Разработка и презентация к уроку. "Имя прилагательное как часть речи"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

Ахмедова Марина Яшаровна

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе . Тип урока - изучение нового материала , на котором созданы 

условия  для расширения и закрепления у школьников знаний об имени прилагательном как о  части речи, о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имён прилагательных,

обеспечивается  развитие умений самостоятельно применять знания на практике, орфографических умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_konspect.doc94 КБ
Office presentation icon urok_imya_prilagatelnoe.ppt467 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 3

Подробный конспект урока.

(размещается только в папке с конкурсным материалом)

Организационная информация

Тема урока

Имя прилагательное как часть речи (Повторение изученного о прилагательном в 5 классе)

Предмет

Русский язык

Класс

6

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Ахмедова Марина Яшаровна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МБОУ « СОШ № 7»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

ХМАО, Россия

Республика/край

ХМАО

Город/поселение

Г. Когалым

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

  • Урок изучения нового материала.

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Создать условия  для расширения и закрепления у школьников знаний об имени прилагательном как о  части речи, о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имён прилагательных.

Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания на практике, орфографических умений и навыков.

Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

обучающие:

 

  • углубить понятие об имени прилагательном как части речи;
  • о лексических, грамматических и синтаксических признаках имени прилагательного;
  • систематизировать и закрепить знания учащихся;

развивающие:

  • развивать умение использовать имена прилагательные в речи;
  • отработать навык выделения в тексте и построения словосочетания типа «прил.+ сущ.»;
  • отработать навык мыслительных, языковых, познавательных способностей учащихся.

воспитательные:

 

воспитывать ценностные ориентации (любовь к природе);

обогащать словарный запас учащихся;

      воспитывать культуру устной и письменной речи.          

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

ИКТ, практическая работа, групповая работа.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

40 мин

Знания, умения, навыки и качества, которые учащиеся смогут

актуализировать, приобрести, закрепить в ходе урока (мероприятия, занятия)

Знать: 

  • определение имени прилагательного как части речи ;
  • лексические ,морфологические, синтаксические признаки прилагательного ;
  • синтаксическую функцию в предложении;
  • роль имени прилагательного в речи.

Уметь: 

            использовать имена  прилагательные в речи;

составлять словосочетания типа «прил.+сущ»;

  • различать и определять синтаксические, морфологические ,лексические признаки прилагательного, определять коммуникативную роль прилагательного;

  • применять знания в практической деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в         практической деятельности и в процессе дальнейшего изучения раздела.              

       

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, экран, таблица, учебный методический комплекс: Русский язык: учебник для 6кл./Баранов М. Т.Ладыженская и др., иллюстрации.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Тексты, дидактический материал, наглядные пособия по развитию речи

Список учебной и дополнительной литературы

Русский язык: учебник для 6кл./Баранов М. Т.Ладыженская ..

  • Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя
  • А.С.Пушкин .Сборник стихов
  • Е.Н.Колокольцев .Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин.5-7классы

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Ход урока.

Организационный момент

Учитель: Посмотрите ,пожалуйста, на экран. Прочитайте про себя , что здесь написано?

Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.

Мордочка усатая, шубка полосатая, часто улыбается, а с водой не знается.

Маленький да пустенький, но весь дом стережёт.

(Затем вслух читает один ученик)

- Скажите, что это за предложения, как они называются? (загадки)

- А сумеете их отгадать?

Отгадки на 2-м слайде.

- Что вам помогло отгадать, какие ключевые слова? Назовите их.

- К какой части речи они относятся? Правильно, это имена прилагательные.

- А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока.

(Имя прилагательное как часть речи)

Конечно, вы давно знакомы с этой частью речи, но сегодня мы продолжим изучение имени прилагательного.

- Определите задачи урока.

  2.Сообщение темы и задач урока.

Задачи урока читает вслух ученик. Слайд №5

- Запишите в тетрадях число и тему урока

3.Орфографическая разминка. Слайд №6

Словарная « радуга»из словарных слов 5-го класса.

(Вставить пропущенные буквы , обозначить изученные орфограммы)

Б…рдовый , б…гряный, б…гровый , б…рюзовый , ф…летовый ,

…ранжевый , с…реневый , … нтарный

(Взаимопроверка , а затем сверка с высвеченными правильными ответами.  Слайд №7 )

4.Актуализация знаний об использовании имён прилагательных в речи.

-У вас на партах лежат карточки №1 и №2 . Прочитайте текст №1 про себя.

-Маша , прочитай вслух текст №2 .

...вечер.  Поднебесная синь становится всё незаметнее в …зареве заката.  

…дымкой сгущаются по горизонту…сумерки.  На отмелях голосят лягушачьи хоры ,слышатся …крики чаек. На …отмель опустилась стая …ласточек. Каждая в …сюртуке с …манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют …норы в …обрывах.(«Юный натуралист.»

 Летний вечер.  Поднебесная синь становится всё незаметнее в багровом зареве заката.  

        Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягуш- чьи хоры, слышатся плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в чёрном сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют глубокие норы в прибрежных обрывах.(«Юный натуралист.

-Какой отрывок , на ваш взгляд , интереснее , выразительнее? (Второй)

-Почему ?(За счет использования в нём прилагательных )

-Какова роль прилагательных в тексте? ( Обогащают речь , украшают её , делают выразительнее. (Найдите в тексте прилагательные ,зачитайте).

-Что вы знаете об имени прилагательном? Вспомним материал 5-го класса .

-Какова начальная форма имени прилагательного? (Им.п , м.р ,ед.ч.)

-Какие морфологические признаки имени прилагательного вам известны? (род, число, падеж).

-Откройте учебники на стр. 111 , прочитаем правило и узнаем, всё ли вспомнили, что упустили?

 

 5.Работа с учебником .Слайд №8

Упр. №269. ( Один из учеников читает выразительно текст).

-Как можно озаглавить текст? (Зимняя сказка. Зимой в лесу. Прогулка по лесу)

Какова его  основная мысль? ( Красота зимнего леса. Лес зимой.)

-Этот отрывок взят из рассказа Ю.Нагибина «Зимний дуб», рекомендую найти и прочитать .

-Выпишите в тетрадь из первого и последнего абзацев текста словосочетания типа «прил .+ сущ.» (К доске идут двое учащихся , выполняют задание.)

Школьной усадьбы - р.п., ед.ч., ж.р.;

Рослых, плакучих берёз -р.п. ,мн.ч.

А сейчас проведем физминутку. Следим глазами за снежинкой.        Слайд №9

6.Продолжаем работу над составлением словосочетаний . Работаем в парах .Слайд №10

-У вас на столах репродукции картины А.А. Пластова  «Первый снег» .

-Назовите предметы , изображенные на ней . (Снег, стена дома, крылечко ,дети ,береза , ворона на снегу ,лошадь ,запряжённая в сани ,дома деревенской улицы).

-Подберите к ним прилагательные , обозначающие размер , форму , цвет, принадлежность , настроение.

-Составьте словосочетания типа «прил. +сущ.» в Т.п.,  или П. п.  и запишите.

7 Устная работа со стихотворением. Слайд №11

«ЧЁРНОЕ И СЕРОЕ»

Черное тихонько

Дремало на полу.

Серое тихонько

Пряталось в углу.

Черное тихонько

Лапой шевельнуло ,

Серое проворно

Хвостиком  вильнуло.

-Найдите прилагательные. Что с ними произошло? Во что они превратились ?

-Как называется этот способ словообразования? ( Переход из одной части речи в другую)

 

8.Следующий этап нашего урока я предлагаю назвать «Творческая лаборатория 6 класса».

Для начала проведём небольшую разминку. Игра называется «Подари предмету признак»

Слайд №12.

 Читаете слово. называете его признак.

  МОРЕ - ( бурное ,спокойное ,шумное, грозное ,холодное ,прозрачное )

НЕБО - (ясное, мрачное, синее, лазурное).

УТРО – ( ясное, морозно, солнечное .туманное).

ВОЛОСЫ-(тёмные, густые, седые).

ГЛАЗА - ( голубые. выразительные, карие, серые).

СНЕГ -  (пушистый, мягкий, серебристый).

ОСЕНЬ - (дождливая, теплая , унылая ,ранняя , хмурая).

КАПЛЯ - (дождевая, блестящая, прозрачная, крупная, маленькая ,тяжелая).

      А теперь наступило время использовать наши знания. Работаем по группам.

Задание для 1-ой группы:

Выписать строчку, в которой указаны только имена прилагательные,  составить словосочетания:

А) зеленый, второй, беззвучный, такой;

Б) мирный, веселый, мой, красивый;

В) прямой, городской, блестящий, морской;

Задание для 2-ой группы.

Нарисовать портрет человека.

Подобрать к данным существительным прилагательные для описания:

Лицо, глаза, волосы, взгляд, улыбка.

Задание для 3-ей группы

Согласовать имена прилагательные с существительными.

Дождевой - дождливый (вода, капля, облака, осень, погода, сезон).

Старый - старинный (человек, разговор).

   

Задание для 4-ой группы.

Работа со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Выписать из стихотворения эпитеты.

(Командиры в группах проверяют и оценивают ответы ребят)

9.Обобщение по уроку. Слайд 13

Рефлексия.

 -Выполнили  мы задачи нашего урока? Что повторили?

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

-Что вызвало особый интерес

10.Выставление оценок.

11. Домашнее задание.  Упражнение 272.

 

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Слайд 13

Домашнее задание  (если это необходимо на уроке)

Изучить § 6 до соединения костей

Составить кроссворд  или задания для одноклассников в виде теста, с использованием изученных на уроке понятий.

Дополнительная необходимая информация

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://www.medicalbrain.ru  (текст)

http://farmakosha.com  (рисунки)

http://apteka.uz  (рисунки)

http://ru.wikipedia.org/wiki/Скелет_человека  (текст)

http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=168:2009-08-23-11-42-22&catid=43:8&Itemid=104

(виртуальная образовательная лаборатория)

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

В течение урока используется  презентация, содержащая демонстрационный  материал, это способствует более полному усвоению темы.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Следующий урок можно начать с заданий, которые дети подготовили дома.

Другое


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".

Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....

Урок: Имя прилагательное как часть речи

Цель урока расширить знания учащихся о прилагательном как части речи: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция; прививать навык точной постановки вопроса к прилагатель...

Раздаточный материал к уроку "Имя прилагательное как часть речи"

Раздаточный материал к уроку русского языка в 5 классе...

Открытый урок "Имя прилагательное как часть речи"

Открытый урок для 5х классов по теме "Имя прилагательное как часть речи"...

Методическая разработка урока "Имя прилагательное как часть речи"

Данная методическая разработка позволит вам заинтересовать обучающихся.  Урок пройдет  на одном дыхании....