ПРАВИЛО Чередование гласных в корне (правило, актуализированное для ленивых и не только)
материал по русскому языку (10, 11 класс)
Это одно из самых масштабных правил русского языка. Надо знать не только корни, но и их омонимы, не проверяющиеся правилом о чередованиях, надо знать значения, с которыми гласные именно чередуются , а не проверяются ударением и по словарю.А ещё ребятам хотелось бы , чтоб правило было изложено так, чтоб прочитал и, не уча, запомнил. Всё это попыталась воплотить в таблице, используя опыт коллег, добавив кое-что свое в трактовку правила.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Чередование гласных в корне (правило для ленивых и не только) | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИЛО ДЛЯ ЛЕНИВЫХ и не очень
Отличай слова с чередующейся гласной от слов-омонимов с проверяемой гласной
чередование | значение | Как запомнить | Слова с проверяемой или непроверяемой гласной |
Зависит от ударения | |||
-гор-, -гар- в корнях под ударением пишется «а», а без ударения «о» (гореть, огарок). -зар-, -зор- в корнях под ударением «о», а без ударения «а» (заря, зорька), искл.: ЗОРЕВАТЬ, ЗОРЯНКА клан- и клон- твар- и твор- Зависят от ударения. без ударения пишется –о: приклонить, натворить | |||
Гар-гор | огонь | Горклонтворзар без уд | Алгоритм, горизонт, гордиться Гористая местность –горы горемыка, горевать, горечь, горластый, горбушка, горловина, горчить, горячка, гористый, горловой, горьковатый, горбатый, горбуша, |
Зар-зор | Восход солн ца | Горклонтворзар без уд | прозорливый разорение, озорник, разориться, |
Твор-твар | Творчество | (Бог – творец) или Горклонтворзар без уд | Затворять (дверь)-затвор |
Клан-клон | Наклоняться | (Гвидон шлет поклон) или Горклонтворзар без уд | клонировать |
Зависит от согласной на конце корня | |||
II. Зависит от согласной на конце корня: -раст-, -ращ-, -рос- перед «ст» - «щ» - пишется «а», а перед «с» - «о» (вырасту, выращу, вырос, искл.: РОСТОК, ОТРАСЛЬ – ОТРАСЛЕВОЙ, РОСТОВЩИК). Скак- и скоч- Зависит от согласной на конце корня. Перед –к- пишется а, перед –ч- пишется –о: подскочил. Исключеине: скачок, скачу. | |||
Раст-ращ-рос | Увеличение в размере | выРАЩенный РОСлый жеребец РАСТет | прекращение, обращение, сокращение, укрощение, порастащить, коростель, гроссмейстер. |
Скак-скоч | прыгать | жАба скАчет | |
Зависит от суффикса а | |||
кОс – кАса лОж – лАг Если есть суффикс «а», то в корне «а» (прикоснуться – прикасаться, приложить – прилагать) бЕр – бИр заберу – забираю пЕр – пИр запер – запираю тЕр – тИр вытер – вытираю дЕр – дИр выдеру – выдираю жЕг – жИг выжечь – выжигаю стЕл – стИл застелить – застилаю мЕр – мИр замер - замираю блЕст - блИст блестеть – блистать Чет- и чит- (вычет-вычитание) Исключение: сочетать, сочетание. Если после корня слова есть суффикс «а», то в корне пишется «и»: | |||
Лаг-лож | Полагать-положить | поЛАГаю, поЛОЖение опасно | полог |
Кос-кас | Прикосновение-прикасаться | Я КОСнулся ветки- Вмиг исчезли детки | косоглазие, инкассатор, косынка, накосили, девичья коса, косцы, косарь, косиножка, косой, кассовый, костный, косноязычный, искоса, сенокосилка, газонокосилка. Косатка, касатка |
Мер-мир | Остановка в движении | замИРАть, убИРАть(ира, ига, ила, ита, иста) | Помирить, отмерить, меридиан |
Тер-тир | Что-то тереть | вытИРАю(ира, ига, ила, ита, иста) | Потерять, тиран, тирания |
Дер-дир | Что-то драть | надИРАть(ира, ига, ила, ита, иста) | Держать, дерзить, дирижер |
Пер-пир | Ограничение в пространстве | запИРАть(ира, ига, ила, ита, иста) | Перочинный, перина, перила пират, пиратский, операция, оперировать, пиротехника, перрон, пировать, переборка, перина-перья, спираль |
Бер -бир | Забирать что-либо | забИРАть(ира, ига, ила, ита, иста) | сберегательный |
Жег-жиг | огонь | зажИГАть(ира, ига, ила, ита, иста) | |
Стел-стил | Уборка, ремонт | застИЛАть(ира, ига, ила, ита, иста) | Стилизовать, стеллаж |
Чет-чит | Почитать-уважать, вычитать | вычИТАть (ира, ига, ила, ита, иста) | читать-читка |
Блест-блист | сверкать | Заблистать(ира, ига, ила, ита, иста) | |
«Китайские» ВСЕГДА И | |||
тоже зависят от суффикса а ним – ня (занимать – занять) мин – мя (наминать – намять) чин – ча (начинать – начать) жим – жа (нажимать – нажать) жин-жа (пожинать – пожать) Клин- и кля- (проклинать-проклял) Зависит от суффикса –а-. если после корня –а-, то в корне пишется –и-. | |||
Особый корень | |||
Плав- и плов- В корнях всегда пишется а, кроме пловец, пловчиха, пловцы. | |||
Плав-плов | Вода, плавать | (пловец, пловчиха, пловцы любят плов) | Переплавлять металл - плавить |
Зависят от значения | |||
От лексического значения Равн- и ровн- Зависит от значения. Пишется о, если слово имеет значение «ровный, гладкий», пишется а со значением «равный, одинаковый»: приравнять величины – разровнять грядку. Исключение: равнина. мак- и мок- зависит от значения. Мак имеет значение «погружать в жидкость»: обмакнуть перо, макать хлеб, мок – пропускать жидкость, становиться влажным: сапоги промокают. Моч – В корнях всегда пишется о: мочить. | |||
Мак-мок | вода | Макаем печеньку, и она мокнет | |
Равн-ровн | РОВНая дорога – МОКнут гости у порога. РАВЕНство друзей – обМАКни башкой в кисель. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чередование гласных в корне слова
Тренажер предназначен как для индивидуальной, так и для коллективной работы учащихся. может быть использован при закреплении материала, при повторении, а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ....
Чередование гласных в корне слова
Урок-презентация для 10 класса...
презентация "Обобщение знаний по теме Чередование гласных в корне слова"
В данной презентации содержится материал по темам: "Чередование гласных после шипящих в корне слова", "Буквы и-ы после ц", "Чередование гласных в корнях лаг-лож, раст, рос"...
чередование гласных в корне слова.
Урок-путешествие в зимнюю сказку.Использован иллюстративный материал,презентация....
Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»
Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....
Зачёт наоборот:Чередование гласных в корне, правописание приставок пре-, при-, на з- (с-).
Разрешите представить вашему вниманию необычный урок русского языка в 5 классе "Зачёт наоборот". Этот урок – предпоследний в разделе «Морфемика». На предыдущих уроках учащиеся получали новые знания,...
Дидактические материалы для повторительно-обобщающего урока по теме "Чередование гласных в корнях слов"
Данные материалы представляют собой разработки заданий различного типа, которые можно использовать для повторения и обобщения по указанной теме как на уроках русского языка в 6 классе (повышенный уров...