ПРАВИЛО Чередование гласных в корне (правило, актуализированное для ленивых и не только)
материал по русскому языку (10, 11 класс)

Татьяна Ивановна Тимошенко

Это одно из самых масштабных правил русского языка. Надо знать не только корни, но и их омонимы, не проверяющиеся правилом о чередованиях, надо знать значения, с которыми гласные именно чередуются , а не проверяются ударением и по словарю.А ещё ребятам хотелось бы , чтоб правило было изложено так, чтоб прочитал и, не уча, запомнил. Всё это попыталась воплотить в таблице, используя опыт коллег, добавив кое-что свое в трактовку правила.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИЛО ДЛЯ ЛЕНИВЫХ и не очень

Отличай слова с чередующейся гласной от слов-омонимов с проверяемой гласной

чередование

значение

Как запомнить

Слова с проверяемой или непроверяемой гласной

Зависит от ударения

-гор-, -гар- в корнях под ударением пишется «а», а без ударения «о» (гореть, огарок).

-зар-, -зор- в корнях под ударением «о», а без ударения «а» (заря, зорька), искл.: ЗОРЕВАТЬ, ЗОРЯНКА

клан- и клон-

твар- и твор-

Зависят от ударения. без ударения пишется –о: приклонить, натворить

Гар-гор

огонь

Горклонтворзар без уд

Алгоритм, горизонт, гордиться Гористая местность –горы

горемыка, горевать, горечь, горластый, горбушка, горловина, горчить, горячка, гористый, горловой, горьковатый, горбатый, горбуша,

Зар-зор

Восход солн ца

Горклонтворзар без уд

прозорливый разорение, озорник, разориться,

Твор-твар

Творчество

ог – творец) или Горклонтворзар без уд

Затворять (дверь)-затвор

Клан-клон

Наклоняться

(Гвидон шлет поклон) или Горклонтворзар без уд

клонировать

Зависит от согласной на конце корня

II.  Зависит от согласной на конце корня:

-раст-, -ращ-, -рос- перед «ст» - «щ» - пишется «а», а перед «с» - «о» (вырасту, выращу, вырос, искл.: РОСТОК, ОТРАСЛЬ – ОТРАСЛЕВОЙ, РОСТОВЩИК).

  Скак- и скоч-

Зависит от согласной на конце корня. Перед –к- пишется а, перед –ч- пишется –о: подскочил. Исключеине: скачок, скачу.

Раст-ращ-рос

Увеличение в размере

выРАЩенный РОСлый жеребец РАСТет

прекращение, обращение, сокращение, укрощение, порастащить, коростель, гроссмейстер.

Скак-скоч

прыгать

жАба скАчет

Зависит от суффикса а

кОс – кАса

лОж – лАг

 Если есть суффикс «а», то в корне «а» (прикоснуться – прикасаться, приложить – прилагать)

бЕр – бИр заберу – забираю

пЕр – пИр запер – запираю

тЕр – тИр вытер – вытираю

дЕр – дИр выдеру – выдираю

жЕг – жИг выжечь – выжигаю

стЕл – стИл застелить – застилаю

мЕр – мИр замер - замираю

блЕст - блИст блестеть – блистать

Чет- и чит- (вычет-вычитание) Исключение: сочетать, сочетание.

Если после корня слова есть суффикс «а», то в корне пишется «и»:

Лаг-лож

Полагать-положить

поЛАГаю, поЛОЖение опасно

полог

Кос-кас

Прикосновение-прикасаться

Я КОСнулся ветки-

Вмиг исчезли детки

косоглазие, инкассатор, косынка, накосили, девичья коса, косцы, косарь, косиножка, косой, кассовый, костный, косноязычный, искоса, сенокосилка, газонокосилка. Косатка, касатка

Мер-мир

Остановка в движении

замИРАть, убИРАть(ира, ига, ила, ита, иста)

Помирить, отмерить, меридиан

Тер-тир

Что-то тереть

вытИРАю(ира, ига, ила, ита, иста)

Потерять, тиран, тирания

Дер-дир

Что-то драть

надИРАть(ира, ига, ила, ита, иста)

Держать, дерзить, дирижер

Пер-пир

Ограничение в пространстве

запИРАть(ира, ига, ила, ита, иста)

Перочинный, перина, перила пират, пиратский, операция, оперировать, пиротехника, перрон, пировать, переборка, перина-перья, спираль

Бер -бир

Забирать что-либо

забИРАть(ира, ига, ила, ита, иста)

сберегательный

Жег-жиг

огонь

зажИГАть(ира, ига, ила, ита, иста)

Стел-стил

Уборка, ремонт

застИЛАть(ира, ига, ила, ита, иста)

Стилизовать, стеллаж

Чет-чит

Почитать-уважать, вычитать

вычИТАть (ира, ига, ила, ита, иста)

читать-читка

Блест-блист

сверкать

Заблистать(ира, ига, ила, ита, иста)

«Китайские» ВСЕГДА И

тоже зависят от суффикса а

ним – ня (занимать – занять)

мин – мя (наминать – намять)

чин –  ча (начинать – начать)

жим – жа (нажимать – нажать)

жин-жа (пожинать – пожать)

Клин- и кля- (проклинать-проклял)

Зависит от суффикса –а-. если после корня –а-, то в корне пишется –и-.

Особый корень

Плав- и плов- В корнях всегда пишется а, кроме пловец, пловчиха, пловцы.

Плав-плов

Вода, плавать

(пловец, пловчиха, пловцы любят  плов)

Переплавлять металл - плавить

Зависят от значения

От лексического значения

Равн- и ровн-

Зависит от значения. Пишется о, если слово имеет значение «ровный, гладкий», пишется а со значением «равный, одинаковый»: приравнять величины – разровнять грядку. Исключение: равнина.

мак- и мок-

зависит от значения. Мак имеет значение «погружать в жидкость»: обмакнуть перо, макать хлеб, мок – пропускать жидкость, становиться влажным: сапоги промокают.

Моч –

В корнях всегда пишется о: мочить.

Мак-мок

вода

Макаем печеньку, и она мокнет

Равн-ровн

РОВНая дорога – МОКнут гости у порога.

РАВЕНство друзей – обМАКни башкой в кисель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чередование гласных в корне слова

Тренажер предназначен как для индивидуальной, так и для коллективной работы учащихся. может быть использован при закреплении материала, при повторении, а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ....

Чередование гласных в корне слова

Урок-презентация для 10 класса...

презентация "Обобщение знаний по теме Чередование гласных в корне слова"

В данной презентации содержится материал по темам: "Чередование гласных после шипящих в корне слова", "Буквы и-ы после ц", "Чередование гласных в корнях лаг-лож, раст, рос"...

чередование гласных в корне слова.

Урок-путешествие в зимнюю сказку.Использован иллюстративный материал,презентация....

Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»

Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....

Зачёт наоборот:Чередование гласных в корне, правописание приставок пре-, при-, на з- (с-).

Разрешите представить вашему вниманию необычный урок русского языка в 5 классе "Зачёт наоборот". Этот урок – предпоследний в разделе «Морфемика». На предыдущих уроках учащиеся получали новые знания,...

Дидактические материалы для повторительно-обобщающего урока по теме "Чередование гласных в корнях слов"

Данные материалы представляют собой разработки заданий различного типа, которые можно использовать для повторения и обобщения по указанной теме как на уроках русского языка в 6 классе (повышенный уров...