Подготовка к ВПР. Комплексный анализ текста
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Творческий урок подготовки к ВПР, в основе работа с "детским языком" сказок Людмилы Петрушевской. Дети учатся видеть закономерности языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 20.9 КБ |
Маршрутный лист | 25.82 КБ |
Презентация к уроку | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Подготовка к ВПР. Комплексный анализ текста на примере сказки Л.Петрушевской».
Дата: 06.03.2018
Учитель: Вихарева Ольга Михайловна
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1. Приветствие. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку |
2. Целеполагание. - Итак, ребята, как вы считаете, какова цель нашего урока, чему мы с вами должны сегодня научиться? | Ответы учащихся. (ВПР – Всероссийская проверочная работа. Цель занятий – подготовиться к написанию ВПР, обобщить учебный материал, сформировать и улучшить навыки работы с текстом. Получить высокие результаты за ВПР) |
3. Знакомство с материалом урока: - ВПР включает 12 заданий из разных разделов науки о языке. С ними вы уже знакомы. Давайте попробуем соотнести задания ВПР с разделами русского языка. - Объем учебного материала огромен. Готовиться к такой емкой по содержанию работе – дело ответственное, но просто выполнять задания довольно скучно, поэтому сегодня мы с вами разнообразим нашу привычную деятельность по подготовке к ВПР. Предлагаю вам поработать с необычным текстом. А в конце урока вы попробуете ответить на вопрос: почему для подготовки к ВПР мной был выбран такой текст? *Ознакомление с маршрутными листами. *Учитель читает текст - Понравился ли вам текст? - Понятно ли вам его содержание? - Как вы считаете, можно ли применить данный текст для выполнения заданий ВПР? | Ответы учащихся. Задание № 1 – орфография и пунктуация; Задание № 2 – фонетика, морфемика, морфология, синтаксис. Задание № 3 – орфоэпия; Задание № 4 - морфология Задание № 5, 6,7 – синтаксис и пунктуация; Задание № 8, 9, 10 – стилистика, анализ текста; Задание № 11,12 – лексика. Знакомство с текстом сказки Л.Петрушевской «Пуски Бятые» (учащиеся слушают чтение учителя, следят за чтением текста в маршрутном листе): Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: - Оее! Оее! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: - Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой: - Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! Ответы учащихся. |
4. Практическая работа с текстом. 1. - Предлагаю начать с задания № 4 ВПР, определить части речи, которые есть в этом тексте. Как вы думаете, это возможно? В ваших маршрутных листах – это задание № 2, там же есть для вас подсказки по определению части речи слов в тексте. - Молодцы! С первым заданием справились. Вы должны были заметить одну важную закономерность. Какую? 2. - Давайте попробуем выполнить и морфологический разбор слов и проверим, можно ли у них определить те же морфологические признаки, что и у русских слов? Выполняем совместную проверку. 3. Отлично! Вы справились с таким сложным заданием. У нас с вами есть еще один разбор – по составу, так как слова необычные выполнить полный разбор по составу будет проблематично, а вот найти однокоренные слова, думаю, вам будет под силу. 4. Очень хорошо! С еще одним нелегким делом справились, переходим к еще более сложным заданиям. 5, 6, 7 задание ВПР – это расстановка знаков препинания. В нашем чудесном тексте они уже расставлены, поэтому я его немного преобразовала. Посмотрите в свои маршрутные листы и выполните | 1. Работают с отрывком текста, с помощью подсказки задают к словам вопросы и выделяют окончания, подписывют сверху часть речи слов: Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: - Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Слова хоть и выдуманные, но составлены по аналогии со словами в русском языке, имеют те же окончания и отвечают на те же вопросы. 2. Выполняют в маршрутном листе морфологический разбор слова, вписывая необходимые характеристики слова в соответствующие пункты: И увазила Бутявку3
3. Выписывают из текста однокоренные слова, выделяют корни и окончания. 4. Внимательно изучают предложения текста и знаки препинания, выполняют следующие задания в маршрутном листе: 1. Найдите и выпишите предложение с обращением, обозначьте графически его в тексте, нарисуйте схему. 2. Найдите и выпишите предложение с однородными членами, обозначьте графически их в тексте, нарисуйте схему. 3. Дайте характеристику предложению: Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки (если хватит времени). |
5. Подведение промежуточных итогов. Итак, мы с вами провели огромную работу с текстом и подошли, наверное, к самому сложному заданию. При выполнении этого задания вам больше понадобятся не только ваши знания, но и ваша фантазия. Давайте попробуем пофантазировать и перевести текст на русский язык. А вы обратили внимание на то, что у этого текста есть автор? Вам, наверное, интересно, как взрослому человеку пришла на ум идея написать такой странный рассказ на непонятном языке. А я вам сейчас расскажу: «Наташе был годик, и она никаких сказок не понимала. Пела ей мама на ночь, а однажды мама подумала и решила рассказать ей сказку на ее же языке. И начала: «Сяпала Калуша по напушке….»И Наташа все поняла, засмеялась и уселась слушать» . Другие аналогичные необычные произведения вы можете в книге «Лингвистические сказки». Кроме того у Л. Петрушевской есть «Дикие животные сказки», «Настоящие сказки» и «Морские помойные рассказы», которые я обязательно рекомендую вам почитать и, думаю, они вам очень понравятся! | Вместе с учителем переводят текст. Гуляла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит: - Цыплята! Цыпляточки! Гусеница! Цыплята подумали и решили гусеницу склевать. И поссорились. А курица говорит: - Оее! Оее! Гусеница-то несъедобная! Цыплята гусеницу бросили. Гусеница отряхнулась, улыбнулась и уползла с опушки. Курица говорит цыплятам: - Цыплята! Не ешьте гусениц, гусеницы добрые и самые-самые невкусные. От гусениц ссорятся. А гусеница как закричит за опушкой: - Цыплята поссорились! Самые недружные! Птицы жадные! |
6. Выводы. Почему для подготовки к ВПР мной был выбран такой текст? Все, что люди создают в мире совершается при помощи языка. Без него немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство, жизнь. Из всех орудий язык – самое удивительное и самое сложное. Ребята, помните: словарный запас без грамматики не составляет языка. Знание законов, норм, правил литературного языка составляет успешное овладение языком и, конечно, хорошие результаты ВПР. | Ответы учащихся. |
ДЗ | ДЗ на маршрутных листах. |
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист урока русского языка
«Подготовка к ВПР. Комплексный анализ текста»
6 марта 2019
По маршруту следует:_______________________________
впиши сюда свое имя и фамилию
Задание № 1. Перед тобой сказка Людмилы Петрушевкой, внимательно следи за чтением учителя, постарайся понять смысл текста:
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Задание № 2. Определи часть речи слов в отрывке из сказки, используй подсказки справа:
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. Увазила Бутявку, и волит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: - Оее! Оее! Бутявка-то некузявая! | 1. Имя сущ. обозначает предмет или живое существо, отвечает на вопросы: кто? что? + вопросы косвенных падежей (Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.). 2. Глаголы обозначают действие предмета, отвечают на вопросы: что делать? Что сделать? И др. 3. Имя прил. Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Вспомни, какие окончания бывают у сущ., прил., глаг. |
Задание № 3. Выполни морфологический разбор слова из предложения: Увазила Бутявку3, и волит, заполнив пропуски ниже.
- Бутявку (____________?) часть речи_____________
- Начальная форма (И.п., ед.ч.): __________________
- Пост. призн.: склонение _______, род________, собственное/нарицательное, одушевл/неодушевл (обведи или подчеркни правильный ответ)
- Непост. призн.: падеж_________, число__________
- Роль в предложении:__________________________
Задание № 4. Выпиши из отрывка сказки однокоренные слова, выдели корни и окончания:
А Калуша волит калушатам: - Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой: - Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! | ______________________________________________________ ___________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Задание № 5.
1. Найди и выпиши предложение с обращением, обозначь его графически, нарисуй схему:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Найди и выпиши предложение с однородными членами, обозначь графически их в тексте, нарисуй схему_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Используй это поле для заметок при переводе текста сказки на русский язык: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание:
Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Зима (в) этот год ст..яла тёплая. (В) воздух.. в..сел дым. Сне(к,г) вып..дал и тотч..с таял. Мокрые в..роны садились (на) печ..ные трубы, чтобы о..сохнуть т..лкались каркали друг (на) друга. Около мел..ничного лотка в..да (не) замерзала а стояла ч..рная, тихая и (в) ней круж..лись льдинки.
Панкрат поч..нил (к) тому врем..ни мел..ницу и соб..рался молоть хлеб, - х..зяйки жаловались что мука к..нча..т..ся осталось (у) каждой на два-три дня а зерно лежит (не)молотое.
(В) один (из) таких тёплых серых дней раненый конь постуч..л мордой (в) к..литку (к) (ф,Ф)илькиной бабк... Бабки (не) было дома, а (ф,Ф)илька с..дел (за) столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный сол_ю.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Всероссийская проверочная работа состоит из 12 заданий Соотнесите задания ВПР с разделами науки о языке.
Задание № 1 – орфография и пунктуация; Задание № 2 – фонетика, морфемика , морфология, синтаксис. Задание № 3 – орфоэпия; Задание № 4 - морфология Задание № 5, 6,7 – синтаксис и пунктуация; Задание № 8, 9, 10 – стилистика, анализ текста; Задание № 11,12 – лексика.
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке . И увазила Бутявку , и волит : - Калушата ! Калушаточки ! Бутявка ! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали . И подудонились . А Калуша волит : - Оее ! Оее ! Бутявка -то некузявая ! Калушата Бутявку вычучили . Бутявка вздребезнулась , сопритюкнулась и усяпала с напушки . А Калуша волит калушатам : - Калушаточки ! Не трямкайте бутявок , бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые . От бутявок дудонятся . А Бутявка волит за напушкой : - Калушата подудонились ! Зюмо некузявые ! Пуськи бятые !
«Перевод» текста на русский язык: Гуляла курица с цыплятами по опушке. Подхватила гусеницу и говорит: - Цыплята! Цыпляточки ! Гусеница! Цыплята подумали и решили гусеницу склевать . И поссорились. А курица говорит: - Оее ! Оее ! Гусеница-то несъедобная! Цыплята гусеницу бросили. Гусеница отряхнулась, улыбнулась и уползла с опушки. Курица говорит цыплятам: Цыплята ! Не ешьте гусениц, гусеницы добрые и самые-самые невкусные . От гусениц ссорятся. А гусеница как закричит за опушкой: - Цыплята поссорились! Самые недружные! Птицы жадные!
Самое удивительное и самое сложное орудие в жизни человека –ЯЗЫК. Словарный состав русского языка без грамматики – это еще не язык! Изучение законов, норм, правил литературного языка – это и есть овладение языком и, конечно, хорошие результаты ВПР. УСПЕХОВ в ОВЛАДЕНИИ РУССКИМ ЯЗЫКОМ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме: "Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста"
Данная методическая разработка позволяет повторить и обобщить материал, изученный за курс средней школы, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа....
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста»
Задачи урока: · Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике,...
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста»
Задачи урока: · Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике,...
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме: "Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста."
Урок посвящен систематизации теоретических знаний по развитию речи, умению работя с тестами ЕГЭ, комплексному анализу текста....
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста»
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ, комплексный анализ текста» по русскому языку для 11 класса...
Конспект урока русского языка 11 класс Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста
Конспект урока русского языка в 11 классе для подготовик к ЕГЭ....