Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку
Предварительный просмотр:
Ч А Й К И
(1) Они появились неожиданно, эти большие серые птицы. (2) Л..тели за т..плоходом пл..нировали широко раскинув крылья и вдруг выпуская кр..сноватые лапки пикировали на пе(н,нн)ые буруны вздымающиеся над в..дя(н,нн)ым пространством. (3) Это были морские чайки (не) похожие на наших, речных. (4) Тела их, серовато-белые, точеные, переливались в ярких лучах дневного солнца. (5) Где-то на середине широких крыльев белый цвет переходил в серый, густой, мягкий, бархатистый. (6) Они были очень красивы, эти чайки над Енисеем! (7) Первыми заметили чаек дети. (8) Маленький мальчик, белоголовый, в матроске, крикнул: - Мама, чайки! (9) И застыл, завороженный, у борта. (10) Скоро вся палуба была полна людьми ... (11) Чайки, плавно проносясь, на секунду застывали на гребне и тут же взмывали, зажимая в клювах добычу ... (12) Чаек становилось все больше. (13) Они чертили воздух, взлетали, садились и что-то гортанно, с клекотом кричали. (14) Люди на палубе кричали, как дети, в ответ, махали руками. (15) Я смотрел на своих знакомых и не узнавал их. (16) Куда девалась их солидность!.. (17) И вдруг появился этот человек, в надвинутой на брови кепке, в темном пиджаке, с руками, покрытыми густой паутиной наколки. (18) Он подошел к мальчику в матроске, положил тяжёлую руку ему на голову и спросил: - Хочешь чайку? (19) - Хочу. (20) Человек засмеялся: - Сейчас мы его. (21) Он вынул из кармана моток суровых ниток, поискал и вытянул большой четырехзубый крючок, похожий на жало. (22) - Сейчас мы его, - повторил человек и повернулся к мальчику: - Дай-ка хлеба. (23) Мальчик принес хлеба. (24) Человек утопил жало в мякоти, залепил его со всех сторон на широкой темной ладони. (25) Он работал аккуратно, (не) торопясь, со знанием дела. (26) Все смотрели и молчали. (27) Человек подергал нитку повыше крючка и бросил его за борт. (28) На палубе стало тихо. (29) Молчали взрослые, молчали ребята ... (30) Кусок хлеба за кормой то возникал, покачиваясь на гребне, то исчезал в провалах между волнами. (31) Моток в руках человека разматывался и таял. (32) Человек пускал дым сквозь едва разжимавшиеся губы и цедил: - Сейчас мы его. (33) Чайки проносились над предательским куском, почти касаясь его крыльями, пикировали, но почему-то все время промахивались. (34) Вдруг одна качнула раскинутыми крыльями, и мы поняли: она будет пикировать.4 (35) Это была очень красивая чайка, с почти перламутровым телом. (36) Она камнем упала на гребень и взмыла, вскинув красивую голову. (37) В клюве белел размокший кусок хлеба. (38) Мы все, кто стоял на палубе, радостно, ликующе, торжествующе закричали, восторженно замахали руками.4 (39) Человек с тёмными наколотыми руками торопливо смотал бечёвку, подхватил пустой четырёхзубый крючок и спросил: - У кого есть хлеб? (40) Никто ему не ответил.
(326 слов.)
(По Ю. Графскому)
- Объясните смысл заглавия, предложите свой вариант с пояснением.
- Определите тему, проблему, позицию автора.
- Определите тип и стиль речи, докажите.
- Выпишите ключевые слова, укажите номера ключевых предложений.
- Выпишите примеры средств художественной выразительности (задание 22 ЕГЭ) Например: эпитет - доверчивый взгляд
- Списать 2 и 3 предложения, обозначить орфограммы, расставить и объяснить знаки препинания.
- Выполнить синтаксический разбор предложений 11, 34.
- Списать и объяснить написание Н-НН:
- раненный в бою
- крашеная рама
- званый ужин
- вещь спрятана
- девочка взволнованна
- ветреный день
- старинная вещь
- серебряная монета
- нерешённая задача з
- заворожённый взгляд
Темы для ИС
1. Каждый ли человек может испытывать муки совести?
2. Бывают ли ситуации, в которых преступление может быть оправдано?
3. Как вы понимаете высказывание философа Сенеки: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы»?
4. Почему важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор?
5. Почему люди становятся преступниками?
6. Почему говорят, что мы раскаиваемся не только в плохих, но и в хороших делах? 7. Почему Ф.М. Достоевский назвал совесть «действием Бога в человеке?»
8. Легко ли всегда поступать по совести?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме: "Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста"
Данная методическая разработка позволяет повторить и обобщить материал, изученный за курс средней школы, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа....
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста»
Задачи урока: · Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике,...
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста»
Задачи урока: · Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике,...
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме: "Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста."
Урок посвящен систематизации теоретических знаний по развитию речи, умению работя с тестами ЕГЭ, комплексному анализу текста....
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста»
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ, комплексный анализ текста» по русскому языку для 11 класса...
Подготовка к ВПР. Комплексный анализ текста
Творческий урок подготовки к ВПР, в основе работа с "детским языком" сказок Людмилы Петрушевской. Дети учатся видеть закономерности языка....
Конспект урока русского языка 11 класс Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста
Конспект урока русского языка в 11 классе для подготовик к ЕГЭ....