6 кл. Повторение. Правописание Ь и Ъ
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Правила правописания Ъ, Ь. +Карточки для отработки заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 169.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 5. Повторение. Употребление Ь и Ъ
Про русскую орфографию иногда говорят, что слышится одно, а пишется другое. Как связаны между собой фонетика и орфография, орфоэпия и орфография? В чём причина орфографических ошибок и можно ли их избежать? А как понять, какое орфографическое правило нужно применять? Об этом поговорим на уроке.
Фонетика-раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и буквы.
- Всегда мягкие согласные: Й,Ч,Щ
- Всегда твердые согласные Ж,Ш,Ц
- Когда буквы Е,Е,Ю,Я обозначают два звука?
- В начале слова (елка)
- После гласной (маяк)
- После разделительных Ъ и Ь (вьюга)
Фонетичечкий разбор 1. Гриб, яма
Упр.27,29 устно. Упр.31 устно в парах.
Запишите скороговорку: Коля колья колет, Поля поле полет.
Возникают трудности с произношением слов Коля и колья. Сравним слова Коля и колья. В первом слове [КОЛ’А] – 4 звука и 4 буквы. Во втором [КОЛ’Й’А] – 5 звуков и 5 букв. Зачем же здесь мягкий знак? Мягкий знак никогда не обозначает звука, здесь он разделяет буквы л и а в слоге -лья.
- Когда употребляется разделительный Ъ, а когда Ь знак? ( Ъ употребляется после приставок на согл+перед гласной, разделительный мягкий знак пишется в корне слова перед буквами е, ё, я, ю, и (платье, жильё, колья, пью, воробьи); разделительный твёрдый знак пишется после приставок на согласные перед буквами е, ё, ю,я.
Для чего еще может использоваться мягкий знак? Мягкий знак ещё показатель мягкости согласных: пеньки, пень,тень
В сочетаниях чк, чн, чт, щн, нщ, нч, рщ мягкий знак не пишется: точно, овощной, девочка, почта, помощник, пончик, фонарщик.
Мягкий знак после шипящих ставится:
– на конце существительных 3-го склонения: ложь (врач – не 3-е склонение; дач – не 3-е склонение); После дождя много луж.
– в неопределённой форме глаголов и во 2-м лице единственного числа:беречься, поёшь.
– в неопределённой форме глаголов и во 2-м лице единственного числа:поёшь, читаешь
Следует различать неопределённую форму глагола и 3-е лицо. В неопределённой форме ставится мягкий знак: надо (что делать?) заниматься; он (что делает?) занимается.
Карточка 1.
Сообрази! Ь в именах существительных.
Багаж.., молодёж.., много дач.., пейзаж.., врач.., рож.., ключ.., ноч.., карандаш.., грач.., доч.., шалаш.., из-за туч.., дрож.., помощ.., палач.., мыш.., гуаш.., калач.., много передач.., этаж.., полноч.., дич.., богач.., малыш.. .
Домашнее задание: вспомнить употребление Ь и Ъ знака, упр.33,35 письменно.
Фамилия имя
Задание 1.
Напишите однокоренные слова с приставками об-, от-, в-,под-, по-.
Съезд ___________________________________________________________________________________
Съехал ___________________________________________________________________________________
Приеду ___________________________________________________________________________________
Задание 2.
Подберите к данным словам однокоренные с указанными приставками. Выделите приставки. Подчеркните разделительный твёрдый знак.
Ел (по-, с-, об-, на-)______________________________________________________________________
ясно (об-, раз-, вы-, по-)_________________________________________________________________
езда (от-, под-, по-, раз-)________________________________________________________________
Задание 3.
Разделите слова на две группы. Запишите в два столбика.
Ш...ют, б...ют, обез...яна, с...езд, под...езд, об...яснил, об...явление, с...едобные, в...ют, раз...езд, осен...ю, гост...я, ноч...ю, раз...ярился, об...ехал, от...ехал, олад...и, бел...ё.
Фамилия имя
Задание 1.
Напишите однокоренные слова с приставками об-, от-, в-,под-, по-.
Съезд ____________________________________________________________________________
Съехал ___________________________________________________________________________
Приеду ___________________________________________________________________________
Задание 2.
Подберите к данным словам однокоренные с указанными приставками. Выделите приставки. Подчеркните разделительный твёрдый знак.
Ел (по-, с-, об-, на) ___________________________________________________________
ясно (об-, раз-, вы-, по-)______________________________________________________
езда (от-, под-, по-, раз-)_____________________________________________________
Задание 3.
Разделите слова на две группы. Запишите в два столбика.
Ш...ют, б...ют, обез...яна, с...езд, под...езд, об...яснил, об...явление, с...едобные, в...ют, раз...езд, осен...ю, гост...я, ноч...ю, раз...ярился, об...ехал, от...ехал, олад...и, бел...ё.
Фамилия имя
Задание 1.
Напишите однокоренные слова с приставками об-, от-, в-,под-, по-.
Съезд ____________________________________________________________________________
Съехал ___________________________________________________________________________
Приеду ___________________________________________________________________________
Задание 2.
Подберите к данным словам однокоренные с указанными приставками. Выделите приставки. Подчеркните разделительный твёрдый знак.
Ел (по-, с-, об-, на) ___________________________________________________________
ясно (об-, раз-, вы-, по-)______________________________________________________
езда (от-, под-, по-, раз-)_____________________________________________________
Задание 3.
Разделите слова на две группы. Запишите в два столбика.
Ш...ют, б...ют, обез...яна, с...езд, под...езд, об...яснил, об...явление, с...едобные, в...ют, раз...езд, осен...ю, гост...я, ноч...ю, раз...ярился, об...ехал, от...ехал, олад...и, бел...ё.
Фамилия имя
Задание 1.
Напишите однокоренные слова с приставками об-, от-, в-,под-, по-.
Съезд ____________________________________________________________________________
Съехал ___________________________________________________________________________
Приеду ___________________________________________________________________________
Задание 2.
Подберите к данным словам однокоренные с указанными приставками. Выделите приставки. Подчеркните разделительный твёрдый знак.
Ел (по-, с-, об-, на) ___________________________________________________________
ясно (об-, раз-, вы-, по-)______________________________________________________
езда (от-, под-, по-, раз-)_____________________________________________________
Задание 3.
Разделите слова на две группы. Запишите в два столбика.
Ш...ют, б...ют, обез...яна, с...езд, под...езд, об...яснил, об...явление, с...едобные, в...ют, раз...езд, осен...ю, гост...я, ноч...ю, раз...ярился, об...ехал, от...ехал, олад...и, бел...ё.
Фамилия имя
Задание 1.
Напишите однокоренные слова с приставками об-, от-, в-,под-, по-.
Съезд ____________________________________________________________________________
Съехал ___________________________________________________________________________
Приеду ___________________________________________________________________________
Задание 2.
Подберите к данным словам однокоренные с указанными приставками. Выделите приставки. Подчеркните разделительный твёрдый знак.
Ел (по-, с-, об-, на) ___________________________________________________________
ясно (об-, раз-, вы-, по-)______________________________________________________
езда (от-, под-, по-, раз-)_____________________________________________________
Задание 3.
Разделите слова на две группы. Запишите в два столбика.
Ш...ют, б...ют, обез...яна, с...езд, под...езд, об...яснил, об...явление, с...едобные, в...ют, раз...езд, осен...ю, гост...я, ноч...ю, раз...ярился, об...ехал, от...ехал, олад...и, бел...ё.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-сказка "Повторение правописания Н и НН в суффиксах прилагательных"
Урок выполнен в форме презентации и содержит материал для повторения и закрепления темы "Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных", доступный шестиклассникам....
Повторение правописания корневой орфограммы (подготовка к ГИА, задание А5).
Методические рекомендации к выполнению задания А5 при подготовке к ГИА....

Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"
Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...
Повторение правописания частицы НИ в VII классе
Разработка урока русского языка для 7 класса...

Урок русского языка в 10 классе. Повторение. Правописание "Н" и "НН" в прилагательных и причастиях
Повторение правописания Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий....

Опасные шалости (повторение правописаний наречий, постановка знаков препинания при причастных и деепричастных оборотов)
Конспект интегрированного урока русского языка с ПДД, представлена опорная рабочая карта для учащихся....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Повторение. Правописание Н/НН в суффиксах существительных и прилагательных"
Конспект отктытого урока в 6 классе (русский язык). УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Издательство "Просвещение". Гогд издательства - 2012....