форум-презентация "Воспитание милосердия
презентация к уроку (8 класс) по теме
Выступая на родительском собрании недостаточно просто слов, родители в нашей школе привыкли видеть выступления педагогов на экране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
miloserdie.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
(педагогическая мастерская для родителей)
Предлагаем вам занятие в педагогической мастерской по формированию у ее участников представления о милосердии как величайшей ценности культуры и духовного развития человека.
Ведущий. Представьте своего ребенка. Напишите в левом столбике те качества,
которые бы вы хотели воспитать в нем, а в правом - те черты, которые не желаете
видеть у ребенка.
Пример записи:
Доброта | Лень |
Чуткость | Черствость |
Честность | Лицемерие |
Ответственность | Эгоизм |
Участники мастерской зачитывают свои списки положительных и отрицательных качеств.
Ведущий. В левой колонке выберите главное слово, подчеркните его. Подберите к нему ассоциативный ряд слов.
Из ответов участников мастерской:
Доброта: чуткость, забота, помощь, человечность и т.д.
Ведущий обращает внимание, есть ли в этом ряду записанных слов такое нравственное качество, как милосердие.
Ведущий. Сегодня, когда в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, большинство из нас понимают важность необходимость формирования в детях таких качеств, как доброта, отзывчивость,
милосердие. Однако понятие «милосердие» надолго было предано забвению. Не случайно лишь некоторые из вас упомянули это нравственное качество среди
других в ассоциативном ряду. Долгое время понятие «милосердие» считалось отжившим, включалось в отдельные словари русского литературного языка как нечто архаичное, требующее разъяснения. Это слово вернулось к нам, пройдя большой путь. Итак, наша мастерская посвящена проблеме воспитания милосердия у детей в семье.
Ведущий. Предлагаю всем участникам мастерской для последующего обсуждения сосредоточиться на таких вопросах:
• Вспомните, как вы в детстве переживали обиды?
• Из-за чего вы огорчались?
• Кто проявлял к вам жалость и сострадание в трудные минуты?
• Что теперь приносит боль и расстраивает вас?
• Прощали ли вы обидчика в детстве?
• Как сейчас реагируете на душевные раны, нанесенные окружающими?
Рекомендации. На этом этапе работы ведущему нужно постепенно подключить
всех родителей к разговору о важности воспитания милосердия с опорой на их жизненный опыт и взгляды на эту проблему.
Ведущий. Выразите цветом свое отношение к понятию «милосердие». Объясните выбор цвета.
Из ответов участников мастерской:
«У меня милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношения людей друг к другу».
«Милосердие - это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы и
душевную энергию для добра».
Ведущий. Психологи отмечают, что ребенок с дошкольного возраста понимает,
как высоко ценится людьми способность к сочувствию и поддержке. Он может подобрать котенка и искренне пожалеть его, но он же способен и на злое озорство.
Ребенок может порадоваться за успехи товарища, но он же может и позавидовать ему.
Рекомендации. Обсудите в группе, как это внутреннее противоречие влияет на
процесс воспитания у детей способности к состраданию и сопереживанию.
Здесь следует обратить внимание, что существование в нашей душе добра и зла,
их столкновение и борьба воспринимаются как главная трагедия человека, в то
же время освоение непреходящих духовных ценностей дает возможность находиться в гармонии и с природой, и с социумом, и с самим собой. Добро - это не раз и навсегда существующая данность, а результат трудного пути. Недаром преподобный Серафим Саровский говорил, что для настоящей праведной жизни необходима решимость. Через себя, свои переживания, свою потребность в любви и сочувствии ребенок учится сочувствовать другим.
Работа в группах
Каждой группе предлагаются карточки с высказываниями о милосердии:
Карточка 1. Мы все природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего (святитель Иоанн Златоуст).
Карточка 2. Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые (митрополит Филарет).
Карточка 3. Милосердие - это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом ее богатство и сила
(Н.Бердяев).
Карточка 4. Милосердие - это активная доброта (И.Н.Шевелев).
Каждая группа комментирует доставшееся ей высказывание о милосердии.
Записываются понравившиеся мысли, они будут необходимы для создания на этом этапе работы своего варианта афоризма о милосердии.
Ведущий. Нарисуйте ассоциативную цепь к понятию «милосердие». Обсудите
в своей группе установленные связи.
Рекомендации. Среди наиболее характерных признаков проявления милосердия следует обратить внимание на следующие критерии:
• ориентация на приоритет гуманных взаимоотношений с окружающими и внутреннее принятие милосердия как общечеловеческой ценности;
• сформированность представлений о ценности другого человека и знаний о способах проявления милосердия;
• восприимчивость к чувствам других людей, потребность в выражении чувств сострадания, жалости, человеколюбия, нетерпимость к проявлениям унижения,
оскорбления;
• бескорыстная забота о близких и далеких людях, умение сопереживать им в
несчастье и радоваться благополучию.
Ведущий. Попытайтесь описать, какие люди, явления и проблемы нашей действительности вызывают у вас желание быть
милосердными.
Рекомендации. В течение 5 минут участники работают самостоятельно, письменно намечая план ответов на вопросы, создавая основу для последующей дискуссии, затем начинают коллективное обсуждение.
Из ответов участников мастерской:
«Я негативно отношусь к тем, кто, не прилагая усилий в работе и жизни, имеют определенные блага, но тем не менее требуют от
окружающих сочувствия и поддержки».
«Я мог бы повысить свой уровень терпимости к пожилым людям, которые раздражают меня своими замечаниями и нотациями».
«У меня всегда вызывают сострадание люди, просящие милостыню. Однако я
убежден в том, что внутренняя гордость не должна позволять человеку просить милостыню. Очень часто те, кто просят подаяние, манипулируют чувствами окружающих, но осуждать таких людей считаю неправильным».
Коллективная работа
Ведущий. Заполните, пожалуйста, таблицу признаков проявления милосердия
у детей, опираясь на следующие компоненты милосердия:
Название компонентов | Содержание компонентов |
Познавательный | |
Эмоциональный | |
Поведенческий |
Рекомендации. Целесообразно дать возможность в начале работы каждому самостоятельно продумать содержание компонентов, а затем приступить к коллективному заполнению таблицы.
Содержание компонентов милосердия
Познавательный: умение раскрыть содержание понятия «милосердие», выделить и проанализировать милосердный поступок, дать ему оценку; знание способов регуляции и коррекции взаимоотношений со сверстниками с учетом милосердных проявлений (способность простить, уступить, пожалеть, понять и т.д.); осознание и мотивировка как своих собственных милосердных поступков, так и поступков других, и др.
Эмоциональный: способность к осознанию своих чувств и переживаний окружающих, умение разделять их радость и горе; владение эмоционально выразительными средствами передачи переживаний и др.
Поведенческий: осознание необходимости регуляции своего поведения на основе гуманного и милосердного отношения к другому; позитивное принятие незнакомого человека, в том числе внешне непривлекательного, слабого, больного, искренность в общении с ним; бескорыстная помощь без напоминания и подсказки и др.
Ведущий. Теперь составим перечень методов и приемов воспитания милосердия у детей.
Возможные методы и приемы воспитания милосердия: беседа, наблюдение эмоционально-нравственных ситуаций в жизни, сюжетно-ролевые игры, анализ фильмов и прочитанных книг, включение детей в специально создаваемые ситуации нравственного выбора, личный пример
родителей, проективные оценки, использование различных видов деятельности,
направленных на заботу о младших, пожилых, одиноких людях, убеждение, внушение, организация подражательной идентификации и др.
Ведущий. Проанализируйте в группах возможности каждого метода в процессе
нравственного становления и развития ребенка, выберите наиболее эффективные
и обоснуйте свое мнение.
Комментарий. Неправомерно говорить о приоритете какого-то одного метода,
необходима продуманная система методов и приемов с учетом конкретных особенностей ребенка. Реально изменить поведение в позитивную сторону невозможно лишь путем сообщения ему информации
об одобряемых нормах поведения. Нужно добиться изменения реальных отношения ребенка к окружающим. Необходима собственная практика морального поведения, в основе которой лежит свободный
и осознанный моральный выбор. Единство действия, образа и слова способствует
мобилизации всех резервов психики ребенка для нравственного формирования
собственной личности.
Ведущий. Еще раз внимательно прочитайте перечень методов и приемов воспитания милосердия и скажите, какие из них используются вами в семейном воспитании и насколько успешно.
Комментарий. Каждый метод оценивается в 1 балл, а если участники мастерской сознательно опираются на него в воспитании, то ставят 2 балла. Суммируя количество баллов, определяем интенсивность и качество обращения к педагогическому инструментарию воспитания милосердия в семье. Чем больше набранных баллов, тем выше уровень использования методов и приемов. Также следует проанализировать, продуман ли путь воспитания милосердия или он происходит стихийно, формально.
Ведущий. Возьмите у одного из участников группы интервью по проблеме воспитания милосердия у детей. Один из вас выступит в роли телеведущего, а другой - интервьюируемого.
Вопросы интервью участников мастерской:
• Что вы понимаете под милосердием?
• Воспитанию каких нравственных качеств у детей в семье вы уделяете наибольшее внимание?
• Какие методы и приемы используете в процессе воспитания милосердия?
• Какие затруднения вы испытываете в нравственном воспитании своих детей?
Рекомендации. После интервью целесообразно обсудить наиболее типичные ответы со стороны родителей, проанализировать возникающие трудности в воспитании милосердия в семье. Обратить внимание родителей на необходимость повышения их педагогической культуры.
Подведение итогов мастерской
Каждым по очереди высказывает основную мысль, к которой он пришел
ходе работы мастерской, делится своим впечатлениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Странноприимный дом – памятник благотворительности и милосердия»
Творческая работа учащихся на тему "Мы открываем Москву".История Странноприимного дома - НИИ им. Н.В. Склифосовского....
Классный час " Нужно ли нам сейчас милосердие?"
В этом конспекте подобран материал о милосердных людях, продуманы вопросы, приглашающие детей к обсуждению этого вахного вопроса....
Родительское собрание "Что такое милосердие?"
Разработка родительского собрания на тему "Воспитание милосердия в детях через личный пример родителей"...
Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в путешествиях В.Я.Ерошенко"
Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в произведениях В.Я.Ерошенко" представляет собой синтез научно-исследовательского компонента с обучающими видами деятельности. ...
«Уроки доброты и милосердия…(По повести В.К. Железникова «Чучело»)»
Урок-беседа с элементами групповой, творческой работы....
Классный час "Поговорим о милосердии"
Классный час направлен на обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования и ценности существования других людей. Формирование представлений о милосердии....
Родительское собрание "Наполним милосердием сердца"
В материале данного родительского собрания рассмотрено понятие " милосердие", воспитание положительных моральных качеств подростков....