Презентация на тему:"Типы подчинительной связи"
методическая разработка по русскому языку
Практика+теория
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Типы подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) Главное слово добрый хозяин. Трудится вместе с подчиненным. «Я делаю, и ты делай так же», — как будто говорит оно. Хозяин требовательный, жесткий. Сам ничего не делает, но подчиненному приказывает: «делай, как я прикажу! Хозяин ничего не требует от подчиненного, только просит: «Встань со мной рядом».
Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) Главное слово добрый хозяин. Трудится вместе с подчиненным. «Я делаю, и ты делай так же», — как будто говорит оно. Хозяин требовательный, жесткий. Сам ничего не делает, но подчиненному приказывает: «делай, как я прикажу! Хозяин ничего не требует от подчиненного, только просит: «Встань со мной рядом». Согласование
Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) Главное слово добрый хозяин. Трудится вместе с подчиненным. «Я делаю, и ты делай так же», — как будто говорит оно. Хозяин требовательный, жесткий. Сам ничего не делает, но подчиненному приказывает: «делай, как я прикажу! Хозяин ничего не требует от подчиненного, только просит: «Встань со мной рядом». Согласование Управление
Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) Главное слово добрый хозяин. Трудится вместе с подчиненным. «Я делаю, и ты делай так же», — как будто говорит оно. Хозяин требовательный, жесткий. Сам ничего не делает, но подчиненному приказывает: «делай, как я прикажу! Хозяин ничего не требует от подчиненного, только просит: «Встань со мной рядом». Согласование Управление Примыкание
Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание)
Типы подчинительной связи слов в словосочетании
Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому. Определи часть речи зависимого слова. Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову. По выявленным признакам определи тип связи.
Пренеприятное известие Приближающейся бури Этого пристанища Второе приглашение Приведение к знаменателю Увидел привидение Примчаться к тебе Прибыть неожиданно Нежно прикасаться Очень небрежно Спал сидя Говорил улыбаясь
СОГЛАСОВАНИЕ x 1. Пренеприятное известие (прил.+ сущ.) x 2. Приближающейся бури (прич.+ сущ.) x 3. Этого пристанища (мест.+ сущ.) x 4. Второе приглашение (числ. (поряд.)+ сущ.) Если зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей?, то этот вид связи – согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.
УПРАВЛЕНИЕ х Приведение к знаменателю (сущ. + сущ.) х Увидел привидение (гл. + сущ.) х Примчаться к тебе (гл. + мест.) Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное или слова с признаками существительного – это управление. Главное слово управляет зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова: учиться в школе – учусь в школе ; товарищ по школе – товарища по школе , встретить вас – встретил вас ).
ПРИМЫКАНИЕ х Прибыть неожиданно (гл. + нареч.) x Нежно прикасаться (нареч. + неопр. форма гл.) x Очень небрежно (нареч. + нареч.) х Спал сидя (гл. + деепричаст.) Если зависимое слово наречие, деепричастие или начальная форма глагола – это примыкание. Зависимое слово примыкает к главному по смыслу: быстро соображать, довольно быстро, макароны по-флотски, шёл напевая, собираюсь уехать .
Типы подчинительной связи слов в словосочетании
Перепишите словосочетания, распределив их на группы по типу подчинительной связи. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Кова(н,нн)ая реш...тка, беше(н,нн)о мчаться, писа(н,нн)ый красками, ветре(н,нн)ый день, её под...езд, ар..мат с...рени, сотка(н,нн)ый из льна, из ж...лания остаться, нетка(н,нн)ое п...лотно, скаж...т громче, свежемороже(н,нн)ые овощи, (не)покрытый скат...ртью, прот…рая стекло, замороже(н,нн)ый быстро.
Перепишите словосочетания, перестраивая их в словосочетание с указанным типом связи. Досадливо поморщился -> управление. Радостно сказал -> управление. Беспрерывно разговаривала -> управление. День каникул -> согласование. Бумажных скатертей -> управление. Тщательно вымытый -> управление. С грустью заметил -> примыкание.
Перепишите словосочетания, перестраивая их в словосочетание с указанным типом связи. Досадливо поморщился -> поморщился с досадой. Радостно сказал -> сказал с радостью. Беспрерывно разговаривала -> разговаривал без перерыва. День каникул ->каникулярный день. Бумажных скатертей ->скатертей из бумаги. Тщательно вымытый ->вымытый с тщательностью. С грустью заметил ->грустно заметил.
Перепишите словосочетания, перестраивая глагольные словосочетания в именные по образцу Возрождать храм - возрождение храма, изучать историю - изучение истории, исполнять долг - исполнение долга, преодолевать трудности - преодоление трудностей, превысить полномочия - превышение полномочий, любить прекрасное- любовь к прекрасному, развивать способности - развитие способностей, анализировать проблемы - анализ проблем, обсуждать кандидатуры - обсуждение кандидатур
Прочитав словосочетания, определите способ подчинительной связи, обозначив их как С - согласование, У - управление, П - примыкание. Большое желание, выразить желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, досрочно закончить, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели.
Прочитав словосочетания, определите способ подчинительной связи, обозначив их как С - согласование, У - управление, П - примыкание. Большое желание, выразить желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, досрочно закончить, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели. Ключ: СУПУСУПУУССУПУСУПУСУ
Выпишите только словосочетания. Определите тип подчинительной связи. Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес и поле, настольные часы, часы приема, часы остановились, следствие закончено, виртуозно играть, от засухи и зноя, играю на компьютере, засушливое лето, в течение часа.
Выпишите только словосочетания. Определите тип подчинительной связи. Возле леса , хвойный лес, лес шумит, лес и поле , настольные часы, часы приема, часы остановились , следствие закончено, виртуозно играть, от засухи и зноя , играю на компьютере, засушливое лето, в течение часа .
Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом? Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание? Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение, текст? Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением. Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? Верите ли вы, что сочетание вода журчит – управление? Верите ли вы, что согласование – вид связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? Верите ли вы, что сочетание вокруг школы – управление? Верите ли вы, что сочетание жара и зной – словосочетание? Верите ли вы, что сочетание медвежья услуга – словосочетание?
Да Нет Да Да Да Нет Да Нет Нет Нет
Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом? Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание? Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение, текст? Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением. Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? Верите ли вы, что сочетание вода журчит – управление? Верите ли вы, что согласование – вид связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? Верите ли вы, что сочетание вокруг школы – управление? Верите ли вы, что сочетание жара и зной – словосочетание? Верите ли вы, что сочетание медвежья услуга – словосочетание?
Тест по теме «Словосочетание»
Взаимопроверка Критерии: 0 ошибок – «5» 1-3 ошибки – «4» 4-5 ошибок – «3» 6 и более – «2» выглянул из-под лавки А Б 5 1 – Б, 2 – В, 3 – А В ситцевое платье Б позавтракать В
Продолжи предложение 1) У меня получилось… 2) Я научился… 3) На уроке я смог… 4) Больше всего мне понравилось… 5) Труднее всего мне было… Рефлексия
Словарный диктант
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»
Цели: 1. Образовательные: повторение и обобщение знаний учащих...

Презентация " Типы подчинительной связи"
Презентацию можно использовать на уроках в 8 классе или при повторении в 9 и 11-х классах. В ней дается понимание, что такое словосочетание, типы подчинительной связи в словосочетании, говорится о тру...

Презентация по теме "Типы химических связей"
Презентация для обобщения темы "Типы химических связей"...

Проверочная работа по теме "Типы подчинительной связи в словосочетании".
Данная работа может быть использована на уроке русского языка в 8 классе при закреплении темы ",Словосочетание. Типы подчинительной связи ( согласование, управление. примыкание)"....
Изучение темы «Типы подчинительной связи в словосочетаниях» с помощью технологии вебинаров
При подготовке обучающихся к сдаче экзаменов ГВЭ и ЕГЭ часто возникает потребность объяснения важного материла слабоуспевающим или отсутствовавшим на уроке ученикам. Также при подготовке обучающихся к...