Методы и приемы функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал
Сегодня общество предъявляет к школьному образованию определённые требования. Одним из основополагающих требований является формирование личности, умеющей самостоятельно и творчески решать различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться информацией, отстаивать свою точку зрения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения и творчески применять их в действительности. Можно сказать, что современное образование нацелено на развитие функциональной грамотности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.24 МБ |
![]() | 26.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка подразумевает развитие следующих компетенций: - коммуникативной компетенции , которая предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи; - языковой компетенции , которая предусматривает знание системы языка, развитие чувства языка и формирование орфографической и пунктуационной грамотности; - лингвистической компетенции , которая направлена на формирование мировоззрения о языке, изучение его истории
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Загатуйская средняя общеобразовательная школа»
Доклад
Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
Подготовила: Шептякова Л.А.,
учитель русского языка и литературы
Загатуй, 2024 г
Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
Сегодня общество предъявляет к школьному образованию определённые требования. Одним из основополагающих требований является формирование личности, умеющей самостоятельно и творчески решать различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться информацией, отстаивать свою точку зрения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения и творчески применять их в действительности. Можно сказать, что современное образование нацелено на развитие функциональной грамотности обучающихся.
Функциональная грамотность - способность человека использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Для учителей русского языка и литературы формирование функциональной грамотности также является актуальным направлением работы.
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка подразумевает развитие следующих компетенций:
- коммуникативной компетенции, которая предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
- языковой компетенции, которая предусматривает знание системы языка, развитие чувства языка и формирование орфографической и пунктуационной грамотности;
- лингвистической компетенции, которая направлена на формирование мировоззрения о языке, изучение его истории, а также освоение трудов лингвистов и культурологов.
Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.
Для формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы я применяю некоторые приёмы и методы, используя игровые технологии и технологию развития критического мышления.
Использование игровых технологий способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательной активности, формированию разнообразных умений и навыков практической деятельности, а также является эффективным средством мотивации и стимулирования учащихся на обучение.
Разгадывание кроссворда, чайнворда, игра «Третий лишний», «Мозговой штурм», игра «Найди пару», «Кто больше», «Верные или неверные утверждения» в начале урока направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся, помогают ускорить процесс целеполагания, позволяют им быстро включиться в работу. Деятельность обучающихся носит преобразующий характер: наблюдают, сравнивают, группируют, выясняют закономерности, делают выводы.
Игра «Третий лишний»
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.
Например:
• ситцевый, горошек, замочек (лишнее –ситцевый, так как прилагательное);
• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).
Функциональную грамотность обучающихся можно развивать при изучении любой темы и на разных этапах урока по русскому языку и литературе.
Игра «Найди пару».
Необходимо найти слова-антонимы, синонимы. Игра проводится при отработке темы «Лексика» в 5 классе.
На уроках литературы для формирования функциональной грамотности использую такие формы, как урок-суд, урок-КВН, урок-концерт, урок-диспут и другие. К примеру, урок-суд над Печориным, урок-суд над Раскольниковым. Уроки проходят в форме ролевой игры-суда, включают элементы театрализации. Исполняя роли, обучающиеся проявляют актерское мастерство, вживаются в определенный образ, глубже раскрывают характеры и поступки героев, приобретают новый опыт общения в предлагаемой ситуации.
Также использую игры творческого характера.
Игра «Творческая мастерская»
Например: написать стихи на заданную рифму:
желанья - страданья; жестокий - одинокий; знак- мрак
Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы позволяет развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни: уметь принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Некоторые приёмы технологии развития критического мышления, которые можно использовать для формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах.
Приём «Инсерт»
Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Далее идет обсуждение прочитанного, на основе чего учитель формирует дальнейшую работу, например, углубиться в "непонятное" и вызвать детей на формулирование темы урока объяснения нового материала, или акцентировать внимание на том, что "вызывает сомнение" - это готовая проблемная ситуация, которая требует обсуждения (форма урока может быть диспут, дискуссия и.т.п.), или использовать фразу "это удивило" и дальше дать ряд упражнения на нужную вам тему.
Приём «Тонкие и толстые вопросы»
«Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала.
Тонкие вопросы Толстые вопросы
кто...? дайте объяснение, почему...?
что...? почему вы думаете…?
когда...? почему вы считаете…?
может...? в чем разница…?
будет...? предположите, что будет, если…?
Как зали? что, если…?
Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:
- обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
- отрабатывает умение формулировать вопросы; отвечать на них полно и коротко, строить сложные высказывания;
- воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.
Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9 классе. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 9 класса с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.
Приём «Кластер», приём «Синквейн»- эти приемы, позволяющие развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии.
Правила написания синквейна:
1 строка - Существительное – тема синквейна (объект)
2 строка - 2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта
3 строка - 3 глагола– действия, совершаемые объектом
4 строка - Предложение – отношение автора к объекту
5 строка - Синоним к первой строчке – суть объекта
Формирование функциональной грамотности обучающихся, опирается на традиционные методы и формы обучения, а также и на инновационное обучение. Для развития функциональной грамотности необходимо проводить нетрадиционные уроки, благодаря которым повышается интерес и к уроку, и к учебному процессу в целом.
Классификации и виды нестандартных уроков:
Урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок- экскурсия, урок-исследование, урок- дебаты, урок-игра, урок-КВН и другие.
Применение дидактических игр, вызывает интерес к уроку и повышает функциональную грамотность. При этом материал урока становится более интересным и доступным, увеличивается работоспособность.
Огромное значение в повышении функциональной грамотности обучающихся имеют уроки развития речи.
Уметь писать сочинение - значит уметь мыслить, видеть, анализировать увиденное, высказывать свою точку зрения.
Создание презентаций, поиск в интернете дополнительной информации способствуют не только совершенствованию практических умений и навыков обучающихся, но и позволяют индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес обучающихся к урокам, активизируют познавательную деятельность и развивают творческий потенциал, повышают уровень функциональной грамотности обучающихся.
Особенно часто используют информационно-коммуникационные технологии при осуществлении учебных проектов для создания презентаций, при изучении биографии и жизненного пути того или иного писателя.
Дифференцированный подход является одним из основных принципов обучения. Он позволяет реализовать творческие возможности обучающихся. Используя такие формы работы, как парная форма работы, групповая, взаимопроверка, тестирование, лингвистические конкурсы, дидактические игры, удается более прочно закрепить полученные учениками знания и применить их на практике.
Сегодня меняется место и роль учителя в образовательном процессе. Я считаю, учитель должен быть организатором образовательного процесса в классе, создав атмосферу сотрудничества.
Все эти приемы и методы является оcновными индикаторами формирования функциональной грамотноcти школьников на уроках русского языка и литературы. Ведь наша цель – воспитать ученика, умеющего обучатьcя, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетeнций, споcобного жить и действовать в условиях быстро меняющегося мира.
Источники информации
- http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.
- http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке.
- https://znanio.ru/media/profilakticheskoe-zanyatie-dlya-uchaschihsya-5-6-h-klassov
- https://infourok.ru/kartochki_s_primerami_konfliktnyh_situaciy_dlya_psihologo-_pedagogicheskogo_treningapriemy-284008.htm
- https://brodude.ru/8-prichin-pochemu-umenie-reshat-konflikty-slovami-eto-proyavlenie-sily-a-ne-slabosti/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслитель...

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы.
Выступление включает небольшой теоретический материал и несколько примеров работы с ними....

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы
Статья о том, какими методами выявляется функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы...
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцат...
Формирование языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы: эффективные технологии, приемы и методические находки
В сентябре 2022 года в силу вступили новые федеральные образовательные стандарты для начальной и основной школы (1,5 классы). В новых стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности ка...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы. Методы и приемы( из опыта работы).
Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно...