6 кл. Повторение. Правописание Ь и Ъ
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Правила правописания Ъ, Ь. +Карточки для отработки заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._povtorenie._upotreblenie_i_.docx169.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 5. Повторение. Употребление Ь и Ъ

Про русскую орфографию иногда говорят, что слышится одно, а пишется другое. Как связаны между собой фонетика и орфография, орфоэпия и орфография? В чём причина орфографических ошибок и можно ли их избежать? А как понять, какое орфографическое правило нужно применять? Об этом поговорим на уроке.

Фонетика-раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и буквы.

  • Всегда мягкие согласные: Й,Ч,Щ
  • Всегда твердые согласные Ж,Ш,Ц
  • Когда буквы Е,Е,Ю,Я обозначают два звука?
  1.  В начале слова (елка)
  2. После гласной (маяк)
  3. После разделительных Ъ и Ь (вьюга)

Фонетичечкий разбор 1. Гриб, яма

Упр.27,29 устно. Упр.31 устно в парах.

Запишите скороговорку: Коля колья колет, Поля поле полет.

Возникают трудности с произношением слов Коля и кольяСравним слова Коля и колья. В первом слове [КОЛ’А] – 4 звука и 4 буквы. Во втором [КОЛ’Й’А] – 5 звуков и 5 букв. Зачем же здесь мягкий знак? Мягкий знак никогда не обозначает звука, здесь он разделяет буквы л и а в слоге -лья.

  • Когда употребляется разделительный Ъ, а когда Ь знак? ( Ъ употребляется после приставок на согл+перед гласной, разделительный мягкий знак пишется в корне слова перед буквами е, ё, я, ю, и (платьежильёкольяпьюворобьи); разделительный твёрдый знак пишется после приставок на согласные перед буквами е, ё, ю,я.

Для чего еще может использоваться мягкий знак? Мягкий знак ещё показатель мягкости согласных: пенькипень,тень

В сочетаниях чк, чн, чт, щн, нщ, нч, рщ мягкий знак не пишется: точноовощной, девочка, почта, помощник, пончик, фонарщик.

Мягкий знак после шипящих ставится:

– на конце существительных 3-го склонения: ложь (врач – не 3-е склонение; дач – не 3-е склонение); После дождя много луж.

– в неопределённой форме глаголов и во 2-м лице единственного числа:беречься, поёшь.

– в неопределённой форме глаголов и во 2-м лице единственного числа:поёшь, читаешь

Следует различать неопределённую форму глагола и 3-е лицо. В неопределённой форме ставится мягкий знак: надо (что делать?) заниматьсяон (что делает?) занимается.

Карточка 1.

Сообрази! Ь в именах существительных.

Багаж.., молодёж.., много дач.., пейзаж.., врач.., рож.., ключ.., ноч.., карандаш.., грач.., доч.., шалаш.., из-за туч.., дрож.., помощ.., палач.., мыш.., гуаш.., калач.., много передач.., этаж.., полноч.., дич.., богач.., малыш.. .

Домашнее задание: вспомнить употребление Ь и Ъ знака, упр.33,35 письменно.

Фамилия имя                                                                             

Задание 1.

Напишите однокоренные слова с приставками об-, от-, в-,под-, по-.

Съезд    ___________________________________________________________________________________

Съехал   ___________________________________________________________________________________

Приеду  ___________________________________________________________________________________

Задание 2.

Подберите к данным словам однокоренные с указанными приставками. Выделите приставки. Подчеркните разделительный твёрдый знак.

Ел (по-, с-, об-, на-)______________________________________________________________________

 ясно (об-, раз-, вы-, по-)_________________________________________________________________

 езда (от-, под-, по-, раз-)________________________________________________________________

Задание 3.

Разделите слова на две группы. Запишите в два столбика.

Ш...ют, б...ют, обез...яна, с...езд, под...езд, об...яснил, об...явление, с...едобные, в...ют, раз...езд, осен...ю, гост...я, ноч...ю, раз...ярился, об...ехал, от...ехал, олад...и, бел...ё.

Фамилия имя                                                                             

Задание 1.

Напишите однокоренные слова с приставками об-, от-, в-,под-, по-.

Съезд    ____________________________________________________________________________

Съехал   ___________________________________________________________________________

Приеду  ___________________________________________________________________________

Задание 2.

Подберите к данным словам однокоренные с указанными приставками. Выделите приставки. Подчеркните разделительный твёрдый знак.

Ел (по-, с-, об-, на) ___________________________________________________________

 ясно (об-, раз-, вы-, по-)______________________________________________________

 езда (от-, под-, по-, раз-)_____________________________________________________

Задание 3.

Разделите слова на две группы. Запишите в два столбика.

Ш...ют, б...ют, обез...яна, с...езд, под...езд, об...яснил, об...явление, с...едобные, в...ют, раз...езд, осен...ю, гост...я, ноч...ю, раз...ярился, об...ехал, от...ехал, олад...и, бел...ё.

Фамилия имя                                                                             

Задание 1.

Напишите однокоренные слова с приставками об-, от-, в-,под-, по-.

Съезд    ____________________________________________________________________________

Съехал   ___________________________________________________________________________

Приеду  ___________________________________________________________________________

Задание 2.

Подберите к данным словам однокоренные с указанными приставками. Выделите приставки. Подчеркните разделительный твёрдый знак.

Ел (по-, с-, об-, на) ___________________________________________________________

 ясно (об-, раз-, вы-, по-)______________________________________________________

 езда (от-, под-, по-, раз-)_____________________________________________________

Задание 3.

Разделите слова на две группы. Запишите в два столбика.

Ш...ют, б...ют, обез...яна, с...езд, под...езд, об...яснил, об...явление, с...едобные, в...ют, раз...езд, осен...ю, гост...я, ноч...ю, раз...ярился, об...ехал, от...ехал, олад...и, бел...ё.

Фамилия имя                                                                             

Задание 1.

Напишите однокоренные слова с приставками об-, от-, в-,под-, по-.

Съезд    ____________________________________________________________________________

Съехал   ___________________________________________________________________________

Приеду  ___________________________________________________________________________

Задание 2.

Подберите к данным словам однокоренные с указанными приставками. Выделите приставки. Подчеркните разделительный твёрдый знак.

Ел (по-, с-, об-, на) ___________________________________________________________

 ясно (об-, раз-, вы-, по-)______________________________________________________

 езда (от-, под-, по-, раз-)_____________________________________________________

Задание 3.

Разделите слова на две группы. Запишите в два столбика.

Ш...ют, б...ют, обез...яна, с...езд, под...езд, об...яснил, об...явление, с...едобные, в...ют, раз...езд, осен...ю, гост...я, ноч...ю, раз...ярился, об...ехал, от...ехал, олад...и, бел...ё.

Фамилия имя                                                                             

Задание 1.

Напишите однокоренные слова с приставками об-, от-, в-,под-, по-.

Съезд    ____________________________________________________________________________

Съехал   ___________________________________________________________________________

Приеду  ___________________________________________________________________________

Задание 2.

Подберите к данным словам однокоренные с указанными приставками. Выделите приставки. Подчеркните разделительный твёрдый знак.

Ел (по-, с-, об-, на) ___________________________________________________________

 ясно (об-, раз-, вы-, по-)______________________________________________________

 езда (от-, под-, по-, раз-)_____________________________________________________

Задание 3.

Разделите слова на две группы. Запишите в два столбика.

Ш...ют, б...ют, обез...яна, с...езд, под...езд, об...яснил, об...явление, с...едобные, в...ют, раз...езд, осен...ю, гост...я, ноч...ю, раз...ярился, об...ехал, от...ехал, олад...и, бел...ё.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-сказка "Повторение правописания Н и НН в суффиксах прилагательных"

Урок выполнен в форме презентации и содержит материал для повторения и закрепления темы "Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных", доступный шестиклассникам....

Повторение правописания корневой орфограммы (подготовка к ГИА, задание А5).

Методические рекомендации к выполнению задания А5 при подготовке к ГИА....

Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"

Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...

Повторение правописания частицы НИ в VII классе

Разработка урока русского языка для 7 класса...

Урок русского языка в 10 классе. Повторение. Правописание "Н" и "НН" в прилагательных и причастиях

Повторение правописания Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий....

Опасные шалости (повторение правописаний наречий, постановка знаков препинания при причастных и деепричастных оборотов)

Конспект интегрированного урока русского языка с ПДД, представлена опорная рабочая карта для учащихся....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Повторение. Правописание Н/НН в суффиксах существительных и прилагательных"

Конспект отктытого урока в 6 классе (русский язык). УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Издательство "Просвещение". Гогд издательства - 2012....