Программа "Все профессии важны"
рабочая программа по теме
Программа направлена на формирование у детей 7-10 лет представлений о различных сторонах профессий, понимании роли труда в жизни человека и общества, развитии интереса к работе родителей и ближайшего окружения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Все профессии важны" | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
1. | Наименование программы: | |
2. | Цель программы: | Создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессий |
3. | Автор программы: | Илькаева Ильсияр Халилулловна – руководитель программы (социальный педагог подросткового клуба по месту жительства «Шанс») |
4. | Срок реализации программы: | октябрь 2011г. - ноябрь 2012 г. |
5. | Категория участников: | 10-15 человек в возрасте от 7 до10 лет |
6. | Количество участников: | Охват около 300 человек - воспитанники подросткового клуба «Шанс» |
7. | Организации-партнеры |
|
8. | Место реализации: | Муниципальное учреждение «Комплексный центр социально-досугового обслуживания детей и молодежи»; подростковой клуб «Шанс» |
9. | Адрес, телефон | ЯНАО, Тюменская область, г. Ноябрьск, ул. Ленина, д.19, т. 8(3496) 39-22-70 |
I. Актуальность программы
«У меня растут года, будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда, чем заниматься?»
«Кем быть?» В.Маяковский
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники общеобразовательных учреждений в профессиональном самоопределении, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы.
Долгое время проблема профессионального самоопределения необоснованно приписывалась только подростковому возрасту. На сегодняшний день, распространенной является точка зрения о том, что работа, направленная на формирование и развитие у детей знаний, умений и навыков, для осуществления осознанного профессионального выбора, должна являться приоритетной на каждом возрастном этапе. С целью наиболее эффективной подготовки молодежи к современному рынку труда, профессиональной ориентацией необходимо заниматься с раннего возраста.
Актуальность и необходимость работы по профессиональному самоопределению малолетних в возрасте от 7 до 10 лет связана с тем, что в современном обществе, где человеку предоставляется свобода выбора, представления детей данной возрастной категории о существующих профессиях очень ограничены.
Профессиональная ориентация – это система воздействия на личность ребенка для его подготовки к сознательному выбору профессии с учетом личных и общественных интересов. Однако, если для детей подросткового возраста существует множество методов и приемов работы по профессиональной ориентации, то для выбранной нами категории участников программы, таких наработок явно недостаточно. Решить задачу правильного определения сферы деятельности и рационального использования трудовых ресурсов возможно через раннее знакомство детей с различными специальностями, которое не только расширяет общий кругозор ребёнка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей. Таким образом, чем подробнее профориентационная работа осуществляется с детьми 7-10 лет, тем эффективнее процесс становления трудовой активности и профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте.
Дети избранной нами возрастной категории эмоционально реагирует на все новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств. Они охотно выполняют трудовые поручения, стремятся к активной деятельности. Следовательно, при разработке программы учитываются те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют их психологическим особенностям, вносят в них элементы игры, романтики, творчества.
Исходя из вышеизложенного, учитывая возрастные особенности участников, деятельность специалиста должна заключаться в формировании у детей представлений о различных сторонах профессий, понимании роли труда в жизни человека и общества, развитии интереса к работе родителей и ближайшего окружения.
Цель программы: создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии.
Задачи:
- расширить общий кругозор участников о различных видах профессий;
- формировать у детей умения и навыки общей трудовой деятельности на пользу людям;
- развивать у воспитанников любовь и добросовестное отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества;
- способствовать раннему проявлению и конкретизации профессиональных интересов и склонностей детей;
- воспитывать уважения к людям труда.
Принципы построения программы
- добровольности участия детей;
- сознательности и активности;
- наглядности;
- связи теории с практикой;
- дифференцированности и индивидуального подхода к детям в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, различий в ценностных ориентациях и жизненных планах.
II. Ведущие направления реализации программы
- Профессиональное просвещение предусматривает предоставление детям актуальных и достоверных сведений, содержащих характеристику различных профессий, информацию о роли труда в жизни человека и общества.
- Профессиональное консультирование (групповое, индивидуальное) предполагает изучение личности участников с последующим предоставлением рекомендаций.
- Профессиональная адаптация подразумевает нахождение ребенком своего собственного «Я» в современном разнообразии профессий через ролевые, имитационные, профориентационные игры.
- Профессиональное воспитание включает в себя развитие у воспитанников интереса к профессиям родителей и ближайшего окружения, чувства долга, ответственности, трудолюбия, целеустремлённости, формирование положительного отношения к различным видам трудовой и общественной деятельности.
III. Этапы и сроки реализации программы
I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (октябрь 2011г.)
- поиск заинтересованных участников;
- создание актива;
- методическое наполнение программы;
- обеспечение необходимой материально-технической базы;
II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ноябрь 2011г. – ноябрь 2012г.)
- установление контакта с группой участников программы;
- ознакомление воспитанников подросткового клуба с условиями и правилами коллективной деятельности;
- реализация информационно-просветительских мероприятий по профориентационной работе.
- организация встреч с представителями различных профессии;
- формирование творческих способностей детей: любознательности, воображения, эмоциональности, самостоятельности, творческого отношения к деятельности;
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (ноябрь 2012г.)
- анализ результатов реализации программы;
- оценка эффективности программы;
- обобщение опыта работы;
- внесение дополнений и изменений в программу и определение перспективы деятельности на новый учебный год.
IV. Ресурсное обеспечение программы
Материальное-техническое обеспечение предполагает наличие необходимого помещения для проведения запланированных в программе мероприятий, инвентарем, канцелярскими принадлежностями, информационными и тестовыми материалами на каждого участника.
Информационно-методическое обеспечение осуществляется за счет фонда городских библиотек и информационно-методической службы Комплексного центра социально-досугового обслуживания детей и молодежи, копилки сценариев п/к «Шанс».
Кадровое обеспечение: социальный педагог п/к «Шанс» Илькаева И.Х. осуществляет общее руководство по реализации программы, несет ответственность за достижение цели и выполнение поставленных задач, координирует работу.
Управление реализацией программы осуществляется директором МУ КЦСДОДиМ, заместителем директора по основной деятельности, заведующим отделом социально-педагогической работы, методистами.
V. Ожидаемые результаты
- расширение общего кругозора участников о мире профессий;
- развитие осмысленного запоминания, дифференцированного восприятия, произвольного внимания;
- развитие познавательной активности, любознательности, расширение общего кругозора и знаний, познавательных интересов и творческого мышления;
- личностное развитие детей (навыки работы в группе, развитие воображения, навыки слушания);
- осознание детей ценности и важности профессии; проявление интереса и склонности к определённым профессиям, уважение к людям трудовых специальностей;
- совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
VI. Критерии эффективности программы
Показатели | Как измеряются |
Количественные | |
вовлечённость детей от 7 до 10 в профессиональное просвещение. | разработка интерактивных стендов, согласно тематического планирования, содержащие характеристику различных профессий, информацию о роли труда в жизни человека (около 300 воспитанников) |
включение детей работе в группе | создание актива (10-15 человек) |
количество мероприятий по профессиональной ориентации детей | ежемесячные, квартальные, годовые отчёты (свод статистических данных) |
Качественные | |
сформированность у детей умения и навыки общей трудовой деятельности на пользу людям, освоение знаний и навыков о труде | анкетирование, диагностики детей |
направленность воспитательного процесса на формирование раннего проявления и конкретизации профессиональных интересов и склонностей детей | анализ деятельности социального педагога |
положительный резонанс и отзыв о мероприятиях программы | освещение в интернете в сайте УДСМ |
разработка и создание новых программ по профориентационной работе | пополнение методической копилки, разнообразных форм проведения мероприятий |
взаимосвязь и сотрудничество с предприятиями города | соглашения по сотрудничеству, совместные планы работ |
VII. Тематический план мероприятий по программе
Данный тематический план составлен на основе анализа возрастных особенностей детей в возрасте 7-10 лет. Первые занятия по программе «Все профессии важны» ориентированы на знакомство участников, включают в себя развивающие игры, направленные на установление первичного контакта и доверительных отношений, а также на подготовку детей к дальнейшей совместной деятельности. Формы работы с воспитанниками подобраны таким образом, чтобы они были интересны, и позволяли не только что-то узнать, но и создать благоприятную атмосферу для работы с детьми, заинтересовать их. В мероприятия также включены ролевые игры по профориентации, в которых ребенок сам выбирает себе профессию, играет в нее, учась ответственности и серьезному подходу к поставленным перед ним задачам.
Название мероприятия (форма проведения) | Форма проведения | Цель мероприятия |
Октябрь 2011г. | ||
«Я и профессии» | беседа с элементами игры | Предоставление знаний и навыков о труде, о многообразии мира профессий и труда. Установление контакта с детьми. |
Ноябрь 2011г. | ||
«Кто работы не боится, у того она и спорится» | беседа с элементами игры | Формирование творческих способностей детей: любознательности, воображения, эмоциональности, самостоятельности, творческого отношения к деятельности |
«Кто ты будешь такой?» | конкурс рисунков | Выявление профессиональных интересов детей. |
Декабрь 2011г. | ||
«Куда уходят поезда?» | экскурсия | Развитие познавательных интересов участников. |
Январь 2012г., 21 января 16.00ч. | ||
«Все профессии нужны, все профессии важны!» | познавательная игра | Формирование у детей навыков трудовой деятельности. |
Февраль 2012г., 18 февраля, 16.00ч. | ||
«По дорогам идут машины» | беседа с элементами игры | Расширение знаний детей с профессии «водитель», их кругозора и словарного запаса. |
Март 2012г., 24 марта, 16.00ч. | ||
«О профессии библиотекарь» | беседа с элементами тренинга | Ознакомление воспитанников с профессией «библиотекарь». |
Апрель 2012г. | ||
«У кого мастерок, у кого молоток?» | оформление интерактивного стенда | Предоставление знаний о многообразии рабочих инструментов. |
Июль 2012г. | ||
«Строим дом» | экскурсия | Ознакомление воспитанников со строительными специальностями, формирование у детей познавательного интереса к представителям рабочих специальностей. |
Август 2012г. | ||
« Слава миру на земле, слава хлебу на столе!» | беседа-игра | Раскрытие участникам особенностей сельскохозяйственных специальностей. |
Сентябрь 2012г. | ||
«Осторожно – огонь!» | встреча с представителем профессии | Расширение представлений детей о профессии пожарного. |
Октябрь 2012г. | ||
«Профессия «парикмахер» | беседа с элементами игры | Раскрытие участникам истории возникновения профессии «парикмахер», развитие у детей эстетического восприятия. |
Ноябрь 2012г. | ||
«Мир профессий» | оформление интерактивного стенда | Предоставление знаний о многообразии мира профессий и труда. |
VIII. Список используемой литературы
- Юрмин Г.А. Все работы хороши, выбирай на вкус! М.: Дет. лит., 1999.
- Занимательное азбуковедение: Сб./сост. В.В.Волина. М.: Просвещение, 2000.
- Гурова Е.В, Голерова О.А. Профориентационная работа в школе. М.: Просвещение, 2007.
- Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. М.: Просвещение, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"
Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий....
Сказка "Все професси важны, все профессии нужны!
Сказка о разнообразии и значимости профессий в жизни каждого человека....
"Все профессии важны, все профессии нужны" викторина
Разработка внеклассного мероприятия по профориентационному обучению и воспитанию глухих школьников. Форма – викторина, тема: «Все профессии важны, все профессии нужны». Может быть использовано...
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...
Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...
Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»
В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...
фото «Все профессии важны, все профессии нужны» путешествие в мир профессий
фото «Все профессии важны, все профессии нужны» путешествие в мир профессий...