Конспект урока русского языка в 8 классе "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Мединцева Любовь Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_12.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   8 класс

Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах предложения

Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению знаний об обобщающих словах; создать условия для формирования умений постановки знаков препинания при  обобщающих словах; способствовать развитию логического мышления учащихся и способности  переключать внимание.

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному применению знаний и способов деятельности.

Оборудование: раздаточный материал (тексты, тесты, листы для самоконтроля); мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. (несколько человек читают выписанные из художественных произведений предложения с рядами однородных членов)

III. Актуализация субъектного опыта.

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

Эксперт, щавель, христианин, ходатайство, феномен, упрочение, упорядочение, украинский, углубить, столяр, средства, афера, арахис, атлас (географическая карта), атлас (ткань), аэропорты. 

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

ГИА. Запишите предложения под диктовку. Найдите слово(а) с непроизносимым согласным.

Ночь стояла над притихшей землёй. Разлив звёздного блеска был ярок, почти нестерпим. Осенние созвездия блистали в ведре с водой, также маленьком оконце избы с той же напряжённой силой, как и на небе.

Найдите предложения с однородными членами. (2,3) Сделайте синтаксический анализ второго предложения.

Грамматические загадки:

  1. Одинаковые члены предложения, связанные с одном и тем же членом предложения и отвечают на один и тот же вопрос. (очп)
  2. Однородные члены предложения, при которых есть зависимые слова. (распространенные)
  3. Не являются однородными членами предложения выражения ни свет ни заря; ни пуха ни пера; скоро…скоро. (фразеологические сочетания, повторяющиеся слова)
  4. Выражается с помощью интонации перечисления или с помощью интонации и сочинительных союзов. (сочинительная связь)
  5. Характеризуют предмет с одной стороны, относятся к одному и тому же слову, произносятся с перечислительной интонацией, между ними возможна постановка союза и. (однородные определения)
  6. Характеризуют предмет с разных сторон, поясняют друг друга, лишены перечислительной интонации, между ними нельзя поставить союз и. (неоднородные определения)
  7. Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения. (запятая)

IV. Изучение новых знаний и способов деятельности.  Систематизация знаний об обобщающих словах .

В предложениях с однородными членами иногда используются обобщающие слова, которые служат более общим обозначением находящихся при нем однородных членов. Однородные члены уточняют, конкретизируют обобщающее слово и выполняют одинаковую с ним роль в предложении.

Кое-где попадались старые большие деревья: тополь, липа, осокорь… (В. Арсеньев.)

(Осокóрь, чёрный тополь (Populus nigra),  листопадное двудомное дерево семейства ивовых. Высота до 30 м и до 2 м в диаметре;  крона широкая, сильно ветвистая.)

В роли обобщающих слов используются:

  1. местоимения и местоименные наречия все, всегда, везде, всюду, никуда, нигде и т. Д.:

Все: лицо, походка, взгляд, голос — все вдруг изменилось в ней. (Л. Толстой.)

2) другие части речи, а также цельные словосочетания и фразеологизмы:

Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик. (В. Короленко.)

Работа в группах по теме «Знаки препинания при обобщающих словах»
1-я группа.

Текст для исследования.

Всё дышало свежестью и деревья и трава и цветы.

Всё дышало свежестью: и деревья, и трава, и цветы.

2-я группа.

Текст для исследования.

И деревья и трава и цветы всё дышало свежестью .

И деревья, и трава, и цветы - всё дышало свежестью .

3-я группа.

Текст для исследования.

Всё и деревья и трава и цветы дышало свежестью.

Всё: и деревья, и трава, и цветы - дышало свежестью.

Вывод: (диск)

- если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то…

- если обобщающее слово стоит после однородных членов, то…

- если однородные члены занимают место в середине предложения, так что обобщающее слово предшествует им, а после них предложение продолжается, то…

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

V. Первичная проверка изученного.

С.114 упр. 179 – устно.

VI. Применение изученного.

VII. Закрепление изученного.

Работа с текстом.

(Списать текст, вставить слова, расставить знаки)

Русские реки

 Бесчисленное множество водоёмов: малых рек,  речушек, маленьких лесных ручейков,  прозрачных озёр  разбросано по великим просторам  нашей страны.

        В древности плыли гружённые товарами корабли по торговым путям:  серебряному Днепру,  широкой красавице Волге,  пустынным северным рекам. Медом, хлебом, рыбой, солью, драгоценными редкостными мехами  разнообразными товарами торговали  русские люди в глубокой старине.  На берегах рек возникли первые русские города: Киев и Новгород,  Псков и Москва

- Объясняем расстановку знаков препинания.

VIII. Обобщение и систематизация изученного.

Что такое обобщающие слова?

Какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах?

IX. Этап контроля и самоконтроля.

Тест из сборника для подготовки к ОГЭ (Сенина Н.А.)

1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

А. Распоряжения его всегда были быстры точны отчётливы.

Б. Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко.

В. Подушка эта была мягкая теплая битком набитая снами.

Г. в мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.

2. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.

А. Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни прогулку.

Б. На деревьях, стогах, домах – везде лежал снег.

В. Всё: деревья, трава, песок и даже одежда подёрнулось инеем.

Г. Юные деревья ель и сосна, клён и вяз – все растут дружно.

Д. Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.

Е. Лесная ягода: малина и земляника – раньше всех поспевает на полянах.

X. Этап коррекции.

1 – Г; 2 – В,Г

XI. Информация по домашнему задания.

Выучить правило с. 113-114

  1. выполнить упр. 180 с.114
  2. в текстах художественной литературы найти предложения с обобщающими словами при однородных членах
  3. написать сочинение-миниатюру на тему «Снегопад», используя предложения с обобщающими словами при однородных членах.

XII. Подведение итогов. (листы самоконтроля)

XIII. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе Тема: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»...

Урок-практикум по русскому языку в 8-м классе "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами

Урок-практикум по русскому языку в 8 классе "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ по русскому языку 8 класс по теме Однородные члены предложения

Презентация предназнчена для объяснения нового материала и закрепления....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Способы связи однородных членов предложения"

Данный урок по типу является комбинированным. Урок начинается с повторения изученного материала, с помощью цифрового выборочного диктанта повторяются известные учащимся способы связи однородных членов...

урок русского языка по теме "Понятие об однородных членах предложения"

урок разработан по учебнику русского языка М.М. Разумовской и является первым в изучении темы "Однородные члены"...

Урок в 8 классе "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Урок из 2 блоков: повторение орфографических правил; обобщающие слова при однородных членах предложения....

Урок русского языка в 8 классе .Роль однородных членов предложения в художественном тексте

Разработка урока  представлена материалами с художественными  текстами  И.Бунина, С.Аксакова и стихотворением  Б.Пастернака "Снег идет...", презентацией и творческими раб...