ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ
статья по теме

Работа школы и семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

                   Всероссийский конкурс  воспитательных систем

Тема: Воспитательная работа в школе в роли  воспитания и формирования личности.

 

        Социальный педагог

                                                                                                                   Крикунова Елена                                    

                                                                                                      Александровна

                                 

ст.Воздвиженская

2011 г.

   

Содержание:

1. Актуальность воспитательной работы  в школе………2-4

2. Целостное описание  опыта…………5-9

4. Результативность опыта…………….. 10-12

5. Библиографический список…............. 13

6. Приложение      

       

«Чтобы тебя любили, будь достоин любви ».

Древний афоризм.

               О  воспитательной  системе   в школе  написано много. Готовя своё описание опыта, работы невольно  обратилась к другим статьям, публикациям.     Не секрет, что для  педагогов любой успех в работе с детьми – всегда событие. Правильная выбранная форма работы применённый метод для достижения  хороших результатов - складываются в педагогический опыт. Современная семья развивается в условиях новых противоречий общественных ситуаций, которые приводят к обострению семейных проблем увеличение числа неполных семей, разводов, падения жизненного уровня, упущения в воспитании подростков, родители,  которых  заботит сегодня добывание хлеба. Посредником между семьёй и школой  выступает  педагог. Выполняя неоценимую работу в становлении социализации детей в семье и  обществе, в обеспечении психологического комфорта и эмоционального благополучия детей.   Актуальность темы в том, что  современная школа  сегодня ощущает проблемы    и  нуждается  в новых подходах  в  проведении воспитательной деятельности в новых социально-педагогических условиях .

 Цель работы – определение, проведение воспитательной деятельности в новых социально-педагогических условиях, организация работы с родителями, предотвращающая разрыв воспитательного влияния школы и семьи, организация постоянной и широкой информации родителей о воспитательном процессе и успехах воспитания школьника, организация совместной деятельности школьников и родителей.

     На тему моего материала очень много разных публикаций, где описаны различные формы и методы воспитательной работы  . Но с каждым годом задачи усложняются и на практике формы и методы работы с учащимися  раскрываются с определённо новой стороны. Роль педагога - не только учителя, но и друга, родителя, советчика. Подчас ребёнок идёт к учителю, чтобы услышать совет или просто поговорить. Задача социального педагога найти и удержать эту тонкую взаимосвязь, выявить проблемы  семейного воспитания, определить средства работы с семьёй. Можно ли стопроцентно предположить воспитательный результат. И, да и нет. Я только предполагаю, как та или иная  ситуация повлияет на ребёнка и  семью. Безусловно, все     нюансы учесть нельзя. Мой педагогический принцип «Не навреди!»         

              Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 располагается в станице Воздвиженской, в 50 км от районного центра.              

              К счастью, школа не одинока в своей работе. Нас  окружает благоприятное соседство  -наше воспитательное пространство. В  поселении развита инфраструктура: имеется детский сад – ступенька детской жизни, предшествующая школе. Существует тесная взаимосвязь, школьники изготовляют игрушки, выступают перед малышами. Дом культуры – непосредственное место, где развивается артистичность, художественные данные ребят, здесь нам предоставляют помещения, аппаратуру, костюмы, помогают в организации многих дел.  Сельская библиотека – здесь ребята  и их родители расширяют кругозор. Пополняют свои знания в области художественной литературы. Администрация сельского поселения, администрация правления «ЗАО Воздвиженское»- нельзя не сотрудничать с организациями, где работают родители наших школьников. Колхоз всегда помогал и помогает  в это трудное время. Отделение связи. Филиал музыкальной школы -около 15% получают музыкальное образование.  4 магазина, медпункт. В школе обучается 235 учащихся, из них по ступеням: I- 89 человек, II -109 человек, III -37 человек. Из общего числа обучающихся детей  67 проживает в х. Сухой Кут. Они ежедневно приезжают в школу на школьном автобусе. В начале учебного года все ученики школы имели возможность записаться в кружки и секции по интересам. Особой популярностью у детей пользуются кружки информационного направления, гуманитарные кружки, спортивные секции, эколого-биологические и математические кружки. Всему нашему педагогическому коллективу хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающими миром , с людьми ?

              Одной из основных задачей в моей работе  является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. Следует отметить, что вся работа в школе  по  взаимодействию с семьёй, ведется по программе профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних направленная на предупреждение правонарушений и безнадзорности  с учетом социальных групп:

Дети, находящиеся под опекой, – 2чел.;

Учащиеся «группы риска» – 1 чел.;

Учащиеся, состоящие на ВШУ и учете в  – 1чел.;

Неблагополучные семьи – нет;

 Многодетные семьи –21 семья  ;

Малообеспеченные-57 семей;

Дети-инвалиды –  5чел.

       

Крикунова Елена Александровна

С целью анализа, образовательной ситуации, сложившейся в микрорайоне школы,  выявление детей, обучающихся в школе № 8, других образовательных  учреждениях; детей в возрасте 6,5 – 16 лет, не обучающихся в образовательном учреждениях; детей, пропускающих учебные занятия без уважительной причины и имеющих проблемы в знаниях, в школе осуществляется социально-педагогический мониторинг.

              Решению проблемы сохранения контингента, обучаемых, уделяется  должное внимание. В МОУ СОШ № 8 было организовано взаимодействие с КДН. Работа осуществляется на основе двусторонних планов МОУ СОШ № 8 и ПДН. В соответствии с этими планами  я неоднократно обращалась с ходатайствами в вышеуказанные органы по вопросам привлечения родителей обучающихся, не посещающих школу без уважительной причины, к ответственности за неисполнение ст. 9 Закона РФ  «Об образовании», ст. 63 Семейного кодекса РФ.

              А.С. Макаренко писал «Семьи бывают хорошими, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовывать семейное воспитание». Наблюдая за изменениями структуры семьи, отмечаю развивающий процесс нуклеаризации семей, которое  оказывает порой негативное воздействие на воспитание, особенно   если речь идёт о детях младших возрастов. Что не характерно для нашей станицы,  сохранившей историко-культурное наследие предков. Сегодня в своём большинстве семьи, с которыми я работаю, состоят из двух поколений-родителей и детей. Бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно, поэтому родители учащихся не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения.

              Также необходимо отметить, что семьи значительно помолодели, недостаточный жизненный опыт, а в наше время трудности экономического характера отражаются на стабильности молодых семей.

              Резко увеличивается и количество неполных семей, доля которых в школе составляет 33 % .Эти семьи в сегодняшних условиях (сокращение рабочих мест в колхозе, повышение цен на продукты), становятся более, уязвимым с точки зрения воспитательных возможностей.

              Особое внимание я уделяю работе с  семьями ,находящимися в социально опасном положении. Постоянное присутствие перед глазами детей образа поведения своих родителей. Ведь  подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные черты поведения. Для себя я определила  три основных составляющих  

Крикунова Елена Александровна

социально – педагогической помощи  семье : образовательную, психологическую и посредническую. 

1.Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности : помощь в обучении и воспитании.

2.Психологическая составляющая социально – педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально – психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка  направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно – психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

3. Посреднический компонент социально – педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя:  организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться: как жилищного; семейно-брачного; трудового; гражданского; пенсионного законодательства; прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

    Работая, уже 8,5 лет в школе я определила для себя следующую схему работы : (  приложение  № 5, схема № 2 )

Трудностью в работе с неблагополучной семьёй для меня стала проблема: первичная встреча с родителями. Ведь, по их мнению, у них всё в порядке, они не понимают, зачем и для чего к ним пришёл педагог. Приходилось не один раз в день посещать на дому такую семью, доказывать, что  могу оказать практическую помощь ребёнку и родителям. Метод беседы обязывает меня прислушиваться к суждениям  

Крикунова Елена Александровна

родителей, находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. В работе я  сталкиваюсь с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей ( приложение  № 5, схема № 1 ). Требуется  моя повседневная защита, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях. Именно в таких семьях у ребенка наблюдается отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда к ребенку относятся формально, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.     Из всех типов неблагополучных семей, пожалуй, сложнее всего работать с пьющими родителями. В их жизни всё нестабильно, взрывоопасно, беспросветно и бесперспективно. Среди них много хороших людей, временами они неплохие родители, но сотрудничество с ними в плане плодотворного воздействия на них  и ребёнка затруднительно и малоэффективно. Но работать надо, работать, веря в них, уважая их, помогая детям увидеть жизнь другую, светлую, чистую, чтобы когда – нибудь  они могли сделать свой выбор в жизни: грязь или чистота, верх или низ. Я  стремлюсь научить детей любить своих родителей, потому что иное  поведение (осуждение, ненависть, подражание)      замкнёт их в этом круге, уподобив своим родителям (приложения  № 5, таблица №1)..                                                                                                                На этом этапе работы  срабатывает метод убеждения.  Как смогу я убедить семью принять помощь, так и будет, строится наше с ней взаимодействие. Владея правовыми знаниями, стремлюсь донести до сознания, какие будут последствия антиобщественного поведения.                                                                                                                                                         Эффективным  является и  метод наблюдения. По настроению ребёнка, поведению в школе можно определить, что в семье непорядок. Систематические пропуски занятий без уважительной причины, невыполненные домашние задания не могут остаться незамеченными.  Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но моё  личное наблюдение не может стать единственным источником изучения качеств ребенка, так как оно является односторонним и субъективным. Поэтому я учитываю результаты наблюдений и других людей. Метод анкетирования позволяет мне выяснять не только мнение ребят  и их родителей по интересующим вас вопросам, но и выявлять их склонности, связи и оценочные суждения .

               

Крикунова Елена Александровна

              Посещение семьи —  эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Вопрос о посещении семьи всегда актуален: ребенка не поймёшь, не почувствуешь, пока не увидишь место, где он впитывает в себя законы морали и нравственности, учится жить с людьми. Взаимодействовать, терпеть, где он страдает. болеет, плачет, делает уроки, читает, помогает по дому. Когда я прихожу в дом, я вдыхаю его запахи ,смотрю на то, в чем проявляется ребёнок- как украшает свою комнату ,как устроен его  личный уголок, свободно, радостно ли ему здесь. Всё это не запишешь в деловом документе-акте о посещении семьи.  С родите лями беседую о  характере, интересах и склонностях ребёнка , об отношении к родителям, к школе, информирую родителей об успехах , даю советы по организации выполнения домашних зада ний и т.д.  (приложение № 2, фото № 1 )                          

               Делаю вывод о микроклимате в семье, стиле воспитания. Уточняю информацию о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Особое внимание уделяется  характеристике материальному обеспечению и жилищно-бытовым условиям. Изучаются взаимоотношения между взрослыми в семье.   ( приложение №3.)    На основе полученных данных после посещения семьи проводятся консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос. Актуальность формы в настоящее время, в связи с  реализацией Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае». Где социальный педагог выполняет: образовательною - воспитательную функцию т.е. обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых; организационно-коммуникативную т.е.включения добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Посещение семей с дежурной мобильной  рейдовой группой.

(приложение № 2 , фото № 5)

              Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, о проходимых акциях, где родители смоги бы принять участие, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Раздача памяток, буклетов ( приложение № 4).

              Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Это  торжественный момент, позволяющий

Крикунова Елена Александровна

главное: соединить цели школы и возможности семьи в воспитании детей. Это осн0вная форма педагогического просвещения семьи Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами. Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Из опыта работы могу отметить, что классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.  Одной из форм сотрудничества классного руководителя, социального педагога с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. (приложение №1).                                                                                                                  

              Организация совместных досуговых мероприятий
Во нашей школе родители — частые гости  на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера  «Встреча с профессией»,   и концерты художественной самодеятельности ( приложение № 2, фото № 2,3,4). Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы
 досуга: совместные праздники, подготовка концер тов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллектив ные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлека ется в свободное время. Работа педагогов с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения

Крикунова Елена Александровна

родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Неоценима помощь родителей и  в организации дневного родительского патруля, дежурств во время проведения   дискотек.  (приложение № 2,фото № 5).

              Лекция это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. При подготовке лекции учитываю ее структуру, логику, можно составляю  план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое само воспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

              Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся ( приложение № 2. фото № 6) , книг для родителей, концерты  художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье».  Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей иногда предлагается заполнение краткой анкеты ( приложение № 3).

              Практикум — это форма выработки у родителей эффективных умений по воспитанию детей, эффективному решению возни кающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педа гогического мышления родителей-воспитателей. В ходе

педагогического практикума я  предлагаю найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и  школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

              Ещё одна актуальная в современной школе, в связи с введением ЕГЭ, форма работы с родителями - открытые уроки. Они организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.  Необходимо хотя бы один - два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

              Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы  получаю помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пре небрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для меня. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, я  же — необходимые  сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Обменявшись информацией, возможно, придём к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями всегда  проявляю максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Принципы успешного кон сультирования для меня  — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.                                                                                                                

              Тестирование-этот метод работы  использую как для учащихся, так  и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы. Что позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей( приложение № 3).    

             

Крикунова Елена Александровна

               Определяю для себя ещё один важный момент. Работа с учителями предметниками. Традиционно сложены взаимоотношения социального педагога со школой, учителями. К сожалению, нас часто разъединяет борьба за власть над ребенком,

амбиции приоритетов и пр. Это ответственный и сложный момент в моей работе. Как педагог работающий с ребёнком и его семьёй я лучше знаю положение, и о очень много могу объяснить в поведении, в учебе, но не всегда учитель- предметник готов и имеет время воспринимать эту информацию.  Многое можно если не оправдать, то объяснить не всегда положительными традициями школы. Все это не совпадает со свободным выбором содержания и форм жизнедеятельности ребенка во внешней для него и для школы среде, где ценятся добровольность выбора и самостоятельность действий, иной стиль отношений и общения с взрослыми, между взрослыми и т.д. Как ни важен социум, без школы развитие личности осталось бы неполноценным, никем не компенсируемым. Вывод банален: необходимо сотрудничество - взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело. Современные процессы изменений в школьной деятельности характеризуются усложнением позиционного отношения к ученику. Моё вмешательство должно быть корректным и ситуативно, оправданным. Суть взаимодействия с учителем – предметником заключается в раскрытии и развитии в ребёнке лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпении и терпимости  друг к  другу. Это помогает мне и педагогам объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления  трудностей и самореализации в случае неудачи. Моя деятельность обращена, прежде всего, к личности ученика. Безусловно, что развитие личности ребенка не может быть рассмотрено вне социального контекста, однако моя задача  состоит не в адаптации учащегося, а в создании условий для развития его активного отношения к миру.

              В наше время мало кто из родителей может себе позволить опекать ребёнка постоянно, присматривать за ним, когда он возвращается из школы. Еще меньше число родителей может сочетать опеку с интеллектуальным, художественным, физическим развитием. Неорганизованный досуг детей приводит к драматическим социальным последствиям. Дети начинают искать самовыражение не в созидательной деятельности, а в разрушительной.«Трудные» - это такие дети, не с которыми трудно, а которым трудно. Чаще всего именно ситуация в семье так или иначе является первостепенной причиной

Крикунова Елена Александровна

девиантного поведения. Закрепление такого поведения связано с разрушением социальных связей ребёнка с одноклассниками и взрослыми в школе, с родственниками. Как результат – одиночество или уход в ту среду, где его принимают таким,  какой он

есть. При  этом подросток   не видит для себя возможности другого. Я считаю что: принцип индивидуального подхода к детям очень важным; нужно опираться на положительные качества ребёнка. Вовлекая в совместную работу «трудных» подростков и их родителей я столкнулась с невосприимчивостью, отчуждённостью и агрессивностью. Эта ситуация привела меня просто в шоковое состояние. Но постепенно я поняла, что найти путь к сердцам этих ребят и их родителей возможно лишь при условии, что наша работа, будет  на доверии и уважении, искренним пониманием и доброты. Первоочередной задачей в этой работе заинтересовать ребят, найти контакт с ними, убедить в своей правоте, добиться того чтобы ребята на мероприятия оставались по желанию.

              Введение Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности  и правонарушений, несовершеннолетних в Краснодарском крае» было вызвано ростом детских  правонарушений. Как неоценим этот шаг в работе с подростками «группы риска». Ранняя профилактика вырабатывает предупредительные меры по устранению причин и условий, вызывающих отклонения в поведении и развития ребенка. Изучение семейной атмосферы и окружающей среды   описывались ранее.

              В работе с «трудными» детьми я использую: метод наблюдения, результаты которого записываются в ходе уроков, в период выполнения самостоятельной работы и других различных неурочных дел.  Метод социометрического выбора, который открывает мне взаимоотношения одноклассников,  помогает выявлять разные группы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников; метод анализа продуктов творчества учащихся в процессе их самостоятельной деятельности – художественно-эстетической, трудовой, учебной (приложения  № 5, таблица №2 ).  Тут не могу не похвастаться хорошими результатами. Учащимся «группы риска» было предложено поучаствовать в краевом творческом конкурсе «Здравствуй, мама!», мы откликнулись (приложение № 6.) И ребёнок  за свою творческую работу получил приз (приложение № 2, фото №.7,8,9).  Как он был рад. Его сейчас не узнать: участвует во всех школьных мероприятиях, добросовестно готовится к сдаче ЕГЭ. Приятно видеть плоды своей работы!

Крикунова Елена Александровна

Библиографический список:

1.Баранова Л.Д.Социальный педагог в школе./ Л.Д.Баранова. - Волгоград: Учитель,2008.-187 с.

2.Белякова, Е.А. Работа с семьей : новые горизонты / Е.А. Белякова // Учитель. – 2006. – № 1. –  55- 59 с.

3.Брюхова В.М Школа и семья от диалога к партнёрству./ В.М Брюхова // Классный руководитель.-2007.- № 7.-113- 129 с.

4.Матвеева Е.М.Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. Воспитательная работа в классах коррекции.5-9 классы./ Е.М Матвеева  - М.;Глобус,2007.-206 с.

5.Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.5-11 классы/Авт.-сост.Т.А    Шишковец.-2-е изд., перераб. и  доп.-М.: ВАКО,2007.-336 с

Приложение.

1. Приложение № 1 –Сценарий  концерта.

2. Приложение № 2 –   Урок-игра для учащихся 3-4 классов

 

Приложение №1

«Дети разных народов, мы мечтою о мире живем»

Цель:

- формирование толерантного пространства в школе;
- развитие убежденности у школьников в актуальности проблемы;
- формирование у учащихся установок на толерантное общение.

Вступление

Ведущий:

Добрый, добрый день, уважаемые участники и зрители.

Сегодня с вами увидим , что все мы такие разные, но, в то же время, у нас есть и много общего.

Где красота - там доброта, их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта на двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
Ты добротою поделись!

Песня: « Дорогою добра»

Я тебя вчера
Еще не знала –
Мы сегодня
Повстречались тут.
– Здравствуй! –
Смело ты сказала.
– Здравствуй.
Как тебя зовут?
Имя на имя –
И будто давно мы
Любим с тобою
В танце кружить
Будем знакомы?
Будем знакомы!
Будем знакомы –
Будем дружить.

Песня: « Песня о дружбе»

А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать –
То вряд ли это друг…

Песня: « Друг в беде не бросит»

Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.

Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.

Танец:

Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.

Песня: « Песня львёнка»

Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полн

Песня: « Белые кораблики»

Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный да
р

Танец

Не отнимайте солнце у детей!
И жизнь Земли вовеки не прервется!
Чтоб над Землей звучало каждый день:
Пусть всегда будет солнце!..

Песня  « Солнечный круг»

Тёплый дождик лил да лил,
Дело делал, не шалил :
Вымыл крышу у скворечни,
Вымыл ягоды-черешни...
Протянули мы ладошки,
Дождик их помыл немножко.

Танец

Смастерю из коры пароход

Или, может, большой теплоход

И  Отважным  его назову,

И по морю на нем поплыву.

Приглашу на корабль друзей:

Всех, кто хочет со мною играть

Только надо нам всех сосчитать,

Чтобы знать, сколько с нами друзей,

Чтобы было нам всем веселей,

Чтоб в дороге не потерять,

Надо просто нам всех сосчитать.

Песня « Дождик»

Еще не царствует река,
Но синий лед она уж топит;
Еще не тают облака,
Но снежный кубок солнцем допит.

Через притворенную дверь
Ты сердце шелестом тревожишь...
Еще не любишь ты, но верь:
Не полюбить уже не можешь...

Песня « Детство»

Мне твердят, что скоро ты любовь найдешь
И узнаешь с первого взгляда...
Мне бы только знать, что где-то ты живешь,
И клянусь, мне большего не надо!

Снова в синем небе журавли кружат...
Я брожу по краскам листопада.
Мне бы только мельком повидать тебя,
И клянусь, мне большего не надо!

Песня  «Антошка»

« Ты лети, лети, лепесток
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг
Возвращайся, сделав круг!
Как коснешься ты земли
Быть по-моему вели!»

Танец

Разрыдалась тучка,
От обиды, видно,
Почему же тучке
Стало вдруг обидно?
Может, захотелось
Тучке поиграть,
А ее заставили
Днем ложиться спать.

Песня « Крылатые качели»

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует тепло,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.

Если случится что – придем
Боль разведем руками,
Все вам подскажем, все поймем,
Сердце у нас не камень.

Песня  « Облака»

Чтобы стало в этом мире
Завтра лучше, чем вчера,
Есть на свете заводилы
И волшебники добра.
Чтоб была светлее старость,
Чтоб не плакать малышам,
Они дарят людям радость
По забытым адресам.
Счастья всем они добудут,
Не жалея ничего!
И ответом им повсюду –
Радость, вера и добра!

Песня  « От улыбки» 

После дождя пусть будет радуга,
Пускай растают сразу все снега,
И солнце лучиками яркими пусть с небес греет вас!
Ну что сказать вам на прощание?
Так не хотелось расставания,
Мы говорим вам: «До свидания»!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Приложение №2

              Путешествие в Законодательную страну.

                     

                       Урок-игра для учащихся 3-4 классов.

Цели урока: дать учащимся представление о выборах; помочь разобраться в терминах и понятиях; повысить  информационную компетентность. учащихся.  

Оборудование:

- плакаты ;

- карта города ;

-агитационные листовки;

-избирательная урна;

-бейджики для наблюдателей, избирательной комиссии;

- избирательный бюллетень.

-произведение А.С Пушкина «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

-магнитофон.

Предварительная работа: класс разбивается на группы (партия каждого кандидата) , предлагается составить предвыборную программу. Раздаются агитационные листы.

Ход занятия.

Социальный педагог:

               - Ребята, Вы ещё не знаете что такое выборы? Не беда!

Мы тоже были когда-то маленькими, и даже не подозревали ,что важные государственные законы дают ответ на этот вопрос. Вы маленькие, а законы такие большие и важные, и Вы ничего в них не понимаете. И опять не проблема!

Сейчас мы разберёмся! Отправимся в путешествие и узнаем много полезного о государстве , в котором мы живём. Путешествие в законодательную страну.В одном самом обыкновенном сказочном  городе должны состояться выборы.

Вопрос :   -Что такое выборы?             ( ответы детей).

Социальный педагог:  -Правильно- выборы-это когда выбирают.

На пост правителя Закодательной страны  выдвинулись 4 кандидата:

1.Царь Салтан.

2.Сестра ткачиха.

3.Царь Гвидон.

4.ЛебедьЦаревна.

Теперь заслушаем предвыборные программы.

           

(Учащиеся  объясняют значение слова кандидат , зачитывают подготовленные доклады.)

*Кандидат-это человек, который решил использовать своё право быть избранным и заявил об этом в государственный орган.

Социальный педагог: -  Теперь мы с Вами превратимся в избирателей .И отправимся в путешествие  на избирательный участок, где всё подготовлено.

Объяснение понятий избирательный участок ,  избиратели .

*Избиратели- это житель страны, который может прийти на выборы и проголосовать за какого-нибудь кандидата,  и которому уже исполнилось 18 лет.

*Избирательный участок-это специальное помещение , где проходит голосование.

День выборов всегда назначается на выходной, голосование длится целый день.  На избирательном участке люди, которые работают в избирательной комиссии , выдают         избирателям специальные избирательные бюллетени.

                       

Алгоритм действий в день выборов.

Избирательный участок

=

Избирательная комиссия

=

Избирательные бюллетени

=

Избирательная урна

*Избирательный бюллетень –это специальный листок бумаги, который избирателю выдаётся на избирательном участке. В нём указаны имена вех кандидатов и избиратель ставит пометку, за кого он голосует.

Социальный педагог:  - Сейчас , Вы  , проголосуете за понравившегося кандидата. Пройдите на избирательный участок и получите избирательные бюллетени. Напротив каждой фамилии есть специальная клеточка, поставьте  пометку напротив того кандидата ,которого считаете самым лучшим. Опустите избирательный бюллетень в избирательную урну.

                ( Дети проходят  на импровизированный избирательный участок ,голосуют ).    

Социальный педагог: -Голосование закончилось! Избирательная комиссия,открывает избирательную урну и подсчитывает бюллетени.А мы, с Вами ,отгадаем ребус.

%     *  )  +   №  , /     0  ?     0 + : ? ;  Э ! Р ?  =!.

% -Я        /-Ч        Э-В

* -3        0-Т              !-Ы

)-н        ?-о                Р-Б

+-а        :-к            =-Ы

№-ю     ;-е

Я знаю ,что такое выборы!

Социальный педагог: -Народ избрал правителем………

(Оглашение результатов выборов .Подведение итогов).

        Используемая литература.

1.А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». М. 1992.

2.Ю.Н.Климова.Я знаю, что такое выборы! Детская школьная Академия.-М.2007.№4.

Избирательный бюллетень.

1.Царь Салтан____________

2.Царь Гвидон____________

3.Сестра Ткачиха__________

4.Царевна Лебедь__________

Отметьте :   +  , выбранного кандидата

Избирательный бюллетень.

1.Царь Салтан____________

2.Царь Гвидон____________

3.Сестра Ткачиха__________

4.Царевна Лебедь__________

Отметьте :   +  , выбранного кандидата

ПРИНЦИПЫ ВЫБОРОВ-

ЭТО ГЛАВНЫЕ ОСНОВЫ,

 ПО

КОТОРОМУ ПРОВОДЯТСЯ

ВЫБОРЫ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников

Данный материал можно использовать для проведения педагогических советов. методических мероприятий. В конспекте охарактеризованы основные ключевые компетенции школьников и способы их формирования....

Воспитательная работа в школе

Система воспитательной работы,охватывает многие разделы здоровье, патриотизм, работу с родителями, школьное самоуправление и т.д....

"Воспитательная работа в школе как неотъемлемая часть формирования духовно - нравственного сознания ребенка (из опыта работы)

Данная работа представляет собой фрагмент из представления  опыта работы классного руководителя по формированию духовно-нравственного сознания школьников....

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Доклад на тему: «Проектная работа в системе социально-воспитательной работы в школе-интернате»

Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно- воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участни...