Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_uroka_ru.yaz_.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Класс: 5класс
УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: комбинированный урок
Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи»
Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная, анализ поэтического текста.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1.Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент. (1 мин.) Цель:
| Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. -Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу, Улыбки подарим гостям! Удачи желаю всем вам!
| Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Личностные УУД: 1.Внимание. 2.Уважение к окружающим. 3.Эмоциональный настрой на урок. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (5 мин.) Цель:
3.Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности.(5 мин) Цель: мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся; контролировать выполнения заданий | -Внимательно прочитайте записанные на слайде слова и подумайте, на какие две группы их можно разделить? тропинка, рыжие, речка, узенькая, теплая, лисички, дверь, зеленая ( слайд) Проверка вслух. -По какому признаку вы определили слова в первый столбик?(имена существительные) -Какой ещё признак объединяет эти слова? -Назовите признаки имен существительных. - Назовите орфограммы в словах. - Ребята, послушайте замечательное стихотворение, которое называется «Сказка про краски». Внимательно послушайте его и у меня, потом будет к вам несколько вопросов. Если б всё на свете было одинакового цвета, Вас бы это рассердило Или радовало это? Кто решился бы отныне, Приходя домой усталым, на зеленой спать перине Под зеленым одеялом? И зеленою водою на рассвете умываться, И зеленым-презеленым Полотенцем утираться? Любоваться, как над вами, Зеленея, птицы реют, Над зелеными домами Ярко солнце зеленеет. Видеть мир привыкли люди Белым. Желтым. Синим. Красным. Пусть же всё на свете будет Удивительным и разным.(Слайд) - Как вы думаете, если бы на самом деле всё вокруг было бы одним цветом, например, как в этом стихотворении всё зелёным, мир был бы интересен? - Ребята, какие слова нам помогают в том, чтобы все вокруг выглядело красиво, ярко и образно? Помогают описать предмет, чувства, настроение. Делают нашу речь более выразительной и конкретной? К какой части речи относятся эти слова? Почему? - Открыли тетради, записали сегодняшнее число, классная работа, тему урока «Имя прилагательное» - На ваших столах лежат 2 варианта текста. Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой? слайд Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь. Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. -Все слова вам понятны? - Скажите, почему дятла называют лесным лекарем? Сравните по объему. Где больше слов? Где описание дятла более точное? Укажите слова, благодаря которым описание дятла более точное. К какой части речи относятся выделенные слова? Значит, для чего в речи используются прилагательные? На какие вопросы отвечают? Следующий кластер (Какой? Какая? Какие? Чей?) Как вы думаете, зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи? Правильно, а еще мы будем учиться находить прилагательное среди других частей речи, учиться правильно применять эту часть речи. Ребята, а как вы понимаете смысл названия этой части речи? Повторите про себя несколько раз это слово и подумайте, что значит ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ? Прилагательное имеет значение приложенное, добавленное к чему- то. Давайте откроем учебник на стр и прочитаем правило, что такое имя прилагательное. Вернемся к нашему кластеру, что мы с вами уже знаем о прилагательном? | Фронтальная работа. Учащиеся читают слова на слайде и работают индивидуально, распределяя слова на 2 группы. Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы. Повторяют орфограммы в словах (В слове лисички, речка) Отвечают на вопросы. Записывают дату и тему урока: «Имя прилагательное». Анализируют текст. Читают правило. Заполняют кластер. Всё вокруг должно выглядеть красочно, то есть всеми цветами радуги, только тогда у всех будет хорошее настроение | Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической и диалогической речью. 2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач. Личностные УУД: 1.Самоконтроль Познавательные УУД: 1.Проверка изученного Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2.Формулировать тему урока, проблему; 3.Самостоятельно планировать деятельность. Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
4. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (7 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. Динамическая пауза (3 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.
Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь) Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз) Спелое, круглое, сочное. (Яблоко) Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса) Вкусная, сочная, синяя. (Слива) Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок) Умные, активные, дружелюбные. (это вы, ребята.) 2) А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак». Задание выполняется по группам. Давайте вспомним правила работы в группе. - говорить негромко -не перебивать - обсуждать дружно -помогать друг другу За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным. 1 группа – трава 2группа – снег 3 группа – море Вывод: Так для чего нужны имена прилагательные? (Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)Кластер Поэтому прилагательные о себе говорят так: С существительными подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука. Но если нас к ним приложить Им веселее станет жить Ребята, посмотрите по сторонам, найдите такой предмет, который не сразу бросается в глаза, и опишите его 3 прилагательными А теперь прошу вас отгадать мой предмет (прямоугольная, коричневая… (доска). К доске пойдет … Задание…. | Учащиеся отгадывают загадки. Записывают прилагательные к существительным. Работа в группах. Дети зачитывают прилагательные, кто отгадывает, получает право прочитать свои (3человека) | Познавательные УУД: 1.Выделять главное, извлекать информацию; 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; Коммуникативные УУД: 1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; 2. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность; 3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме; 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: 1.Искать пути решения проблемы. |
5. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель:
выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания
Задание на развитие речи (слайд) Ребята, посмотрите на картину Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега, То бураны, то метели на деревню налетели. По ночам мороз силен, днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? Февраль Что вы можете рассказать об этом месяце? Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит. Снег худеет, мякнет, тает. Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? Март (слайд) Что вы можете рассказать об этом месяце? Роль имени прилагательного в речи. Творческая работа. Предлагаю вам творческое задание в группах по определению роли прилагательных в речи. Первая группа открывает учебник и находит репродукцию картины Кончаловского «Сирень в корзине», мы с этой картиной уже с вами работали, поэтому вам будет легко справиться с этим заданием. Ваша задача описать картину, используя подходящие прилагательные. Вторая группа – работа с карточками. А третьей группе предлагается пофантазировать, представить себя писателями-фантастами и поработать с текстом, дополнив его прилагательными. - Слушаем ответы детей. Сделаем вывод. Зачем мы используем в речи имена прилагательные? Заполняем последний пустой кластер, прилагательные украшают, уточняют нашу речь, делают её яркой, красочной, обогащают красивыми оборотами. И так, посмотрим на результат нашей работы и подведем итог. Выходит ученик , и рассказывает к каким выводам они пришли. Кластер Ребята, мы с вами уже встречались с понятием эпитет на уроках литературы. - В каких художественных текстах чаще всего используются эпитеты-прилагательные? С какой целью? - Они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту: Работа с учебником. Упр. 567, стр. 225. Задание: прочитать текст. Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белёном сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками, Люблю её, нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. А. А. Прокофьев - Какую картину природы вы себе представили? Совпадает ваше представление с изображением на экране? (Фото берёзы.)слайд Как мы называем красочные, яркие определения? (Эпитеты) - Что помогает поэту создавать яркую, образную картину? - Да, эпитеты – это образные прилагательные. Прочитайте слова, которые помогают поэту ярко, образно нарисовать берёзу. В художественных текстах имена прилагательные выполняют роль эпитетов. - Выпишите через запятую все прилагательные. (Русскую, грустную, белёном, красивыми, зелёными, нарядную, родную, ненаглядную, ясную, кипучую, плакучую) - Что обозначают все эти слова? - На какой вопрос отвечают? Итог урока. Вывод. Ребята, мы сегодня много говорили о роли имен прилагательных в нашей речи. Какой вывод вы можете сделать? Дети: Имена прилагательные в речи многообразны, они способны определять разные стороны предмета: цвет, форму, размер, запах, качества, свойства. Имена прилагательные нужны для описания уточнения предметов, чтобы сделать нашу речь выразительнее, красивее. Читаем кластер. | Учащиеся отгадывают загадки, связанные с темой «Имя прилагательное» и называют предмет. Анализируют литературный текст. Заполняют кластер | Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической и диалогической речью. 2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач. 3.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; 4.Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность; Личностные УУД: 1.Самоконтроль Познавательные УУД: 1.Проверка изученного |
6.Рефлексия. (5 мин.) Цель:
| - А теперь подведем итог нашей работы. - Какую цель ставили на урок? - Добились мы поставленной цели? На слайде:
- Оцените свою работу на уроке. - Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте. - Сдайте, пожалуйста, оценочные листы. Зеленый - я доволен своей работой на уроке Желтый - я хорошо работал, но умею лучше Красный - работа не получилась, не доволен собой Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученика на основе их самооценки. Оценивание | Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок? Читают кластер. | Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определяют степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3. Строить связанное монологическое высказывание Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; |
Домашнее задание (слайд) | Домашнее задание: | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка и презентация к уроку. "Имя прилагательное как часть речи"
Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе . Тип урока - изучение нового материала , на котором созданы условия для расширения и закрепления у школьнико...
Презентация к уроку "Имя прилагательное как часть речи"
Презентация -сопровождение к уроку...
Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".
Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....
Урок: Имя прилагательное как часть речи
Цель урока расширить знания учащихся о прилагательном как части речи: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция; прививать навык точной постановки вопроса к прилагатель...
Раздаточный материал к уроку "Имя прилагательное как часть речи"
Раздаточный материал к уроку русского языка в 5 классе...
Открытый урок "Имя прилагательное как часть речи"
Открытый урок для 5х классов по теме "Имя прилагательное как часть речи"...
Конспект урока "Имя прилагательное как часть речи"
Урок в 5 классе, повторения изученного....