Рабочая программа внеурочной деятельности "Курс практической грамотности"
рабочая программа по русскому языку

Никулина Наталья Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Курс практической грамотности"  направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей, развитие творческих способностей учащихся в рамках подготовки к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку. В процессе реализации программы основополагающую роль играет системный подход, который включает уровневую дифференциацию учащихся  с учетом возрастных, типологических, творческих способностей и интеллектуальной любознательности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Подсинская средняя школа»

Согласовано:

Зам. директора по ВР:

______________Л.А. Холощак  

Утверждаю:

директор

МБОУ «Подсинская СШ»  ____________  О.Н. Фокина

Рабочая программа внеурочной деятельности  

«Курс практической грамотности»

на 2024 – 2025 учебный год

(направление – общеинтеллектуальное)

Классы:     9; 11

                                                                                                   

                                                                                                     Составила:   Наталья Владимировна Никулина

с. Подсинее, 2024

Пояснительная записка

Программа направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей, развитие творческих способностей учащихся. В процессе реализации программы основополагающую роль играет системный подход, который включает уровневую дифференциацию учащихся  с учетом возрастных, типологических, творческих способностей и интеллектуальной любознательности. Программа внеурочной деятельности выстраивается на интегративной основе (интеграция с курсами основ   литературоведения, языкознания, журналистики,  стилистики,  истории литературы, теории литературы и словесного творчества).

Цели программы: 

- организация учебной деятельности, направленной на формирование коммуникативной компетенции школьников при изучении русского языка и литературы;

- освоение комплекса умений и навыков работы с информацией.

Задачи программы:

1. Повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся, включающей в себя все виды речевой деятельности.

2. Способствовать интеллектуальному и творческому росту учащихся.

3. Способствовать формированию деятельностной компетенции, развитию логического мышления, творческих способностей и воображения.

Виды деятельности:

- познавательная;

-практическая;

-групповая и парная, индивидуальная;

- игровая.

Формы организации внеурочной деятельности:

1) крупноблочное изучение языкового материала с использованием активных методов обучения и мнемотехнических приёмов (создание интеллект-карт, таблиц, схем…);

2) практикумы, главной задачей которых является закрепление пройденного теоретического материала при помощи одноаспектных, комплексных, комбинированных упражнений, а также упражнений коммуникативно-творческого характера;

3) занятия по  развитию речи (эвристические задания, анализ текста, словесное рисование, «круглые столы», конкурсное чтение, сочинения…);

4) интеллектуальные (дидактические) игры;

5) индивидуальная, парная и групповая работа.

Выбор формы и видов деятельности зависит от характера изучаемого материала, целей и задач конкретного занятия, степени подготовки учащихся и других факторов.

 

Структура занятий:

- комбинированного типа (на материале каждого занятия разрабатывается ряд практических заданий, формируется вопрос креативного характера, а также обязательно выполняются задания, способствующие развитию речи учащихся).

Программа рассчитана на учащихся в возрасте 14-18 лет, продолжительность обучения – 2 года. Количественный состав групп: I год обучения - 20 человек (9 класс); II год обучения – 9 человек (11 класс). Недельная нагрузка - 2 часа (1 час в группе I года обучения, 1 час в группе II года обучения), занятия проводятся 2 раза в неделю (1 раз в группе I года обучения, 1 раз в группе II года обучения), их продолжительность составляет 1 учебный час.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения курса:

- личностное самоопределение;

- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД:

-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

-  оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

-  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

1.Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

-  структурирование;

- построение  речевых  высказываний в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2.Универсальные логические действия:

- анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, 

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

        

        Предметные результаты:

В рамках данного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

1. Знать теоретические сведения по курсу.

2. Выработать навык автоматического применения правил орфографии и пунктуации.

3. Уметь выполнять фонетический, морфологический и синтаксический анализ.

4. Уметь создавать тексты, высказывания, диалоги с учётом знаний по риторике, стилистике и культуре речи.

5. Владеть способами выразительного чтения текста и способами создания вторичных текстов.

6. Уметь определять виды речевых, грамматических, лексических, этических ошибок и применять полученные знания в практической деятельности.

7. Уметь находить и определять и классифицировать средства речевой выразительности.

Содержание программы

1 год обучения (9 класс), 34 часа

Что мы знаем о тексте. Основные правила риторики. Можно ли управлять спором?

Интонация. Великая сила голоса. Вспоминаем, узнаем новое. Учимся слушать информационную речь. Что нужно уметь, чтобы хорошо беседовать?

Учимся читать и отвечать. Развёрнутый ответ – устный текст. Конкурс выразительного чтения «Заговори, чтоб я тебя услышал». Интеллектуальная игра «Как мы различаем речевые жанры». Вспоминаем, узнаём новое. Вторичные тексты. Практикум «Аннотируем новые издания». Отзыв. Оценка и аргументация. Изобретаем…речь. Творческая индивидуальная речь. Редактура. Штампы и находки. О письмах вообще. «Личное письмо – меж собеседниками мост». Комплимент и похвальное слово. Словесное рисование «Похвальное слово Родине». Назовём вещи своими именами. Как подготовиться к интервью. Красна речь притчею. Ситуационная беседа. Беседа по фотографии. Описание увиденного. Круглый стол «Беседа о профессиях». Современные стратегии чтения. Судьбы слов. Лингвистические парадоксы. Вспоминаем, узнаём новое. Речь. Речевая деятельность. Текст. Культура речи: нормативный аспект. Признаки (свойства) норм русского языка. Практикум «Речевые ошибки и их характеристика». Учимся работать с текстом. Тема, идея, проблема. Вспоминаем, узнаём новое. Такие разные сочинения. Учимся определять проблему. Сочинение по проблеме текста. Анализируем высказывание. Сочинение по цитате. Рассуждение. Сочинение на основе морально-этического проблемного вопроса. Практикум «Анализируем текст». Вспоминаем, узнаём новое. Тропы и фигуры речи. Интеллектуальная игра «Лингвистическое ассорти». Круглый стол «ФиЛин мне…»

2 год обучения (11 класс), 34 часа

Орфоэпические нормы современного русского языка. Произношение гласных и согласных звуков и звукосочетаний. Произношение некоторых грамматических форм. Средства звуковой выразительности речи. Практикум «Проверь себя». Интеллектуальная игра «Орфоэпическое ассорти». Лексические нормы современного русского языка. Грамматические нормы современного русского языка. Правильность и точность речи

Речевые нормы современного русского языка. Выразительность и чистота речи. Практикум «Проверь себя». Морфологические нормы современного русского языка. Употребление грамматических форм имён существительных. Изобразительно-выразительные возможности имён прилагательных. Употребление грамматических форм имён числительных. Употребление в речи местоимений. Выразительные возможности местоимений. Употребление различных форм глагола. Практикум «Проверь себя». Синтаксические нормы современного русского языка. Порядок слов. Согласование. Трудные случаи управления. Построение осложнённых предложений. Особенности использования в речи сложных предложений. Синтаксические средства художественной выразительности. Практикум «Проверь себя». Вспоминаем, узнаём новое. Особенности вторичных текстов. Учимся работать с текстом. Определяем проблематику. Практикум «Анализ предложенного текста». Структура рассуждения. «С сочинением на ты»

Последовательность работы с сочинением-рассуждением по проблеме текста. Практикум «Определяем комментарий к проблеме». Аргументация. Типы аргументов. Уместность аргументации. Рассуждение-доказательство или рассуждение-опровержение? Речевая культура. Штампы и находки. Систематизация материала по культуре речи и средствам выразительности речи.

Учебный план

9 класс

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

План

Факт

Примечание

Что мы знаем о тексте

1

03.09

Основные правила риторики. Можно ли управлять спором?

1

10.09

Интонация. Великая сила голоса

1

17.09

Вспоминаем, узнаем новое. Учимся слушать информационную речь

1

24.09

Что нужно уметь, чтобы хорошо беседовать?

1

01.10

Учимся читать и отвечать. Развёрнутый ответ – устный текст

1

08.10

Конкурс выразительного чтения «Заговори, чтоб я тебя услышал»

1

15.10

Интеллектуальная игра «Как мы различаем речевые жанры»

1

22.10

1 четверть

Вспоминаем, узнаём новое. Вторичные тексты

1

05.11

Практикум «Аннотируем новые издания»

1

12.11

Отзыв. Оценка и аргументация

1

19.11

Изобретаем…речь. Творческая индивидуальная речь

1

26.11

Редактура. Штампы и находки

1

03.12

О письмах вообще. «Личное письмо – меж собеседниками мост»

1

10.12

Комплимент и похвальное слово

1

17.12

Словесное рисование «Похвальное слово Родине»

1

24.12

2 четверть

Назовём вещи своими именами. Как подготовиться к интервью

1

14.01

Красна речь притчею. Ситуационная беседа

1

21.01

Беседа по фотографии. Описание увиденного

1

28.01

Круглый стол «Беседа о профессиях»

1

04.02

Современные стратегии чтения

1

11.02

Судьбы слов. Лингвистические парадоксы

1

18.02

Вспоминаем, узнаём новое. Речь. Речевая деятельность. Текст

1

25.02

Культура речи: нормативный аспект. Признаки (свойства) норм русского языка

1

04.03

Практикум «Речевые ошибки и их характеристика»

1

11.03

Учимся работать с текстом. Тема, идея, проблема

1

18.03

3 четверть

Вспоминаем, узнаём новое. Такие разные сочинения

1

01.04

Учимся определять проблему. Сочинение по проблеме текста

1

08.04

Анализируем высказывание. Сочинение по цитате

1

15.04

Рассуждение. Сочинение на основе морально-этического проблемного вопроса

1

22.04

Практикум «Анализируем текст»

1

29.04

Вспоминаем, узнаём новое.Тропы и фигуры речи

1

06.05

Интеллектуальная игра «Лингвистическое ассорти»

1

13.05

Круглый стол «Итоги года…»

1

20.05

11 класс

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

План

Факт

Примечание

Орфоэпические нормы современного русского языка

1

03.09

Произношение гласных и согласных звуков и звукосочетаний

1

10.09

Произношение некоторых грамматических форм

1

17.09

Средства звуковой выразительности речи

1

24.09

Практикум «Проверь себя»

1

01.10

Интеллектуальная игра «Орфоэпическое ассорти»

1

08.10

Лексические нормы современного русского языка

1

15.10

Грамматические нормы современного русского языка. Правильность и точность речи

1

22.10

Речевые нормы современного русского языка. Выразительность и чистота речи

1

05.11

1 четверть

Практикум «Проверь себя»

1

12.11

Морфологические нормы современного русского языка

1

19.11

Употребление грамматических форм имён существительных

1

26.11

Изобразительно-выразительные возможности имён прилагательных

1

03.12

Употребление грамматических форм имён числительных

1

10.12

Употребление в речи местоимений

1

17.12

Выразительные возможности местоимений

1

24.12

2 четверть

Употребление различных форм глагола

1

14.01

Практикум «Проверь себя»

1

21.01

Синтаксические нормы современного русского языка. Порядок слов. Согласование

1

28.01

Трудные случаи управления

1

04.02

Построение осложнённых предложений

1

11.02

Особенности использования в речи сложных предложений

1

18.02

Синтаксические средства художественной выразительности

1

25.02

Практикум «Проверь себя»

1

04.03

Вспоминаем, узнаём новое. Особенности вторичных текстов

1

11.03

Учимся работать с текстом. Определяем проблематику

1

18.03

3 четверть

Практикум «Анализ предложенного текста»

1

01.04

Структура рассуждения. «С сочинением на ты»

1

08.04

Последовательность работы с сочинением-рассуждением по проблеме текста

1

15.04

Практикум «Определяем комментарий к проблеме»

1

22.04

Аргументация. Типы аргументов. Уместность аргументации

1

29.04

Рассуждение-доказательство или рассуждение-опровержение?

1

06.05

Речевая культура. Штампы и находки

1

13.05

Систематизация материала по культуре речи и средствам выразительности речи

1

20.05

Список литературы

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1992. – 256 с.
  2. Введение в языковедение: Хрестоматия. -  М.: Аспект Пресс, 2000. - 266 с. Лингвистика XX века: Система и структура языка: Хрестоматия. Ч.1, 2; Сост. Е.А.Красина. - М.: РУДН, 2004. – 422 с.
  3. Горшков А. И., Гранин Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. -  М.: Наука, 1995. - 290 с.
  4. Горшков А.И.  Русская словесность. - М.: Наука,1995. - 248 с.
  5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по рус. яз.: Пособие для учителей. – 2-е изд., испр. и  доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
  6. Кохтев Н.Н. Риторика. -  М.: Русский язык, 1996. - 220 с.
  7. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков. Учебное пособие. - М.: Флинта;  2001. - 412 с.
  8. Отечественная лингвистика: от А.А. Потебни до В.В. Виноградова: Хрестоматия. - М.: РУДН, 2006.- 396 с.
  9. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
  10. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 384 с. – (Домашний репетитор).

Словари и справочная литература

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Наука, 1966.- 226 с.
  2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: Ок. 13000 слов / А.А. Семенюк, И.Л. Городецкая, М.А. Матюшина и др. – М.: Рус яз., 1994. – 586 с. – (Малая б-ка словарей рус. яз.).
  3. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманитарных вузов и учащихся лицеев. -  М.: Аспект Пресс, 1996.- 284 с.
  4. Михальская А.К. Основы стилистики. От мысли к тексту. -  М.: Высшая школа, 1996.- 322 с.
  5. Новиков Л.А. Искусство слова. - М.: АСТ, 1991. - 266 с.
  6. Одинцов В.В. Стилистика текста. -  М.: Педагогика, 1980. - 286 с.
  7. Розенталь Д., Теленкова М. Словарь–справочник лингвистических терминов. - М.: Книга, 1985.- 322 с.
  8. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. - 2-е изд., перераб. – М.: ООО Издательство Оникс: ООО Издательство Мир и образование, 2007.- 217 с.
  9. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Прописная или строчная? /  Д.Э. Розенталь. -   7-е изд. перераб. и доп. – М.: ООО Издательский дом ОНИКС 21 век, 2005. – 304 с. Новинская Н.И. Орфоэпический словарь русского языка. / Н.И. Новинская – Изд. 4-е. – Ростов н /Д: Феникс, 2007.- 336 с.
  10. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М.: Наука, 1993.- 362 с.
  11. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. - М.: Педагогика, 1986. - 412 с.
  12. Энциклопедический словарь литературоведа. -  М.: Аванта, 1998.-  642 с.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

  1. Обернихина Г.А. Развитие речи учащихся старших классов: тексты для устных рассказов, диктантов и изложений. – М.: Классик Стиль, 2002. – 176 с.
  2. Баландина Н.Ф., Гриценко И.Л., Якубенко Е.В. Русский язык. Коммуникативный курс: Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения / Под ред. Н.Ф. Баландино – К.: Мастер-класс, 2007 – 190 с.
  3. Костяева Т.А. тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1999.- 174 с.
  4. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – Изд. доп. – М.: Школьная Пресса, 2008.- 96 с.
  5. Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М.: Просвещение, 1996. - 35 с.
  6. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
  7. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2001. – С. 24-34  

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под. ред. Н.М. Шанского. – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с.
  2. Богданович Г.Ю., Ничик Н.Н., Петров А.В., Чернобривец С.Г. Орфографический и пунктуационный практикум: Учеб. пособие для студентов филологического факультета. Выпуск 1. – Симферополь: Таврия, 1999. – 242 с.
  3. Как написать сочинение. Справочник школьника / Сост. Н.Г. Быкова. – М.: филол. о-во СЛОВО, АСТ, Компания Ключ-С, Центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. – 576 с.
  4. Мельникова Л.В., Король Г.Н. Устные и письменные высказывания школьников. Сочинения, изложения. Русский язык: 5-11 классы. – Донецк: ООО ПКФ БАО, 2004. – 512 с.
  5. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове / Сост.Э. Борохов. – М.: ООО Издательство АСТ, 2004. – 589 с.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ  ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

  1. Запольская Е. Л. Программа курса по выбору «Практикум по культуре речи». - http://festival.1september.ru/articles/502718/;
  2. Курсы по риторике и культуре речи. - http://www.glinskie;
  3. Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Русский язык и культура речи». http://www.wtu.ru/structure/kaf/rusyaz/kurs/ms.php;
  4. Основы ораторского искусства: Практический курс. http://trn.work.ua/news/330/;
  5. Стилистика русского языка. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/index.html;
  6. Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности. – http://www.researcher.ru/practice/a 15107m.esp.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютерная грамотность"

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Савченко О.В., учителя математики и информатики МБОУ «СОШ №16 с углубленным изучен...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс

Материал представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" для 5 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансрвая грамотность"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная грамотность» (ФГОС) для 5-7 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная грамотность»  (ФГОС). Направление: спортивно - оздоровительное. Курс обучения: 5-7 классы. Срок реализации: 2017-20...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность в экономике"

quot;Финансова грамотность в экономике" является прикладным курсом , реализующим интересы обучающихся 6 класса в сфере экономики семьи.Цель изучения курса: целостная социально-экономическая карт...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 9 класса

Рабочая программа  внеурочной деятельности  социального направления "Финансовая грамотность" может быть полезна педагогам, преподающим данный курс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Читательская грамотность"

Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 5 (6) классов общеобразовательной школы и является необходимы...