чередование гласных в корне слова.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок-путешествие в зимнюю сказку.Использован иллюстративный материал,презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Тема. Чередование гласных в корне. Обобщение изученного.
Урок – экскурсия.
Цель.
1.Повторить и систематизировать изученный материал, проверить умения нахождения слов с чередованием гласных и определять условия их выбора.
2.Развивать творческие способности, воображение учащихся.
3. Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку, к родной природе, взаимопомощь.
Оборудование.
Компьютеры.
Мультимедиа.
Презентация.
Раздаточный материал.
Ход урока.
Слайд 1.
1. Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Я хочу сегодня пригласить Вас на прогулку. А куда?
Об этом немного позже. Сначала разгадайте мои загадки.
Слайды 2,3,4.
- Кто догадался о чем пойдет речь?
- Слайд5. Я приглашаю Вас в зимний лес. Но в таинственном зимнем царстве Деда Мороза нас могут поджидать разные неожиданности. Самое главное, не растеряться, вовремя помочь друг другу, быть внимательным. Мы не просто будем гулять, а повторим правила о чередовании гласных в корне слова, тем более, что это важно, потому что эти знания понадобятся вам на экзамене в 9 и 11 классах.
Откройте тетради и запишите число и тему урока. Слайд 5. Пожелаем друг другу удачи, улыбнемся и в путь.
Слайд 6 Цели урока.
Слайд 7. – А вот и сторож лесного царства. Неспроста он тут появился. Чувствую я, сейчас начнутся наши испытания. Ну что готовы? Что же нужно сделать, чтобы он пропустил нас в зимнюю сказку? О чем просит нас Снеговик? Я думаю, он подождет ответа, пока мы повторим корни с чередующимися гласными.
Слайд 8. – От чего зависит написание гласных в корнях?
Ответим Снеговику. Слайд 9
2. Молодцы! Вы хорошо справились с заданием Снеговика.
(Раздаю карточки с индивидуальными заданиями)
А сейчас я буду читать стихотворение И.А.Бунина. Слайд 10. Ваша задача найти в тексте слова с чередованием, записать их в тетрадь, выделить орфограммы. Слайды 11, 12, 13, 14.
- Ребята! Понравилось Вам стихотворение? Какие средства художественной выразительности использует автор? С какой целью автор их использует?
3.Слайд 15. – Посмотрите, какая красота вокруг! Деревья будто в кружевном наряде. Но не так-то просто пройти. Вот и новое испытание от зайчика.
Возьмите карточку №1. Вставьте пропущенные буквы в таблицу. Ослик И - А вам поможет. Потом обменяйтесь карточками с соседом по парте, соедините ломаной линией все буквы И - А (слайд 16-17). Что у вас получилось, о чем говорит эта цифра?
-А теперь пусть ваши глазки отдохнут.
(Гимнастика для глаз слайд 18)
Слайд 19 - Как все-таки трудно пробираться по этим сугробам. Но какая красота вокруг! Не зря зимушку называют волшебницей, лишь она способна создать совершенно новую картину природы. А вот и белочка со своим заданием.
Возьмите карточку №2. Слайд20 делает класс, 2 человека у доски вставляют буквы, 4 человека выполняют тест на компьютере.
Проверяем выполнение заданий.
4. Слайд 21. - Морозно. Я приготовила для Вас красивый, очень выразительный текст, но он у меня замерз и рассыпался на мелкие снежинки.
Вот и лисичка просит собрать рассыпавшиеся предложения. А я посмотрю, какой ряд соберет быстрее. Работаем вместе (в парах), справитесь, поднимите руки.
Слайд22. – Ребята, вы собирали снежинки, руки у вас замерзли, давайте немного согреемся. Сделаем зарядку. Но вы держите ухо востро и считайте, сколько слов я скажу с чередованием гласных в корне, чтобы не сбиться со счета, загибайте пальчик.
Мы долго пробирались по заснеженному лесу. Ветер наклонял деревья то вправо, то влево. Вот зайчишка выскочил из заснеженных кустов и поскакал от нас. Мы потираем ручки, растираем щечки. Ветер подхватывает блестящие снежинки, они кружатся в воздухе и ложатся на землю пушистым ковром.
- Согрелись? А теперь прочитаем предложения, которые вы собрали. Назовем слова, в которых встречается чередование, не забывайте про почему.
Молодцы. А последнее предложение этого текста такое. Из сплетенных ажурных ветвей льется тихая музыка зимы. Хотите послушать хрустальную мелодию зимы?
Слайд 23. –Ребята, мы стали частью этой зимней сказки. А теперь попробуйте создать свою сказку зимы. Может быть кто-то из вас представит себя хрупкой снежинкой, пушистым сугробом, а кто-то просто опишет зимний лес. Напишите сочинение - миниатюру о зиме.
Проверяем работу.
5.Вы сегодня были внимательны, активны. Как вы чувствовали себя на уроке? Если вам было интересно, комфортно, поднимите солнышко, а если грустно, скучно – тучку. Покажите мне карточку с вашим настроением.
Домашнее задание. Головоломка. Слайд24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чередование гласных в корне слова
Тренажер предназначен как для индивидуальной, так и для коллективной работы учащихся. может быть использован при закреплении материала, при повторении, а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ....
Чередование гласных в корне слова
Урок-презентация для 10 класса...
презентация "Обобщение знаний по теме Чередование гласных в корне слова"
В данной презентации содержится материал по темам: "Чередование гласных после шипящих в корне слова", "Буквы и-ы после ц", "Чередование гласных в корнях лаг-лож, раст, рос"...
Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»
Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....
Дидактические материалы для повторительно-обобщающего урока по теме "Чередование гласных в корнях слов"
Данные материалы представляют собой разработки заданий различного типа, которые можно использовать для повторения и обобщения по указанной теме как на уроках русского языка в 6 классе (повышенный уров...
Орфографическая мастерская по составлению таблицы по теме "Чередование гласных в корне слова". 10 класс.
Орфографическая мастерскаяпо созданию опорной таблицы «Чередование гласных в корне слова».Цели: 1. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания о правописании чередующихся гласных в корне...
чередование гласных в корне слова
Рабо учащихся....