План и образец сочинения ЕГЭ по русскому языку в новом формате 2025
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Павлова Екатерина Сергеевна

Попробовала создать для коллег и учеников образец сочинения по старому тексту, но с учётом новых требований.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План и образец сочинения ЕГЭ по русскому языку в новом формате.

Первый абзац: введение проблемного вопроса, заявленного в качестве темы, в сочинение

Второй абзац: о чём собственно текст + позиция автора

Третий абзац: первый пример-иллюстрация, показывающая, что дало нам возможность понять точку зрения автора

Четвёртый абзац: второй пример с теми же параметрами

Пятый абзац: их связь (про связь много написано в 2021-2024 гг)

Шестой абзац: моё согласие/несогласие с позицией автора с подтверждением иллюстрацией (в соответствии с уточнёнными требованиями)

Седьмой абзац:  заключение (вывод)

Теперь рассмотрим на примере. Итак, у нас текст В. Драгунского, известный "тупой широкой публике" как "текст про лопаты".  

А вот и он:

(1)Когда в выходной выедешь с ребятами за город и тоже целый день собираешь землянику, то потом, ночью, когда земляника уже давно съедена или костяшки убраны, все равно перед глазами долго еще мелькают красные ягодиночки или белые очочки, и никак от них не избавишься. (2)Так было и сейчас. (3)Что бы я ни делал, в голове моей мерно взлетали лопаты. (4)Лопаты. (5)Лопаты. (6)Лопаты. (7)Они погружались в мягкую глинистую почву, сочно чавкающую под режущим лезвием. (8)Они отрывали комья, цепляющиеся за родной пласт, они несли на себе землю, эти непрерывно движущиеся лопаты, они качали землю в своих железных ладонях, баюкали ее или резали аккуратными ломтями. (9)Лопаты шлепали по земле, били по ней, дробили ее, поглаживали, рубили и терзали, заравнивали и подскребывали ее каменистое чрево. (10)Иногда одна лопата, которой орудовал стоящий глубоко внизу человек, взлетала кверху только до половины эскарпа, до приступочки в стене, оставленной для другого человека, тот подставлял другую свою лопату и ждал, пока нижняя передаст ему свой груз, после чего он взметал свою ношу еще выше, к третьему, и только тот выкидывал этот добытый трудом троих людей глиняный самородок на гребень сооружения. (11)Лопаты, только лопаты, ничего, кроме лопат.

(12)И мы держались за эти лопаты, это было наше единственное орудие и оружие, и все-таки, что там ни говори, а мы отрыли этими лопатами такие красивые, ровные и неприступные ни для какого танка рвы, что сердца наши наполнялись гордостью. (13)Эти лопаты, любовь к ним и ненависть крепко сплотили нас, лопатных героев, в одну семью.

(14)Постепенно, день за днем, я узнавал новых людей на трассе. (15)Теперь я уже знал, что вон там, за леском, показывает небывалые рекорды казах Байсеитов - батыр с лицом лукавым и круглым, как сковорода. (16)Но им гордились, его знали все, и я гордился тоже, что знаю его. (17)Я знал также, что слева от меня работает Геворкян, оператор из кино, знаток фольклора и филателист, а с ним рядом Ванька Фролов, голенастый пекарь, белый, словно непроявленный негатив. (18)Вон частушечник, толстый, как сарделька, Сечкин, он любит показывать фотокарточку своих четырех ребят, похожих друг на дружку, точно капельки. (19)Это вот Киселев, печатник, он хворый, грудь болит. (20)Вот неугомонный шестидесятилетний бабник аптекарь Вейсман. (21)Волосатый гигант Бибрик, задумчивый пожарник Хомяков. (22)Масса ополченцев, такая безликая вначале, распалась для меня на сотни частичек - разных, по-разному интересных, построенных на свой манер каждая. (23)Снег падает, вон его сколько, сугробы, а каждая снежинка откована по-особому - протри глаза!

(24)В эти дни установилась славная, почти летняя погодка, здесь не было затемнения, налетов не было и бомбежек, не было патрулей, ночных дежурств, и все мы немного оздоровились, подзагорели, налились в мускулах. (25)Работали горячо, на совесть, потому что отчаянно верили, что делаем самое главное, помогаем своими руками, своим личным трудом близкому делу победы.

(По В. Драгунскому*)

А вот, собственно и сочинение:

Напишите сочинение на тему «Что помогло народу сплотиться перед общей бедой в тяжёлые годы Великой Отечественной войны?»

1) В предложенном для анализа тексте В.Драгунский поднимает проблемный вопрос «Что помогло народу сплотиться перед общей бедой в тяжёлые годы Великой Отечественной войны?»

2) Рассказ ведётся от лица ополченца, в первый год Великой Отечественной войны работающего на сооружении оборонительных укреплений и рытье противотанковых рвов на подступах к Москве. Позиция автора не высказано прямо, но её можно точно определить: желание каждого отдать силы на борьбу с врагом, внести свой вклад в общее дело, уверенность людей в победе и готовность сделать для неё всё возможное и невозможное - вот то, что объединило советский народ в годы Великой Отечественной войны.

3) Чтобы понять позицию автора, читателю важно разобраться с тем, о чём повествует рассказчик. Например, в его рассказе часто встречается слово «лопаты»: «Лопаты. Лопаты. Лопаты. …шлёпали по земле, били по ней, … рубили…» -  мы чувствуем напряжённую работу людей, ни на секунду не отвлекающихся от своего дела, знающих, что здесь и сейчас этими лопатами они тоже борются с врагом. Рассказчик называет эти простые инструменты «орудием и оружием», и мы понимаем: ополченцы чувствуют себя частью огромной воюющей страны, только их фронт – земля, а их винтовки – лопаты, и их сердце наполняется гордостью от осознания собственного вклада в общее дело.

4) Далее рассказчик знакомит нас с «лопатными героями». Среди них хворый печатник Киселёв, пекарь Ванька Фролов, отец четырёх детей Сечкин, кинооператор Геворкян, шестидесятилетний аптекарь Вайсман, пожарник Хомяков - можно догадаться,  что все эти люди по разным причинам не попали на фронт: кто-то находится на так называемой «брОни», кто-то не прошёл по возрасту или по здоровью, но все они пришли в ополчение, чтобы стать единым целым, потому что отчаянно верили, что надо делать главное: помогать своим личным трудом «близкому делу Победы».

5) Первый пример погружает нас в мир тяжелейшей, «до мелькания в глазах», физической работы огромной «безликой массы», а второй пример дополняет первый и знакомит с семьёй «лопатных героев», показывая, что это труд во имя Победы и есть то, что объединяет отдельных людей.

6) С В.Драгунским трудно не согласиться. Только благодаря общей вере в Победу и готовности каждого человека внести в это великое дело свой, пусть и небольшой, вклад и позволило советским людям объединиться и уничтожить в страшной войне грозного и сильного врага.

Читая этот отрывок, я вспомнила стихотворение Юлия Друниной «Ополченец», в котором как раз и рассказывалось о, казалось бы, немощных людях, вставших на борьбу с фашистами :

Редели, гибли русские полки.
Был прорван фронт.
Прорыв зиял, как рана.
Тогда-то женщины,
Подростки,
Старики
Пошли на армию Гудериана.
Шла профессура,
Щурясь сквозь очки,
Пенсионеры
В валенках подшитых,
Студентки —
Стоптанные каблучки,
Домохозяйки —
Прямо от корыта.
И шла вдова комбата,
Шла в… манто —
Придумала, чудачка, как одеться!
Кто в ополченье звал ее? Никто.
Никто, конечно, не считая сердца…

7) Именно такое глубокое чувство сопричастности, необходимости каждого усилия, вложенного в дело победы, вера в неё и желание отдать всё возможное и объединило людей в годы Великой отечественной войны.

Дорогие коллеги, спасибо, что, пусть и «взяв на слабо», сподобили это сделать… И дети скажут спасибо, они давно просили. Все-таки профессиональные сообщества – великая сила!                    С уважением, Павлова Е.С. ГБОУ Школа №1253


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шаблон написания сочинения- рассуждения по русскому языку в формате ЕГЭ

Данный шаблон даёт возможность обучить учащихся 10-11 классов написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ....

Тест в формате ЕГЭ по русскому языку, соответствует новой демоверсии

Тест для 11 класса для проведения диагностической работы по русскому языку....

Тест в формате ЕГЭ по русскому языку, соответствует новой демоверсии

Тест по рускому  языку для проведения диагностической работы по русскому языку в 11 классе....

Форма черновика (схема-таблица) сочинения-рассуждения по русскому языку в формате ЕГЭ (задание 27)

Форма черновика (схема-таблица) сочинения-рассуждения по русскому языку в формате ЕГЭ (задание 27). Работа с данным черновиком (схемой) помогает отработать написание сочинения-рассуждения по критериям...

План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2023

Написание сочинения- рассужения относится к повышенному уровню сложности. В данном материале дан алгоритм написания сочинения - рассуждения в формате ЕГЭ.Изучив данный материал, учащиеся научатся прав...

Памятка для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2025

В "Памятке" приводятся клише и даются методические рекомендации....