Обособленные члены предложения ( урок в 11 классе с профильным обучением, 3 часа в неделю)
план-конспект урока (русский язык, 11 класс) на тему
Интегрированный урок русского языка и литературы предназначен для учащихся с профильным обучением, позволяет повторить не только пунктуацию при обособленных членах предложения, но и вспомнить поэзию Серебряного века, выработать алгоритм при решении заданий ЕГЭ, включает в себя как групповую, так и индивидуальную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dlya_pechati.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 11 классе
по УМК Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина
(3 часа русского языка в неделю, профильный уровень).
Учитель русского языка и литературы ГКФОУ МсСВУ
Остапенко Е.В.
Тема: обособленные члены предложения
Цели:
I)учебные:
1)повторить теоретический материал постановки знаков препинания при обособлении второстепенных членов предложения;
2)подготовить учащихся к выполнению заданий А6, А21 ЕГЭ
II)образовательные:
1)развивать умения правильно формулировать и высказывать мысль;
2)расширять кругозор учащихся
III)воспитательные:
1)прививать интерес к поэзии Серебряного века;
2)прививать учащимся нормы правильной литературной речи
Оборудование:
1.Учебники под редакцией Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина
2.Проектор
3.Раздаточный материал
4.Тестовые задания
Ход урока:
I.Оргмомент (1 мин.)
II. Работа над ошибками предыдущего задания ( проверка домашнего задания, 1-2 мин.)
III.Орфоэпическая разминка (1мин.)
В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
I.1)мусоропровОд
2)кремЕнь
3)мЕстностей
4)кранЫ
II.1)низведЁн
2)обзвонИт
3)клалА
4)бАнты
IV.Синтаксическая разминка (отработка заданий А 9, В 3, 2 мин.):
Какие слова являются грамматической основой данного предложения?
На берегу острова Крит недавно обнаружили минойский строительный материал и глиняную посуду вперемешку с округленной галькой, а также ракушками и прочными представителями микроскопической морской фауны.
- обнаружили материал и посуду
- строительный материал обнаружили
- материал обнаружили
- обнаружили
Определите тип односоставного предложения.
Определите тип подчинительной связи выделенных словосочетаний(попутное повторение).
V. Определяем тему урока (данные отрывки проецируются на доску) (знаки препинания в данных предложениях не проставлены, 3 мин.):
1.А здесь в глухом чаду пожара
Остаток юности губя
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
(А. Ахматова)
2.Умирая не скажу: была.
И не жаль и не ищу виновных.
Есть на свете поважней дела
Страстных бурь и подвигов
любовных.
(М. Цветаева)
3.Моим стихам написанным так рано
Что и не знала я что я – поэт
Сорвавшимся как брызги из фонтана
Как искры из ракет…
(М. Цветаева)
4.И убаюкан шагом конным
С отрадной грустью внемлю я
Как ветер звоном однотонным
Идёт – поёт в стволы ружья.
( И. Бунин)
5. Я отрок зажигаю свечи
Огонь кадильный берегу.
Она без мысли и без речи
На том смеётся берегу.
(А. Блок)
-Что общего в данных предложениях?
-Какие второстепенные члены предложения обособляются?
-Какую цель ставим на данном уроке?
Вывод (делают учащиеся):
1)обособляются определения, выраженные причастными оборотами;
2)обособляются обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами;
3)обособляются приложения;
4)обособляются уточняющие члены предложения;
5)обособляются сравнительные обороты
Записываем в тетрадь тему сегодняшнего урока: «Обособленные члены предложения»
VI.Закрепление материала (письменно, 4-5 мин.):
1.Символ несущий
смысловую нагрузку не всегда однозначен.
2.Смысл символов Блока лежащий в запредельном мире имеет своей основой окружающую действительность.
3.Идеал утверждающий надежду и веру на то что победит гармония – Прекрасная Дама.
Задание: расставьте недостающие знаки препинания.
Творческое задание: переделайте предложения так, чтобы получились сложные предложения с придаточными определительными, запишите получившиеся предложения.
VII.Работа над заданием №А 6 (1-2 мин.):
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? Объясните, почему придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом.
1)Маленький зайчонок, который был найден ребятишками в лесу, быстро осмелел и прыгал по всему дому.
2)Боевой вылет эскадрильи, который был намечен на утро, пришлось отменить.
3)Любовь к детям, которая окрыляла старую женщину, давала ей силу жить и надеяться на скорую встречу с ними.
4)Пугачёвский бунт, о котором так интересно писал А.С. Пушкин в своей «Капитанской дочке», по своим масштабам превзошёл все предыдущие крестьянские войны.
(Ответ учащегося : В примере № 4 заменить придаточную часть нельзя, т.к. перед союзным словом стоит предлог; предложение записывается, предлог выделяется в ходе работы над заданием).
VII.Работаем в группе (класс делится на группы, каждая получает своё задание на карточках, 2 мин.)
Группа № 1
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На закате солнца (1) вытянувшись длинными полосами (2) летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то раскалённой(4) печи.
1)1,3 2)1,2 3) 3,4 4) 1,2,3,4
Группа № 2
Молодые мастера живописи(1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали «Артель художников» - первую общественную организацию художников России.
1)1,2,3,4 2) 2,3 3) 2,4 4) 3,4
Группа № 3
Все события (1) обдуманные (2) и пережитые (3) облекались Тютчевым в художественные образы (4) поднимающиеся на высоту философского обобщения.
- 1,3 2)2,3 3) 1,3,4 4) 4
Группа № 4
Перелистывая (1) книги из библиотеки Пушкина (2) и (3) изучая пометки на полях (4) невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем.
- 2,3,4 2)1,2 3) 3,4 4) 4
Группа № 5
Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский – Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».
1)1,2,3,4 2)2 3) 3,4 4) 4
Группа № 6
Гора Талая (1) до самой вершины заросшая сосняком(2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.
- 1 2) 1,2 3) 3,4 4) 1,2,3,4
Группа № 7
Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.
- 1,2 2) 1,2,3 3) 3,4
4)1,2,3,4
Группа № 8
Внезапно осины зашептались (1) с коротким шумом вздрагивая листьями (2) и заволновались, облако белых пушинок сорвалось с их серёжек и (3) словно сговорившись с ветром (4) весело понеслось в темнеющую чащу.
1)1 2) 1,2 3) 3,4 4) 1,2,3,4
VIII. Защита (7-8 мин.).Все задания поочерёдно проецируются на доску
Один представитель группы объясняет постановку знаков препинания.
VIII.Самостоятельная работа в формате ЕГЭ (10 мин.)
(по 5 заданий А5 каждому учащемуся, 8 вариантов на класс)
IX. Подведение итогов (2 мин.).
-Что повторили на уроке?
-Какую цель ставили, исходя из темы?
-Достигли ли этой цели?
IX.Задание на следующий урок (1 мин.):
Параграф 85, упр. № 384 + подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях, обособленные определения графически выделить.
Литература:
1.Сборник «Поэзия Серебряного века»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков РЯ в 8 кл. ( «Обособленные члены предложения». Уроки "1,2)
Представлены первые четыре урока по теме "Обособленные члены" с использованием информационных технологий, материала для подготовки к ГИА и ЕГЭ. ...
Конспекты уроков РЯ в 8 кл.( «Обособленные члены предложения». Уроки №3,4)
Уроки разработаны с использованием информационных технологий, материала для подготовки к ГИА, ЕГЭ...
Урок русского языка по теме: «Обособленные члены предложения». 8-й класс (учебник М.М.Разумовской).
Урок - открытие в изучении данной темы. Главная задача его – вызвать интерес, желание самостоятельно, творчески подойти к освоению новой ступеньки на пути к знаниям. Тематическое содержани...
ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В 7 КЛАССЕ
Как помочь учащимся не путать причастие и деепричастие.причастный и деепричастный оборот...
Обобщение изученного по теме "Обособленные члены предложения", урок русского языка в 8 классе
Технологическая карта урока и дидактический материал для урока русского языка в 8 классе по теме "Обобщение изученного по теме "Обособленные члены предложения"...
«Повторение по теме «Обособленные члены предложения» урок русского языка в 8 классе
Урок русского языка в 8 классе по теме «Повторение по теме «Обособленные члены предложения» - это урок развивающего контроля. Школьники работают в группе, распределяя роли, в парах, ...
Открытый урок в 8 классе Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения.
Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения....