Формирование семейной культуры в рамках ФГОС
статья (7 класс) по теме
Рассматриваю ключевые направления развития общего образования "Наша новая школа". Указываю на главную цель современного образования и семьи - воспитание нравственного, ответственного инициативного и компетентного гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynaya_kultura.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
«ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ
В УСЛОВИЯХ ФГОС»
АВТОР: Бевза Ираида Георгиевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Русскополянская средняя общеобразовательная школа №2»
Должность: социальный педагог
Адрес автора: Омская область, р.п.Русская Поляна,
ул.Ленина, 76.
Телефоны: (38156) 2-14-91
Р.п. Русская Поляна
2012 год.
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ
В УСЛОВИЯХ ФГОС.
КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ «НАША НОВАЯ ШКОЛА».
-Обновление образовательных стандартов.
-Система поддержки талантливых детей.
-Развитие учительского потенциала,
-Современная инфраструктура школы,
-Духовно-нравственное развитие школьников,
-Здоровье школьников.
СФЕРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЖНО
ОБОЗНАЧИТЬ ДВУМЯ ПОЛОЖЕНИЯМИ.
-Фокусом целенаправленных усилий государства является воспитание
активной гражданской позиции, чувств ответственности за свою страну.
-Основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие является общеобразовательная школа, выстраиваются партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания и социализации, такими как семья, институты гражданского общества, общественные организации.
Цель современного образования и семьи в воспитании
современного Российского школьника.
Важнейшей целью современного образования и семьи одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Их содержание отражает основные направления развития личности:
-личностная культура;
-социальная культура;
-семейная культура.
ЛИЧНОСТНАЯ КУЛЬТУРА-это:
- готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению.
-готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
-способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
-трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
-осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
СЕМЕЙНАЯ КУЛЬТУРА- это:
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
-понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
-бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА-это:
-осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;
-вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
-адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества;
-готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
-развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;
-забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Духовно-нравственное развитие гражданина Рссии- это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений- все это непосредственно зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Сферу педагогической ответственности в этом процессе можно обозначить двумя положениями:
-фокусом целенаправленных усилий государства является воспитание активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
-основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие гражданина России является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания и социализации, такими, как семья, институты гражданского общества, общественные организации, СМИ.
Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимися ценностей:
-семейной жизни;
-культурно-регионального сообщества;
-культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей традиционных российских религий;
-российской гражданской нации;
-мирового сообщества.
Духовно- нравственное развитие гражданина России представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации.
Следующая ступень развития гражданина России- это осознанное принятие обучающимися традиций, ценностей. Особых форм культурно-исторической. социальной и духовной жизни его родного села, города, района. Области, края.
Здесь наполняются конкретным чувственно-выразительным содержание через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «Мой дом».
БАЗОВАЯ ФОРМИРОВАНИЕ
ЦЕННОСТЬ СЕМЕЙНОЙ
КУЛЬТУРЫ
ЦЕЛЬ
Осознание базовой ценности семьи как первоосновы
нашей принадлежности к народу, Отечеству.
СЕМЬЯ
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ
-любовь; -верность; -здоровье; -взаимопомощь; -достаток; -почитание родителей; -забота о младших и старших; -ответственность за другого; -забота о продолжении рода. | -здоровый образ жизни; -умение ценить семейные реликвии; -забота о продолжении Рода; |
ФОРМЫ ФОРМЫ
-Игровая деятельность; -социальное творчество- участие ребенка в социально значимых делах; -художественное творчество; -спортивно-оздоровительная; -трудовая; -туристско-краеведческая. | -Семейное древо; -летопись семьи; -музей семейных реликвий; -игра : «Какой я вижу свою Семью». |
Виды внеурочной деятельности | Уровень результатов | Результаты |
1.Игровая | 1.Приобретение социальных знаний | Игра с ролевым акцентом |
2.Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Игра с деловым акцентом | |
| 3.Получение опыта самостоятельного общественного действия | Социально моделирующая игра |
2.Познавательная | 1.Приобретение социальных знаний. | Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады. |
2.Ф Председателю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Р-Полянского Муниципального образования Смирновой М.Г. ормирование ценностного отношения к социальной реальности | Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» | |
3.Получение Опыта Самостоятельного Обществ.действия | Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности(интеллек туальные марафоны), школьный музей-клуб. | |
3.Проблемно- Ценностное Общение | 1.Приобретение социальных знаний | Этическая беседа |
2.Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Дебаты, тематический Диспут. | |
3.Получение опыта самостоятельного обществ.действия. | Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов. | |
4.Досугово-развлекательная деятельность | 1.Приобретение соц.знаний | Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, галерею. |
2.Формир.ценностного отношения к соц. реальности | Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне Класса и школы | |
3.Получение опыта самостоят. Действия | Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме. | |
5.Художественное Творчество | 1.Приобр.соц. Знаний | Занятия объединений Художественного творчества |
2.Формир.ценностного отношения к соц.реальности. | Худ.выставки. фестивали искусств, спектакли в классе. | |
3.Получение Опыта самостоят. Обществ.действия | Художественные акции школьников в окружающем школу социуме. | |
6.Социальное Творчество | 1.Приобретение Соц. знаний | Социальная проба(инициатив- ное участие ребенка в социальном деле |
2.Формиров.ценностно го отношения к соц.реальности | КТД(коллективно- творческое дело) | |
3.Получ.опыта Самостоятельного Общественного Действия | Социально-образователь ный проект | |
7.Трудовая деятельность | 1.Приобретение социальных знаний | Занятия по констуированию, кружки технического творчества |
2.Формир.ценностного отношения к соц.реальности | Трудовые десанты, Сюжетно-ролевые игры | |
3.Получение опыта самостоятельн. общественного действия. | Совместное образовательное производство детей и взрослых | |
8.Спортивно- Оздоровительная Деятельность | 1.Приобретение социальных знаний | Занятия спорт.секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах |
2.Формир.ценностного отношения к соц.реальности | Школьные спортивные турниры, оздоровит. Акции. | |
3.Получение опыта самостоятельного общественного действия | Спортивные и оздоровит. акции школьников в окружающем социуме | |
9.Туристско- краеведческая деятельность | 1.Приобретение социальных знаний | Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок |
2.Формирование ценностного отношения к соц.реальности | Туристский поход, Краеведческий клуб | |
3.Получение опыта самостоятельного общественного действия | Туристско-краеведческая экспедиция,поисково- краеведческая эксп. Школьный музей. |
МОНИТОРИНГ:
В работе с классом использую социологический метод наблюдения в процессе непосредственного общения с ребенком и членами его семьи.
Визуальные наблюдения и выводы необходимы при оценке таких характеристик, как «уровень социального благополучия семьи» или
«эмоциональные отношения родителей с детьми».
Для более точного определения этих качественных характеристик
можно использовать опросник, определяющий уровень социального
благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине) использую следующие
вопросы:
Хотел бы ты в своей будущей семье:
-Иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей?
-Воспитывать детей так же, как это делают твои родители?
-Относиться к пожилым родителям, как это делают в твоей семье?
-Разделять домашнюю работу так, как это делают твои родители?
-Проводить свободное время так, как это делают твои родители?
Содержание поставленных вопросов позволяет сделать вывод о
ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее членами.
Создание доверительных отношений с ребенком требует наличия у
педагога наряду с психологической техникой информации о личностных
характеристиках ребенка. Сбор такой информации провожу по матрице,
которая одновременно является инструментом для вычисления обобщенного показателя уровня социального благополучия ребенка.
ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ
необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи.
В процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями выделяю пять типов семей. Выделяю эти семьи в ходе бесед, тестирования учащихся, составления социального паспорта класса. Это позволяет более адресно и точно предупреждать и корректировать «изъяны» семейного воспитания.
Типы проблемных семей | Задачи классного руководителя | Методы |
Семьи, в которых «трудные» родители. Одинокая мать, которой Ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье-холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта.
| -Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться. -Попробовать посмотреть на себя глазами матери.Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней. -Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее. -деликатно. Тактично Затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных проблем. | Беседа. Игры и упражнения: «Как научить детей сотрудничать» (К.Фопель) |
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность. Бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми. | -Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут. -Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. -Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. -Включить подростка в Более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить Контроль. | Участие детей и родителей в совместных мероприятиях. Семейный клуб: «Культурные ценности и традиции семьи»; «Реликвии из бабушкиного сундучка». |
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. | -Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. -Пробудить интерес к саморазвитию. -Внушать мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях. | Консультации с родителями на темы: «Культура общения», «Семейные проблемы. Как их решать?»-обсуждение жизненных ситуаций. |
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют. | -Изменить жизненную ориентацию родителей. -Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира. -При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы. | Тренинг-«Решение конфликтных педагогических ситуаций». |
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими. | -Доказать родителям, что с ребенком надо общаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы. -Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение. -Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку- главное средство в воспитании. | Тренинг- «Давайте никогда не ссориться!» |
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ- имеет своим предметом «образование
сердца», то есть образование и управление чувствами и волей детей.
В понимании Бестужева А.Ф. предмет нравственного воспитания заключается в создании условий для развития ребенка в соответствии с его
природными наклонностями, направленными на пользу общественного прогресса.
При нравственном воспитании детей мы придерживаемся четырех основных правил:
Первое- НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ.
Второе- ТВОРИТЕ ДЛЯ ДРУГИХ ДОБРО, ЕСЛИ ДЛЯ ЭТОГО У ВАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТИ.
Третье-БУДЬТЕ ПАТРИОТАМИ СВОЕЙ НАЦИИ И СВОЕЙ СТРАНЫ,
ЗАЩИЩАЙТЕ ОТЕЧЕСТВО.
Четвертое- БУДЬТЕ ЗАКОНОПОСЛУШНЫМИ, НЕ ДОПУСКАЙТЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАДАЧА: Сформировать у детей понятие-
Забота о продолжении рода.
Что детям известно? | Что необходимо сделать? |
Форма игровая | Разработать игру |
Отследить эффективность данной формы деятельности. | |
Литература:
1.Д.В.Григорьев, П.В.Степанов-
«Внеурочная деятельность школьников»
Москва «Просвещение» -2010г.
2.Классный руководитель -№6, 2001г.
«Роль нравственного воспитания в формировании личности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания по физической культуре в рамках ФГОС в 5 классе
Данный материал включает в себя два блока: "легкая атлетика" и "волейбол", расписаны знания и умения учащихся при прохождении этих блоков, а также за что учащиеся могут получить дополнительные бонусы ...
Методическое пособие по разработке программы по предмету «Физическая культура» в рамках ФГОС (основная школа)
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной ...
Конспект урока по физической культуре в рамках ФГОС. Игры и эстафеты с мячами.4 класс.
Цель: Совершенствование ловли и передачи мяча посредством подвижных игр и соревновательной деятельности Образовательные задачи: (предметные результаты): 1.Познакомить со значением слов «ball», « baske...
Уроки физической культуры в рамках ФГОС
направления уроков физической кульутры...
Построение деятельности учителя физической культуры в рамках ФГОС
Учитель как личность – активно действующий субъект педагогического воздействия. Успех его педагогической деятельности определяется такими характеристиками , как педагогические навыки, способност...
Семинар "Формирование метапредметных результатов в рамках ФГОС"
Семинар для молодых педагогов в рамках реализации муниципального проекта "Школа молодого педагога"...