Морфологический разбор имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка Башмаковой Валентины Анатольевны
Тема урока: Морфологический разбор имени существительного
5 класс
УМК под ред. А.Д. Шмелёва
Дата
Тема урока: Морфологический разбор имени существительного.
Тип урока: открытие нового знания
Представление о результатах:
- личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- метапредметные: уметь устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
Познавательные УУД: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи.
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- предметные: формирование навыков проведения различных видов анализа слова, уметь обосновывать выбор написания.
Цель урока:
- Образовательная: систематизация и закрепление знаний об имени существительном (морфологические признаки и синтаксическая роль) обучение умению делать морфологический разбор имени существительного;
- Развивающая: уметь применять знания теоретического материала в письменной речи;
- Воспитательная: воспитать внимательность.
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I | Организационный момент | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | 1. Здравствуйте! Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым материалом, который поможет нам в дальнейшем анализировать имя существительное. 2. Сегодня мы с вами будем работать в такой последовательности. а) повторим ранее изученный материал. б) познакомимся с новой темой. в) выполним упражнения на закрепление изученного. г) сделаем вывод по изученной теме. д) подведем итоги занятия. | Готовятся к работе. Формулируют цели , заполняют таблицу «знаю, хочу знать, узнал» Составляют план своих действий. |
II | Актуализация знаний | Актуализация знаний, переход к новой теме. |
- Общее значение имени существительного? (Отвечает на вопросы кто? что? И обозначает предмет) - Синтаксическая роль существительного? (Подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство) - Постоянные морфологические признаки? (Род, склонение, одушевленность/неодушевленность, собственное/нарицательное) -Непостоянные морфологические признаки существительного? (Число, падеж) - Какие имена существительные называются нарицательными? (Нарицательные существительные являются общими названиями для ряда однородных предметов.) - Какие имена существительные относятся к одушевлённым? (Отвечающие на вопрос КТО?) - Какие имена существительные относятся к неодушевлённым? (Отвечающие на вопрос ЧТО?) - Приведите примеры слов в русском языке, которые употребляются только в форме множественного числа. Могут ли они склоняться? (Каникулы, брюки, очки. Нет, их склонение не определяется.) - Как мы определяем род существительных? (По окончанию + опорное слово) - Как мы определяем падеж существительного? (По вопросу) - Что называется склонением? (Изменение по падежам и числам) - Перечислите основные группы типов склонения. ( Склоняемые (1, 2, 3), несклоняемые и разносклоняемые имена существительные) - По какому признаку имена существительные делятся на склонения? ( По роду и падежному окончанию в единственном числе) | Фронтальный опрос. Проводят наблюдение над языковым материалом. Выводят закономерность. Формулируют выводы |
III | Проблемное объяснение нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися. | - Как называется разбор, который характеризует слово как часть речи? (Морфологический) - Определите, какой будет тема сегодняшнего урока? (Морфологический разбор имени существительного. ) - Откроем тетради, запишем число, классная работа, тему урока. (Запись на доске и в тетрадях) - Что мы должны сегодня узнать? ( Порядок разбора) - Чему должны учиться? (Выполнять морфологический разбор существительного) - Познакомимся с порядком морфологического разбора предложения. Работа с учебником - Откроем учебник на стр. 148, найдем образец разбора имени существительного. (Чтение по учебнику) Морфологический разбор имени существительного План разбора
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное; б) одушевлённое или неодушевлённое; в) род; г) склонение. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.
| Отвечают на вопросы, формулируют вывод. Чтение правила в учебнике. Запись в тетрадь числа, темы урока. |
IV | Первичное закрепление | Проговаривание и закрепление нового знания. |
Записываю предложение на доске. Выполняем морфологический разбор. Обращаем внимание на оформление записи! Книги созданы умом человека и его разумом. I. Книги (что?) – cущ. II. Н.Ф. –книга. Пост.: нариц., неодуш., ж.р., 1скл. – по н.ф. Непост.: в И.п. мн. ч. – по исходному слову III. Созданы (что?) книги.
I. Иван (кто?) – сущ. II. Н.ф. – Иван. Пост.: собств., одуш., м.р., 2-е скл. Непост.: в И.п. ед.ч. III. Вышел (кто?) Иван. I. Очки (что?) – сущ. II. Н.ф. – очки. Пост.: нариц., неодуш., мн.ч. Непост.: в В.п. III. Снял (что?) очки. I. Тучу (что?) – сущ. II. Н.ф. – туча. Пост.: нариц., неодуш., ж.р., 1-е скл. Непост.: в В.п. ед.ч. III. Прорезала (что?) тучу. | Запись образца морфологического разбора в словарь. Чтение текста, работа с выделенными словами. Выполняем морфологический разбор слов Иван, очки, тучу у доски. |
V | Закрепление изученного | Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, повторить синтаксический разбор сложного предложения; провести коррекцию. |
а) нарицательное несклоняемое существительное; б) нарицательное существительное, имеющее форму только множественного числа. Иван вышел из душного метро, снял запотевшие очки и увидел, как белая молния прорезала огромную чёрную тучу над парком. (Повеств., невоскл., сложное, союзное, сложноподчинённое). [ - = , = и = ], ( как - = ). а) метро; б) очки. | 1 ученик работает у доски, остальные выполняют задание в тетради. Проверка с комментированием. |
VI | Итог урока (рефлексия деятельности) | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | -Что вы узнали на этом уроке? -Чему вы научились на уроке? -Понравился ли вам урок? -Какие темы вам надо повторить? -На уроке вы хорошо работали, следующие ученики получают оценки. | Осуществляют рефлексию, отвечают на вопросы. Заполняют графу «узнал» в таблице «знаю, хочу знать, узнал». |
VII | Домашнее задание
| Запись домашнего задания. | -Дома вам предстоит выполнить упр. 73 на стр.149, (прочитать стихотворение, списать первую строфу стихотворения, вставляя пропущенные буквы. Указать падеж существительных. Выполнить морфемный разбор слова потайной. Выполнить морфологический разбор слов словарь, совесть). | Записывают задание в дневник. Читают задание и дома выполняют в тетради письменное задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Морфологический разбор имени существительного"
Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме "Имя существительное"....
Русский язык.5 класс. Презентация к уроку по теме "Морфологический разбор имени существительного"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе позволяет полностью повторить и обобщить знания учащихся по теме "Имя существительное" и отработать порядок морфологического разбора данной части речи....

Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"
Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"...
Презентация по теме"Морфологический разбор имени существительного" 5 класс
Материал по теме "Морфологический разбор имни существительного"...

план урока русского языка в казахской школе на тему "Морфологический разбор имени существительного"
План урока русского языка на тему "Морфологический разбор имени существительного" составлен для 5 класса. Ознакомление с новым материалом, закрепление темы , задания разработаны для ра...

Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....