чередование гласных в корне слова.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Яцко Ольга Николаевна

Урок-путешествие в зимнюю сказку.Использован иллюстративный материал,презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема. Чередование гласных в корне. Обобщение изученного.

                                   Урок – экскурсия.

Цель.

1.Повторить и систематизировать изученный материал, проверить умения нахождения слов с чередованием гласных и определять условия их выбора.

2.Развивать творческие способности, воображение учащихся.

3. Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку, к родной природе, взаимопомощь.

Оборудование.

Компьютеры.

Мультимедиа.

Презентация.

Раздаточный материал.

Ход урока.

   Слайд 1.

1. Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Я хочу сегодня пригласить Вас на прогулку. А куда?

Об этом немного позже. Сначала разгадайте мои загадки.

Слайды 2,3,4.

- Кто догадался о чем пойдет речь?

- Слайд5. Я приглашаю Вас в зимний лес. Но в таинственном зимнем царстве Деда Мороза нас могут поджидать разные неожиданности. Самое главное, не растеряться, вовремя помочь друг другу, быть внимательным. Мы не просто будем гулять, а повторим правила о чередовании гласных в корне слова, тем более, что это важно, потому что эти знания понадобятся вам на экзамене в 9 и 11 классах.

Откройте тетради и запишите число и тему урока. Слайд 5. Пожелаем друг другу удачи, улыбнемся и в путь.

Слайд 6 Цели урока.

Слайд 7. – А вот и сторож лесного царства. Неспроста он тут появился. Чувствую я, сейчас начнутся наши испытания. Ну что готовы? Что же нужно сделать, чтобы он пропустил нас  в зимнюю сказку? О чем просит нас Снеговик? Я думаю, он подождет ответа, пока мы повторим корни с чередующимися гласными.

 Слайд 8. – От чего зависит написание гласных в корнях?

Ответим Снеговику. Слайд 9

2. Молодцы! Вы хорошо справились с заданием Снеговика.

(Раздаю карточки с индивидуальными заданиями)

А сейчас я буду читать стихотворение И.А.Бунина. Слайд 10. Ваша задача найти в тексте слова с чередованием, записать их в тетрадь, выделить орфограммы. Слайды 11, 12, 13, 14. 

- Ребята! Понравилось Вам стихотворение? Какие средства художественной выразительности использует автор? С какой целью автор их использует?

3.Слайд 15. – Посмотрите, какая красота вокруг! Деревья будто в кружевном наряде. Но не так-то просто пройти. Вот и новое испытание от зайчика.

Возьмите карточку №1.  Вставьте пропущенные буквы в таблицу. Ослик И - А вам поможет. Потом обменяйтесь карточками с соседом по парте, соедините ломаной линией все буквы И - А (слайд 16-17). Что у вас получилось, о чем говорит эта цифра?

-А теперь пусть ваши глазки отдохнут.

(Гимнастика для глаз слайд 18) 

 Слайд 19 - Как все-таки трудно пробираться по этим сугробам. Но какая красота вокруг! Не зря зимушку называют волшебницей, лишь она способна создать совершенно новую картину природы. А вот и белочка со своим заданием.

Возьмите карточку №2.  Слайд20  делает класс, 2 человека у доски вставляют буквы, 4 человека выполняют тест на компьютере.

Проверяем выполнение заданий.

4. Слайд 21. -  Морозно. Я приготовила для Вас красивый, очень выразительный текст, но он у меня замерз и рассыпался на мелкие снежинки.

Вот и лисичка просит собрать рассыпавшиеся предложения. А я посмотрю, какой ряд соберет быстрее. Работаем вместе (в парах),  справитесь, поднимите руки.

Слайд22. – Ребята, вы собирали снежинки, руки у вас  замерзли, давайте немного согреемся. Сделаем зарядку. Но вы держите ухо востро и считайте, сколько слов я скажу с чередованием гласных в корне, чтобы не сбиться со счета, загибайте пальчик.

Мы долго пробирались по заснеженному лесу. Ветер наклонял деревья то вправо, то влево. Вот зайчишка выскочил из заснеженных кустов и поскакал от нас. Мы потираем ручки, растираем щечки. Ветер подхватывает блестящие снежинки, они кружатся в воздухе и ложатся на землю пушистым ковром.

- Согрелись? А теперь прочитаем предложения, которые вы собрали. Назовем слова, в которых встречается чередование, не забывайте про почему.

Молодцы. А последнее предложение этого текста такое. Из сплетенных ажурных ветвей льется тихая музыка зимы. Хотите послушать хрустальную мелодию зимы?

Слайд 23. –Ребята, мы стали частью этой зимней сказки. А теперь попробуйте создать свою сказку зимы. Может быть кто-то из вас представит себя хрупкой снежинкой, пушистым сугробом, а кто-то просто опишет зимний лес. Напишите сочинение -  миниатюру о зиме.

Проверяем работу.

5.Вы сегодня были внимательны, активны. Как вы чувствовали себя на уроке? Если вам было интересно, комфортно, поднимите солнышко, а если грустно, скучно – тучку. Покажите мне карточку с вашим настроением.

 Домашнее задание. Головоломка. Слайд24 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чередование гласных в корне слова

Тренажер предназначен как для индивидуальной, так и для коллективной работы учащихся. может быть использован при закреплении материала, при повторении, а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ....

Чередование гласных в корне слова

Урок-презентация для 10 класса...

презентация "Обобщение знаний по теме Чередование гласных в корне слова"

В данной презентации содержится материал по темам: "Чередование гласных после шипящих в корне слова", "Буквы и-ы после ц", "Чередование гласных в корнях лаг-лож, раст, рос"...

Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»

Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....

Дидактические материалы для повторительно-обобщающего урока по теме "Чередование гласных в корнях слов"

Данные материалы представляют собой разработки заданий различного типа, которые можно использовать для повторения и обобщения по указанной теме как на уроках русского языка в 6 классе (повышенный уров...

Орфографическая мастерская по составлению таблицы по теме "Чередование гласных в корне слова". 10 класс.

Орфографическая мастерскаяпо созданию опорной таблицы «Чередование гласных в корне слова».Цели: 1. Систематизировать имеющиеся  у учащихся знания о правописании чередующихся гласных в корне...