Рабочая программа внеурочной деятельности "Курс практической грамотности"
рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа внеурочной деятельности "Курс практической грамотности" направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей, развитие творческих способностей учащихся в рамках подготовки к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку. В процессе реализации программы основополагающую роль играет системный подход, который включает уровневую дифференциацию учащихся с учетом возрастных, типологических, творческих способностей и интеллектуальной любознательности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Подсинская средняя школа»
Согласовано: Зам. директора по ВР: ______________Л.А. Холощак | Утверждаю: директор МБОУ «Подсинская СШ» ____________ О.Н. Фокина |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Курс практической грамотности»
на 2024 – 2025 учебный год
(направление – общеинтеллектуальное)
Классы: 9; 11
Составила: Наталья Владимировна Никулина
с. Подсинее, 2024
Пояснительная записка
Программа направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей, развитие творческих способностей учащихся. В процессе реализации программы основополагающую роль играет системный подход, который включает уровневую дифференциацию учащихся с учетом возрастных, типологических, творческих способностей и интеллектуальной любознательности. Программа внеурочной деятельности выстраивается на интегративной основе (интеграция с курсами основ литературоведения, языкознания, журналистики, стилистики, истории литературы, теории литературы и словесного творчества).
Цели программы:
- организация учебной деятельности, направленной на формирование коммуникативной компетенции школьников при изучении русского языка и литературы;
- освоение комплекса умений и навыков работы с информацией.
Задачи программы:
1. Повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся, включающей в себя все виды речевой деятельности.
2. Способствовать интеллектуальному и творческому росту учащихся.
3. Способствовать формированию деятельностной компетенции, развитию логического мышления, творческих способностей и воображения.
Виды деятельности:
- познавательная;
-практическая;
-групповая и парная, индивидуальная;
- игровая.
Формы организации внеурочной деятельности:
1) крупноблочное изучение языкового материала с использованием активных методов обучения и мнемотехнических приёмов (создание интеллект-карт, таблиц, схем…);
2) практикумы, главной задачей которых является закрепление пройденного теоретического материала при помощи одноаспектных, комплексных, комбинированных упражнений, а также упражнений коммуникативно-творческого характера;
3) занятия по развитию речи (эвристические задания, анализ текста, словесное рисование, «круглые столы», конкурсное чтение, сочинения…);
4) интеллектуальные (дидактические) игры;
5) индивидуальная, парная и групповая работа.
Выбор формы и видов деятельности зависит от характера изучаемого материала, целей и задач конкретного занятия, степени подготовки учащихся и других факторов.
Структура занятий:
- комбинированного типа (на материале каждого занятия разрабатывается ряд практических заданий, формируется вопрос креативного характера, а также обязательно выполняются задания, способствующие развитию речи учащихся).
Программа рассчитана на учащихся в возрасте 14-18 лет, продолжительность обучения – 2 года. Количественный состав групп: I год обучения - 20 человек (9 класс); II год обучения – 9 человек (11 класс). Недельная нагрузка - 2 часа (1 час в группе I года обучения, 1 час в группе II года обучения), занятия проводятся 2 раза в неделю (1 раз в группе I года обучения, 1 раз в группе II года обучения), их продолжительность составляет 1 учебный час.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения курса:
- личностное самоопределение;
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
1.Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- структурирование;
- построение речевых высказываний в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2.Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
3. Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные результаты:
В рамках данного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
1. Знать теоретические сведения по курсу.
2. Выработать навык автоматического применения правил орфографии и пунктуации.
3. Уметь выполнять фонетический, морфологический и синтаксический анализ.
4. Уметь создавать тексты, высказывания, диалоги с учётом знаний по риторике, стилистике и культуре речи.
5. Владеть способами выразительного чтения текста и способами создания вторичных текстов.
6. Уметь определять виды речевых, грамматических, лексических, этических ошибок и применять полученные знания в практической деятельности.
7. Уметь находить и определять и классифицировать средства речевой выразительности.
Содержание программы
1 год обучения (9 класс), 34 часа
Что мы знаем о тексте. Основные правила риторики. Можно ли управлять спором?
Интонация. Великая сила голоса. Вспоминаем, узнаем новое. Учимся слушать информационную речь. Что нужно уметь, чтобы хорошо беседовать?
Учимся читать и отвечать. Развёрнутый ответ – устный текст. Конкурс выразительного чтения «Заговори, чтоб я тебя услышал». Интеллектуальная игра «Как мы различаем речевые жанры». Вспоминаем, узнаём новое. Вторичные тексты. Практикум «Аннотируем новые издания». Отзыв. Оценка и аргументация. Изобретаем…речь. Творческая индивидуальная речь. Редактура. Штампы и находки. О письмах вообще. «Личное письмо – меж собеседниками мост». Комплимент и похвальное слово. Словесное рисование «Похвальное слово Родине». Назовём вещи своими именами. Как подготовиться к интервью. Красна речь притчею. Ситуационная беседа. Беседа по фотографии. Описание увиденного. Круглый стол «Беседа о профессиях». Современные стратегии чтения. Судьбы слов. Лингвистические парадоксы. Вспоминаем, узнаём новое. Речь. Речевая деятельность. Текст. Культура речи: нормативный аспект. Признаки (свойства) норм русского языка. Практикум «Речевые ошибки и их характеристика». Учимся работать с текстом. Тема, идея, проблема. Вспоминаем, узнаём новое. Такие разные сочинения. Учимся определять проблему. Сочинение по проблеме текста. Анализируем высказывание. Сочинение по цитате. Рассуждение. Сочинение на основе морально-этического проблемного вопроса. Практикум «Анализируем текст». Вспоминаем, узнаём новое. Тропы и фигуры речи. Интеллектуальная игра «Лингвистическое ассорти». Круглый стол «ФиЛин мне…»
2 год обучения (11 класс), 34 часа
Орфоэпические нормы современного русского языка. Произношение гласных и согласных звуков и звукосочетаний. Произношение некоторых грамматических форм. Средства звуковой выразительности речи. Практикум «Проверь себя». Интеллектуальная игра «Орфоэпическое ассорти». Лексические нормы современного русского языка. Грамматические нормы современного русского языка. Правильность и точность речи
Речевые нормы современного русского языка. Выразительность и чистота речи. Практикум «Проверь себя». Морфологические нормы современного русского языка. Употребление грамматических форм имён существительных. Изобразительно-выразительные возможности имён прилагательных. Употребление грамматических форм имён числительных. Употребление в речи местоимений. Выразительные возможности местоимений. Употребление различных форм глагола. Практикум «Проверь себя». Синтаксические нормы современного русского языка. Порядок слов. Согласование. Трудные случаи управления. Построение осложнённых предложений. Особенности использования в речи сложных предложений. Синтаксические средства художественной выразительности. Практикум «Проверь себя». Вспоминаем, узнаём новое. Особенности вторичных текстов. Учимся работать с текстом. Определяем проблематику. Практикум «Анализ предложенного текста». Структура рассуждения. «С сочинением на ты»
Последовательность работы с сочинением-рассуждением по проблеме текста. Практикум «Определяем комментарий к проблеме». Аргументация. Типы аргументов. Уместность аргументации. Рассуждение-доказательство или рассуждение-опровержение? Речевая культура. Штампы и находки. Систематизация материала по культуре речи и средствам выразительности речи.
Учебный план
9 класс
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | План | Факт | Примечание |
Что мы знаем о тексте | 1 | 03.09 | |||
Основные правила риторики. Можно ли управлять спором? | 1 | 10.09 | |||
Интонация. Великая сила голоса | 1 | 17.09 | |||
Вспоминаем, узнаем новое. Учимся слушать информационную речь | 1 | 24.09 | |||
Что нужно уметь, чтобы хорошо беседовать? | 1 | 01.10 | |||
Учимся читать и отвечать. Развёрнутый ответ – устный текст | 1 | 08.10 | |||
Конкурс выразительного чтения «Заговори, чтоб я тебя услышал» | 1 | 15.10 | |||
Интеллектуальная игра «Как мы различаем речевые жанры» | 1 | 22.10 | 1 четверть | ||
Вспоминаем, узнаём новое. Вторичные тексты | 1 | 05.11 | |||
Практикум «Аннотируем новые издания» | 1 | 12.11 | |||
Отзыв. Оценка и аргументация | 1 | 19.11 | |||
Изобретаем…речь. Творческая индивидуальная речь | 1 | 26.11 | |||
Редактура. Штампы и находки | 1 | 03.12 | |||
О письмах вообще. «Личное письмо – меж собеседниками мост» | 1 | 10.12 | |||
Комплимент и похвальное слово | 1 | 17.12 | |||
Словесное рисование «Похвальное слово Родине» | 1 | 24.12 | 2 четверть | ||
Назовём вещи своими именами. Как подготовиться к интервью | 1 | 14.01 | |||
Красна речь притчею. Ситуационная беседа | 1 | 21.01 | |||
Беседа по фотографии. Описание увиденного | 1 | 28.01 | |||
Круглый стол «Беседа о профессиях» | 1 | 04.02 | |||
Современные стратегии чтения | 1 | 11.02 | |||
Судьбы слов. Лингвистические парадоксы | 1 | 18.02 | |||
Вспоминаем, узнаём новое. Речь. Речевая деятельность. Текст | 1 | 25.02 | |||
Культура речи: нормативный аспект. Признаки (свойства) норм русского языка | 1 | 04.03 | |||
Практикум «Речевые ошибки и их характеристика» | 1 | 11.03 | |||
Учимся работать с текстом. Тема, идея, проблема | 1 | 18.03 | 3 четверть | ||
Вспоминаем, узнаём новое. Такие разные сочинения | 1 | 01.04 | |||
Учимся определять проблему. Сочинение по проблеме текста | 1 | 08.04 | |||
Анализируем высказывание. Сочинение по цитате | 1 | 15.04 | |||
Рассуждение. Сочинение на основе морально-этического проблемного вопроса | 1 | 22.04 | |||
Практикум «Анализируем текст» | 1 | 29.04 | |||
Вспоминаем, узнаём новое.Тропы и фигуры речи | 1 | 06.05 | |||
Интеллектуальная игра «Лингвистическое ассорти» | 1 | 13.05 | |||
Круглый стол «Итоги года…» | 1 | 20.05 |
11 класс
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | План | Факт | Примечание |
Орфоэпические нормы современного русского языка | 1 | 03.09 | |||
Произношение гласных и согласных звуков и звукосочетаний | 1 | 10.09 | |||
Произношение некоторых грамматических форм | 1 | 17.09 | |||
Средства звуковой выразительности речи | 1 | 24.09 | |||
Практикум «Проверь себя» | 1 | 01.10 | |||
Интеллектуальная игра «Орфоэпическое ассорти» | 1 | 08.10 | |||
Лексические нормы современного русского языка | 1 | 15.10 | |||
Грамматические нормы современного русского языка. Правильность и точность речи | 1 | 22.10 | |||
Речевые нормы современного русского языка. Выразительность и чистота речи | 1 | 05.11 | 1 четверть | ||
Практикум «Проверь себя» | 1 | 12.11 | |||
Морфологические нормы современного русского языка | 1 | 19.11 | |||
Употребление грамматических форм имён существительных | 1 | 26.11 | |||
Изобразительно-выразительные возможности имён прилагательных | 1 | 03.12 | |||
Употребление грамматических форм имён числительных | 1 | 10.12 | |||
Употребление в речи местоимений | 1 | 17.12 | |||
Выразительные возможности местоимений | 1 | 24.12 | 2 четверть | ||
Употребление различных форм глагола | 1 | 14.01 | |||
Практикум «Проверь себя» | 1 | 21.01 | |||
Синтаксические нормы современного русского языка. Порядок слов. Согласование | 1 | 28.01 | |||
Трудные случаи управления | 1 | 04.02 | |||
Построение осложнённых предложений | 1 | 11.02 | |||
Особенности использования в речи сложных предложений | 1 | 18.02 | |||
Синтаксические средства художественной выразительности | 1 | 25.02 | |||
Практикум «Проверь себя» | 1 | 04.03 | |||
Вспоминаем, узнаём новое. Особенности вторичных текстов | 1 | 11.03 | |||
Учимся работать с текстом. Определяем проблематику | 1 | 18.03 | 3 четверть | ||
Практикум «Анализ предложенного текста» | 1 | 01.04 | |||
Структура рассуждения. «С сочинением на ты» | 1 | 08.04 | |||
Последовательность работы с сочинением-рассуждением по проблеме текста | 1 | 15.04 | |||
Практикум «Определяем комментарий к проблеме» | 1 | 22.04 | |||
Аргументация. Типы аргументов. Уместность аргументации | 1 | 29.04 | |||
Рассуждение-доказательство или рассуждение-опровержение? | 1 | 06.05 | |||
Речевая культура. Штампы и находки | 1 | 13.05 | |||
Систематизация материала по культуре речи и средствам выразительности речи | 1 | 20.05 |
Список литературы
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1992. – 256 с.
- Введение в языковедение: Хрестоматия. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 266 с. Лингвистика XX века: Система и структура языка: Хрестоматия. Ч.1, 2; Сост. Е.А.Красина. - М.: РУДН, 2004. – 422 с.
- Горшков А. И., Гранин Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. - М.: Наука, 1995. - 290 с.
- Горшков А.И. Русская словесность. - М.: Наука,1995. - 248 с.
- Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по рус. яз.: Пособие для учителей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
- Кохтев Н.Н. Риторика. - М.: Русский язык, 1996. - 220 с.
- Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков. Учебное пособие. - М.: Флинта; 2001. - 412 с.
- Отечественная лингвистика: от А.А. Потебни до В.В. Виноградова: Хрестоматия. - М.: РУДН, 2006.- 396 с.
- Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 384 с. – (Домашний репетитор).
Словари и справочная литература
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Наука, 1966.- 226 с.
- Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: Ок. 13000 слов / А.А. Семенюк, И.Л. Городецкая, М.А. Матюшина и др. – М.: Рус яз., 1994. – 586 с. – (Малая б-ка словарей рус. яз.).
- Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманитарных вузов и учащихся лицеев. - М.: Аспект Пресс, 1996.- 284 с.
- Михальская А.К. Основы стилистики. От мысли к тексту. - М.: Высшая школа, 1996.- 322 с.
- Новиков Л.А. Искусство слова. - М.: АСТ, 1991. - 266 с.
- Одинцов В.В. Стилистика текста. - М.: Педагогика, 1980. - 286 с.
- Розенталь Д., Теленкова М. Словарь–справочник лингвистических терминов. - М.: Книга, 1985.- 322 с.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. - 2-е изд., перераб. – М.: ООО Издательство Оникс: ООО Издательство Мир и образование, 2007.- 217 с.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Прописная или строчная? / Д.Э. Розенталь. - 7-е изд. перераб. и доп. – М.: ООО Издательский дом ОНИКС 21 век, 2005. – 304 с. Новинская Н.И. Орфоэпический словарь русского языка. / Н.И. Новинская – Изд. 4-е. – Ростов н /Д: Феникс, 2007.- 336 с.
- Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М.: Наука, 1993.- 362 с.
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. - М.: Педагогика, 1986. - 412 с.
- Энциклопедический словарь литературоведа. - М.: Аванта, 1998.- 642 с.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- Обернихина Г.А. Развитие речи учащихся старших классов: тексты для устных рассказов, диктантов и изложений. – М.: Классик Стиль, 2002. – 176 с.
- Баландина Н.Ф., Гриценко И.Л., Якубенко Е.В. Русский язык. Коммуникативный курс: Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения / Под ред. Н.Ф. Баландино – К.: Мастер-класс, 2007 – 190 с.
- Костяева Т.А. тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1999.- 174 с.
- Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – Изд. доп. – М.: Школьная Пресса, 2008.- 96 с.
- Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М.: Просвещение, 1996. - 35 с.
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2001. – С. 24-34
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под. ред. Н.М. Шанского. – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с.
- Богданович Г.Ю., Ничик Н.Н., Петров А.В., Чернобривец С.Г. Орфографический и пунктуационный практикум: Учеб. пособие для студентов филологического факультета. Выпуск 1. – Симферополь: Таврия, 1999. – 242 с.
- Как написать сочинение. Справочник школьника / Сост. Н.Г. Быкова. – М.: филол. о-во СЛОВО, АСТ, Компания Ключ-С, Центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. – 576 с.
- Мельникова Л.В., Король Г.Н. Устные и письменные высказывания школьников. Сочинения, изложения. Русский язык: 5-11 классы. – Донецк: ООО ПКФ БАО, 2004. – 512 с.
- Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове / Сост.Э. Борохов. – М.: ООО Издательство АСТ, 2004. – 589 с.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
- Запольская Е. Л. Программа курса по выбору «Практикум по культуре речи». - http://festival.1september.ru/articles/502718/;
- Курсы по риторике и культуре речи. - http://www.glinskie;
- Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Русский язык и культура речи». http://www.wtu.ru/structure/kaf/rusyaz/kurs/ms.php;
- Основы ораторского искусства: Практический курс. http://trn.work.ua/news/330/;
- Стилистика русского языка. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/index.html;
- Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности. – http://www.researcher.ru/practice/a 15107m.esp.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютерная грамотность"
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Савченко О.В., учителя математики и информатики МБОУ «СОШ №16 с углубленным изучен...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс
Материал представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" для 5 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 7 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансрвая грамотность"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная грамотность» (ФГОС) для 5-7 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная грамотность» (ФГОС). Направление: спортивно - оздоровительное. Курс обучения: 5-7 классы. Срок реализации: 2017-20...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность в экономике"
quot;Финансова грамотность в экономике" является прикладным курсом , реализующим интересы обучающихся 6 класса в сфере экономики семьи.Цель изучения курса: целостная социально-экономическая карт...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 9 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" может быть полезна педагогам, преподающим данный курс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Читательская грамотность"
Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 5 (6) классов общеобразовательной школы и является необходимы...