Подготовка к ВПР. Комплексный анализ текста
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Вихарева Ольга Михайловна

Творческий урок подготовки к ВПР,  в основе работа с "детским языком" сказок Людмилы Петрушевской. Дети учатся видеть закономерности языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Подготовка к ВПР. Комплексный анализ текста на примере сказки Л.Петрушевской».

Дата: 06.03.2018

Учитель: Вихарева Ольга Михайловна

Ход урока:

Деятельность  учителя

Деятельность учащегося

1. Приветствие. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку

2. Целеполагание.

- Итак, ребята, как вы считаете, какова цель нашего урока, чему мы с вами должны сегодня научиться?

 Ответы учащихся.

 (ВПР – Всероссийская проверочная работа. Цель занятий – подготовиться к написанию ВПР, обобщить учебный материал, сформировать и улучшить навыки работы с текстом. Получить высокие результаты за ВПР)

3. Знакомство с материалом урока:

- ВПР включает 12 заданий из разных разделов науки о языке. С ними вы уже знакомы. Давайте попробуем соотнести задания ВПР с разделами русского языка.

- Объем учебного материала огромен. Готовиться к такой емкой по содержанию работе –  дело ответственное, но просто выполнять задания довольно скучно, поэтому сегодня мы с вами разнообразим нашу привычную деятельность по подготовке к ВПР. Предлагаю вам поработать с необычным текстом.

А в конце урока вы попробуете ответить на вопрос: почему для подготовки к ВПР мной был выбран такой текст?

*Ознакомление с маршрутными листами.

*Учитель читает текст

- Понравился ли вам текст?

- Понятно ли вам его содержание?

- Как вы считаете, можно ли применить данный текст для выполнения заданий ВПР?

Ответы учащихся.

Задание № 1 – орфография и пунктуация;

Задание № 2 – фонетика, морфемика, морфология, синтаксис.

Задание № 3 – орфоэпия;

Задание № 4 - морфология

Задание № 5, 6,7 – синтаксис и пунктуация;

Задание №  8, 9, 10 – стилистика, анализ текста;

Задание № 11,12  – лексика.

Знакомство с текстом сказки Л.Петрушевской «Пуски Бятые» (учащиеся слушают чтение учителя, следят за чтением текста в маршрутном листе):

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

 - Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

 - Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

 Калушата Бутявку вычучили.

 Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит калушатам:

 - Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

 А Бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Ответы учащихся.

4. Практическая работа с текстом.

1. - Предлагаю начать с задания № 4 ВПР, определить части речи, которые есть в этом тексте. Как вы думаете, это возможно?

В ваших маршрутных листах – это задание № 2, там же есть для вас подсказки по определению части речи слов в тексте.

 - Молодцы! С первым заданием справились. Вы должны были заметить одну важную закономерность. Какую?

2. - Давайте попробуем выполнить и морфологический разбор слов и проверим, можно ли у них определить те же морфологические признаки, что и  у русских слов?

Выполняем совместную проверку.

3. Отлично! Вы справились с таким сложным заданием. У нас с вами есть еще один разбор – по составу, так как слова необычные выполнить полный разбор по составу будет проблематично, а вот найти однокоренные слова, думаю, вам будет под силу.

4. Очень хорошо! С еще одним нелегким делом справились, переходим к еще более сложным заданиям.

5, 6, 7 задание ВПР – это расстановка знаков препинания. В нашем чудесном тексте они уже расставлены, поэтому я его немного преобразовала. Посмотрите в свои маршрутные листы и выполните

1. Работают с отрывком текста, с помощью подсказки задают к словам вопросы и выделяют окончания, подписывют сверху часть речи слов:

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

 - Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

 - Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

 

Слова хоть и выдуманные, но составлены по аналогии со словами в русском языке, имеют те же окончания и отвечают на те же вопросы.

2. Выполняют в маршрутном листе морфологический разбор слова, вписывая необходимые характеристики слова в соответствующие пункты:

И увазила Бутявку3

 

3. Выписывают из текста однокоренные слова,  выделяют корни и окончания.

4. Внимательно изучают предложения текста и знаки препинания, выполняют следующие задания в маршрутном листе:

1. Найдите и выпишите предложение с обращением, обозначьте графически его в тексте, нарисуйте схему.

2. Найдите и выпишите предложение с однородными членами, обозначьте графически их в тексте, нарисуйте схему.

3. Дайте характеристику предложению: Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки (если хватит времени).

5. Подведение промежуточных итогов.

Итак, мы с вами провели огромную работу с текстом и подошли, наверное, к самому сложному заданию. При выполнении этого задания вам больше понадобятся не только ваши знания, но и ваша фантазия. Давайте попробуем пофантазировать и перевести текст на русский язык.

А вы обратили внимание на то, что у этого текста есть автор?  Вам, наверное,  интересно, как взрослому человеку пришла на ум идея написать такой странный рассказ на непонятном языке. А я вам сейчас расскажу: «Наташе был годик, и она никаких сказок не понимала. Пела ей мама на ночь, а однажды мама подумала и решила рассказать ей сказку на ее же языке. И начала: «Сяпала Калуша по напушке….»И Наташа все поняла, засмеялась и уселась слушать» .

 Другие аналогичные необычные произведения вы можете в книге «Лингвистические сказки». Кроме того у Л. Петрушевской есть «Дикие животные сказки», «Настоящие сказки» и  «Морские помойные рассказы», которые я обязательно рекомендую вам почитать и, думаю, они вам очень понравятся!

Вместе с учителем переводят текст.

Гуляла курица с цыплятами  по опушке. Подхватила божью коровку и говорит:

- Цыплята! Цыпляточки! Гусеница!

Цыплята подумали и решили гусеницу склевать.

И поссорились.

А курица говорит:

- Оее! Оее! Гусеница-то несъедобная!

Цыплята гусеницу бросили.

Гусеница отряхнулась, улыбнулась и уползла с опушки.

Курица говорит цыплятам:

- Цыплята! Не ешьте гусениц, гусеницы добрые и самые-самые невкусные. От гусениц ссорятся.

А гусеница как закричит за опушкой:

- Цыплята поссорились! Самые недружные! Птицы жадные! 

6. Выводы.

Почему для подготовки к ВПР мной был выбран такой текст?

Все, что люди создают в мире совершается при помощи языка. Без него немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство, жизнь. Из всех орудий язык – самое удивительное и самое сложное. Ребята, помните: словарный запас без грамматики не составляет языка. Знание законов, норм, правил литературного языка составляет успешное овладение языком и, конечно, хорошие результаты ВПР.

Ответы учащихся.

ДЗ

ДЗ на маршрутных листах.



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист урока русского языка

«Подготовка к ВПР. Комплексный анализ текста»

6 марта 2019

По маршруту следует:_______________________________

                                                                                    впиши сюда свое имя и фамилию

Задание № 1. Перед тобой сказка Людмилы Петрушевкой, внимательно следи за чтением учителя, постарайся понять смысл текста:

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

 - Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

 - Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

 Калушата Бутявку вычучили.

 Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит калушатам:

 - Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

 А Бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Задание № 2. Определи часть речи слов в отрывке из сказки, используй подсказки справа:

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. Увазила Бутявку, и волит:

 - Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

 - Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

1. Имя сущ. обозначает предмет или живое существо, отвечает на  вопросы: кто? что?

+ вопросы косвенных падежей (Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.).

2. Глаголы обозначают действие предмета, отвечают на вопросы: что делать? Что сделать? И др.

3. Имя прил. Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Вспомни, какие окончания бывают у сущ., прил., глаг.

Задание № 3. Выполни морфологический разбор слова из предложения: Увазила Бутявку3, и волит, заполнив пропуски ниже.

  1. Бутявку (____________?) часть речи_____________
  2. Начальная форма (И.п., ед.ч.): __________________
  3. Пост. призн.: склонение _______, род________, собственное/нарицательное, одушевл/неодушевл                          (обведи или подчеркни правильный ответ)  
  4. Непост. призн.: падеж_________, число__________
  5. Роль в предложении:__________________________

Задание № 4. Выпиши из отрывка сказки однокоренные слова, выдели корни и окончания:

А Калуша волит калушатам:

 - Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

 А Бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

______________________________________________________

___________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 5. 

1. Найди и выпиши предложение с обращением, обозначь его графически, нарисуй схему:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Найди и выпиши предложение с однородными членами, обозначь графически их в тексте, нарисуй схему_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Используй это поле для заметок при переводе текста сказки на русский язык: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание:

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Зима (в) этот год ст..яла тёплая. (В) воздух.. в..сел дым. Сне(к,г)  вып..дал и тотч..с таял. Мокрые в..роны садились (на) печ..ные трубы, чтобы о..сохнуть т..лкались каркали друг (на) друга. Около мел..ничного лотка в..да (не) замерзала а стояла ч..рная, тихая и (в) ней круж..лись льдинки.

Панкрат поч..нил (к) тому врем..ни мел..ницу и соб..рался молоть хлеб, - х..зяйки жаловались что мука к..нча..т..ся  осталось (у)  каждой на два-три дня  а зерно лежит (не)молотое.

(В) один (из) таких тёплых серых дней раненый конь постуч..л мордой (в) к..литку (к) (ф,Ф)илькиной бабк... Бабки (не) было дома, а (ф,Ф)илька с..дел (за) столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный сол_ю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ВПР. Комплексный анализ текста

Слайд 2

Всероссийская проверочная работа состоит из 12 заданий Соотнесите задания ВПР с разделами науки о языке.

Слайд 3

Задание № 1 – орфография и пунктуация; Задание № 2 – фонетика, морфемика , морфология, синтаксис. Задание № 3 – орфоэпия; Задание № 4 - морфология Задание № 5, 6,7 – синтаксис и пунктуация; Задание № 8, 9, 10 – стилистика, анализ текста; Задание № 11,12 – лексика.

Слайд 4

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке . И увазила Бутявку , и волит : - Калушата ! Калушаточки ! Бутявка ! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали . И подудонились . А Калуша волит : - Оее ! Оее ! Бутявка -то некузявая ! Калушата Бутявку вычучили . Бутявка вздребезнулась , сопритюкнулась и усяпала с напушки . А Калуша волит калушатам : - Калушаточки ! Не трямкайте бутявок , бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые . От бутявок дудонятся . А Бутявка волит за напушкой : - Калушата подудонились ! Зюмо некузявые ! Пуськи бятые !

Слайд 5

«Перевод» текста на русский язык: Гуляла курица с цыплятами по опушке. Подхватила гусеницу и говорит: - Цыплята! Цыпляточки ! Гусеница! Цыплята подумали и решили гусеницу склевать . И поссорились. А курица говорит: - Оее ! Оее ! Гусеница-то несъедобная! Цыплята гусеницу бросили. Гусеница отряхнулась, улыбнулась и уползла с опушки. Курица говорит цыплятам: Цыплята ! Не ешьте гусениц, гусеницы добрые и самые-самые невкусные . От гусениц ссорятся. А гусеница как закричит за опушкой: - Цыплята поссорились! Самые недружные! Птицы жадные!

Слайд 7

Самое удивительное и самое сложное орудие в жизни человека –ЯЗЫК. Словарный состав русского языка без грамматики – это еще не язык! Изучение законов, норм, правил литературного языка – это и есть овладение языком и, конечно, хорошие результаты ВПР. УСПЕХОВ в ОВЛАДЕНИИ РУССКИМ ЯЗЫКОМ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме: "Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста"

Данная методическая разработка позволяет повторить и обобщить материал, изученный за курс средней школы, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа....

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста»

Задачи урока: ·        Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике,...

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста»

Задачи урока: ·        Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике,...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме: "Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста."

Урок посвящен систематизации теоретических знаний по развитию речи, умению работя с тестами ЕГЭ, комплексному анализу текста....

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста»

       Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ, комплексный анализ текста»    по  русскому  языку  для  11  класса...

Конспект урока русского языка 11 класс Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста

Конспект урока русского языка в 11 классе для подготовик к ЕГЭ....