Лексика
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Малютина Татьяна Николаевна

Самостоятельная работа по теме "Лексика" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota_leksika_5_klass.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

№1. Какое слово пропущено? ОТВЕТЫ ЗАПИСАТЬ.

  1. Словарный запас языка называется …
  2. Слово, имеющее несколько лексических значений, называется …
  3. Лексическое значение слова можно узнать в … словаре.
  4. Слова, близкие по значению, - это …
  5. Слова, противоположные по значению, - это …
  6. Слова, одинаковые по звучанию, но различающиеся по значению, - это…

№2. Спишите словосочетания (вставив пропущенные буквы), заменив слова-названия действий предметов синонимами. Выделите орфограммы.

Образец: Спешить в школу – торопиться в школу, смотреть в окно – глядеть в окно, готовить борщ – варить борщ. 

Шалить с друз..ями, бегать по к..ридору, береч.. природу, беспокоить р..дителей, бросать мяч.., беспокои(т/ть)ся за сестру, сп..сать друга, вынимать из портфеля, гл..дать кость, тр..стись от холода.

№3. Спишите словосочетания, заменив слова-названия признаков предметов антонимами. Выделите орфограммы.

Образец: Новое платье – старое платье, бледная кожа – смуглая кожа, горячий кофе – холодный кофе.

Бедный человек, сообр..зительный щенок, ближнее село, прошлая н..деля, нетор..пливая речь, верный ответ, карл..ковый кенгуру, густые волосы, дешёвые продукты, мягкий матрас.

№4. Подберите к каждому слову соответствующий омоформ, определите к какой части речи они относятся и составьте с ними словосочетания или предложения.

Образец: мой (мест.) карандаш – мой (глаг.) посуду.

Рублю, лечу, стекла, простой, стать, печь, течь, стих, дуло.

№5. Разбейте слова каждого ряда на группы однокоренных слов.

Образец: косой (заяц), покос, косичка, косарь, покосился (дом), (заплести) косы. 1 группа: косой, покосился. 2 группа: косичка, заплести косы. 3 группа: покос, косарь.

А. Водитель, водяной, водичка, проводник, заводь, водить машину.

Б. Мирный, замирать, мир, умирание, помирить (друзей), обмирает.

В. Береза, приберусь, заберу, березняк, березовый, подберезовик, берем.

№6. Перепишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, постройте схему предложения (1).

(1) Ч...татели спрашивают А что со словом орёл? (2) Это и птица, и обозначение смелого человека, и обратная ст..рона монеты, и название города. (3) Д..вайте разберёмся. (4) Орёл в зн..чении «хищная птица» – первое и прямое зн..чение этого слова. (5) Переносное зн..чение – храбрец (по аналогии со смелой и в..личественной птицей). (6) Орёл как одна из ст..рон монеты будет одним из зн..чений этого слова, в сл..варе рядом будет помета разг., то есть разг..ворное.

Определите часть речи у слов И (предложение 2), В (предложение 4), СО (предложение 5).

№7. Спишите и охарактеризуйте пары слов. 

Образец: толстый – тонкий (антонимы)

Большой – огромный, печь (блины) – (русская) печь, жара – холод, сладко – горько, синий – голубой, под огнём – подогнём, говорить – рассказывать, гриб - грипп, бегемот – гиппопотам, печальный – радостный.

№8. К словам из группы а) подберите синоним, используя слова из группы б); запишите полученные пары слов, вставьте пропущенные буквы.

а) Артист, безгр…ничный, бесп…койство, вежл…вый, в…ликан, заб…леть, загл…деться, изд…вна, об…зательно, подч…няться, тор…пливо, проказн…чать, Род…на;

б) Актёр, г…гант, бескрайний, любезный, п…спешно, зан…мочь, пов…новаться, Отеч…ство, тр…вога, засм…треться, исст…ри, непр…менно, озорн…чать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языка Для VI класса школ с углубленным изучением английского языка авторов О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой.

 Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики  урока 10           учебника английского языкадля VI класса школ с угл...

Презентация по теме I love food (тренировка лексики по теме, отработка лексико-грамматического материала (специальные вопросы в Present Simple и Progressive)

Данная презентация разработана для преподавателей английского языка в 6 классах. Идет отработка лексики по теме "I love food" и употребления специальных вопросов в Present Simple/Progressive...

Путешествие в Лексику (Обобщающий урок по разделу русского языка «Лексика»)

Одним из важных элементов обучения является обобщение и закрепление знаний. На уроке в занимательной форме повторяются и закрепляются ключевые понятия лексики: омонимы, синонимы, устаревшие слова и др...

Методическая разработка на тему: «Обучение лексике иностранного языка в медицинском колледже» (Комплекс лексико – грамматических упражнений)

Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок...

Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»

Конспект урока обобщения и систематизации  изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...

Лексика. Группы слов лексики.

Модульное обучение. Проектная деятельность обучающихся.  Материал по теме "Лексика" изучается посредством проектной деятельности обучающихся. Каждая группа по плану -заданию изучает свою тему, вы...

Урок «Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов»

Цель урока:  научить применять лингвистические знания при работе с языковым материалом.Задачи урока: - научить определять лексическое значение слова, фразеологизма;- развить умение употреблять сл...