Программа "Все профессии важны"
рабочая программа по теме

Программа направлена на формирование у детей 7-10 лет представлений о различных сторонах профессий, понимании роли труда в жизни человека и общества, развитии интереса к работе родителей и ближайшего окружения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Все профессии важны"122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы

1.

Наименование программы:

Профессиональная ориентация детей –                     «Все профессии важны»

2.

Цель программы:

Создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессий

3.

Автор

программы:

Илькаева Ильсияр Халилулловна – руководитель программы (социальный педагог подросткового клуба по месту жительства «Шанс»)

4.

Срок реализации программы:

октябрь 2011г. - ноябрь 2012 г. 

5.

Категория участников:

10-15 человек  в возрасте от 7 до10 лет

6.

Количество участников:

Охват около 300 человек - воспитанники подросткового клуба «Шанс»

7.

Организации-партнеры

  1. МОУ СОШ№6;
  2. СК «Абсолют»;
  3. ОГПС №9;
  4. Интеллект-центр

8.

Место реализации:

Муниципальное учреждение «Комплексный центр социально-досугового обслуживания детей и молодежи»; подростковой клуб «Шанс»

9.

Адрес, телефон

ЯНАО, Тюменская область,

г. Ноябрьск, ул. Ленина, д.19,

т. 8(3496) 39-22-70 

I. Актуальность программы

                                                          «У меня растут года, будет мне семнадцать.

                                                           Где работать мне тогда, чем заниматься?»

«Кем быть?» В.Маяковский

                 

Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники общеобразовательных учреждений в профессиональном самоопределении, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы.  

Долгое время проблема профессионального самоопределения необоснованно приписывалась только подростковому возрасту. На сегодняшний день, распространенной является точка зрения о том, что работа, направленная на формирование и развитие у детей знаний, умений и навыков, для осуществления осознанного профессионального выбора, должна являться приоритетной на каждом возрастном этапе. С целью наиболее эффективной подготовки молодежи к современному рынку труда, профессиональной ориентацией необходимо заниматься с раннего возраста.

Актуальность и необходимость работы по профессиональному самоопределению малолетних в возрасте от 7 до 10 лет связана с тем, что в современном обществе, где человеку предоставляется свобода выбора, представления детей данной возрастной категории о существующих профессиях очень ограничены.

Профессиональная ориентация – это система воздействия на личность ребенка для его подготовки к сознательному выбору профессии с учетом личных и общественных интересов. Однако, если для детей подросткового возраста существует множество методов и приемов работы по профессиональной ориентации, то для выбранной нами категории участников программы, таких наработок явно недостаточно.  Решить задачу  правильного определения сферы деятельности и рационального использования трудовых ресурсов возможно через раннее знакомство детей с различными специальностями, которое не только расширяет общий кругозор ребёнка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей. Таким образом, чем подробнее профориентационная работа осуществляется с детьми 7-10 лет, тем эффективнее процесс становления трудовой активности и профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте.

Дети избранной нами возрастной категории эмоционально реагирует на все новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств. Они охотно выполняют трудовые поручения, стремятся к активной деятельности. Следовательно, при разработке программы учитываются те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют их психологическим особенностям, вносят в них элементы игры, романтики, творчества.

Исходя из вышеизложенного, учитывая возрастные особенности участников, деятельность специалиста должна заключаться в формировании у детей представлений о различных сторонах профессий, понимании роли труда в жизни человека и общества, развитии интереса к работе родителей и ближайшего окружения.

Цель программы: создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии.

Задачи:

  1. расширить общий кругозор участников о различных видах профессий;
  2. формировать у детей умения и навыки общей трудовой деятельности на пользу людям;
  3. развивать у воспитанников любовь и добросовестное отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества;
  4. способствовать раннему проявлению и конкретизации профессиональных интересов и склонностей детей;
  5. воспитывать уважения к людям труда.

          Принципы построения программы

  1. добровольности участия детей;
  2. сознательности и активности;
  3. наглядности;
  4. связи теории с практикой;
  5. дифференцированности и индивидуального подхода к детям в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, различий в ценностных ориентациях и жизненных планах.

II. Ведущие направления реализации программы

  1. Профессиональное просвещение предусматривает предоставление детям актуальных и достоверных сведений, содержащих характеристику различных профессий, информацию о роли труда в жизни человека и общества.
  2. Профессиональное консультирование (групповое, индивидуальное) предполагает изучение личности участников с последующим предоставлением рекомендаций.
  3. Профессиональная адаптация подразумевает нахождение ребенком своего собственного «Я» в современном разнообразии профессий через ролевые, имитационные, профориентационные игры.
  4. Профессиональное воспитание включает в себя развитие у воспитанников интереса к профессиям родителей и ближайшего окружения, чувства долга, ответственности, трудолюбия, целеустремлённости, формирование положительного отношения к различным видам трудовой и общественной деятельности.

III. Этапы и сроки реализации программы

I .  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (октябрь 2011г.)

-    поиск заинтересованных участников;

-    создание актива;

-    методическое наполнение программы;

-    обеспечение необходимой материально-технической базы;

     

II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП  (ноябрь 2011г. – ноябрь 2012г.)

-     установление контакта с группой участников программы;

-  ознакомление воспитанников подросткового клуба с условиями и правилами  коллективной деятельности;

- реализация информационно-просветительских мероприятий по профориентационной работе.

-    организация встреч с представителями различных профессии;

- формирование творческих способностей детей: любознательности,   воображения, эмоциональности, самостоятельности, творческого отношения к деятельности;

 

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (ноябрь 2012г.)

-   анализ результатов реализации программы;

-   оценка эффективности программы;  

-   обобщение опыта работы;

- внесение дополнений и изменений  в программу и определение перспективы  деятельности на новый учебный год.

IV. Ресурсное обеспечение программы

Материальное-техническое обеспечение предполагает наличие необходимого помещения для проведения запланированных в программе мероприятий, инвентарем, канцелярскими принадлежностями, информационными и тестовыми материалами на каждого участника.

Информационно-методическое обеспечение осуществляется за счет фонда городских библиотек и информационно-методической службы Комплексного центра социально-досугового обслуживания детей и молодежи, копилки сценариев п/к «Шанс».

          Кадровое обеспечение: социальный педагог п/к «Шанс»              Илькаева И.Х. осуществляет общее руководство по реализации программы, несет ответственность за достижение цели и выполнение поставленных задач, координирует работу.

Управление реализацией программы осуществляется директором           МУ КЦСДОДиМ, заместителем директора по основной деятельности, заведующим отделом социально-педагогической работы, методистами.

V. Ожидаемые результаты

  1. расширение общего кругозора участников о мире профессий;
  2. развитие осмысленного запоминания, дифференцированного восприятия, произвольного внимания;
  3. развитие познавательной активности, любознательности, расширение общего кругозора и знаний, познавательных интересов и творческого мышления;
  4. личностное развитие детей (навыки работы в группе, развитие воображения, навыки слушания);
  5. осознание детей ценности и важности профессии; проявление интереса и склонности к определённым профессиям, уважение к людям трудовых специальностей;
  6. совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

VI. Критерии эффективности программы

Показатели

Как измеряются

Количественные

вовлечённость детей от 7 до 10 в  профессиональное просвещение.

разработка интерактивных стендов, согласно тематического планирования, содержащие характеристику различных профессий, информацию о роли труда в жизни человека (около 300 воспитанников)

включение детей работе в группе

создание актива (10-15 человек)

количество мероприятий по профессиональной ориентации детей

ежемесячные, квартальные, годовые отчёты (свод статистических данных)

Качественные

сформированность у детей умения и навыки общей трудовой деятельности на пользу людям, освоение знаний и навыков о труде

анкетирование, диагностики детей

направленность воспитательного процесса на формирование раннего проявления и конкретизации профессиональных интересов и склонностей детей

анализ деятельности социального педагога

положительный резонанс и отзыв о мероприятиях программы

освещение в интернете в сайте УДСМ

разработка и создание  новых программ  по профориентационной работе

пополнение методической копилки, разнообразных форм проведения мероприятий

взаимосвязь и сотрудничество с предприятиями города

соглашения по сотрудничеству, совместные планы работ

VII. Тематический план мероприятий по программе

Данный тематический план составлен на основе анализа возрастных особенностей детей в возрасте 7-10 лет. Первые занятия по программе          «Все профессии важны» ориентированы на знакомство участников, включают в себя развивающие игры, направленные на установление первичного контакта и доверительных отношений, а также на подготовку детей к дальнейшей совместной деятельности. Формы работы с воспитанниками подобраны таким образом, чтобы они были интересны, и позволяли не только что-то узнать, но и создать благоприятную атмосферу для работы с детьми, заинтересовать их. В мероприятия также включены  ролевые игры по профориентации, в которых ребенок сам  выбирает себе профессию, играет в нее, учась ответственности и серьезному подходу к поставленным перед ним задачам.

Название

мероприятия

(форма проведения)

Форма проведения

Цель мероприятия

Октябрь 2011г.

«Я и профессии»

беседа с элементами игры

Предоставление знаний и навыков о труде,  о многообразии мира профессий и труда. Установление контакта с детьми.

Ноябрь 2011г.

«Кто работы не боится, у того она и спорится»

беседа с элементами игры

Формирование творческих способностей детей:  любознательности,   воображения, эмоциональности, самостоятельности, творческого отношения к деятельности

«Кто ты будешь такой?»

конкурс рисунков

Выявление профессиональных интересов детей.

Декабрь 2011г.

«Куда уходят поезда?»

экскурсия

Развитие познавательных интересов участников.

Январь 2012г., 21 января 16.00ч.

«Все профессии нужны, все профессии важны!»

познавательная игра

Формирование у детей навыков трудовой деятельности.

Февраль 2012г., 18 февраля, 16.00ч.

«По дорогам идут машины»

беседа с элементами игры

Расширение знаний детей с профессии «водитель», их кругозора и словарного запаса.

Март 2012г., 24 марта, 16.00ч.

«О профессии библиотекарь»

беседа с элементами тренинга

Ознакомление воспитанников с профессией «библиотекарь».

Апрель 2012г.

«У кого мастерок, у кого молоток?»

оформление интерактивного стенда

Предоставление знаний о многообразии рабочих инструментов.

Июль 2012г.

«Строим дом»

экскурсия

Ознакомление воспитанников со строительными специальностями, формирование у детей познавательного интереса к представителям рабочих специальностей.

Август 2012г.

« Слава миру на земле, слава хлебу на столе!»

беседа-игра

Раскрытие участникам  особенностей сельскохозяйственных специальностей.

Сентябрь 2012г.

«Осторожно – огонь!»

встреча с представителем профессии

Расширение представлений детей о профессии пожарного.

Октябрь 2012г.

«Профессия «парикмахер»

беседа с элементами игры

Раскрытие участникам истории возникновения профессии «парикмахер», развитие у детей эстетического восприятия.

Ноябрь 2012г.

«Мир профессий»

оформление интерактивного стенда

Предоставление знаний о многообразии мира профессий и труда.

VIII. Список используемой литературы

  1. Юрмин Г.А. Все работы хороши, выбирай на вкус! М.: Дет. лит., 1999.
  2. Занимательное азбуковедение: Сб./сост. В.В.Волина. М.: Просвещение, 2000.
  3. Гурова Е.В, Голерова О.А. Профориентационная работа в школе. М.: Просвещение, 2007.
  4. Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. М.: Просвещение, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"

Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий....

Сказка "Все професси важны, все профессии нужны!

Сказка о разнообразии и значимости профессий в жизни каждого человека....

"Все профессии важны, все профессии нужны" викторина

Разработка внеклассного мероприятия по профориентационному обучению и воспитанию глухих школьников. Форма – викторина, тема: «Все профессии важны, все профессии нужны». Может быть использовано...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...

Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»

В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...

фото «Все профессии важны, все профессии нужны» путешествие в мир профессий

фото «Все профессии важны, все профессии нужны» путешествие в мир профессий...