проект по русскому языку "Как писать сочинение"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Наталья Викторовна Дудкина

Сегодня в век повсеместной компьютеризации и доступности любой информации и любых текстов можно найти готовый реферат или сочинение на любую тему.

Между тем в реальной жизни у каждого человека может возникнуть необходимость самостоятельно сформулировать тему и изложить по этой теме собственное мнение. Многие выпускники оказываются неспособны самостоятельно разобраться с текстами приблизительно в одну страницу. Не меньшие трудности испытывают они и при создании собственных текстов.

Высказывая то или иное суждение, человек воздействует на слушателей. Такой человек, обладающий риторическими умениями и навыками, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Ему намного легче установить контакт и найти взаимопонимание с родными и друзьями, со знакомыми и незнакомыми, с подчинёнными и начальством.

Цель исследованияразработка и анализ технологии создания собственного текста, приобретение опыта решения проблем.

Задачи:

- отработка умения определять проблему в художественном тексте;

- поиск и накопление материала (художественные тексты, публицистические статьи) для   обоснования собственных суждений;

- подборка упражнений, способствующих развитию умения подбирать доводы, аргументы, для доказательства своей позиции;

- анализ научной и методической литературы по данной теме.

Объект исследования – процесс написания собственного текста.

Предмет исследованиянаучная, публицистическая и методическая литература, тексты художественных произведений.

Методы и приёмы:  изучение научной и методической литературы по данной теме; метод собственного лингвистического осмысления материала (описательный, заключающийся в классификации материала и его системном описании, исходя из задач работы), а также методики сравнения, сопоставления и интерпретации.

Данная работа представляет собой попытку упростить процесс написания сочинения, показать, как можно «вступить в диалог» с автором любого текста.

Теоретическая значимость работы – использование материалов исследования изучающими русский язык в профильных классах. Практические задачи работы реализовывались в описании технологии создания собственного текста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_russkomu_yazyku_kak_pisat_sochinenie.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОЛИЦЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 2


Как писать сочинение

 (проект по русскому языку)

Выполнил:

Ученик 9Б класса

Иванов Андрей

Руководитель:

Дудкина Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы

Голицынской средней общеобразовательной школы № 2

Голицыно

2024



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                         3

§1 Определение проблемы в художественном тексте                                 5        

§2 Аргументация собственного мнения по проблеме                                 9

Заключение                                                                                16

Библиографический список                                                                15

Приложение 1                                                                                16

Приложение 2                                                                                17

Приложение 3                                                                                                 23      

Приложение 4                                                                                        24

Приложение 5                                                                                                    25

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в век повсеместной компьютеризации и доступности любой информации и любых текстов можно найти готовый реферат или сочинение на любую тему.

Между тем в реальной жизни у каждого человека может возникнуть необходимость самостоятельно сформулировать тему и изложить по этой теме собственное мнение. Многие выпускники оказываются неспособны самостоятельно разобраться с текстами приблизительно в одну страницу. Не меньшие трудности испытывают они и при создании собственных текстов.

Высказывая то или иное суждение, человек воздействует на слушателей. Такой человек, обладающий риторическими умениями и навыками, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Ему намного легче установить контакт и найти взаимопонимание с родными и друзьями, со знакомыми и незнакомыми, с подчинёнными и начальством.

Цель исследования – разработка и анализ технологии создания собственного текста, приобретение опыта решения проблем.

Задачи:

- отработка умения определять проблему в художественном тексте;

- поиск и накопление материала (художественные тексты, публицистические статьи) для   обоснования собственных суждений;

- подборка упражнений, способствующих развитию умения подбирать доводы, аргументы, для доказательства своей позиции;

- анализ научной и методической литературы по данной теме.

Объект исследования – процесс написания собственного текста. 

Предмет исследования – научная, публицистическая и методическая литература, тексты художественных произведений.

Методы и приёмы:  изучение научной и методической литературы по данной теме; метод собственного лингвистического осмысления материала (описательный, заключающийся в классификации материала и его системном описании, исходя из задач работы), а также методики сравнения, сопоставления и интерпретации.

Данная работа представляет собой попытку упростить процесс написания сочинения, показать, как можно «вступить в диалог» с автором любого текста.

Теоретическая значимость работы – использование материалов исследования изучающими русский язык в профильных классах. Практические задачи работы реализовывались в описании технологии создания собственного текста.

§1  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Каждому из нас очень часто приходиться излагать свои мысли письменно. И если не научиться это правильно делать, всегда будешь чувствовать недостаток в своём образовании.

Важную роль в этом играет чтение и истолкование  художественных произведений, которые являются для нас образцами, овладение необходимыми теоретическими сведениями из области литературы и русского языка.

Художественная литература – это не просто набор фактов и явлений, это особый мир, живущий по своим законам, где за каждым словом, мыслью закреплена определённая знаковость, постижение и раскрытие которой зависит от уровня образованности, знаний и т. д. Художественный текст обладает свойством «выдавать различным читателям различную информацию – каждому в меру его понимания… именно ту, в которой он нуждается и к восприятию которой подготовлен» (Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. -  М.: Просвещение, 2011. С. 74). Отсюда, собственное сочинение – это литературное произведение обучающегося, созданное на доступном ему материале, доступными ему средствами [Гринина – Земскова 2006: 6].

Методист М.А. Рыбникова называет юных авторов сочинений «писателями особого рода».[1] Собственно написанное сочинение, как и детский рисунок, отличается своеобразием.

Калганова Т.А[2] даёт такое определение: сочинение – это монологическое высказывание в прозе на литературную или публицистическую тему, которое может быть написано в любом жанре. Выбор жанра диктуется темой сочинения, главной мыслью, характером найденного или собранного материала, адресатом сочинения и задачей, которую ставит перед собой автор.

Это и текст на понимание причинно - следственных связей, на память, на способность внятно отстаивать собственные взгляды. (Быков Д. Ещё раз о сочинении// Литература. Первое сентября  № 11/  20014. С. 32).

Нам же представляется интересной позиция В. Шенкман, утверждающей, что «сочинение – это не творчество в собственном смысле слова, это проверка способности осуществлять коммуникацию, вступать в диалог» (В. Шенкман. На пути к созданию собственного текста// Литература. Первое сентября № 9/2010. С. 16 - 20). Об этом говорил и М. М. Бахтин, утверждающий, что «понимание любого художественного текста всегда процессуально по сути своей, оно диалогично… «любое понимание текста есть реплика в диалоге о нём, реплика, которую нельзя воспроизвести, иначе как дословно» (См. Библиографический список). Чтобы что-то проанализировать, надо понять текст, а понять текст – это значит быть в состоянии пересказать его своими словами и выразить своё отношение к нему. Если текст не тронул читающего, значит, проблема его далека от интереса читателя.

         Таким образом, имея дело с художественным текстом, мы не должны забывать о том, что в нём заложено многообразие вариантов его понимания. Отсюда

1 шаг работы над сочинением – это формулировка проблемы данного текста. Как отмечает В. Шенкман, трудность определения проблемы текста,  видимо, связано с тем, что слово "проблема" многозначно и в обыденной речи употребляется, как правило, не в том значении, которое имеется в виду при сочинении. В словаре Ожегова и Шведовой: "проблема — в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения", разрешения ".

Проблемой можно назвать не любой вопрос, а такой, на который могут быть даны разные ответы, в равной степени правильные, имеющие права на существование. Поскольку проблема — это разновидность вопроса, то необходимо отработать умение формулировать проблемный вопрос. «Проблемный вопрос должен будоражить мысль, заставлять искать самостоятельный ответ на него».

Одно из полезных упражнений — придумывание проблемных вопросов по заданной теме. Например, тема ответственности человека за всё живое, тема природы.

1 проблемный вопрос: Ответственен ли человек за всё происходящее на Земле?

2 проблемный вопрос: Почему человек должен беречь природу?

3 проблемный вопрос: Как связан человек с природой?

4 проблемный вопрос: Какое значение для человека имеет природа?  и т.д.

Например, тема курения

1 проблемный вопрос: Зачем люди курят?

2 проблемный вопрос: Курящий человек – слабый человек.

3 проблемный вопрос: Курить – здоровью вредить и т.д. (См. Приложение №1) 

Как видно, проблемный вопрос может быть сформулирован не только в виде вопроса, и любой художественный текст имеет некую схему, к которой надо прикладывать свой жизненный опыт, усилия понимания.

Таким образом, если тему понимать как предмет речи (например: о чём? — о войне), то проблема представляет собой определённый ракурс её рассмотрения (при каких условиях войну можно назвать справедливой? является ли война абсолютным злом? и др.). Схематически это можно показать так.

                                    Тема1

Проблема1                      Проблема2         Проблема3

Наиболее распространённые формулировки таких вопросов: Что значит...? В чём заключается...? В чём смысл...? Можно ли...? Нужно ли...? Какое значение имеет (какую роль играет)...? Какова роль...? Как влияет...? Как связаны... ? Как нужно относиться к... ? и т.д.

Полезным является и умение определять проблему в художественном тексте (См. Приложение №2).

         Такие упражнения очень интересны, и помогают разрушать стереотипность мышления: тема одна, а ракурсов её рассмотрения может быть очень много. Тренироваться в постановке таких вопросов полезно ещё и потому, что, по всей вероятности, не все понимают, откуда берутся проблемы, - они берутся из жизни. К тому же, умение адекватно понять текст необходимо для жизни, а не только для экзамена.

2 и 3 шаг – надо прокомментировать проблему и сформулировать позицию автора по проблеме.

Как мы видим, определение проблемы и позиции автора исходного текста является важной составной частью нашего сочинения. Это первая часть нашей письменной работы.

§2  АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ

 Даже если выпускник  так или иначе справился с определением проблемы и позиции автора исходного текста по проблеме, главная трудность возникает перед ним при создании второй части сочинения – это выражении собственного мнения по проблеме и его аргументация.

Поэтому 4 шаг нашей работы – это согласие или несогласие с автором.

5 и 6 шаги – аргументация собственного мнения (последовательно: сначала один аргумент, после него второй ит.д.)

Аргументация собственного мнения по проблеме представляет собой немалую сложность. Так как проблемный вопрос предполагает несколько равновозможных ответов на него, то важно уметь формулировать разные позиции по тем или иным проблемам.

Например, проблемный вопрос "В чём смысл жизни для человека?" имеет несколько вариантов ответов (позиций): сделать что-то для мира; изменить мир; жить для других; оставить свой след на земле; найти свой путь, своё поприще; исполнить всё, что предназначено; оставаться человеком; продолжить род человеческий; прославить фамилию; познать себя; в самореализации и самосовершенствовании; в достижении определённых целей; в совершенствовании мира; в любви к ближнему; в духовных и эстетических наслаждениях; чтобы любить; чтобы не было стыдно; чтобы найти смысл жизни; в отсутствии смысла; в ней самой.

Или, например, взять проблему определения любви. Здесь при формулировании разных позиций можно опереться на афоризмы, например: "Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё же она у тебя остаётся " (Л. Н. Толстой); "Любить — значит жить жизнью того, кого любишь" (он же); "Любить — значит делать доброе" (он же); "Истинная любовь не есть любовь к одному лицу, а душевное состояние готовности любви ко всем " (он же); "Любить — видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители " (М. И. Цветаева) и т. д. 

Богатейшие возможности для развития умения определять чью - либо позицию по проблеме, предоставляют уроки литературы, на которых постоянно приходится сравнивать позиции героев или позиции разных писателей.

Поэтому соотношение понятий «проблема» и «позиция» можно схематически показать так:

                        Проблема 1

 

Позиция

по проблеме1        Позиция

                         по проблем2       Позиция

                                                    по проблеме3

  Развитию умения обосновывать позицию помогают такие упражнения:

1) расчленять доказываемый тезис на подтезисы (субтезисы) для определения сути аргумента (другими словами, основной мысли в рамках микротемы, которая представляет собой тот или иной аргумент); например, для утверждения такого тезиса:  «Дети должны ходить в школу". Почему? В результате мозгового штурма получаем подтезисы: в школе дети узнают много нового; общаются со сверстниками; приобщаются к накопленной веками культуре; имеют возможность развивать свои способности в кружках и секциях; ограждены от дурного влияния улицы; имеют возможность пообедать; есть такой закон и т.д. (См. Приложение № 3). Аналогично можно поступить с противоположным тезисом: "Детям не обязательно ходить в школу". Накопив подобного рода материал, можно использовать его для другого упражнения: на основании перечисленных подтезисов определить тезис (обобщить).

2) развёртывать подтезис, используя конкретные примеры, факты, вообще всё, что поможет наглядно показать основную мысль данного аргумента (микротемы). (См. Приложение № 4)

Первое положение покажем схематически таким образом:

                        Позиция1

                    по проблеме

Аргумент1        Аргумент2      Аргумент3

Второе положение (о развёртывании подтезиса) можно показать так:

                                    Аргумент1

Примеры,                                       Примеры,

иллюстрации                                иллюстрации

Как отмечают многие разработчики, «развёртывание мысли при аргументации противоположно тому действию, которое приходится производить при восприятии чужого текста». (Цитируется по Шенкман В . См. Библиографический список).

Чтобы понять текст, определить в нём главное, квинтэссенцию его содержания, нужно отбросить какие-то факты, детали, примеры, иллюстрации. Чтобы самому выразить свою мысль убедительно, неголословно, надо, наоборот, подобрать специальный иллюстративный материал, конкретизировать, детализировать, вспомнить и творчески применить что-то из того, что мы знаем, слышали, видели, читали по этому поводу. Из этого доступнее всего будут:

примеры из жизни,

примеры исторических событий,

литературные примеры,

предположительные примеры,

ссылки на авторитетный источник, на общественное мнение,

обращение к опыту и здравому смыслу читателей.

Своё мнение нужно подтвердить двумя примерами – аргументами. Один из которых должен быть взят из литературного источника. Не стоит забывать о школьной программе по литературе. Она, как раз и есть «тот спасательный источник, который переполнен аргументами по любой проблеме» (htt://www. wikipedia.org.ru).

Таким образом, если обобщить и упорядочить всё сказанное, то можно получить следующую схему (См. Приложение № 5) .

Как видим, материал каждого следующего уровня всё более конкретизируется, уточняется, дробится на более мелкие части, образующие однородные подмножества.        

Для пишущих сочинение главной ошибкой поэтому является неумение чётко структурировать свою работу. Одной из причин неудачи является, по-видимому, игнорирование подготовительного этапа — этапа разработки замысла. Если пишущий достаточно одарён в плане речемыслительных способностей, он может обойтись и без предварительного прописывания плана сочинения, но так или иначе суть будущей работы он осмысливает. Остальным же, необходимо сначала определить основные положения будущего сочинения — его каркас, костяк, "скелет". В нашем случае это будут такие пункты:

Проблема

Позиция автора исходного текста по проблеме

Позиция выпускника

Первый подтезис

Второй подтезис

Сформулировав и записав пять ключевых предложений, проверив их логическую соотнесённость, мы получим конспект сочинения, например:

Как нужно относиться к пожилым людям и старикам?

И.И. Иванов считает, что к людям преклонного возраста нужно относиться в соответствии с их прошлыми заслугами: уважать только достойных этого.

Я не согласен с автором текста. Считаю, что к людям преклонного возраста нужно относиться с должным уважением независимо от их прошлых заслуг.

Они заслуживают уважительного отношения к себе хотя бы потому, что слабы и беспомощны.

Уважение к пожилым людям является неписаным законом для всякого порядочного человека.

Первый и второй пункты конспекта связаны друг с другом как вопрос и ответ. Между вторым и третьим пунктом сочинительные отношения (можно подставить либо соединительный, либо противительный союз). Четвёртый и пятый пункты подчинены третьему (отношения причины), но между собой соположены (сочинительные отношения).

Такой конспект — уже половина дела. И почти половина требуемого объёма сочинения. Составление такой основы может быть одним из упражнений, которое позволяет экономить время при подготовке к сочинению, приучает ученика обдумывать содержание, действовать "методично". Не случайно, Поль Сопер в книге «Основы искусства речи» пишет: "Организовать идеи — немалый труд. Многие писатели и ораторы признавались, что  для них это было самой тяжёлой частью работы». Однако отличительная черта образованного человека в том и заключается, что «ум его методичен» (Цитируется по В. Шенкман. На пути к созданию собственного текста// Литература. Первое сентября № 19/2010. С. 16 – 20.)

Когда "скелет" сочинения будет готов, на него надо нарастить "плоть", то есть прокомментировать проблему, развить аргументы, добавить заключение, при возможности — вступление (к этой части работы, если останется время, следует обращаться в самом конце; если времени не останется, в роли вступления вполне может выступить формулировка проблемы), проверить переходы от одной части к другой. Важный момент — проверить, чтобы текст получившегося сочинения был понятен без предварительного ознакомления с исходным текстом – стимулом. Таковы особенности письменной монологической речи.

Таким образом, технология создания собственного текста будет выглядеть следующим образом:

1.) Понять текст.

2.) Определить в нём главное, его квинтессэнцию.[3]

3.) Сформулировать проблемный вопрос.

4.) Высказать свою позицию по данной проблеме.

5.) Подобрать иллюстративный материал.

А) Примеры из жизни

Б) Примеры исторических событий

В) Литературные примеры

Г) Ссылки на авторитетный источник, общественное мнение.

Схематически её можно представить так

Содержательный анализ исходного текста

1.Вступление. Формулирование проблемы.

2.Комментарий к проблеме

3.Формулирование позиции автора текста.

Выражение собственного мнения по проблеме и его аргументация

4.Выражение согласия или несогласия с позицией автора (в последнем случае сформулировать свою позицию)

5.Первый аргумент

(Один из аргументов должен быть взят из художественной, публицистической или научной литературы)

6.Второй аргумент

7.Заключение.

Итак, в творческом  сочинении, как мы видим,  четко выделяются две части, - это содержательный анализ исходного текста и выражение собственного мнения по проблеме и его аргументация, связанные единой проблемой, которой посвящён исходный текст. Эта проблема должна «держать» весь текст от начала до конца.

             Нами была разработана и описана технология создания собственного текста, составлена упорядочивающая, структурирующая схема, подобран практический иллюстрирующий материал в качестве заданий, упражнений, способствующий развитию умения обосновывать собственное мнение, аргументируя его, что особенно важно при публичном выступлении. Умение убедительно и логично говорить – залог условия успешного выступления, показатель уровня развития общей культуры и культуры мышления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе мы сделали попытку упростить процесс написания сочинения, показали, как можно «вступить в диалог с автором» любого художественного текста.

Нами были составлены и частично подобраны упражнения, способствующие развитию умения подбирать доводы при доказательстве своей позиции, развёртывать подтезис, используя конкретные примеры, факты и т.д. Эти задания и упражнения могут быть использованы и при разработке тем: «Речевое общение», «Устные публичные выступления», «Культура речи».           

Данная работа способствует развитию навыков вдумчивой работы с информацией, умению определять проблему в художественном тексте, умению чётко структурировать свою работу,  развитию критического мышления.

Сочинение по прочитанному тексту проверяет не только умение понимать и анализировать содержание предложенного текста, но и выявляет общий культурный уровень человека. Ведь умение писать правильно, логично и красивое является важным условием для развития умения убедительно и логично говорить. А читательский диапозон – основа основ и литературного и общего развития любого человека.

Обучающиеся увидели, что есть возможность научиться хорошо писать сочинение и получать удовольствие от затраченного труда. 

                       

                     

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Быков Д. Ещё раз о сочинении// Литература. Первое сентября № 11/ 20014. - С.32-35.  

Бахтин М.М. Проблема текста. Опыт философского анализа// Вопросы литературы. – 1998. - №10.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 2003.

Гринина – Земскова А.М. Обучение сочинениям. – Волгоград: Учитель, 2006.

Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. -  М.: Просвещение, 2011.

Калганова Т.А. Сочинения в старших классах. – М., 2002

Кохтев Н.Н. Практическая стилистика русского языка. – М.,2002.  

Ладыгин М.Б.Основы поэтики литературного произведения. – М.,2002.

Романичева Е.С.Понимание всегда чревато ответом: о смысловой составляющей знания.//Литература №3/2005. - С. 7- 13.

Русский язык и литература: творческие упражнения к урокам развития речи/ сост. О.А. Хорт, Г.С. Шамшина. -  Волгоград: Учитель, 2008.

Русский язык.10 - 11кл: элективный курс «Искусство владеть словом» \ авт. – сост. Н.В.Васильченко. - Волгоград: Учитель, 2008.

Садикова В.А. Как подготовиться к речевому творчеству.//Русский язык в школе.- 2009.- №

Шамшина Г.С., Хорт О.А. Сочинение и изложение в выпускном классе.- Волгоград: Учитель, 2008.

Шенкман. В. На пути к созданию собственного текста// Литература. Первое сентября  19/2010. - С.16 - 20

Словари:

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. – М., 1999.

Интернет ресурсы:

htt://www. revolntion. allbest.ru

 htt://www. wikipedia.org.ru

http://demsvet.ru.

http://www.kakprosto.ru.

http://5-ege.ru.

http://www.publiclibrary.ru.

Приложение 1

Задание № 1

 Составьте проблемные вопросы к следующим темам:

тема воспитания

тема красоты

тема нравственности.

При составлении проблемных вопросов используйте следующие формулировки: Что значит...? В чём заключается...? В чём смысл...? Можно ли...? Нужно ли...? Какое значение имеет (какую роль играет)...? Какова роль...? Как влияет...? Как связаны… ? Как нужно относиться к...? 

Приложение 2

Задание №1

 Определите проблему в следующих текстах:

Текст №1

В основе благородства прежде всего лежит высокое понимание чести и долга. Кодекс достойного человека включает в себе такие понятия, как честность, прямота, смелость, принципиальность, настойчивость и в тоже время – гуманность, широту взглядов, умение щадить слабого, быть выше мелочей.

          Есть люди, которые путают благородство с внешней красивой позой, с кичливостью, зазнайством. Любое критическое замечание в свой адрес они воспринимают как оскорбление собственной чести и закипают «благородным гневом». Человека, способного на благородный поступок, обладающего чувством собственного достоинства, как раз труднее всего оскорбить или обидеть. Он не станет кипятиться по пустякам и слишком оберегать своё достоинство. У кого оно есть, у того его не отнимешь.

В большей или меньшей степени благородство свойственно всякому честному и твёрдому человеку. Обладающему этим качеством чужды амбиции и высокомерие.

Признать свою ошибку, извиниться, извиниться, если ты виноват, не бояться попасть в глупое положение ради выручки товарища – это вовсе не значит поступиться собственным достоинством, а наоборот – сохранить его!

Истинное благородство неуязвимо для мелочей жизни, потому что оно видит более широкие интересы. Именно в мелочах чаще всего люди теряют своё достоинство.

Вспомним «хитроумного идальго» Дон – Кихота, рыцаря печального образа, ставшего олицетворением человеческого благородства. Чем западает в душу его образ? Тем, что он воевал с мельницами и бесчисленное количество раз попадал в глупое положение? Да нет же! Герой Сервантеса дорог нам за терпимость к злу и несправедливости, за самоотверженное стремление помогать всем слабым и угнетённым, наконец, за чистую веру в свои идеалы и несгибаемую волю добиться их  торжества.

Воля творить добро – вот основа благородства Дон - Кихота. Благородный человек знает: всякая несправедливость, где бы она не проявлялась, унижает его. Всякое заблуждение, даже если оно распространено, затрагивает и его честь.

Надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком. Это и называется благородством. (По Ю. Ценину).

Текст №2

Молодые часто задумываются: «В чём самая большая цель жизни»? Д.А. Лихачёв, известнейший учёный, считал, что самая главная цель человека - увеличивать добро в окружающем мире. Человек как природная единица - существо бренное и ограниченнoe, срок и границы его жизни отмерены очень скудно. Но, боясь мрака небытия, он ни при каких условиях не хочет мириться с ним и пытается вырваться из тисков времени и пространства, тянется к бессмертию. Жажда бессмертия, желание подняться выше себя, выйти за естественные пределы нигде не находит такого полного удовлетворения, как на нравственном поприще. Древние философы считали человека чем-то средним между животными и богами. Воспользовавшись этим сравнением, можно сказать: нравственность и есть то, что выводит человека из животного состояния и поднимает до «божественных» высей.

Нравственность - не теоретическая система, а практический идеал. Человек поднимается до нравственных высот тогда, когда он саму жизнь (как минимум, свою собственную!) стремится сделать нравственной. Общественное сознание неизменно наделяет того, кого оно именует «нравственной личностью», такими качествами, как доброта и развитое чувство ответственности. Это значит, что такой человек требователен к себе и терпим к другим. Осуждая дурные поступки других, он избегает переносить отрицательную оценку поступка на личность совершившего его человека, старается войти в его положение, встать на его точку зрения, найти смягчающие обстоятельства и т.д.

Безусловно, вы можете возразить, что наличие совести скорее осложняет жизнь, чем способствует достижению успеха. Но ведь многое зависит от того, как понимать жизненный успех. Не стоит забывать, что во все времена это понятие включало не только внешнее благополучие, но и внутренне состояние человека. История знает множество примеров, когда успешные внешне люди пускали себе пулю в лоб, не вынеся мук совести - «ада внутри себя». А те, чья жизнь по всем житейским меркам сложилась неудачно, пройдя ужас ссылок и лагерей, считали себя счастливыми, благодаря чувству выполненного долга и убеждению, что их совесть чиста.    

Текст №3

Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мёрзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину. Словом, всё как у людей. Потом всё же договорились. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди.

Задание № 2

 Прочитайте тексты. Определите в них тему и проблемы. Раскройте содержание проблем по следующей схеме:

                                    Тема1

Проблема1                      Проблема2         Проблема3

Текст №1

Курильщик – слово почти зазорное. В нашем сознании оно рождает образ несчастного, опустившегося человека, для которого все радости мира заслонены страстным и странным желанием заполучить следующую порцию никотина.

Люди не рождаются курильщиками, они становятся ими в силу определённых причин. Поводов для проб много. Их стоит искать в особенностях личности, в окружающей обстановке и т.д. На вопрос анкеты, почему люди начинают курить? даны следующие ответы: для утоления аппетита во время голода, из – за переживаний, из – за плохого настроения, от нечего делать, от зубной боли и тоски, чтобы согнать сон на ночном дежурстве, для успокоения нервов, чтобы похудеть и т.д.

У всякого курильщика сознательная или бессознательная потребность изменить своё состояние. Многие желали бы освободиться от внутреннего торможения, от усталостей, болей, душевной пустоты и скуки, от всего того, что вызывает в них чувство неудовольствия, хотели бы поднять своё настроение и работоспособность. Другие же ищут в таком состоянии забвение своих забот и лишений. Таким образом, в каждом курильщике живёт неукротимая потребность в какой – то перемене. Эта потребность не чужда, в принципе никому, ибо в жизни всякого человека  бывают моменты, когда он не доволен собой или своим окружением, когда он сильно чем – то обеспокоен.

Преодолеть подобного рода внутренние диссонансы бывает не всегда просто.

Здоровый и достаточно сильный человек способен побороть их, черпая силы из своих внутренних ресурсов: он либо переделывает условия жизни, либо приспосабливается к существующим. Когда же окружающую среду изменить невозможно и поэтому не удаётся устранить мучительную напряжённость, притупить остроту конфликтов, стряхнуть с себя бремя постоянной тревоги и укоров совести, делается понятным соблазн достичь эту цель в обход, избегая естественные способы, быстро и легко при помощи химических средств. Их приём устраняет всякого рода внутренние рассогласования  и поэтому сопровождается стремлением его повторить.

                                                                                                     Ю. А. Макаренко          

         

Текст №2

Сергей и Матвей

Пришли два юноши на цветущий луг.
— Какая красота! — прошептал Сергей. Смотри: на зеленом ковре будто кто выткал розовые, красные, голубые цветы!
— Действительно буйная трава! сказал Матвей. — Сюда корову б пустить — к вечеру будет два ведра молока.
— И пчелы звенят, будто арфа, прошептал Сергей, захваченный волшебной музыкой.

— И ульи сюда бы вывезти. Мёда, мёда сколько бы наносили бы, взволнованно проговорил Матвей.
— И есть же такие люди, что не видят этой красоты, — подумал Сергей.
— Пойду корову пригоню да ульи привезу, — сказал Матвей и отправился в село.

                                                                                                  В.А. Сухомлинский
Прочитайте  рассказ В.А. Сухомлинского и ответьте на вопросы:

1. Как воспринимали мир Сергей и Матвей? Для кого из мальчиков жизнь представлялась ярче, насыщеннее?
2. Кого из героев рассказа вы бы выбрали в друзья? Почему?
3. Попробуйте сформулировать, что такое чувства. Что может чувствовать человек? Какие чувства проявляются у вас особенно ярко?
                                                                                                                               

Текст №3

 Голубая пролеска

Маленькая голубая пролеска пробилась сквозь прошлогоднюю  листву и подставила свои цветы солнышку. Нужно было торопиться отцвести и дать семена, ведь скоро распустятся листья на деревьях – и станет темно под пологом леса. Она сама выросла из семечки, долгие годы наращивала клубенёк – о вот первый год как зацвела. Пролеска радовалась – она даст семена,  и вокруг вырастут новые молодые пролески.

 Вдруг на пролеску упала гигантская тень, чьи – то жестокие руки вырвали её из земли и бросили в огромную корзину, уже заполненную другими первоцветами – подснежниками, примулами, хохлатками. Цветы кричали, плакали, они лишились корней, земли, которая давала силу.

…Пролеска вместе с товарищами по несчастью мучилась под солнцем, связанная в букете, и последние силы покидали её. Она не видела женщину, которая купила букет, но чувствовала, что силы возвращаются к ней. Женщина пожалела бедняжек – тех, у кого сохранились клубни, посадила в свой цветник. Скромным дикаркам сначала было неуютно среди роскошных тюльпанов, нарциссов, гиацинтов, но хозяйка любила всех и ухаживала за цветами с одинаковым старанием. Нашей пролеске нашлось местечко под деревом, и она осуществила свою мечту, рассеяла семена. Теперь ранней весной мы любуемся голубой поляной.

Текст №4

Лилия

Жила – была в пруду белая лилия. Утром её будили тёплые лучи солнца. Лепестки раскрывались, а росинки на её нежных листьях переливались всеми цветами радуги. Вокруг лилии летали бабочки и стрекозы. Женщины, приходившие полоскать бельё, останавливали взгляд на её нежном, хрупком цветке. Рыбы в жаркую погоду играли в тени её широких листьев. Рыбаки, любуясь её белым цветком, гордились, что в их чистом пруду растёт редкая лилия.

Но как то раз приезжие мальчишки решили отдохнуть у пруда, один из них заметил цветок и сорвал его. Белая лилия померкла на песке. Нежные лепесточки засохли от палящего солнца. Взять её домой мальчик уже не захотел. И бедная лилия осталась лежать на берегу…

Задание № 3

1. Определить проблему следующего текста

2. Выявить возможные точки зрения на неё.

3. Напишите сочинение с обоснованием наиболее близкой позиции.

В одном дворе сломалась колонка – вода текла не переставая, мимо проходили люди – они вели себя по – разному. Из окна первого этажа за событиями наблюдал человек. Чем всё это закончилось, вы узнаете, когда прочитаете….

Я часто слышала, что людей узнаёшь в их поступках. Но вокруг, мне казалось, все поступали одинаково привычно: делали уроки, ходили  на занятия, ели, гуляли. Где они, поступки? Спросила у бабушки Зоси, она большой  век прожила, а та усмехнулась. Ты, говорит, с птичьего полёта на людей смотришь.

Села я тогда за свой письменный стол и задумалась. Из окна моей комнаты хорошо виден двор, посреди которого находиться колонка. Лето, жара. Ребята не отходят от колонки. Плещутся целыми днями. И вдруг вижу: колонка сломалась. Вода льёт не переставая. И тогда у меня возникла идея: колонка – то расположена на самом видном месте. Сколько людей мимо пройдёт, каждый посмотрит и как- нибудь себя поведёт. Вот и поступок! А я буду наблюдать.

Как хорошо раскрывались характеры людей. Кто – то и не остановился. Кто – то головой качает, переживает, что вода без толку выливается. Большую роль сыграла Мария Степановна, пенсионерка из 45 – й квартиры. Она окно своё распахнула и по возможности останавливала прохожих. Кого- то постыдит, что идут мимо, кому молоток выдаст, чтобы с колонкой что- нибудь сделали. За нашим домом – заводское общежитие, много молодёжи проходит. Мария Степановна компания парней остановила: помогите, беда! Они потоптались вокруг колонки, что – то подкрутили. Ну, думаю, будет порядок – специалисты! Но вода всё лилась. Парни сказали: «Мы сейчас за инструментом сходим». Ушли и не вернулись. Вот люди. Я чайник взяла, сходила к колонке за водой. Хоть тут будет польза, думаю, а то вся вода так и утечёт зря. Чаю напилась, опять наблюдаю. Каникулы – время свободное! Вот мальчишка из нашей школы что – то подкручивает там у колонки. Тише вода льётся, нет, опять так же. А вот старшеклассники спорят о чём – то важном. И под носом не видят ничего. Тоже мимо, что им до того, что вода льётся! Дома у них водопроводный кран.  

И вдруг я вздрогнула: а я – то? Кто я во всей этой истории?! Наблюдатель чужих поступков? И только? Что же это выходит. Все совершают поступки, а я сама – то что? Мне стало жарко не от того, что жарко на улице. Меня изнутри что – то припекло. Ведь и я тоже совершаю поступок! Бездействую. Какое же право имею я судить других людей, когда сама ничего не делаю?! Вед. Тут нужна помощь. А значит, и моя помощь!

Колонку починили. Но суть не этом. Случай дал толчок: человек впервые крепко задумался о том, какой он. Это был момент повзросления.

Повзросление, когда оно наступает? Сколько человеку отпущено ходить в маленьких? Говорят, порою в детстве задерживаются без уважительных причин! Из – за излишней опеки, из – за своей беспечности…взрослеть – тоже искусство! Иногда хотят «улизнуть» из детства, да не той дорожкой: рядятся, гримируются, а видно, что человеку четырнадцать! Бывают и взрослые дети, с усами и даже бородой. Значит, признаки взросления внутри человека. В чём они проявляются? Как их опознать?

Случай с колонкой помог автору данного текста повзрослеть. Имя это взрослости –гражданская активность.

Задание № 4

1. Определить проблему данного текста

2. Выявить возможные точки зрения на неё.

Подсолнечник  во  время  грозы

Тяжёлые чёрные тучи закрыли солнце. Темно, хмуро стало в поле. Лес стоит чёрный, молчаливый, будто ждёт чего - то настороженно. Жёлтое пшеничное поле посерело. Встревоженный жаворонок упал с неба в ниву и умолк.         

Только поле цветущих подсолнечников горит – пламенеет. От них будто свет льётся, и над землёй не так сумрачно. Пылает солнечный огонь в цветках, напоминает, что за тучами солнце. Разорвут молнии тучу, выглянет голубое небо. Снова радостно засмеётся поле.

Вопросы:

Каков смысл рассказа? Почему подсолнечник не поддался общему настроению? На что он надеялся?        

         

Задание № 5

1. Определить проблему данного текста

2.Определить позицию автора по проблеме.

3. Раскрыть свою позицию, приводя доводы, аргументы и т.д.

Воробей.

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

        Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

        Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив прораставшие крылышки.

        Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

        Он ринулся спасать, он заслонил собой своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

        Каким громадным чудовищем должна была казаться ему собака! И всё - таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

        Мой Трезор остановился, попятился…видно, и он признал эту силу.

        Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея.

        Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

                                                                                                                                    И.С.Тургенев

Приложение 3

  1. Прочитайте примеры тезисов и аргументов. Установите причинно - следственные связи между тезисом и аргументами.

        Тезис. Нужно учредить новый праздник — День собаки.

Аргументы:

  1.      Уже 12 тысяч лет
  2.       Собака — верный друг и помощник человека:
  1. во время войны собаки спасали раненых и взрывали вражеские танки;
  2. сегодня собаки служат на границе, ищут наркотики, спасают людей, попавших под снежную лавину, помогают слепым;
  3. известен случай, когда собака в течение 10 лет каждый день приходила на автобусную остановку, продолжая ждать своего погибшего хозяина. Люди, видевшие это, знали: ее остановит только собственная смерть. Так и случилось.
  1. Собаки так очаровательны в своих повадках, эмоциях, своим разнообразием, наконец, что приносят людям много радости просто своим существованием: на них приятно смотреть, их приятно гладить, с ними приятно общаться.
  2. Конечно, бывают от собаки неприятности, иногда очень крупные:

     1.)  известен случай, когда собака откусила мальчику нос. Закончилось, правда, все благополучно: нос мальчику врачи успешно пришили. В другом случае бульдог снял с девочки скальп, и, став взрослой, женщина была вынуждена всю жизнь носить парик;

        2.) но, как поется в песне Ю. Мориц и С. Никитина, «собака бывает кусачей только от жизни собачьей», и если «братьев наших меньших никогда не бить по голове», как писал С. Есенин, то от собак будет только польза и радость.

         Вывод. Собаки достойны того, чтобы иметь свой праздник. В конце концов, этот праздник –  тоже для   людей!

  1. Почему День собаки может стать праздником для людей? Сделайте этот  вопрос тезисом своего будущего выступления. Подберите аргументы.
  2. .         Если у вас другое отношение к собакам, сформулируйте антитезис и соответствующие аргументы, составьте письменный риторический экскиз и выступите перед одноклассниками со своей позицией.

Приложение № 4

I. Подберите доводы для доказательства тезиса: «каждый должен заботиться о собственном здоровье» и запишите их.

Расположите найденные вами доводы по группам, объединённым общей темой, например: «долг», «труд», «деньги», «радости жизни». Сравните полученную вами систему доводов с приведённой ниже.

Долг: 1. Человек получает здоровье от Бога (если хотите от природы). Его долг – не портить то, что он получил, а пытаться это сохранить как дар, как богатство.

           2. Здоровый может помогать своим близким, больной сам нуждается в помощи, истощая силы окружающих.

          3. Здоровье нужно не только самому человеку, но и его родителям, его детям.

Труд: 1. Зачем Бог (природа) даёт человеку здоровье? Чтобы он мог выполнять своё назначение в мире – трудиться на благо других и продолжать род человеческий.

          2.Духовные усилия и труд не менее «требовательны» к здоровью человека, чем труд физический.

Материальные вопросы: 1. Быть здоровым выгодно. Болезнь ведёт к большим денежным потерям.

                                           2. Затраты на здоровый образ жизни меньше по сравнению с нездоровым  образом  (затраты на табак, алкоголь, на лечение и т.д.)

Радости жизни: Человек, погубивший своё здоровье, не может испытывать всю полноту возможного счастья.

II. Для доказательства тезиса «Воспитание человека в семье определяет его дальнейшую судьбу, накладывает неизгладимый отпечаток на характер» в качестве аргументов  приведите:

примеры из жизни,

литературные примеры,

ссылки на авторитетный источник, на общественное мнение.

      Сделайте вывод.        

III. Продумайте и запишите систему доводов для доказательства тезиса: «образованный человек – полезный человек».

IV.   Вам дан тезис. Раскройте его в своём рассуждении. Приведите факты, доказывающие справедливость этого тезиса. Сделайте вывод. Озаглавьте текст.

Усилием воли можно организовать себя, подавить страх, приучить себя бескорыстно и с полной отдачей выполнять работу, связанную с опасностью…

Приложение 5

                                       Тема1

Проблема1                          Проблема2              проблема3 и тд.

Позиция1                             Позиция2                          Позиция3 и тд.

по проблеме1                               по проблеме1           по проблеме1

Аргумент1                          Аргумент2                  Аргумент3 и т.д

Пример,                            Примеры,

иллюстрации                   иллюстрации


[1] Гринина – Земскова А.М. Обучение сочинениям. – Волгоград: Учитель, 2006.

[2] Т.А.Калганова. Сочинения в старших классах. – М., 2002

[3] Квинтессэнция – самоё основное, суть чего – либо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Главная цель образования XXIвека – сформировать многогранную, творческую, интеллектуально развитую личность, целостно воспринимающую мир и способную активно действ...

Презентация по русскому языку для 5-6 классов "Как писать сочинения"

Данная презентация поможет учащимся 5-6 классов разобраться в структуре сочинений различных видов: сочинений-описаний, сочинений-повествований, сочинений- расуждений....

Рабочая программа кружка по русскому языку "Учимся писать сочинение-рассуждение"

Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку....

ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение.

При подготовке к ЕГЭ всегда встает вопрос: как правильно научить ребенка писать сочинение, что такое проблема, актуальность, позиция автора, собственное мнение по данной проблеме, аргументация. Каждый...

Как писать сочинение по части 3 ЕГЭ по русскому языку

Материал представляет из себя рекомендации по написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку. В начале с опорой на задание выявляется план данной  данной работы. Затем  приводятся шаблонные фразы...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...