обратят внимание.
15.2. Включаешься в беседу и начинаешь рассказывать, чем ты занимаешься и как тебе это нравится.
15.3. Подходишь к сверстникам и в удобный момент вступаешь в разговор.
16. Ты занимаешься своим любимым делом. Кто – то спрашивает: «Ты что делаешь?» Обычно ты:
16.1. Говоришь: «Не мешайте, видите, я занят!»
16.2. Продолжаешь работать молча или говоришь: «Да ничего особенного».
16.3. Объясняешь, рассказываешь, что именно ты делаешь.
17. Ты видишь споткнувшегося и упавшего незнакомого человека. В таких случаях ты:
17.1. Рассмеявшись, говоришь: «Надо смотреть под ноги!»
17.2. Спрашиваешь: «У вас все в порядке? Может быть, нужно помочь?»
17.3. Никак не реагируешь и проходишь мимо.
18. Ты стукнулся головой о полку (шкаф) и набил шишку. Кто – то подошел и спрашивает: «С тобой все в порядке?» Обычно ты:
18.1. Ничего не говоришь или отворачиваешься.
18.2. Говоришь: «Отстаньте, займитесь своими делами!»
18.3. Говоришь: «Ничего страшного, немного ушибся».
19. Кто – то часто перебивает, когда ты говоришь. В таких ситуациях ты:
19.1. Говоришь: «Извини, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал».
19.2. Прерываешь этого человека или говоришь: «Помолчи, дай я расскажу!»
19.3. Ничего не говоришь, позволяя другому продолжить свой рассказ.
20. Кто – то из взрослых просит тебя сделать что – либо, что помешало бы тебе сделать свои дела. Ты обычно говоришь:
20.1. «Хорошо, я сделаю то, что вы хотите».
20.2. «Нет, мне некогда, попросите кого – нибудь другого!»
20.3. «Я уже делаю другое дело, а попозже могу выполнить вашу просьбу».
21. Если ты встретил родителей своего друга и тебе что – то нужно спросить о нем, то ты:
21.1. Предпочтешь не обращаться.
21.2. Поздороваешься, а потом спросишь.
21.3. Сразу спрашиваешь, что тебе нужно.
22. В школе на перемене к тебе обращается сверстник с предложением поиграть, ты в ответ:
22.1. С удовольствием соглашаешься, если это интересно.
22.2. Отвечаешь: «Я занят другим делом, не приставай».
22.3. Не отвечаешь на его предложение.
23. Вы с ребятами играли в интересную игру, и ты проиграл. В этом случае ты:
23.1. Обидишься на тех, кто выиграл, но ничего не скажешь.
23.2. Подумаешь о том, почему не удалось выиграть ты скажешь: «Ничего страшного. В следующий раз буду больше стараться и мне больше повезет».
23.3. Скажешь: «Подумаешь, выиграли, а я и не старался!» или «Вы нечестно выиграли!»
24. Ты выиграл в интересной игре, и тебе это очень приятно. Ты скажешь другим ребятам:
24.1. «Я так и знал! У вас было нетрудно выиграть!»
24.2. «В этот раз у меня неплохо получилось и еще, наверное, повезло».
24.3. Будешь молчать и ждать, когда тебя другие поздравят или похвалят.
Ключ к тексту коммуникативной компетентности.
№ | 1 | 2 | 3 | № умения |
| № | 1 | 2 | 3 | № умения |
1 | З | А | К | 1 |
| 15 | З | А | К | 9 |
2 | А | К | З | 3 |
| 16 | А | З | К | 10 |
3 | К | З | А | 2 |
| 17 | А | К | З | 7 |
4 | А | К | З | 5 |
| 18 | З | А | К | 8 |
5 | З | А | К | 7 |
| 19 | К | А | З | 4 |
6 | З | А | К | 8 |
| 20 | З | А | К | 6 |
7 | А | К | З | 3 |
| 21 | З | К | А | 9 |
8 | К | З | А | 11 |
| 22 | К | А | З | 10 |
9 | К | А | З | 1 |
| 23 | З | К | А | 12 |
10 | К | А | З | 11 |
| 24 | А | К | З | 12 |
11 | З | А | К | 2 |
|
|
|
|
|
|
12 | А | З | К | 4 |
|
|
|
|
|
|
13 | К | А | З | 5 |
|
|
|
|
|
|
14 | А | К | З | 6 |
|
|
|
|
|
|
Типы реакций:З – зависимая, пассивная
К – компетентная, «на равных», уверенная,
А – агрессивная, оказывающая давление
( в столбцах указаны порядковые номера предложенных вариантов ответов).
В тесте определяется количество компетентных реакций по 12 блокам коммуникативных умений.
Блоки умений и входящие в них номера заданий:
1. Умение оказать и принимать знаки внимания (1,9).
2. Реагирование на справедливую критику (3,11).
3. Реагирование на несправедливую критику (2,7).
4. Реагирование на задевающие, провоцирующие вопросы (12, 19).
5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой (4, 13).
6. Умение ответить отказом на чужую просьбу (14, 20).
7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку (5, 17).
8. Умение принять сочувствие, поддержку (6, 18).
9. Умение вступить в контакт (15, 21).
10.Реагирование на попытку другого вступить в контакт (16, 22).
11.Умение просить и принимать помощь (8, 10).
12.Реагирование на собственный неуспех и успех другого (23, 24).
Форма протокола.
Ф.И | 1 | …………………. | 24 |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
Вывод: из таблицы следует
- дети зависимы, принимают позицию «пристройка снизу» чаще всего в …….. (до 50 % и 50%);
- наиболее число уверенных, компетентных ответов дают в умениях…
- относительно большой процент агрессивных реакций дети проявляют в:..
Анкета для младших школьников «Как я веду себя?»
Цель:изучение компетентности в поведении и общении на основе самооценки.
Инструкция: «Напротив каждого высказывания отметь вариант ответа, который к нему наиболее подходит. Постарайся отвечать как можно более точно, как ты на самом деле поступаешь».
Высказывания Никогда Редко Часто Почти всегда Всегда
12.1. Помогаю маме или папе по их просьбе.
12.2. Были ли случаи, когда я брал что-то чужое.
12.3. Могу ударить сверстника или того, кто младше.
12.4. Обзываю, обижаю словом другого человека.
12.5. Легко могу познакомиться, заговорить со своим сверстником.
12.6. Понимаю чувства, переживания родителей, друзей.
12.7. Делюсь тем, что нужно другим, если у них этого нет.
12.8. Внимательно слушаю взрослых, не перебиваю.
12.9. Договариваюсь, не ссорясь, с товарищами.
12.10. Бегаю, кричу, когда учитель вышел из класса.
12.11. Благодарю за помощь, подарок, поддержку, услугу.
12.12. Берегу свое здоровье.
12.13. Поддерживаю порядок, готовлю себе еду, когда остаюсь один дома.
2.14. Планирую свои дела на завтра, на ближайшие дни.
12.15. Легко выражаю свои переживания, отношение в речи, мимике.
12.16. Извиняюсь, если был неправ.
12.17. Когда мне нужна помощь, я прошу об этом.
12.18. Выполняю правила личной гигиены.
12.19. Спрашиваю разрешения, если нужно взять что-то чужое.
12.20. Могу возразить, отказать человеку, если с ним не согласен.
12.21. Заслуживает ли мое поведение одобрения?
12.22. Совершаю хорошие, добрые поступки.
12.23. Моим близким нравятся мои привычки.
12.24 Стремлюсь стать лучше, чем сейчас.
В анкете за ответ «никогда» присуждается 0 баллов, за ответ «редко» — 1 балл, «часто» — 2 балла, «почти всегда» — 3 балла, «всегда» — 4 балла. В пунктах 2, 3, 4,10 баллы присуждаются в обратном порядке: за «никогда» — 4 балла и т.д.
Форма протокола:
Ф.И. ребенка 1 2 … 24
1.
2.
Средний балл
Приложение № 2
ИГРЫ ПО ПРОГРАММЕ
Игра «Великолепная Валерия»
Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и прилагательное, характеризующее его (игрока) и начинающееся с той же буквы, что и его имя. Например: Великолепная Валерия, Интересный Игорь и т. д. Второй участник называет словосочетание первого и говорит свое. Третий же участник называет словосочетания первых двух игроков и так до тех пор, пока последний участник не назовет свое имя.
Игра «Снежный ком»
Участники берутся за руки, образуя круг. Начинает игру первый игрок, называя свое имя. Второй участник по кругу повторяет имя первого участника и говорит свое. Третий участник повторяет имена первых двух и называет свое имя. И так игра длится до тех пор, пока последний человек не назовет все имена, включая свое.
Игра «Одеяло»
Участники делятся на две команды, располагаясь, друг напротив друга. Между ними натянуто одеяло. С каждой команды по одному человеку подсаживаются ближе к одеялу. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал - забирает к себе в команду игрока. Побеждает та команда, которая « перетянет» к себе больше игроков, т. е. та команда, которая знает больше имён.
Игра «А я еду, а я тоже, а я заяц»
Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место - не занято никем. В центре - водящий. Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами «а я еду». Следующий игрок - со словами «а я тоже». Третий участник говорит «а я заяц» и, левой рукой ударяя по пустому стулу, называет имя человека, сидящего в кругу. Тот, чьё имя произнесли, должен как можно быстрее перебежать на пустой стул. Задача водящего - успеть занять стул быстрее того, кого назвали. Кто не успел, становится водящим. Игра начинается сначала.
Приветствие «Мы все чем – то похожи»
Цель:Способствовать установлению общих черт среди членов группы.
Инструкция: Разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: "У каждого из нас есть сестра...", "У каждого из нас есть мягкая игрушка...", "Любимый цвет каждого из нас — синий...", "У каждого из нас мама ходит на работу...", "Мы все очень любим макароны...", "Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает", "В каникулы мы все любим ездить на море..." и так далее. У вас есть пятнадцать минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.
Анализ упражнения:
— Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?
— Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в классе?
— Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?
— Как вы работали в своей команде?
— Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?
— Какими должны быть твои друзья — похожими на тебя или совсем другими?
Затем все встают в круг, берутся за руки и кричат: «Мы всем рады!»
Упражнение «Приветствие»
Цель:Формировать умение устанавливать контакт со всеми членами группы, способствовать возникновению ощущения принадлежности к группе. Развивать фантазию.
Начните, пожалуйста, ходить по комнате — молча, ни с кем не разговаривая. Вы должны будете здороваться друг с другом за руку; но не просто так, а фантазируя при этом. Для начала представьте себе, что вы встречаете близкого друга или подругу, которых вы давно не видели. Как вы подадите ему (ей) руку? Как близко подойдете к ней (к нему)? Какое выражение лица будет у вас при этом? Поприветствуйте кого-нибудь таким образом и идите дальше, здороваясь и с другими членами группы так, будто они очень хорошие ваши друзья. (30 секунд)
Теперь представьте себе, что все вы приглашены на день рождения. Вы здороваетесь со всеми, кого вы не знаете. Как в этой ситуации вы будете себя вести? Какое выражение лица будет у вас при этом? Как близко вы подойдете к партнеру? (30 секунд)
Теперь представьте себе, что вы находитесь в совсем чужой стране. Может быть, вы в Индии, может быть — в Японии. Вы знакомитесь с хозяевами, пригласившими вас к себе. Как вы подадите им руку? (30 секунд)
Теперь представьте себе, что вы встретили своего друга или подругу, которые только что успешно сдали важный экзамен. Вы приветствуете их и поздравляете с таким радостным событием. Как вы можете без слов выразить свою радость и одобрение? (30 секунд)
Теперь сделайте последний круг по комнате и поприветствуйте тех участников нашей группы, с кем вы еще не поздоровались, и выразите своим рукопожатием радость встречи с ними. (30 секунд)
Игра «Вы поедете на бал?»
Вариант 1
Замечательная думательно-словесная игра.
Ведущий произносит присловку к ней:
«Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?»
И дальше начинается диалог с ведущим на эту тему – в чем поедут, с кем поедут, какого цвета будет фрак и т.п.
Основная задача ведущего – «подловить» игрока, задать такой каверзный вопрос, чтобы игрок нечаянно ответил «да» или «нет», «черный» или «белый» – в этом случае он проигрывает. Особенно интересно было использовать разного рода уловки – «расслаблять» игрока простыми вопросами, а потом резко перейти на «провокационные», или сыпать утверждениями, от которых ему захочется вопить «Нет!!!!!»
Думаю, игра не очень интересна в большой компании, а вот развлечение для двоих-троих игроков – замечательное.
«Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
- Вы поедете на бал?
- Поеду
- Конечно же, в тыкве?
- Нет!! Ой..
(это играл неопытный игрок)
Для «продвинутых» мог быть такой диалог:
«Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
- Вы поедете на бал?
- Возможно
- Вы поедете в карете?
- Скорее всего в карете
- А какими будут лошади?
- Серые. В яблоках.
- Что вы оденете на бал?
- Красивое платье
- Конечно, белое?
- Голубое
- Его сошьют специально для этого бала?
- Конечно же
- И Вы будете на балу самой неотразимой дамой?
- Обязательно
- Вы возьмете с собой служанку?
- Служанку не возьму, со мной поедет жених
- Как зовут жениха?
- Георгий
- Конечно же, он вас любит?
- Да. Ой!
Игра «Чёрного и белого не брать, «да» и «нет» не говорить».
Вариант 2
Игра начинается так. Все участники усаживаются вокруг стола или на стульях, лавках, расставленных возле стены, или садятся в ряд в саду, во дворе, на площадке.
Кого-нибудь — по жребию или по считалке — выбирают вожаком. Вожак должен задавать вопросы, а все остальные – отвечать ему. Отвечать нужно быстро, не затягивая ответа, а то и играть будет неинтересно. И поправляться нельзя: что сказал, то и сказал!
На вопросы и замечания можно отвечать что угодно, только —
Чёрного и белого не брать, «Да» и «нет» не говорить!
Кто оговорился, даёт вожаку фант — какую-нибудь из своих вещей: платок, значок, ленточку, монетку, орех и т. П. Эти фанты потом надо будет выкупать. Итак, игра началась!
Вожак обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и говорит:
— Бабушка прислала Сто рублей:
Что хотите, То купите,
Чёрное и белое Не берите,
«Да» и «нет» не говорите!
После этого он начинает вести разговор с играющим, делает ему разные предложения, задаёт вопросы, а сам всё старается, чтобы тот произнёс хоть бы одно из запрещённых слов: «чёрный», «белый», «да», «нет».
Идёт примерно такой разговор:
— Какая на тебе рубашка?
— Синяя.
— Какая же синяя? Она белая!
Отвечающий хочет сказать: «нет, она зелёная», но говорит без «нет»:
— Она зелёная!
— Какая зелёная? Да она чёрная!
— Голубая.
— Вот так голубая! Да сам посмотри, можно ли её назвать голубой. Она же белая!
И тут игрок вдруг оговаривается.
— Нет, не белая! — возражает он.
За это ему будет двойное наказание:
— Ага, и «нет» сказал, и «белая» сказал! Давай два фанта! Нечего делать, надо давать…
Потом вожак подходит ко второму игроку и говорит:
— Бабушка прислала Сто рублей:
Что хотите, То купите,
Чёрное и белое Не берите,
«Да» и «нет» не говорите!
И снова начинается разговор:
— Что продают в булочной?
— Хлеб.
— Какой?
Чуть-чуть не ответил игрок: «чёрный и белый», да вовремя удержался и сказал:
И снова начинается разговор:
— А чёрствый?
— И чёрствый?
— И чёрствый!
— А какой хлеб ты больше любишь: чёрный или белый?
Снова чуть не попался игрок, да быстро нашёлся:
— Всякий!
— Из какой муки пекут булки?
— Из пшеничной.
— Любишь ты калачи?
— Люблю.
— А бывает синий хлеб?
— Не бывает.
— Дать тебе сухарь?
— Дай!
— Какой: чёрный или белый?
— И тот и другой!
В этот раз ответчик попался бойкий: никак его не собьёшь!
Отходит от него вожак к следующему, произносит приговорку и начинает задавать вопросы, а сам всё старается сбить, заставить сказать в ответ «да» и «нет» или «чёрный» и «белый».
Так он обойдёт всех.
Одни не собьются ни разу, другие собьются в тот же миг. Кто собьётся, тот даёт фант. А после игры начинается выкуп фантов.
Это уж новая и тоже очень весёлая игра.
Игра «Волшебный стул»
Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» – он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорят, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
Игра «Слепой и поводырь»
Цель: коррекция агрессивного поведения у детей; конструктивные навыки общения
Эта игра даст ребенку опыт доверия окружающим, а именно этого обычно сильно не хватает агрессивным детям. Для того чтобы начать игру, нужны два человека. Один из них будет слепым - ему завязывают глаза. Второй - его поводырем, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением.
Это «движение» вы заранее создадите, расставив в комнате стулья и какие-то другие вещи таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Если есть еще желающие принять участие в игре, то они могут создавать «баррикады» из своих тел, расставив руки и ноги и замерев в любом месте комнаты.
Задача проводника - аккуратно перевести слепого на другую «сторону шоссе» (где это место, договоритесь заранее), оберегая его от столкновений с различными препятствиями. После того как задача будет выполнена, обсудите с ребенком, легко ли ему было в роли слепого, доверял ли он проводнику, его заботе и умению, какие чувства испытывал. В следующий раз пусть он попробует себя в роли проводника - это научит его заботе и вниманию к другому человеку.
Трудным может быть для детей объяснение со «слепым» человеком, так как фразы типа: «А теперь ставь ногу вот сюда» - ему ни о чем не говорят. Обычно ребенок осознает это через какое-то время и его общение со «слепым» в следующий раз уже будет более эффективным, так что полезно проводить такие игры не по одному разу.
Примечание. В этой игре «проводник» может контактировать со «слепым» разными способами: говорить о том, что нужно делать, или просто вести его за собой, поднимая ногу «слепого» на нужную высоту, чтобы перешагнуть преграду. Можете чередовать эти варианты, введя запрет на один из них, тренируя таким образом владение то вербальными (речевыми), то невербальными средствами общения. Если ваш «слепой» норовит самостоятельно пройти весь путь, игнорируя помощь проводника, то в следующий тур постарайтесь ухудшить его ориентацию в пространстве, расставив по-другому препятствия и раскрутив на месте ребенка после того, как ему завязали глаза.
Игра: «Какой я есть и каким бы хотел быть».
Цель:Прояснение образов «Я - реальное» и «Я – идеальное». Формирование позитивного отношения к своему «Я».
Ход игры: Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке таким, какой он сейчас, на втором – таким, каким бы хотел быть. Работа строится на сравнении их особенностей. Сравниваются цвета, которые использовал ребенок в каждом рисунке, поза, настроение, в котором он изображен, окружающая обстановка.
После рисования проводится обсуждение рисунков каждого ребенка. В заключение ребенок должен сам сформулировать для себя, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет быть.
«Я иМы» [Текст]: программа по социализации и общению / составитель С.А. Сазыкина, воспитатель – Нововосточный: из-во МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко» // 2012.
Технический редактор С.А. Сазыкина
Оригинал-макет подготовлен на компьютерном комплексе Муниципальное образовательное учреждение детский дом «Ласточкино гнездышко»
652253, п. Нововосточный, ул. Мира, 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация учащихся группы «особый ребенок» одно из основных направлений в работе учителя-дефектолога.
Проблема обучения и социализации детей с глубокой умственной отсталостью является актуальной, поскольку число таких детей, за последние несколько лет рез...
СООБЩЕНИЕ Тема: «Трудовое воспитание, как одно из направлений социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья »
Методические материалы для работы с детьми с ТМНР...
Методы и приёмы организации ситуации успеха как одного из направлений социализации обучающихся в рамках реализации ФГОС.
Многие наши современники высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мо...
Представление инновационного педагогического опыта "Профориентационная работа-одно из направлений социализации детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей"
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Выбор профессии является одним из м...
"Формы работы по социальной адаптации и успешности обучающихся школы. Методы и приемы организации ситуации успеха, как одно из направлений социализации обучающихся."
Выступление на методическом объединении педагогов (5-10 класс)...
Доклад на педсовет "Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации обучающихся"
В настоящее время воспитание детей и молодёжи рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на феде...
Социально-бытовая адаптация как основное направление социализации детей с ТМНР.
Успех формирования социально-бытовых умений и навыков зависит от адаптации учебной программы к нуждам конкретного ребенка. Ориентация на социальную направленность учебно-воспитательного процесса позво...