Урок русского языка в 9 классе по теме "СПП с несколькими придаточными"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" для 9 класса с применением ативных форм обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_spp.docx396.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе.

Тема: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными».

Цель урока:

1) определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному;

2) составлять схемы СПП с различным подчинением придаточных;

3) уметь правильно ставить знаки препинания в указанных предложениях.

Оборудование: листы А3 (4 шт.), компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная приставка Mimo, нетбуки.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Покажите свое настроение на воображаемой шкале градусника.
  2. Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами отправимся в ресторан. Нам предстоит проехать четыре  остановки, но сначала приобретем проездной билет.

(заполнить слепую схему). Приложение №1.

  1. Создание проблемной ситуации.

Молодцы, вы справились  с этим заданием. Проездной билет приобретен, можно отправляться в путь. Впереди у вас 4 остановки. Каждому из вас предстоит выполнить задание за 1,5 минуты. По сигналу переходим к следующей остановке. Так как вы работаете маркерами разных цветов, не забывайте писать свое имя. Не забывайте, что на остановках нельзя зачеркивать ответы товарищей, если вы не согласны с ними, пишите свой вариант ответа рядом.

Задания для остановок. Приложение №2.

Остановки позади. Повесьте листы на доску. Давайте посмотрим, все ли добрались до места назначения без происшествий.

Молодцы, с тремя остановками справились отлично. Почему возникли затруднения на остановке №4? (Не хватило знаний).

4.«Открытие» нового знания.

- Не зря мы отправились в ресторан. Здесь сегодня подают замечательное фирменное блюдо «СПП с несколькими придаточными». Это и будет темой нашего урока. Откройте тетради, запишите дату и тему. А рецепт фирменного блюда записан в презентации. 

 Презентация нового материала.

- А сейчас предлагаю заказать салат. Откройте учебники (стр.104, п.28), изучите теоретический материал параграфа и заполните листочки-рецепты, которые лежат перед вами. ПРИЛОЖЕНИЕ №3. Вы можете использовать материал учебника, а можете придумать свои примеры.

- Молодцы, вы отлично справились с заданием. Какие виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными мы узнали?

5.Физ. пауза ПРИЛОЖЕНИЕ №4.

- Что мы узнали, отведав салат? Молодцы. Предлагаю отдохнуть и размяться. Поработаем официантами. На доске расположено12 разных схем предложений – это наши столики, которые уже сделали заказ. На подносе 16 предложений, которые вам по очереди нужно прикрепить к доске. Будьте внимательны, не перепутайте заказ.

6. Применение нового знания.

Пришло время заказывать коктейль. Работа по учебнику:

- Выполнение упражнения 131 (1 абзац) - четные предложения 1 парта, нечетные предложения – 2 парта (грамконструктор – схемы, клей бумага).

- Самостоятельная работа (2 абзац). Взаимопроверка в парах.

7. Закрепление изученного.

«Десерт».

Тестирование на тренажере. ПРИЛОЖЕНИЕ №5.

- Время пролетело незаметно, нам пора покидать уютный ресторанчик. Чтобы вернуться в класс, нам нужно вернуться к остановке №4. Сможем ли мы теперь ее проехать?

8. Рефлексия.

Мы сегодня побывали в ресторане. Перед вами книга отзывов и предложений. Я прошу вас высказать и обосновать свое мнение по результатам нашей деятельности на уроке.

9. Домашнее задание. Упражнение 169.

Индивидуальное задание – выписать 3 СПП с несколькими придаточными из текста художественной литературы.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

                                             Слепая схема

                                ПРЕДЛОЖЕНИЕ

        ПРОСТОЕ                                                  ?

        

                                                                         СОЮЗНОЕ                                        ?

        

                                  ССП                                       ?

                                     придаточное                  ?                           ?

                               определительное

ПРИОЖЕНИЕ №2.

Задания для остановок.

1 остановка – Расставьте знаки препинания. Соотнесите предложения и их характеристики.

СПП с придаточным определительным

Она так и не смогла забыть о том что недавно пережила.

СПП с придаточным обстоятельственным

Пора домой в деревню в избу где вы почуете.

СПП с придаточным изъяснительным

Когда во дворе расцвела светлой пеной сирень я отправился в путь.

2 остановка – Расставьте знаки препинания. Соотнесите предложение и его схему.

Дым от костров в которые бросали все лишнее ел глаза.

        

                       ,

Кто были эти люди никто не знал.

   [   , (          ) ,  ]                                           

Его нисколько не удивило то что он увидел.

                                                                                         

                     

                      ,                                          

3 остановка – «Третий лишний». Расставьте знаки препинания. Отметьте галочкой «лишнее» предложение.

  • Наступила минута когда я почувствовал страшную усталость.
  • И смотрит седая скала в глубину где ветер качает и гонит волну.
  • Она совсем забыла куда и зачем она ехала.

4 остановка – Постройте схемы предложений, определите тип связи.

Я обратился к этому врачу, потому что слышал, что он является самым лучшим хирургом в городе.

Я вышел из дома утром, когда солнце еще лениво выползало из-за горизонта, когда роса еще не высохла и сверкала бриллиантами.

Когда неприятель открыл огонь, мы бросились к железнодорожной станции, которая являлась хорошим прикрытием.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

Вид подчинительной  связи

Схема

Пример

ПРИЛОЖЕНИЕ №4.

[     ], (как  ), (как  )

(когда),[   ], (который)

[наз.], и [двус.]

[     ], (как  ) и (как  )

[ ], (что,  (если  ),  )

[безл.], и [безл.]

[опр.-лич.], и [двус.]

[ ],(что (если  ),то )

[     ], (что      )

(когда),[     ], (которых)

[  ], (потому что ), (что )

[двус.], и [двус.]

Нет ничего такого, что нельзя было бы уложить в простые ясные слова.

Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил.

Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком.

Лес тянулся на несколько километров, и можно было заблудиться в нем.

Осень, и листья опадают с деревьев.

Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют.

Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.

Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почетная профессия на шахте.

Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.

Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.

Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц, которых он выудил

Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни.

Он видит, как поле отец убирает, как в рыхлую землю бросает зерно

Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краев.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....

Урок русского языка 9 класс "СПП с разными видами придаточных"

Цели урока : знакомство со СПП с разными видами придаточных, Формирование умения отражать строение СПП с несколькими видами связи , отработка навыка постановки знаков препинания в СПП....

Урок русского языка 9 класс "СПП с разными видами придаточных"

Цели урока : знакомство со СПП с разными видами придаточных, Формирование умения отражать строение СПП с несколькими видами связи , отработка навыка постановки знаков препинания в СПП....

Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"

Данный урок позволит   углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...