Схемы анализов
материал по русскому языку
Схемы анализов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shemy_analizov.docx | 42.38 КБ |
suffiksy_chastey_rechi.docx | 33.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Схемы анализов
Схема лексического разбора слова
1. Определите лексическое значение слова в контексте.
2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).
3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.
4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.
5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.
6. Подберите антонимическую пару к данному слову.
7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.
8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной (пассивн.) в употреблении.
9. Определите, является ли слово устаревшим.
10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.
Схема фонетического разбора слова
1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.
2. Поставьте ударение в слове, укажите ударный слог.
3. Запишите фонетическую транскрипцию слова.
4. Охарактеризуйте звуки слова. Гласные: ударные — безударные, какой буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные), звонкие, глухие (парные, непарные), какой буквой обозначены.
5 Укажите количество звуков и букв.
Образец разбора
отбелить
от-бе-лить 3 слога
3-ий слог является ударным [адб'ил'ит']
о-[а] — гласный, безударный; обозначен буквой «о»;
т-[д] — согласный, твёрдый, парный (пара [д']); звонкий, парный (пара [т]); обозначен буквой «т»;
б-[б'] — согласный, мягкий, парный (пара [б]); звонкий, парный (пара [п']);обозначен буквой «б»;
е-[и] — гласный, безударный; обозначен буквой «е»;
л-[л'] — согласный, мягкий, парный (пара [л]); звонкий, непарный (пара [-]); обозначен буквой «л»;
и-[и] — гласный, ударный; обозначен буквой «и»;
ть-[т'] — согласный, мягкий, парный (пара [т]); глухой, парный (пара [д']); обозначен буквами «т», «ь».
7 звуков, 8 букв
Разбор слова по составу (морфемный анализ)
Порядок разбора
- Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено.
- Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы
- Выделить основу.
- В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).
Образец разбора
Городской.
Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.
Окончание –ой. Основа городск-. Корень город-. Словообразовательный суффикс –ск-.
Схема орфографического разбора слова
1. Выписать контрольное слово.
2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.
3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.
4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.
5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.
Образец орфографического разбора слова
Скош..(н,нн)ая трава лежит ровными рядами.
Скошенная — правописание суффиксов причастий.
- Две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сделать? — скосить): выкрашенный, прочитанный;
- Суффикс -енн- пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или глаголов с основой на согласный.
Морфологический разбор имени существительного
План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа).
2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.
3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Ветер по морю гуляет…
I. (По) морю – им. сущ., обозначает предмет, (что?) море;
II. Н.ф.- море, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.; в дат. п., в ед. ч.;
III.В предложении является обстоятельством.
Морфологический разбор глагола
План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (инфинитив).
2. Постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность.
3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Работай до поту, так поешь в охоту.
I.Поешь - глагол, обозначает действие, (что сделаешь?) поешь,
II. Н.ф. – поесть; сов. в., разноспряг., невозвр., перех.; в изъяв. накл., в буд. вр., в ед. ч., во 2 л.;
III. В предложении является сказуемым.
Морфологический разбор имени прилагательного
План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа муж. рода).
2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное).
3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. ч.).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой…
I.Золотой (луч)- им. прилаг., обозначает признак предмета, луч (какой?) золотой;
II. Н.ф.- золотой, качеств, в полн. ф., в им.п., ед. ч., муж. р.;
III. В предложении является определением.
Морфологический разбор имени числительного
План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж).
2. Постоянные признаки: а) простое или составное, б) количественное или порядковое, в) для количественных разряд: целое число или количество, дробное, собирательное.
3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль
Образец разбора.
Школьный участок занимает десять гектаров.
I.Десять – им. числ., обозначает количество, (сколько?) десять;
II.Н.ф.- десять, колич., прост., целое количество; в вин. п.;
III. В предложении является дополнением.
Морфологический разбор наречия
План разбора.
I.Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Разряд по значению. 2. Неизменяемость. 3. Степень сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
С севера порывисто дул ветер.
I.Порывисто – наречие, обозначает признак действия,
II.Дул (как?) порывисто, образа действия, неизм.;
III. В предложении является обстоятельством.
Морфологический разбор причастия
План разбора.
I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж, ед. число, муж. род).
2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное, б) время, в) вид, г) возвратность.
3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страд. прич.), б) падеж (у причастий в полной форме), в) число, г) род (в ед. ч.).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Остывшая за ночь степь окутана сизым туманом.
I.Остывшая (степь) – особая форма глагола – причастие, (какая?) остывшая, остыть + -вш-(ая);
II.Н.ф.-остывший, действ., прош. вр., сов. в., невозвр.; в им. п., ед. ч., ж. р.;
III. В предложении является определением.
Морфологический разбор деепричастия
План разбора.
I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.
II. Морфологические признаки.
1.Вид.
2.Возвратность.
3 Неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
От реки, окутывая прибрежные кусты, шел туман.
I.Окутывая - особая форма глагола – деепричастие,(как? Что делая?) окутывая, окутывать + -я-;
II.Несов. в., невозвр., неизмен.;
III. В предложении является обстоятельством.
Морфологический разбор предлога
План разбора.
- Часть речи. Для чего служит.
- Морфологические признаки.
1. Простой или составной.
2. Производный или непроизводный.
3. Неизменяемость.
Образец разбора.
По небу метались встревоженные галки.
I.По (небу) – предлог.
II. Простой. Непроизводный. Неизменяемый.
Морфологический разбор союза
План разбора.
I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.
1. Разряд: сочинительный (соединительный, разделительный, противительный) или подчинительный (изъяснительный, обстоятельственный (вид обст.)).
2. Простой или составной.
3. Неизменяемость.
Образец разбора.
Водолазы спустились, для того чтобы проверить последний раз крепление понтонов.
I.Для того чтобы – союз, соединяет части сложного предложения;
II.Подчинит., обстоят., целевой, составной, неизменяемый.
Морфологический разбор частицы
План разбора.
I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.
1. Разряд (формообразующая, модальная (какое значение выражает)).
2. Неизменяемость.
Образец разбора.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
I.Не – частица, служит для выражения отрицания,
II.Модальная, отрицание,
III.Неизменяемая.
План словообразовательного разбора слова:
- Поставить слово в начальную форму.
- Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый).
- Объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает).
- Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.
- Указать средство словообразования.
- Указать способ словообразования.
Образец словообразовательного разбора:
1. Под-окон-ник – окно
Основа окн-
Средства словообразования: приставка под- и суффикс –ник. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный.
2. Мир(о)твор-ец – мир+творить
Основы, от которых образовано слово, - мир- и твор-
Средства словообразования: сложение основ и суффикс –ец.
Способ словообразования: сложение и суффиксация
Cинтаксический разбор простого предложения
Порядок разбора
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.
4. Определить тип предложения по структуре:
а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);
б) распространенное или нераспространенное;
в) полное или неполное;
г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).
5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.
6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.
Образец:
Мама сидела за столом и разбирала какие-то бумаги
Повествоват., невоскл. простое, двусост., распростр., полное осложнено однородными сказуемыми
Синтаксический разбор сложного предложения
Порядок разбора
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.
4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).
5. Если предложение сложносочиненное, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.
Если предложение сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.
Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.
Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.
6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.
Предварительный просмотр:
СУФФИКСЫ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
суффиксы субъективной оценки | |||
-ашк-, -ишк-, -ышк-, -ушк-, -юшк- | старикашка, голосишко, крылышко, травушка, волюшка | -еньк-, -оньк- | лисонька, зоренька |
-ек, -ик, -ок, -чик | замочек, ключик, снежок, графинчик | -енк-, -инк-, -онк- | снежинка, лошаденка, книжонка |
-ец-, -иц- | морозец, книжица | -ушек, -ышек | воробушек, колышек |
-ечк-, -ичк-, -очк- | сестричка, утречко, звездочка | -ищ- | голосище |
-ин- | домина | -к- | головка, ночка |
словообразовательные | |||
-ак (-як) | существительные со значением: | ||
-ан (-ян) | существительные со значением: | ||
-анин (-янин) | существительные со значением лица по месту жительства (горожанин, селянин) | ||
-ач | существительные со значением: | ||
-ев-, -ив- | от отглагольных существительных или от глаголов: варево, месиво | ||
-евич, -евн-, -ович, -овн-, -ич, -иничн-, -ичн- | Петрович, Петровна, Сергеевич, Сергеевна, Фомич, Ильинична, Никитична | ||
-ени[й-э] (-ни[й-э]) | существительные со значением действия ( цветени[j-э], формировани[j-э], спасени[j-э]) | ||
-ет-(-от-) | существительные со значением: | ||
-еств-(-ств-) | существительные со значением: | ||
-есть (-ость) | существительные со значением отвлеченного признака или состояния (свежесть от свежий, бледность от бледный, смелость от смелый, жалость) | ||
-ец | существительные со значением | ||
-изм | существительные, обозначающие состояния, качества, названия учений и общественных течений (реализм, фанатизм, романтизм, героизм). | ||
-изн | существительные со значением: | ||
-ик (-ник) | существительные, обозначающие: | ||
-ин | существительные со значением: | ||
-ист | существительные со значением лица по принадлежности к учреждению, профессии, определенному общественному направлению (связист, баянист, марксист) | ||
-иц- (-ниц-) | существительные со значением: | ||
-их- | существительные - названия самок животных ( зайчиха, слониха, крольчиха) | ||
-к- | существительные, обозначающие: | ||
-л- | существительные со значением: | ||
-лк- | существительные со значением: | ||
-льн- | • существительные со значением места совершения действия ( гладильня, купальня, спальня); | ||
-льник- | существительные со значением предмета, предназначенного для выполнения действия (холодильник, умывальник). | ||
-льщик- (-льщиц-) | существительные со значением лица по роду деятельности, занятию или действию ( бурильщик, точильщик, чистильщик) | ||
-тель (-итель) | существительные со значением: | ||
-ун | существительные со значением: | ||
-чик (-щик, -чиц-) | существительные со значением: |
СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
-ал- (-ел-) | прилагательные со значением |
-ан- (-ян-) | прилагательные со значением: |
-аст- (-ат-) | прилагательные, называющих части тела человека или животного, внешних качеств человека, аксессуаров его внешности (волосатый, косматый, губастый, очкастый, рогатый, скуластый) |
-ев- (-ов-), [-й-] | прилагательные со значением: |
-еват- (-оват-) | прилагательные со значением: |
-енн- (-онн-) | прилагательные со значением: |
-енск- (-инск-) | прилагательные, обозначающие географические названия (кубинский, пензенский) |
-еньк- (-оньк-) | уменьшительно-ласкательные прилагательные: лёгонький, голубенький |
-ехоньк- (-оханьк-) | уменьшительно-ласкательные прилагательные: смирнехонький, горькоханький |
-ешеньк- (-ошеньк-) | уменьшительно-ласкательные прилагательные: скорешенький, легошенький |
-ив- -ев- | прилагательные со значением: постоянного свойства, качества, склонности к чему-нибудь, обладания каким-нибудь качеством в большой степени под ударением (ленивый, лживый, красивый, игривый) Искл.: милостивый, юродивый безуд –ев- |
-ий | охотничий (в притяжательных прилагательных) |
-ильн- | прилагательные, которые обозначают признак, характеризующийся отношением или способностью к тому, что названо мотивирующим словом (трясильный) |
-ин- | прилагательные, обозначающие людей и животных: (гусиный, дядин) |
ин+ск | Ольгин – ольгинский, сестрин – сестринский |
-ист- | прилагательные со значением: |
-ит- (-овит-) | прилагательные со значением: |
-к- | прилагательные со значением: склонный к какому-нибудь действию, такой, что часто делает что-нибудь, или такой, с которым часто что-нибудь делается (ломкий, топкий, липкий, ковкий, цепкий) |
-л- | прилагательные со значением: |
-лив- | прилагательные, обозначающие состояние, действие, свойство, склонность к чему-нибудь или обладание каким-нибудь качеством (молчаливый, счастливый, крикливый) |
-н- (-шн-) | прилагательные со значением: |
-ск- | прилагательные со значением чей-то (по географическому названию): голландский |
-тельн- | прилагательные со значением: |
-уч- (-юч-, -яч-) | прилагательные со значением: склонный к какому-нибудь действию (певучий, вонючий, висячий) |
-чат- | прилагательные со значением: |
-чив- | прилагательные со значением: способный, склонный что-нибудь делать, проявлять какое-нибудь свойство (находчивый, сговорчивый, устойчивый) |
ян+ист | Маслянистый |
ГЛАГОЛОВ
-а- (-я) | глаголы от существительных с общим значением действия (завтракать, козырять) |
-а-, -ка- | глаголы от междометий, звукоподражательных слов (охать, хихикать, мяукать) |
-е- | глаголы со значением: становиться кем-нибудь, каким-нибудь, быть таким, каким называет исходное слово (стареть, звереть, темнеть, богатеть, хорошеть) |
-и- | глаголы со значением: |
-нича- | глаголы со значением: заниматься деятельностью, обнаруживать склонность к какой-либо деятельности (попрошайничать, обезьянничать, садовничать) |
-ну- | глаголы со значением мгновенности, моментальности (слепнуть, ахнуть, цокнуть) |
-ова-, -ева-, -ива-, -ыва-, -ствова- | глаголы со значением: |
-ся (-сь) | глаголы со значением: |
-ене- (-ени-) | леденеть, леденить |
-л – суффикс прошедшего времени | смотреть – смотрел |
-и, -ите - суффиксы повелительного наклонения | пиши – пишите |
ПРИЧАСТИЙ
-ущ- (-ющ-) | пишущий, колющий (от глаголов 1-го спряжения) |
-ащ- (-ящ-) | лечащий, клеящий (от глаголов 2-го спряжения) |
-вш-, -ш- | коловший, несший |
-ем- | читаемый (от глаголов 1-го спряжения) |
-им- | клеимый (от глаголов 2-го спряжения) |
-нн-, -енн-, -т- | нарисованный, обиженный, помятый |
ДЕЕПРИЧАСТИЙ
-а (-я) | деепричастия несоврешенного вида: стуч-а, грем-я |
-в, -вши, -ши | деепричастия совершенного вида: |
НАРЕЧИЙ
-а, -о, -е | наречия со значением оценки действия (певуче, сильно, стремительно, снова, умоляюще, растроганно, смягчающе, взволнованно) |
-и | наречия от основ прилагательных, имеющих суффикс -ск- (дружески, логически, систематически) |
-жды | наречия от количественных числительных (однажды, дважды) |
-учи (-ючи) | наречия от основ глаголов (играючи, крадучись) |
-то, -либо, -нибудь | наречия, в которых при самом обобщенном указании на место, время,образ действия они остаются неясными (где-то, где-либо, куда-нибудь, когда-то, как-нибудь) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная схема анализа урока иностранного языка
Схема для разбора урока по иностранному языку....
Схема анализа урока иностранного языка
Данная схема может быть полезна любому учителю иностранного языка для того чтобы учитываать различные аспекты урока, что является одним из главных условий профессии. Несмотря на разнообразие испо...
Схема анализа логопедического занятия.
Предлагается примерная схема анализа лопедического занятия....
схема анализа дефектологического обследования
схема анализа дефектологического обследования...
Схема анализа урока
Данная схема анализа урока позволяет экспертам оценить посещенные уроки комбинированного типа, обобщения и систематизации материала, а также провести учителю самоанализ....
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...
Анализ диктанта схема анализа
Дана схема анализа. Это ускорит вашу работу...